История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Правление Елизаветы 1 и проблема recusansy .

2021-06-30 64
Правление Елизаветы 1 и проблема recusansy . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В 1553 г. на трон взошла Мария Тюдор, дочь Генриха VIII и ярой католички Екатерины Арагонской. Новая королева принялась восстанавливать «истинную веру». Кровавым гонениям подверглись протестанты, в результате чего Мария Тюдор обрела свое прозвище «Кровавая Мэри». К несчастью для католиков, Мария умерла бездетной. На смертном одре она неохотно согласилась передать власть своей сводной сестре Елизавете, заставив ее все же поклясться править как истинная католическая королева. И как мы дальше увидим, Елизавета свое обещание не выполнила.

Жители Англии видели в преобладании католичества опасность для английской независимости, но к переменам не стремились. Соответственно перед Елизаветой встал трудная задача – воссоздать англиканскую церковь.

Помимо внутренних проблем были и внешние. Елизавета находилась в католическом окружении: Англия была в состоянии войны с Францией, а реакция Рима на ее воцарение была непредсказуемой. Но, не смотря на все опасности, Елизавета следовала намеченным курсом. Сразу после прихода к власти королева остановила процессы против еретиков, и все обвиняемые были освобождены.

Первый парламент при Елизавете был созван в 1559 г., а в феврале того же года Тайный Совет представил в нижнюю палату билли (юридические бумаги), предполагавшие восстановление королевской супрематии, а также протестантской литургии. Позже билли были слиты в один законопроект, который не прошел палату лордов, которую возглавляли католические епископы и пэры. Правительству пришлось идти на компромисс. Билль разделили на два:

- Первый даровал королеве титул «Верховного правителя» (SupremeGovernor), а не «Главы» (SupremeHead) Англиканской церкви и отменял статуты о преследовании еретиков. (О супремации).

- Второй билль «о единообразии» восстанавливал протестантское богослужение в форме, предписанной «Книгой общих молитв» 1552; слова священника были сформулированы таким образом, чтобы допустить католическое понимание евхаристии. Это показало преемственность с католическим прошлым и облегчило прохождение биллей через палату лордов.

Первый билль приняли светские пэры. Второй билль с трудом прошел палату, и его не приняли все епископы. По сути, изменения в стране были проведены светскими людьми, вопреки мнению клира.

Как отмечает автор, для значительной части населения, новая религия оказалась слишком протестантской (стр. 22), поэтому новую религию пришлось поддерживать, как при помощи проповеди, так и при помощи принуждения. Акт 1559 г. о супрематии не только провозглашал власть короны над английской церковью и отвергал власть папы, но и требовал принесения присяги в согласии с этими принципами от всех должностных лиц и от тех, кто получал ученную степень в университетах или посвящался в духовный сан. (StatutesoftheRealm, IV, 253). «Я… свидетельствую и заявляю по совести, что Ее Величество Королева есть единственная верховная правительница королевства и прочих Ее Величества земель и территорий, как в отношении дел духовных и церковных, так и светских; и что ни один иностранный государь, прелат, монарх или властелин не имеет и не должен иметь власти, полномочий, привилегий церковных и духовных в пределах королевства.»

Таким образом, через присягу, человек признавал власть королевы и отвергал власть папы, как церковного главы. Непринятие этих установок грозило лишением всех полномочий, а повторный инцидент рассматривался, как государственная измена.

Согласно статуту о единообразии, священники были обязаны соблюдать порядок литургии, предписанный «Книгой Общих Молитв» (1552 г.) под страхом тюремного заключения и лишения бенефиция. Мирян, которые заставляли священников служить католическую мессу, сначала штрафовали, а при повторном нарушении карали пожизненным заключением.

Но стоит отметить, что в 60-е годы ΧVII века, карательные меры не применялись слишком широко. Несмотря на давление со стороны протестантов-радикалов, Елизавета не позволила казнить свергнутых католических епископов.

