Проблемы проведения налогового контроля — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблемы проведения налогового контроля

2021-06-30 21
Проблемы проведения налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главной задачей налоговых органов выступает усовершенствование форм и методов налоговых проверок. Достаточно эффективным является повышение численности проверок соблюдения законодательства о налогах, осуществляемых вместе со службами внутренних дел. Эффективность таких 36 проверок довольно высока, вследствие этого дальнейшее осуществление коллективной деятельности сможет привести к повышению поступлений от таких проверок.

Государственный бюджет выступает как основной инструмент формирования и расходования финансовых средств. Он дает возможность государству влиять на экономику, стимулируя наиболее важные сферы экономики, путем осуществления социальных программ, сконцентрированных на поддержке наименее защищенных слоев населения. Несмотря на все меры государства по совершенствованию налогового контроля, существует ряд проблем. Наиболее обширное распространение имеет проблема отбора налогоплательщиков, попадающих под выездную налоговую проверку.

В своем исследовании Корень А.В. и Звягинцева А.С. приводят список предприятий, наиболее часто попадающих под мероприятия налогового контроля:

организации, которые предоставили неточные сведения в налоговой декларации;

предприятия, регулярно не предоставлявшие налоговую отчетность; организации, имеющие больше трех расчетных счетов;

предприятия, чей показатель результативности осуществленного анализа отличается от определенного предельного значения по отрасли[23].

В целях систематизированного порядка отбора налогоплательщиков Федеральная налоговая служба РФ формирует единое программное обеспечение. Однако все еще самым действенным методом налогового контроля является перепроверка организаций, у которых зарегистрированы факты сокрытия налогов в крупных и особо крупных размерах. Участились случаи уклонения от уплаты налогов, связанные с неведением бухгалтерского учета или с нарушением определенного порядка ведения. Контрольная работа этой категории налогоплательщиков является очень сложной из-за невозможности установления налоговой базы.

По мнению Корень А.В. и Звягинцевой А.С. самым главным направлением усовершенствования контроля в сфере налогов и сборов выступает урегулирование споров в судебном и досудебном порядке[24]. Налоговый контроль над использованием трансфертных цен является приоритетным направлением налоговой политики государства, задачей которого в области увеличения доходной возможности в области налогов и сборов выступает устранение каких-либо возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов.

Главной целью использования трансфертных цен является «переход» налоговой базы на управляющие лицо, которое находится в наиболее благоприятном налоговом режиме. По мнению Грундела Л.П. «…можно выявить следующие проблемы и разночтения НК РФ в части, регулирующей вопросы трансфертного ценообразования:

1) Совершенствование терминов налогового контроля. В Законе №227- ФЗ нет закрепленной терминологии, связанной с регулированием цен, отсутствуют термины «трансфертное ценообразование», «трансфертная цена», «внешнеторговая сделка»

2) В Законе №227-ФЗ отсутствует единообразная трактовка контролируемых сделок. По основаниям Закона №227-ФЗ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки.

3) Неоднозначно определен субъектный состав сделок, которые впоследствии могут быть признаны контролируемыми для целей налогообложения (пп.1 п.1, п.2 ст.105.14)»[25]. На настоящий момент возрастает потребность в новых источниках дохода бюджета Российской Федерации, в связи с увеличением расходов бюджета.

Необходимо искать дополнительные источники налоговых зачислений, к примеру, меры налогового администрирования, которые применяются в целях устранения схем уклонения от уплаты налогов. Вачугов И.В. считает, что «на сегодняшний день борьбу с «фирмамиоднодневками», к сожалению, нельзя назвать эффективной.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) даже не упоминается о существовании такого понятия. Сотрудники контрольного блока в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок пытаются выявлять такие фирмы, но сбор доказательственной базы достаточно трудоемок и фактически направлен на борьбу с покупателями теневой услуги с применением «фирмы-однодневки», а не против самих «фирм-однодневок». Основные трудности заключаются, прежде всего, в неудачной организации взаимодействия с другими государственными органами, недостатке технических средств, недостатке высококвалифицированных трудовых ресурсов, невысокой организации труда, а главное – в отсутствии эффективных технологий и законодательных механизмов воздействия на налогоплательщиков, что делает такую работу по сбору доказательственной базы весьма трудоемкой и малоэффективной»34. На данном этапе развития, организации применяют схемы обналичивания финансовых средств, занижая этим налоговую базу и уклоняясь от уплаты налогов и сборов.

