Глава 7 дощатые и паркетные полы XIX века — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 7 дощатые и паркетные полы XIX века

2021-06-24 81
Глава 7 дощатые и паркетные полы XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел может служить в качестве как источника информации, так и методического пособия по проектированию.

См. также

«Рекомендации по обмерам и обследованиям дверных проемов и заполнений», а также терминологический справочник «Двери».

Функциональная принадлежность помещений, в которых проектируются полы, имеет чрезвычайное, если не решающее значение в выборе типа полов. Проектирование полов начинается не только в типологических вариантах рисунка паркета, но, в первую очередь, в целесообразности их применения в конкретном памятнике. Современная реставрационная практика, к сожалению, изобилует случаями самого широкого применения паркетов во всех зонах и помещениях памятника, причем рисунок современного паркета подбирается «под старину».

В первой половине XIX в. паркеты применялись не во всех домах, это зависело от имущественного или социального положения заказчика далеко не всегда.

В случаях, когда паркеты настилали, делали это не во всех комнатах (первая половина XIX в.), а только в парадной зоне, т. е. в небольшой части дома, а иногда только в одной комнате. В остальных комнатах, жилых и, тем более, подсобных, полы настилали дощатые, либо дощатые щитовые. Паркеты настилались в анфиладах, они были предметом особой гордости хозяев, но делались паркеты только для гостей в парадной (приемной) зоне.

В столице богатые департаменты позволяли себе стелить паркеты в присутственных залах.

Из парадных комнат паркеты могут быть настелены в зале, в гостиной, в парадной спальне, в портретной, в картинной галерее или в иных парадных помещениях.

При этом в парадных комнатах во многих случаях, в том числе у состоятельных и титулованных хозяев вполне допустимы полы дощатые, которые могли существовать в интерьере наряду и рядом с богатой отделкой и убранством. Дощатые полы в таких домах можно наблюдать в зале, в гостиной, в парадной спальне, в диванной, в бильярдной.

В жилых комнатах первой половины XIX в. дощатые полы — явление обязательное.

Холодные минеральные полы изготавливались из огнестойких материалов и применялись в нежилых помещениях. Из минеральных наиболее распространены в первой половине XIX в. были кирпичные полы. Они настилались не только в подвалах, по грунту с подготовкой, но и в верхних этажах, по сводам. Перед выстилкой влажную почву осушали дренажом, затем насыпали и утрамбовывали кирпичный бой или щебень, а по нему — песок. Кирпич клали ребриком или в елку, без раствора.

Глинобитные и земляные полы могли быть в служебных постройках: в банях, людских избах и даже в первых этажах господских построек, вторые этажи которых использовались для жилья.

Плотничные чистые полы (рис. 241) укладываются по балкам из отдельных досок сердцевиной вниз, соединяясь в четверть, в шпунт, встык или в полдерева. Ширина досок 20—30 см, толщина — 35—60 мм. Доски укладываются и наживляются, а через год, по высыхании древесины, сплачиваются и закрепляются окончательно костыльковыми восьмидюймовыми гвоздями. Между собой доски пола скрепляются потайными шипами, шагом около 120 см, в шахматном порядке. Настилаются полы непосредственно по балкам, поэтому для лучшего нивелирования с тыльной стороны доски пола в местах сопряжения с балками либо стесываются, либо наращиваются деревянными пластинами. Плотничные полы могут делаться во фриз, представляющий собой широкую доску либо щит (рис. 242). Поскольку фриз настилается вдоль балок, для него устраивается специальное основание.


Рис. 241. Пол бесфризовый дощатый в комнате мезонина

Рис. 242. Пол дощатый с торцевым фризом

Рис. 243. Пол дощатый в елку

Рис. 244. Полы щитовые:
1 — с контурным фризом;
2 — с трехсторонним фризом;
3 — без фриза;
4 — лестничное помещение

Рис. 245. Фрагмент сечения паркетного щита с клепкой

Рис. 246. Фрагмент сечения щита соснового паркета с врезанной жилкой

В случаях, когда длина досок изначально коротка (такие доски на строительном рынке шли низшим сортом, а потому были дешевле), плотницкие полы стелились «в елку» (рис. 243).