Многие приходские священники считали елизаветинскую Реформацию явлением временным, поэтому всячески позволяли себе уклонение от установленных правил, приближая формат богослужения к католической мессе. Они сохраняли католическую атрибутику, алтари, утварь, иконы и т.д.

В этом ключе, деятельность священников-консерваторов неоднозначна, с одной стороны, саботируя предписания статутов, они способствовали развитию в «благоприятной» среды для католичества, с другой – они своими действиями приближали англиканство к традиционной религии, тем самым облегчая ассимиляцию прихожан к новой религии.

Некоторые священники, не принявшие нововведения, пытались создать свою церковь с альтернативной системой приходов, тем самым закладывая основы католического сообщества в Англии.

Реформа имела успехи в крупных городах (например, Бристоль), и куда более меньшие в сельской местности (за исключением ряда Юго-Восточных графств). Многие из них приняли англиканство, потому что оно не вносило существенных изменений в их жизнь, но между консерваторами все же были различия. В пример приведем консерваторов-конформистов, чьи потомки станут «приходскими англиканами» (parishAnglicans), и так называемых «церковных папистов» (churchpapists). «Церковные паписты» посещали приходские церкви, в качестве выражения лояльности королеве, и во избежание наказания, но все же придерживались католичества. Многие из них никогда не принимали причастия по еретическому обряду (non-communicants).

 Наряду с церковными папистами, существовала и другая религиозная группа, состоявшая из католиков, не желавших идти на компромисс с официальной церковью – recusants (от лат. Recusare – отвергать, отказываться) – то есть лица, не посещающие церковь. Складыванию этого движения способствовала и позиция Рима. В 1562 году группа английских католиков обратилась к испанскому послу с просьбой подтверждения законности посещения ими приходских церквей. Посол адресовал просьбу в Рим, вопрос рассматривался на Тридентском Соборе, и Римская Инквизиция запретила эту практику под угрозой обвинения в схизме. Однако решение не было доведено до англичан, и в 1566 г. папа Пий V был вынужден повторно запретить посещение церквей и направить в Англию священника Лоренса Вокса для проповеди recusancy.

Насколько было велико число католиков в Англии? Точного ответа на этот вопрос в историографии не наблюдается, так как не существует четкого критерия отделения католиков от религиозных консерваторов (применительно к XVI веку), и потом источники не позволяют сделать точный подсчет, потому что списки recusants, которые вели епархиальные советы, не охватывают всю полноту католического сообщества, игнорируя католиков простолюдинов. По подсчетам К. Мейера во второй половине XVI века в Англии было около 120 000 католиков.

В первое десятилетие правления Елизаветы католики оказывали пассивное сопротивление новшествам. Объясняется это тем, что на тот момент мало кто верил в их долговечность, Елизавета могла выйти замуж за католика, обратиться в католицизм или умереть, и тогда на престол бы взошла Мария Стюарт, которая была католичкой. И по сути вся надежда католиков упиралась в Марию Стюарт, в ней они видели своего рода лидера оппозиции.

Стоит отметить, что возможность католического брака Елизаветы всерьез рассматривалась ее современниками, внушая католикам надежду. Первым претендентом на руку королевы. Стал сын императора Фердинанда I – Карл. Этот союз был очень выгоден для Англии, так как он сулил союз с Габсбургами, защиту от Франции (и в перспективе возвращение Кале), покровительство в торговле с Нидерландами и отводил угрозу отлучения Елизаветы от церкви. Но для Елизаветы вопрос религии был принципиальным, и она настаивала на том, что ее муж должен соблюдать законы государства, то есть присутствовать на англиканских службах. В конечном счете ничего не сложилось.

 В июле 1563 года на Тридентском соборе встал вопрос об отлучении Елизаветы от церкви.

В итоге, к концу правления первого десятилетия Елизаветы, римская курия определила свое негативное к ней отношение. Елизавета, несмотря на свою фактическую веротерпимость, надеялась, что католицизм в скором времени «отомрет» со старшим поколением консервативно настроенных мирян и священников. Но этот расчет не оправдался.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.