Раздел 1.Теоретические основы и понятийный аппаратпсихологических основ профессиональной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел 1.Теоретические основы и понятийный аппаратпсихологических основ профессиональной деятельности

2021-06-23 58
Раздел 1.Теоретические основы и понятийный аппаратпсихологических основ профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Основные понятия, задачи и методы психологических основ профессиональной деятельности

Лекционный материал по теме «Основные понятия, задачи и методы психологических основ профессиональной деятельности»

Психология, в буквальном значении этого слова, – наука о душе. Ее история уходит в глубину веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в., после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей.

Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными навыками.

Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование.

Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов.

Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:

- определение уровня профессионализма;

- установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека;

- выявление профессиональных потенциальных возможностей человека;

- помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности.

Как отмечает А.К. Маркова: «При осуществлении профессиональной диагностики важно применять системный подход (изучать работника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский подход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)».

В психологии труда разработано несколько классификаций методов. Рассмотрим некоторые из них.

Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию. Она разделяет все разнообразие методов на три больших раздела: А, Б и В (таблица 1).

Е.А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда.

Таблица 1. Классификация методов психологии профессиональной деятельности

(по Ю.В. Котеловой)

Раздел А

Раздел Б Раздел В 1 блок 2 блок 3 блок     Метод наблюдения: - метод непосредственного наблюденияпрофессиональ-ной деятельности; - трудовой метод. К ним прилагаются вспомогательные методы и средства: · измерение различных параметров процесса труда; · алгоритмический способ описания трудовой деятельности; · анализ продуктов трудовой деятельности; · анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; · экспериментально-психологические и физио-логические пробы в ходе протекания профессио-нальной деятельности. Метод опроса: - беседа; - устный опрос (интервью); - письменный опрос (анкета); - биографические и автобиографические данные (психологический анализ); - метод обобщения независимых характеристик.   Анализ различнойпроизводст-венной документа-ции Экспериментальные методики: Лабораторный эксперимент: · абстрактный; · модель отдельных элементов трудового процесса; · модели профессиональ-ной деятельности в целом; · реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; · метод тестов; · производственный эксперимент; · внесение разнообраз-ных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы; · метод искусственнойдеавтоматизации. Статисти-ческие методы работы с данными

Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой, которая выделяет личностные методы, профессиографические методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2. Профессиографические методы исследования (по М.А. Дмитриевой)

Профессиографические методы

Анализ документации: ознакомление с монографиями, статьями по технологии данного производства, в периодических изданиях, руководствами, инструк-цииями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, не-обходимые при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Метод опроса: - может проходить в форме устной беседы или анкетирования; - является вспомо-гательным в про-фессиографии (может использоваться на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке. Метод наблюдения: - наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов; - позволяет не только выявить психологические требования, выдвигае-мые профессией, но и установить, какие аспекты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку. Самонаблюдение и самоотчет: - выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблю-дения психолога, совмещающего в одном лице ис-следователя и ра-бочего (трудовой метод). Эксперимен-таль-ный метод: - служит для проверки уже составленной психограммы; - производствен-ный эксперимент (как разновид-ность естествен-ного эксперимента) - лабораторный эксперимент.

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

Таблица 3. Структурный метод и метод системного анализа в психологии профессиональной деятельности (по М.А. Дмитриевой)

Структурный метод Системный анализ
Сущность: трудовая деятельность описывается в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная характеристика и характеристика надежности. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется: · на оперативном уровне – в виде структуры взаимосвязей решаемых задач; · на уровне решения одной задачи – в виде структуры взаимосвязей алгоритмов; · на уровне алгоритма – в виде структуры взаимосвязей блоков операций; · на уровне блока операций – в виде взаимосвязей отдельных операций; на уровне операции – в виде взаимосвязи ее компонентов. Методика системного анализа опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельностина нескольких уровнях: - личностно-мотивационного анализа; - компонентно-целевого анализа; - структурно-функционального анализа; - информационного анализа; - психофизиологического анализа; - индивидуально-психологического анализа. В результате сочетания перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.  

Одним из методов, позволяющих упорядочить полученную информацию,  является алгоритмический анализ. Алгоритм – это строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задач определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие последовательность этих действий. Она может быть представлена в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипичность или логическую сложность операции, другие показатели. Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление – описательное – имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.