В столярных щитовых полях две-три сухие сосновые доски сплачиваются шпонкой в один щит. Эти доски поначалу отфуговываются с одной стороны и укладываются в штабеля для просушки. После сушки доски строгают начисто и склеивают на шпонках. Щиты, как и доски в плотничных полах, укладывались непосредственно на балки и соединялись потайными шипами. Соединение соседних щитов производили «встык», для чего продольные кромки скашивали с целью лучшего их взаимного прилегания. Толщина щитов 50—70 мм, ширина 40—70 см.

Дощатые щитовые полы — наиболее распространенный тип полов в первой половине XIX в. (рис. 244).

В банях и ретирадах доски полов притесываются, продораживаются, проконопачиваются и осмаливаются. В пороховых погребах доски прибиваются к балкам не железными гвоздями, а деревянными нагелями.

Дощатые полы красили за три раза

масляной краской по подготовке. После окраски поверхность полов могли вощить или покрывать лаком. Во второй половине XIX в. дощатые полы могли оклеивать обоями под дуб или ясень, а затем покрывать английским лаком.

Паркетные полы собирают из отдельных щитов. Наиболее распространенные габариты щита 142x142 см (2 аршина), но встречаются и 106x106 см (1,5 аршина).

Щит наборного паркета состоит из фундамента и слоя клепки (рис. 245). Фундамент изготавливается из древесины хвойных пород (лиственница, сосна), клепка — из дуба и цветных, драгоценных пород дерева. Щит соснового паркета лишен слоя клепки (рис. 246).

Собственно фундамент (рис. 247—252) состоит из обвязки и филенки. Толщина — их датировочный признак. От первой половины XIX в. ко второй этот размер в обвязке меняется от 50 до 60 мм, в филенке — от 30 до 40 мм.


Рис. 247. Вид паркетного фундамента снизу

Рис. 248. Фундамент паркетный с врезкой средников в гнездо

Рис. 249. Фундамент паркетный с врезкой средников в полный шип

Рис. 250. Фундамент паркетный с врезкой

Рис. 251. Девятифиленочный фундамент

Рис. 252. Шестнадцатифиленочный фундамент

Ширина контурной обвязки в среднем составляет около 100 мм, средниковая обвязка обычно шире контурной на 20—70 мм. В сосновых штучных паркетах, когда это зависит от рисунка, контурная обвязка может составлять половину средниковой.

Фундаменты фризовых щитов по конструкции практически ничем не отличаются от рядовых, однако принципиально отличны по общим габаритам. Ширина фризового щита зависит от модуля рядового щита и размеров помещения. Длина их составляет три аршина или сажень (212—215 см); поперечные средники фризовых щитов не крестовые, их может быть по длине фундамента один или Два.

Дощатый фризовый щит практически ничем не отличается от столярного щита дощатого пола на шпонках. Рядовые щиты могут быть уложены не полными, а частично опиленными (чаще всего по рисунку) доборами. Доборы применяются, главным образом, в бесфризовых паркетах, а также при подходах к печам, каминам, в непрямолинейных в плане помещениях, но могут быть и в фризовых паркетах, чтобы улучшить пропорции фриза.

Паркетные щиты в первой половине XIX в. крепились к обрешетке основания гвоздями, во второй половине XIX в. — начале XX в. могли для этой цели использовать шурупы.

Основанием для паркетных щитов является обрешетка, врезаемая в балки перекрытия и имеющая при обычных паркетных щитах по осям 1 аршин (71 см).

Филенка фундамента соединяется с обвязками «в гребень» (рис. 245, 246). С тыльной стороны филенка может быть фигаррейной, с лицевой — непременно прямая, заподлицо с поверхностью обвязок. Соприкасающиеся кромки фундаментов скошены для лучшего сопряжения щитов друг с другом.

Соединение элементов обвязки — в одинарный шип.

Нагель, как правило, один, расположен ближе к внутреннему углу шипа, но встречаются и шипы с двумя нагелями. Нагели встречаются двух типов: круглые в сечении и квадратные.