При этом они применяют различные схемы, в основе которых лежат «фирмы-однодневки». В Налоговом Кодексе не установлен законодательно термин «фирмы-однодневки». Существует много разнообразных трактовок данного термина, суть которых сводится к одному – это по факту не существующая фирма, которая осуществляет свою деятельность «на бумаге». Обычно, создание такой фирмы необходимо в целях уменьшения налогов для своих юридических партнеров. Данные фирмы регистрируют на утерянные паспорта, паспорта умерших граждан, и т.д. Такие фирмы можно выявить по признакам: часто повторяющиеся учредители у различных фирм, регистрация нескольких фирм по одному и тому же адресу, и, как правило, их отсутствие по этому адресу. Итог работы такой фирмы – обналичивание денежных средств, которые поступили со счета организации, которая ведет реальный бизнес. Такие фирмы на настоящий момент стали применяться все реже, так как «фирмами - однодневками» всерьез занялись на государственном уровне, также посредством уголовного преследования виновных лиц. Но и в этом случае организации разработали новые схемы обналичивания денежных средств с использованием так называемых «белых» фирм.

В «белых» фирмах имеется реальный директор, который исполняет в случае необходимости номинальную функцию встречи с уполномоченными органами. Так же такая фирма имеет главного бухгалтера, ведущего отчетность и предоставляющего ее в налоговые органы. Такие фирмы имеют офисные помещения, которые могут посетить контролирующие органы[26]. Следующая проблема налогового контроля - проблема необходимости оценки добросовестности и разумности налогоплательщиков. Эта проблема выступает как основная в сфере налогового контроля, которая требует непременной законодательной регламентации. Для того, чтобы налоговые нормы правильно понимались и применялись налогоплательщиком, они должны быть предельно определенными.

Другая проблема - низкая степень культуры уплаты налогов и сборов. Определенная Конституцией РФ обязанность каждого уплачивать установленные законом налоги и сборы воспринимается не как способ реализации государством своих функций и задач, а как отчуждение личного имущества. В отношении этого, появляется конфликт интересов, который отрицательно отражается на величине налоговых доходов государства.

Также, проблема налоговых взаимоотношений отображается и на работе налоговых служб при проведении ими мероприятий налогового контроля. Анализируя проблемы, возникающие в результате формирования налоговых отношений, надо отметить следующее.

Одно из главных направлений налоговой политики выступает стимулирование инновационной деятельности. В планах Министерства финансов РФ, по достижению намеченных задах, надо заметить, что осуществление данных целей предполагается не путем введения налоговых льгот, а путем корректировки механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетом современных потребностей. Несомненно, что уже сейчас требуется изменение и перенесение методов налогового контроля на инновационную область деятельности налогоплательщиков.

При этом в сфере налогового контроля появляется новая для этого вида деятельности проблема необходимости осуществления качественных мероприятий налогового контроля в сокращенные сроки. Такая ситуация приводит к необходимости мобильного и действенного проведения мероприятий налогового контроля в кратчайшие сроки и с применением наиболее эффективных методов контрольной деятельности[27].

Главными задачами совершенствования контроля в сфере налогов и сборов выступает, во-первых, формирование необременительных условий уплаты налогов для бизнеса, а во-вторых, устранение существующих на практике уклонений от уплаты налогов, используя недоработки в налоговом законодательстве. В результате чего необходимо:

1) Определить как основную задачу – проверку полноты и своевременности уплаты налогов и сборов;

2) Законодательно регламентировать формы и методы контроля;

3) Законодательно установить объем и состав информации, которую получают налоговые органы путем изъятия документов в ходе проверки;

4) Разграничить субъекты налоговых правонарушений и административных правонарушений; 5) Запретить предоставление уточненной налоговой декларации после окончания срока уплаты и во время проведения налоговой проверки[28].

В статье «Совершенствование правовых аспектов механизма налогового контроля. Проблемы и перспективы» Скрипченко С.С. говорит о том, что главным фактором увеличения действенности налогового контроля выступает улучшение функционирующих мероприятий налогового контроля. Необходимыми признаками любой эффективной системы налогового контроля выступают:

наличие действенной системы отбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок, которая дает возможность выбирать самое эффективное применение ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, достичь наибольшей эффективности налогового контроля при наименьших затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок тех налогоплательщиков, у которых степень выявления налоговых нарушений является максимальной;

использование действенных приемов и методов налогового контроля, которые основаны на выработанной налоговыми органами единой комплексной организации налоговых проверок, так и на налоговом законодательстве, которое предоставляет налоговым органам обширные полномочия в области налогового контроля в целях влияния на недобросовестных налогоплательщиков;

применение системы оценки работы должностных лиц налоговых органов, которая позволяет объективно учесть результаты их деятельности, эффективно распределить нагрузку при планировании налоговых проверок;

повышения величины наказания за налоговые правонарушения.

