Социализация личности и концепции социализации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социализация личности и концепции социализации

2021-06-24 18
Социализация личности и концепции социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях и социальных группах, в ходе которого ребенок избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.

Процесс социализации включает: освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

 

Источники социализации:

– семья;

– система образования;

– средства массовой информации;

– общественные организации.

Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание – это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает). Разные способы ухода и воспитания детей у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

Основным механизмом социализации Г. Тард провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты – систему образования и воспитания, семью, общественное мнение.

Г. М. Андреева определяет социализацию следующим образом: "социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду... человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации".

А. В. Мудрик дает следующее определение: социализация – это "развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах".

В словаре по психологии социализация определяется как "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности".

Влияние общества и личности рассматривается с позиции следующих подходов.

1. Общество первично по отношению к человеку, выступает как внешняя принудительная сила, влиять на которую люди не могут либо влияют незначительно, не меняя сути социальных факторов. Социальные факторы полностью доминируют над личностью человека. Социальная реальность, коллективное сознание господствуют над всеми признаками индивидуального сознания.

2. В развитом обществе социальные действия людей играют важную роль. Чтобы понять общество, надо понять мотивы и действия людей. В одном и том же обществе формируются совершенно различные личности. Личность обладает определенной автономией, возможностью выбора ценностей и целей, свободой выбора: принять общество, либо отвергнуть какие-либо социальные нормы, либо стремиться преобразовать нормы или даже общество в целом.

Личность с точки зрения марксизма – объект, на который общество все время действует, т.е. личность выступает как совокупность общественных отношений, но и одновременно личность – активный субъект действия. Жизнедеятельность личности зависит от социальных условий ее существования в обществе, от наследия прошлого, от объективных законов истории, но в тоже время человек, вовлеченный в деятельность, общественную практику, является субъектом общественного развития.

Под социализацией понимается процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, а также психологических механизмов, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

 

Существует ряд концепций, которые уточняют закономерности и функции социализации.

В концепции функционализма (Э. Дюркгейм) подчеркивается, что социализация – главное средство общества, благодаря которому к биологической и эгоистической сущности человека добавляется новая социальная сущность, в результате чего человек обретает способность вести нравственную социальную жизнь.

Социализация – это процесс усвоения и подчинения человека социальным нормам. Социализация обеспечивает прочность и сохранение общества и передачу информации между поколениями.

В школе структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) придерживаются концепции "жестокой" социализации (предполагает подчинение человека обществу, адаптацию и полную интеграцию человека в социальную систему).

В концепции "социального конструирования реальности" (X. Бергер, Т. Лукман) социализацию рассматривают как конструирование, включающее последовательность жизненных фаз, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации. Выделяют две основные фазы: первичная и вторичная социализация.

Первичный процесс социализации рассматривают как процесс идентификации, усвоения ребенком норм поведения родителей как своих собственных. Родительское поведение и родительский мир воспринимается как единственно возможный, и он наиболее прочно укореняется в сознании и личности ребенка. Первичная социализация не может происходить без эмоциональной идентификации с роди телями. Этапы вторичной социализации опираются на результаты первичной социализации. Вторичная социализация – это приобретение специфически ролевого знания и поведения. Может происходить без эмоциональных отношений, основываясь на формальноделовых отношениях: (учреждения, социальные институты, официальные лица, СМИ, телевидение).

Выделяют следующие стадии социализации.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения ("мир и я") характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

   – сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

   – изменение себя ("стать как все");

   – конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Основные задачи человека на стадиях первичной социализации:

– освоить новые социальные роли, перенять семейно-брачные установки;

– подготовиться к экономически самостоятельной жизни;

– самоопределиться в профессиональной сфере;

– найти друзей и любимого человека.

Результаты этой стадии социализации определяют весь ход дальнейшей жизни и развития человека. И хотя личностные качества, сформированные в это время, поддаются в дальнейшем некоторым изменениям и коррекции, однако кардинальных изменений заложенного добиться бывает очень сложно.

Вторичная социализация – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека; дальнейшие изменения и корректировка личностных качеств, норм, ценностей, моделей поведения и отношений, сформированных в ходе первичной социализации.

Можно выделить ряд качественных различий первичной и вторичной социализации:

– социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация формирует и корректирует базовые ценностные ориентации, отношения и установки;

– взрослые могут оценивать нормы и в зависимости от своей оценки принимать или не принимать их, дети преимущественно усваивают нормы;

– социализация взрослых часто предполагает понимание относительности и условности принятых норм, правил и ценностей;

– социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными новыми навыками, необходимыми для жизнедеятельности (причем зачастую конкретного характера, например профессиональными); у детей же социализация формирует главным образом основу поведения.