Наиболее распространенный способ соединения элементов крестовых средников: в одном из средников проделан сквозной паз или два гнезда по центру боковых кромок. В этот паз или в гнезда вставляются половинки поперечного средника (рис. 249).

Средники штучного (соснового) паркета соединяются в ус, в некоторых случаях даже с тыльной стороны (рис. 251). Жилки и декоративные детали врезаются в сосновый массив штучного фундамента (рис. 246).

Паркет щитовой на шпонках также состоит из щитов, однако щиты эти меньше по размерам (71x71) и щиты эти не филенчатые, а состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Швы между щитами закрыты жилкой мореного дуба с лицевой стороны. Направление текстуры в смежных щитах взаимно перпендикулярно. Основанием для паркета служит обрешетка, врезанная в балки пола. Размеры по осям обрешетки соответствуют размерам щитов. При этом балки перекрытия кладутся без модульного учета последующей настилки щитов паркета.

Толщина клепки может быть различной. Значительные колебания в толщине клепки, которые фиксируются при обмерных работах, могут объясняться различной степенью изношенности поверхности паркета. Между фризом и массивом рядового паркета прокладывается жилка мореного дуба.

Паркетные полы, как правило, содержали в безупречной чистоте, за ними ухаживали практически каждодневно — при многочисленной дворне это было нетрудно. При отделочных работах дощатые щитовые полы грунтуют, шпаклюют, а затем окрашивают масляной краской за два-три раза. Плинтусы окрашивают также. По окраске могли вощить или покрывать лаком. Иногда полы оклеивали бумажными обоями, а затем покрывали английским лаком в несколько слоев.

В первой половине XIX в. покрывали воском не только паркетные, но и дощатые полы. Во второй половине XIX — первой половине XX в. полы сначала покрывали мастикой, а затем натирали воском. Галтели отделывали аналогичным образом.

Каждый паркетный щит обладал определенным рисунком. Характер рисунка зависел от времени изготовления, стоимости, стилевой ориентации интерьеров (рис. 253—417).

Рисунок штучных сосновых паркетов представляет собой открытую конструкцию фундамента (рис. 253—260). Сосновый паркет был весьма распространен в первой половине XIX в., его настилали в жилых комнатах. В третьей четверти XIX в. сосновый паркет еще применяли местами и в непарадных помещениях.

Конструкция соснового четырехчастного фундамента — обвязка с крестовиной средников — при укладке образует решетчатую структуру рисунка. Существенную роль в рисунке играет направление текстуры. В большинстве случаев направление текстуры продольно-поперечное (рис. 253, 254, 255, 259). Встречаются варианты диагональной ориентации (рис. 256, 257, 258).

Декорировались четырехчастные сосновые паркеты обычно жилкой черного дерева по периметру филенок. Средники и средняя часть филенки также могли орнаментироваться несложными вставками.

Сосновые паркеты первой половины XIX в. могли изготавливаться размером не 142x142 см (2 аршина), а 106x106 (1,5 аршина).

Щитовые паркеты на шпонках представляют собой с лицевой стороны в простейшем варианте квадратные ячейки — шашки, окантованные жилкой мореного дуба (рис. 278, 279).

Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки, в парадных комнатах дорогие паркеты могли включать десятки типов клепки.

Рисунки четырехчастных дубовых наборных паркетов стилизованно имитируют конструкции сосновых фундаментов. В третьей четверти XIX в. ширина обвязок и средников повторяет габариты конструктивных элементов. Со временем средники и обвязки, имитируемые клепкой, заметно изменились по ширине, некоторые сузились (рис. 261—271), иные заметно расширились (рис. 294, 297), обрастая орнаментом настолько, что конструктивная основа, заложенная в рисунке, едва угадывается в структуре орнамента (рис. 261—303).


Рис. 253. Сосновый паркет в жилых комнатах. 1820-е годы

Рис. 254. Сосновый паркет в прихожей. 1840-е годы

Рис. 255. Сосновый паркет в жилых комнатах. 1850-е годы

Рис. 256. Сосновый паркет в жилых комнатах. Середина XIX в.

Рис. 257. Рисованный паркет. Вторая треть XIX в.

Рис. 258. Рисованный паркет. Вторая треть XIX в.

