Причины возникновения созидательных и разрушительных девиаций — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Причины возникновения созидательных и разрушительных девиаций

2021-06-30 28
Причины возникновения созидательных и разрушительных девиаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Причины возникновения девиантного поведения (факторы)

Их можно условно поделить на три группы.

1. Биологические: врожденные, генетически наследованные и приобретенные заболевания различного типа, которые могут привести к таким девиациям как расстройства пищевого поведения, неврозы, психические расстройства, а также к гениальности в творчестве и науке;

2. Социальные: неблагоприятные среда внутри семьи, общие социокультурные условия развития общества, неблагополучный характер взаимоотношений со сверстниками приводят к негативным девиациям, и, наоборот: принятие, доброжелательные и доверительные отношения в семье, отсутствие гиперопеки при наличии тесного контакта в семье ─ к положительным девиациям;

3. Психологические: особенности внутренней экологии подростка, его эмоционально-поведенческой сферы, темперамента, создающие предпосылки к развитию как положительных, так и отрицательных девиантных отклонений.[72]

Выделяют так же три ключевых фактора риска развития девиаций:

1. Личностные: низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства;

2. Семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, потребление наркогенных веществ родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.);

3. Микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).[73]

Среди факторов риска можно так же выделить те, что являются неотъемлемыми особенностями подросткового возраста:

1. Психическая и гормональная перестройка, начало полового созревания, сменой Я-концепции: это может быть чревато стремлением личности к новому уровню притязаний в системе социальных отношений, которых подросток на данном этапе еще не достиг (ребенок претендует на свое «делаю, что хочу», родители парируют: «ты еще никто»);

2. Промежуточностью общественного положения и статуса юноши: подросток самостоятельнее, чем ребенок, но более зависим, чем взрослый индивид, ─ это определяет и особенность подростковой психики — пограничность, неустойчивость, импульсивность;

3. Как следствие предыдущему пункту, несоответствие форм контроля — сознательной дисциплины и самоконтроля ещё нет, а контроль со стороны родителей уже не принимается.[74]

Из этого следует, что склонность к развитию девиантного поведения имеет почти каждый подросток, то есть девиантное поведение зачастую находится в пассивной фазе: подросток стремится соответствовать одобряемым нормам общества, но по каким-то причинам у него это не получается − тогда сознание толкает его на реализацию себя в других направлениях.

 

3.2. Роль самооценки при развитии девиантного поведения

Наиболее глубоко причины возникновения девиантного поведения описывал Говард Кэплан. Он отметил, что важным фактором развития девиантного поведения является и самооценка подростка. Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями[75].

В научной литературе существуют такие гипотезы объяснения этой связи:

1) девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе;

2) низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе;

3) при некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения;

4) кроме делинквентности, важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу того, что у большинства подростков положительные оценки превалируют над отрицательными: причем с возрастом эта тенденция усиливается − самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых индивидов данные процессы не происходят. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Кэплан сравнил уровень самоуважения 12-летних подростков с их последующим участием в 28 различных формах девиантного поведения. В 26 случаях корреляции оказались статистически значимыми, т.е. низкое самоуважение положительно связано с отрицательными формами девиантного поведения (мелкие кражи, исключение из школы, угрозы самоубийств, ломка вещей, эмоциональные взрывы и др.)[76]

В 2019 году проведено глобальное исследование «Уверенность в процессе обучения», проведенное аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education, которое показало, что российские школьники больше всех испытывают стресс из-за успеваемости в школе. Об этом заявили 79% респондентов. Второе место занимает Китай − 64%, на третьем месте Германия с 61%. Также исследование подтвердило, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам в учебе. Об этом говорят 68% российских учителей», − говорится в исследовании[77].

Стресс из-за успеваемости в школе может являться одной из значимых причин формирования девиантного поведения у подростка.

3. 3. Условия формирования положительных поведенческих девиаций

Говоря о девиантном поведении подростков, нельзя не затронуть социально одобряемые девиации, к которым относятся, например, новаторство, альтруизм и волонтерство, творчество, предпринимательство и т.п. Причины их формирования существенно отличаются от тех, что приводят к социально неодобряемым девиациям поведения: в основном они связаны с развитием и гуманизацией общества, развитием науки и техническим прогрессом, а также личными способностями конкретного индивидуума. Например, основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Стоит отметить, что творческое начало личности − следствие правильной проработки склонности к девиации: это определенная педагогическая работа, благодаря которой подросток направляет свою энергию, стремления в позитивное русло для удовлетворения своих потребностей (рисунок 7, приложение 3)[78].

 Эта педагогическая работа должна осуществляться на всех уровнях общества: на законодательном, в системе образования, в семье и других социальных институтах, взаимодействующих с молодежью.

Отдельные формы девиантного поведения могут приводить к развитию зависимого поведения, где какое-либо действие или вещество становится основой зависимости. Формы зависимого поведения:

1. Химические (курение, алкоголь и наркотики, токсичные вещества, сахар)

2. Нехимические (компьютер, шрамирование, нарушение пищевого поведения, секты и т.д.)

3.4. Маркеры, которые позволяют определить зависимое поведение [79]:

1. Непреодолимая тяга к деструктивному действию (покурить, выпить, расцарапать себя, поесть или поголодать, например);

2. Трудности контроля собственного поведения;

3. После зависимого действия становится легче;

4. Зависимое действие как способ похвалить или наказать себя;

5. Продолжение поведения, даже если оно причиняет вред.

Зависимые личности ─ это люди пассивные, нерешительные, трудно принимающие решения. Как правило, у них в ближайшем окружении есть агрессор ─ человек, который за них принимает решения или чрезмерно контролирует их. Если агрессор находится в семье, то коррекция зависимого поведения должна осуществляться в групповой терапии.

    Завершая это раздел работы отметим, что гипотеза о том, что девиации у подростков зачастую зависят от экологии в семье и окружающей социальной среды (сверстников, педагогов и других агентов социализации), а также от гормональных всплесков, была подтверждена.

Достаточно неожиданным для нас фактором возникновения отрицательных девиаций стали так называемые «первичные» девиации, когда многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имевшихся ранее, а также на фоне патологических поражений мозга в онтогенезе (индивидуальное развитие организма), а многие отрицательные девиации напрямую связаны с низкой самооценкой подростка.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.