Все существующие формы налогового контроля имеют свои функции и цели. Все формы взаимосвязаны между собой. Потому важно, чтобы все формы осуществления налоговых проверок работали без сбоев и проблем. В итоге можно сказать, что главным фактором роста действенности налогового контроля выступает усовершенствование функционирующих мероприятий контрольной работы налоговых служб:

системы отбора налогоплательщиков для осуществления выездного налогового контроля; применение системной оценки работы налоговых служб;

совершенствование форм и методов налогового контроля.

Совершенствование любого из данных элементов поможет улучшить функционирование налогового контроля. Эффективная система отбора налогоплательщиков поможет найти наиболее лучшее направление применения кадровых и материальных ресурсов налоговых служб. Переход на балльную оценку деятельности должностных лиц налоговых служб поможет улучшить работу с кадрами[29]. Отсутствие совокупности надежных контактов с налогоплательщиками, недоверие к службам государства и службам налогового контроля, все это обусловливает основную часть проблем, недостатков и трудностей, которые существуют в налоговом контроле.

Для создания партнерских отношений необходимо разработать и законодательно регламентировать процесс спорных ситуаций. Для создания эффективного налогового контроля необходимо определить экономические стимулы для уплаты налогов, необходимо снизить уровень налогообложения, а также развивать партнерские отношения[30]. Таким образом, можно сделать вывод, что на данной стадии формирования системы налогового контроля надо обозначить существование группы проблем, классифицирующиеся как внутренние и внешние. Как внутренние проблемы выступают проблемы налоговых взаимоотношений, актуальные как для налоговых служб, так и для налогоплательщиков. Внешние проблемы формируются из объективных ситуаций, в которые включаются технико-юридические проблемы. Сюда относится присутствие правовых разночтений в нормах законодательства о налогах и сборах, а также в иных отраслях права; недостаточно ясная регламентация мероприятий налогового контроля, а также субъективных проблем.

Разрешение всех перечисленных проблем выступает как значимый и необходимый этап, способствующий достижению цели понятной и эффективной налоговой системы, которая обеспечивает зачисления налоговых поступлений в бюджет с соблюдением прав и интересов налогоплательщиков, а организация мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должна иметь комплексный характер.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль выступает как система форм и методов государственного регулирования, которая обеспечивает безопасность России в сфере экономики, в том числе следование государственным и муниципальным фискальным интересам. От уровня поступления налогов и сборов зависит, будет ли государство способно обеспечить возложенные на него функции. Налоговый контроль в целом направлен на уменьшение числа налоговых правонарушений; он выступает как объективно необходимый институт в системе налоговых отношений. Это связано с несовершенством других институтов в обществе, а также с различиями интересов участников налогового процесса – налогоплательщиков и налоговых администраторов. Можно отметить, что все - таки основной задачей налогового контроля выступает обеспечение экономической безопасности государства. Главными методами обеспечения такой безопасности выступают: прогноз, предотвращение и пресечение налоговых правонарушений, а в конце применений санкций. В целом, проведя теоретический анализ можно отметить, что действенность налогового контроля зависит от верного выбора форм, методов, способов и видов налогового контроля.

Наилучшие же их совмещения, позволяющие с минимальными усилиями и в кратчайшие сроки добиваться наилучших результатов при осуществлении налоговых проверок, обычно, закрепляются в подобающих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. Хотелось бы выделить три основных вида налогового контроля. Это учет налогоплательщиков, камеральный налоговый контроль и выездной налоговый контроль.

Учет налогоплательщиков выступает той основой, на которой выстраиваются взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Без постановки на учет, то есть без предоставления в контролирующие органы соответствующих сведений, налоговые органы не будут иметь возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля, и, соответственно, привлечь его к ответственности за налоговые правонарушения. Из этого можно сделать вывод, что налоговый учет выступает основной формой налогового контроля. По результатам его проведения, контролирующие органы получают информацию, необходимую для осуществления налогового контроля. Такие как: юридический и фактический адрес, место жительства налогоплательщика, сведения о руководителях и обособленных подразделениях, и так далее.

На сегодняшний день камеральная налоговая проверка является не менее важным видом налогового контроля, так как все увеличивающееся количество налогоплательщиков не дает возможности обеспечить 100% охват выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков. Вместе с тем, следует заметить, что именно по результатам камеральной налоговой проверки основное количество налогоплательщиков попадает в поле зрения контролирующих органов в целях проведения налогового контроля путем выездной налоговой проверки. При этом объектом выездной налоговой проверки в таком случае являются обнаруженные в рамках камеральной налоговой проверки «слабые места» и расхождения в данных в отчетности налогоплательщика.

Несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей, Федеральная налоговая служба в 2020 году обеспечила рост налоговых поступлений и выполнила показатели, предусмотренные законом о федеральном бюджете.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.