Рис. 259. Сосновый паркет в антресолях. 1840-е годы

Рис. 260. Сосновый паркет. Фрагмент

Рис. 261. Наборный паркет в жилых комнатах. Третья четверть XIX в.

Puc. 262. Наборный паркет в жилых комнатах. 1860-е годы

Рис. 263. Наборный паркет в жилых комнатах. 1870-е годы

Рис. 264. Наборный паркет. 1850-е годы

Рис. 265. Наборный паркет в жилой комнате. 1880-е годы

Рис. 266. Наборный паркет. 1860—1870-е годы

Рис. 267. Наборный паркет в зале, антресолях. Третья четверть XIX в.

Рис. 268. Наборный паркет в жилой комнате. 1870—1880-е годы

Рис. 269. Наборный паркет в зале. Третья четверть XIX в.

Рис. 270 Наборный паркет в зале. 1880-е годы

Рис. 271. Наборный паркет в жилой комнате. 1880-е годы

Рис. 272. Наборный паркет в гостиной. Вторая половина XIX в.

Рис. 273. Наборный паркет в жилой комнате. 1860 -с годы

Рис. 274. Наборный паркет в парадной комнате. 1890-е годы

Рис. 275. Наборный паркет и парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 276. Фрагмент наборного паркета

Рис. 277. Наборный паркет в прихожей. 1870-е годы

Рис. 278. Сосновый паркет на шпонках в бельэтаже. 1820-е годы

Рис. 279. Сосновый паркет на шпонках в жилой комнате. 1860-е годы

Рис. 280. Фрагмент паркета. 1860-е годы

Рис. 281. Наборный паркет в парадной спальне. Третья четверть XIX в.

Рис. 282. Наборный паркет в зале. 1880-е годы

Рис. 283. Наборный паркет. Вторая половина XIX в.

Рис. 284. Фрагмент паркета (см. рис. 283)

Рис. 285. Паркет наборный в парадной комнате. 1860-е годы

Рис. 286. Фрагмент паркета (см. рис. 285)

Рис. 287 Паркет наборный в парадной комнате.

Рис. 288. Фрагмент паркета (см. рис. 287)

Рис. 289. Паркет наборный в гостиной. Вторая треть XIX в

Рис. 290. Фрагмент паркета (см. рис. 289)

Рис. 291. Паркет наборный в гостиной. Третья четверть XIX в.

Рис. 292. Фрагмент паркета (см. рис. 291)

Рис. 293. Паркет наборный. Вторая треть XIX в.

Рис. 294. Фрагмент паркета (см. рис. 293)

Рис. 295. Паркет наборный. 1890-е годы

Рис. 296. Фрагмент паркета (см. рис. 295)

Рис. 297. Паркет наборный в жилой комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 298. Паркет наборный в гостиной. 1850-е годы

Рис. 299. Паркет наборный в парадной комнате. 1890-е годы

Рис. 300. Паркет наборный в жилой комнате. 1890-е годы

Рис. 301. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис. 302. Паркет наборный в парадной комнате. 1870—1880-е годы

Рис. 303. Паркет наборный в парадной комнате. 1870 - 1880-е годы

Рис. 304. Фрагмент паркета (см. рис. 303)

Рис. 305. Паркет наборный. 1840-е годы

Рис. 306. Паркет наборный в бельэтаже, антресолях и жилых комнатах. Вторая треть

Рис. 307. Сосновый паркет в жилой комнате. 1850-е годы

Рис. 308. Паркет в парадной комнате. Первая половина XIX в.

Рис. 309. Паркет сосновый. Вторая треть XIX в.

Имитируемые филенки могут иметь самые разные формы: квадраты с различной ориентацией текстуры, разбивка каждой филенки на треугольники и квадраты.

Девятичастные сосновые паркеты (рис. 306—310, 369) во второй трети XIX в. могли применяться как в жилых, так и в парадных комнатах. Рисунок таких паркетов зависит от конструкции фундаментов. Декорировали девятичастные сосновые паркеты, главным образом врезая по периметру филенки жилки мореного дуба. Девятичастные дубовые наборные паркеты имитировали фундаменты сосновых паркетов. Часть из них близка к исходной конструкции.


