Новгород и русские княжества — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Новгород и русские княжества

2021-06-24 22
Новгород и русские княжества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новгородцы отличались миролюбием и часто прощали обиды, особенно своим единородным и единоверным братьям. Так, зимой 1170 года суздальские войска великого князя Андрея Боголюбского под предводительством его сына Мстислава вторглись в пределы Новгородской земли и, продвигаясь к Великому Новгороду, жгли села, убивали крестьян и обращали в рабство женщин и детей. В феврале, оставив на своем пути пепелища и горы трупов, суздальские войска подошли к Новгороду.

За год до этих событий, 8 марта 1169 года, войска Андрея Боголюбского, также возглавляемые князем Мстиславом, штурмом взяли Киев. Три дня победители грабили великий город. «До того момента на Руси было принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не распространялась»{130}. Свое имущество потеряли не только мирные жители, победители разграбили даже многочисленные киевские храмы и монастыри. Особую жестокость проявили половцы — союзники Андрея Боголюбского, мать которого тоже была половчанка.

Новгородцы, понимая, какая горькая участь ждет их город, решили биться за Святую Софию и Великий Новгород до последнего вздоха.

25 февраля в разгар жестокой битвы архиепископ Иоанн с духовенством, совершая молебные пения, вынес икону Богоматери на крепостную стену Новгорода. «Стрелы сыпались градом: рассказывают, что одна из них, выпущенная воином суздальским, ударилась в икону; что сия икона в то же мгновение обратилась лицом к городу; что слезы капали с образа на фелонь архиепископа и что гнев Небесный навел внезапный ужас на полки осаждающих. Новгородцы одержали блестящую, совершенную победу и, приписав оную чудесному заступлению Марии, установили ежегодно торжествовать ей 27 ноября праздник благодарности»{131}.

Современники полагали, что новгородцы, претерпев кровавое нашествие суздальцев, навек останутся непримиримыми врагами великого князя Андрея Боголюбского. Однако через несколько месяцев новгородцы к всеобщему изумлению вступили в переговоры с великим князем, а затем даже приняли его брата к себе на княжение.

Великий Новгород принимал участие в междоусобицах русских князей. Однако эти войны новгородцы, как и жители других русских земель, всегда считали, безусловно, негативным явлением. Новгородцы решались участвовать в междоусобицах обычно только тогда, когда речь шла о борьбе за правду, попранную какими-нибудь князьями.

Так, в 1216 году новгородцы под предводительством князя Мстислава Мстиславовича Удалого вмешались в борьбу между сыновьями Всеволода III. Новгородцы выступили за попранные права старшего из братьев — Константина, которого отец незаконно лишил великокняжеского престола. Во время Липицкой битвы новгородское войско наголову разбило владимиро-суздальскую рать. Владимирский князь Георгий, брат Константина, сдался на милость победителей. Князь Мстислав Удалой и новгородцы могли полностью завладеть всей Владимиро-Суздальской землей, но и не подумали сделать этого. Они ограничились только тем, что возвели на владимирский престол князя Константина.

Конечно, безудержная благотворительность не руководила внешней политикой новгородцев. Их действия на внешнеполитической арене всегда имели характер четко выраженного практицизма. Тем не менее в отношениях с другими русскими княжествами и землями Великий Новгород на первое место ставил не своекорыстный политический расчет, а твердый принцип: блюсти в русском племени мир и единство.

 

ОТНОШЕНИЯ К ИНОЗЕМЦАМ

 

Какова была политика Великого Новгорода в отношении соседних государств? Святой благоверный князь Александр Невский перед битвой со шведами, как повествует автор его Жития, «вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!“ И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: „Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне“. И, окончив молитву, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил»{132}.

В словах молитвы святого князя Александра Невского выражена вся духовная сущность внешнеполитических взглядов Древней Руси, и в частности Новгорода. Сам Бог определяет каждому народу пределы его обитания, и Он не благоволит завоевывать чужие земли.

После разгрома крестоносцев на льду Чудского озера «магистр Ливонского ордена Дитрих фон Грюнинген с трепетом ожидал рать Александра Невского под стенами Риги. Однако похода возмездия не последовало. Александр Невский твердо следовал извечному принципу русских князей: „Жити, не преступая в чужую часть“»{133}.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.