В основе механизмов социализации личности лежат четыре основных психологических механизма (имитация, идентификация, чувства стыда и вины).

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но могут быть и другие люди, с которыми у ребенка складываются теплые эмоциональные отношения, хотя дети также склонны копировать поведение взрослых, которые наказывают их.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных, а также других людей, с которыми они тесно связаны.

Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина, наоборот, запрещают определенное поведение и подавляют его. Однако социализация не может быть эффективной на 100%: дети, подростки, юноши оказывают определенное сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах его развития.

Подкрепление – поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие – нет.

Интериоризация – процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее "Я".

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий. Интериоризации и экстериоризация являются универсальными механизмами социализации.

В ходе социализации происходит взаимодействие биологических свойств человека с социальным контекстом и рождается личность с определенным набором психологических свойств. Рождение личности связано с двумя этапами ее развития. Так, А. Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды. Первый раз это происходит примерно в три года, когда малыш произносит "Я сам". Второй раз тогда, когда возникает сознательная личность как высшее единство человека, сохраняющее свое постоянство... "Ведь независимо от накапливаемого опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается в глазах других людей, и для себя самого тем же самым".

Теория "Зеркальное Я" Ч. Кули рассматривает социализацию как процесс формирования личности на основе взаимодействия ребенка с людьми и окружающим миром. Личность, самосознание и концепция "Я" формируются на основе восприятия реакции других людей, с которыми человек вступает в контакт. Через отношения с другими людьми, через их реакцию, через их оценки человек устанавливает, умный он или глупый, красивый или нет, и т.п. "Зеркальное Я" – это человеческое "Я", формирующееся через реакции других людей. Кули первым подчеркнул значение "обратной связи", получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном "Я".

Концепция "обобщенного другого" (Дж. Мид). "Обобщенный другой" – совокупность всеобщих ценностей и стандартов поведения некоторой группы, которая формирует у членов этой группы их индивидуальный Я-образ. Осознание "обобщенного другого" развивается в процессе принятия и исполнения социальных ролей. Процесс формирования личности (социализация) – процесс обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первый этап – имитация – маленький ребенок копирует поведение взрослых, не понимая его.

В 3–4 года – игровая стадия – ребенок понимает поведение как исполнение определенных ролей, переход от первой роли ко второй в процессе игры развивает у детей способность придавать своим действиям такой смысл, который им придают другие члены общества.

Человеческая личность включает: 1) Я-сам 2) Я-меня это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети вырабатывают эту часть личности, так как, глядя на себя с точки зрения другого участника игры, ребенок учится воспринимать впечатление о себе. На этом этапе развивается способность ребенка понимать ожидание других людей, направленное на него.

Стадия коллективных игр – 5 лет. Ребенок учиться понимать ожидания не других людей, а группы в целом, начинает оценивать свое поведение по тем стандартам, которые установлены в группе в целом или другими "со стороны". Принятие правил игры способствует принятию норм общества, формируется чувство социальной идентичности

Проходя все стадии вхождения в чужие роли, человек развивает способность видеть свое поведение с учетом реакции других людей, через осознание других людей в сознании личности формируется "обобщенный другой", и человек благополучно вписывается в общество. Первоначально ребенку легче понимать ожидание близких людей.

Недостаточная способность адаптироваться к чужой точке зрения, принимать на себя роли других людей отрицательно сказывается на развитии личности и взаимодействии с обществом.

У молодежи неумение принимать другие роли и видеть себя со стороны других приводит к снижению умственной и социальной способностей человека, к изоляции в своих замкнутых молодежных группах и появлению различных отклонений.

Концепция "значимого другого" (Д. Халлер)

"Значимый другой" – это та личность, одобрения которой человек добивается, чьи указания он принимает (родители, друзья, авторитет). Человек стремится принять роль и подражать значимому другому. Таким образом, процесс социализации осуществляется через "значимого другого". Социализация может рассматриваться как процесс обучения ролевому поведению (человек становится частью общества).

Процесс социализации проходит эффективно, если у человека формируется идентичность и самоуважение. Идентичность – осознание существования своей уникальной индивидуальности. Групповая идентичность – осознание себя как части уникальной группы, которая обличается от других групп своими групповыми ценностями.

Самоуважение базируется на основе положительных оценок данного человека со стороны значимых других. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими значимыми людьми, мнение которых для человека особенно важно.

Для формирования самоуважения важно, как проводится анализ человеком своих реальных достижений в разных сферах деятельности в сравнении с уровнем притязаний.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.