Рис. 310. Паркет сосновый в гостиной. Вторая треть XIX в.

Рис. 311. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 312. Паркет наборный в зале, гостиной, жилых комнатах. Третья четверть XIX в.

Рисунок многих паркетов в значительной степени стилизован. В деформированном орнаментом рисунке едва удается угадать исходные конструктивные структуры (рис. 311—327).

Рисунок 16- и 25-частных щитов (четыре и пять филенок по одной стороне щита) подчинен тем же закономерностям, что и четырех- и девятичастные щиты (рис. 331—339). Генетически рисунок паркетов связан с конструкцией фундамента, а вопрос стилизованных орнаментированных трансформаций конструктивной структуры рисунка зависит от фантазии художника.

Квадратная шашка различного рисунка и различного масштаба генетически восходит к конструкции щитового паркета на шпонках (рис. 305, 340).

Диагональная решетка из контрастного материала (рис. 341 — 343, 346, 349, 350) характерна для эпохи классицизма. Диагональный решетчатый орнамент не имитирует конструкцию фундамента, он самостоятелен, автономен и является одним из самых распространенных в прикладном искусстве типов орнамента. Диагональная плетенка также никак не соотносится с конструкциями фундамента и является одним из самых распространенных типов в 1-й пол. XIX в. Плетенка могла применяться как в смежных комнатах, так и в целой зоне одновременно (рис. 351).

Диагональная квадра — один из самых простых по рисунку и исполнению типов. Разновидности этого паркета разнообразны по масштабу (от двух до пяти диагоналей по стороне щита). В большинстве случаев паркет декорировался жилкой черного дерева, уложенной в различных модификациях. Текстура ориентирована как вдоль стороны квадры, так и по диагонали ее (рис. 345, 347, 352, 353, 357-360).

Ромб (или сайка) также разнообразен по масштабу и может декорироваться жилкой мореного дуба (рис. 361—370).


Рис. 313. Паркет наборный в гостиной. Третья четверть XIX в.

Рис. 314. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 315. Паркет наборный в гостиной и парадной спальне. Третья четверть XIX в.

Рис. 316. Паркет наборный. Третья четверть XIX в.

Рис. 317. Паркет наборный. Последняя четверть XIX в.

Рис. 318. Паркет наборный в жилой комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 319. Паркет наборный в гостиной. 1850-е годы

Рис. 320. Паркет наборный. 1890-е годы

Рис. 321. Паркет наборный. Последняя треть XIX в.

Рис. 322. Фрагмент паркета (см. рис. 321)

Рис. 323. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 324. Паркет наборный в гостиной. 1850-е годы

Рис. 325. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 326. Паркет наборный. Третья четверть XIX в.

Рис. 327. Паркет наборный в парадной комнате. 1850-е годы

Рис. 328. Фрагмент паркета (см. рис. 327)

Рис. 329. Паркет сосновый в библиотеке. Вторая треть XIX в.

Рис. 330. Фрагмент паркета (см. рис. 329)

Рис. 331. Паркет наборный в парадной комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 332. Фрагмент паркета (см. рис. 331)

Рис. 333. Паркет наборный в зале и гостиной. Середина XIX в.

Рис. 334. Паркет наборный. 1840-е годы

Рис. 335. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис. 336. Фрагмент паркета (см. рис. 335)

Рис. 337. Паркет наборный в жилой комнате. 1870—1880-е годы

Рис. 338. Паркет наборный в алькове парадной спальни. Вторая половина XIX в.

Рис. 339. Паркет наборный в нале и парадной спальне. Вторая половина XIX в.

Рис. 340. Паркет наборный. Начало XX в.

Рис. 341. Паркет наборный в кабинете. Первая треть XIX в.

Рис. 342. Паркет в парадной комнате. Первая треть XIX в.

Рис. 343. Паркет наборный в гостиной. Первая треть XIX в.

Рис. 344. Паркет наборный в парадной комнате. Конец XVIII в.

Рис. 345. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 346. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XIX в.

Рис. 347. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 348. Паркет наборный в гостиной. Последняя четверть XIX в.

Рис. 349. Паркет наборный в гостиной. 1820-е годы

Рис. 350. Паркет наборный. 1830-е годы

Рис. 351. Паркет наборный в парадных комнатах. Первая половина XIX в.

Рис. 352. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 353. Паркет наборный в жилой комнате. 1860-е годы

Рис. 354. Паркет наборные. в жилой комнате. 1850-е годы

Рис. 355. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 356. Фрагмент паркета (рис. 355)

Рис. 357. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рисованные паркеты — не редкость в XIX в. Один из них (рис. 261) рисованный паркет простейшего типа, имитирующий конструкцию соснового щита с разделкой по границам деталей жилкой мореного дуба. Паркет писан масляными красками, текстура имитирована не разделкой, а направленным движением кисти. Росписи по поверхности дощатого щитового пола имеют два типа подготовки: 1) непосредственно по дереву и 2) по серпянке, наклееннойна доски. Расписанный пол обычно щитовой дощатый, ширина щитов — 70 см, толщина — 60 мм. Щиты сплочены на шпонках (на рис. 261 штрихом показаны границы щитов). Общий тон рисованного пола — красно-коричневый.


Рис. 358. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис. 359. Паркет наборный в жилой комнате. 1850-е годы

Рис. 360. Паркет наборный в жилой комнате. Последняя четверть XIX в

Рис. 361. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 362. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 363. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 364. Паркет наборный в жилых и парадных комнатах. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 365. Паркет наборный в парадной спальне. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 366. Паркет наборный в жилых комнатах. Вторая половина XIXначало XX в.
Фризы в дощатых полях делаются при значительных размерах помещений. Для этого (рис. 242) фризы настилали поперек торцов чистого пола (торцевой фриз). Из художественных соображений фриз могли делать контурным, по периметру комнаты. Для этого крайние доски или щиты пола настила соединяли с торцевыми элементами фриза «в ус» (рис. 244).

Рис. 367. Паркет наборный в парадной комнате. Середина XIX в

Рис. 368. Паркет наборный. Конец XIXначало XX в.

Рис. 369. Паркет наборный в жилой комнате. 1870-е годы

Рис. 370. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIXначало XX в.

Рис. 371. Паркет наборный в жилых комнатах. 1860-е годы

Рис. 372. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис.. 373. Паркет наборный в гостиной. Вторая половина XIX в.

Рис. 374. Паркет наборный. Начало XX а.

Рис. 375. Паркет наборный в гостиной. 1880-е годы

Рис. 376. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 377. Паркет наборный. I860-е годы

Рис. 378. Паркет наборный в зале. Середина XIX в.

Рис. 379. Паркет наборный в парадной комнате. 1890-е годы

Рие. 380. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 381 Паркет наборный. Середина XIX в

Рис. 382. Паркет наборный в гостиной. Первая треть XIX в.

Рис. 383. Паркет наборный. 1890-е годы

Рис. 384. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 385. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 386. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 387. Паркет наборный в парадной комнате. Первая четверть XIX в.

Рис. 388. Паркет наборный. 1860-е годы

Рис. 389. Паркет наборный в парадных комнатах (зала и гостиная). 1860-1880-е годы

Рис. 390. Паркет наборный в парадных комнатах. 1870—1880-е годы

Рис. 391. Паркет наборный в парадных комнатах. 1870-е годы

Рис. 392. Паркет наборный. 1850-е годы

Рис. 393. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 394. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 395. Паркет наборный. 1870-е годы

Рис. 396. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 397. Паркет наборный в жилой комнате. Третья ' четверть XIX в.

Рис. 398. Паркет наборный о зале. 1870-е. годы

Рис. 399. Паркет наборный в парадных комнатах. Третья четверть XIX в.

Рис. 400. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 401. Паркет наборный в парадной комнате. Середина XIX в.

Рис. 402. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 403. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 404. Паркет наборный в жилой комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 405. Паркет наборный в жилой комнате. Конец XIX - начало XX в.

Рис. 406. Паркет наборный. Вторая половина XIX в.

Рис. 407. Паркет наборный в жилой комнате. Третья четверть XIX в.

Рис. 408. Паркет наборный в гостиной. 1860-е годы

Рис. 409. Паркет наборный в жилой комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 410. Паркет наборный в гостиной. Первая половина XIX в

Рис. 411. Паркет наборный. Середина XIX в.

Конструкция элементов фриза могла соответствовать конструкции элементов чистого пола: дощатые или щитовые. Однако прямого и полного соответствия могли не соблюдать: при щитовых полах фриз мог быть дощатым (шириной 22—23 см).

Поперечные элементы фриза (торцовые) могут быть шире продольных щитов. Встречаются помещения с одним торцевым элементом фриза (рис. 244).


Рис. 412. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 413. Паркет наборный в парадной комнате. Вторая половина XIX в.

Рис. 414. Паркет наборный. Середина XIX в.

Рис. 415. Паркет наборный. Парадная комната. 1870-е годы

Рис. 416. Фрагмент паркета (см. рис. 415)

Рис. 417. Фрагмент паркета (см. рис. 415)

Продольные элементы фриза укладываются на балки, поперечные — на специально изготовленную обрешетку, уложенную на засыпку черного пола.

В паркетных полах фризы компенсируют некратность размеров помещения и модуля паркетного щита. Фриз в паркетных полах обходит комнату по периметру у стен.

При сосновых паркетах применяются, как правило, сосновые дощатые фризы (рис. 418). С паркетом дощатый фриз может сопрягаться без промежуточной жилки мореного дуба. Фриз соснового паркета может нести и чисто декоративную функцию, когда, например, в паркете ширина всех элементов фриза одинакова, а некратность щитов габаритам комнаты компенсируется за счет доборов.

При наборных паркетах XIX в. существует два типа фризов: наборные и сплошные. В сплошных текстура может располагаться Двояко: вдоль и поперек фриза (продольные и поперечные фризы). Ширина жилки, отделяющей сплошной фриз от паркетных щитов,

как правило, шире тех, которые применяются при наборных фризах (рис. 419).

Наборный фриз с поперечно уложенной клепкой — наиболее распространенный тип. Возникновение его можно отнести к третьей четверти XIX в. Фризы эпохи классицизма обычно продольные, даже если они наборные (рис. 420, 421, 422). Ширина фриза у противоположных стен — одинакова, ширины смежных фризов, как правило, различны. Ширина фриза может колебаться в значительных пределах (от 40 до 530 мм). Стремились, однако, избегать большой разницы в пределах одной комнаты. Регулировать ширину фриза можно было с помощью доборов. Ширина клепки также не одинакова и может колебаться в пределах одного фриза порядка 50—200 мм.

Между паркетом и наборным фризом второй трети XIX в. жилка обязательна. Ее ширина обычно составляет около 20 мм. Но может быть и 17, и 27 мм. Ширина в пределах одной жилки может быть не одинакова, допускалось колебание до 5 мм. Угловое соединение жилки зависит от углового сопряжения фриза: если фриз сопрягается «в ус», то и жилка тоже «в ус», если фриз «встык», то и жилка по углам «встык». Встречаются исключения, когда жилка в паркете отсутствует.

Угловое сопряжение фриза «в ус» характерно для всего XIX в. (рис. 418, 419, 423—430) и начала XX в. Соединение элементов фриза «встык» характерно для второй половины XIX — начала XX в. (рис. 431—440). Нередко встречаются фигурные орнаментированные формы фризов — как в XVIII, так и на всем протяжении XIX в. (рис. 420, 421, 422, 439, 440, 441, 442—443).

В количестве, которое трудно назвать исключением, делали и безфризовые полы — как в первой, так и во второй половине XIX в. Без фриза могут укладываться и наборные, и штучные, и дощатые паркеты. Подход к стенам регулировали с помощью доборов.


Рис. 418. Сосновый дощатый фриз в жилой комнате. 1820-е годы

Рис. 419. Фриз дощатый. 1870-е годы

Рис. 420. Наборный продольный фриз в гостиной. Последняя четверть XVIII в.

Рис. 421. Наборный продольный фриз. Вторая треть XIX в.

Рис. 422. Наборный продольный фриз в гостиной. Последняя четверть XVIII в.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.