Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-24 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Король решительно выражал сожаление о необходимости дать отставку Жозе Виллель, говорил, что его политика – политика Монарха, и неохотно уступил Жану Батисту Гэ де Мартиньяк, который помимо должности кабинета принял портфель Министра внутренних дел, и тут же потребовал, чтобы в тронной речи Государя обещаны были реформы. В своей деятельности новое министерство исходило из убеждения, что «счастье Франции лежит в искреннем союзе между Королевским авторитетом и вольностями, освященными хартией».
Одной из первых мер нового правительства в 1828 году стало издание Ордонанса, изъявшего значительное число учебных заведений из ведения ордена иезуитов. Глава кабинета провел закон о ежегодном пересмотре избирательных списков, ослабивший правительственное давление на выборах, а также Закон о возвращение высшего образования под государственный контроль. Влияние церковных организаций зачастую преувеличивалось, но Королевство Франция слишком долго управлялось кардиналами вместо министров, чтобы позволить себе даже намек на возвращение подобных порядков. Свобода, в том числе и религиозная, стала, увы, для дворянства неотъемлемой частью жизни.
Введение имущественного ценза для участия в активной политической жизни послужило сменой приоритетов для многих дворян. Учитывая, что Монархия не торопилась с финансовой компенсацией, дворянство активно устремилось на государственную службу. Связано это конечно было не только с меркантильными интересами. Служение Монархии, сознававшееся всегда как основная задача, перестала выражаться только в подчинении, но и стала включать работу судьей, контролером, начальником почты, не говоря уже о более высоких административных постах. Своеобразная мотивация, отличавшая дворян от представителей третьего сословия, которые в государственной службе видели в первую очередь возможность заработать, делала дворян самыми надежными исполнителями государственной воли. Многие историки, прежде всего консервативного направления, отмечают, что Реставрация стала эпохой, когда Королевство лучше, а главное честнее всего управлялось.
|
Подобную атмосферу достоинства и ответственности дворянство привнесло и в политическую жизнь страны. Жаркие споры, проходившие в Палатах, редко переходили грань приличий. Речи тщательно готовились и потому зачастую выглядели шедеврами ораторского искусства. Благодаря авторитету и таланту дворянства законодательная власть приобрела особую значимость.
Премьер Виконт Жан Батист Гэ де Мартиньяк провел новый закон о печати, которым отменялось требование предварительного разрешения для журналов и смягчались цензурные строгости, уничтожил черный кабинет, в котором производилась перлюстрация частной переписки. В августе 1829 года глава кабинета внес проект двух законов: о местном самоуправлении, по которому система назначения генеральных и муниципальных советов заменялась системой избрания, на основе высокого имущественного ценза и закона об общинной администрации, цель которых большая децентрализация управления.
Против закона восстали монархисты, которые справедливо видели в местном самоуправлении торжество революционного принципа, а с ними и многие либералы, сторонники централизации. Проект отклонен был этой коалицией, что дало Королю повод дать отставку кабинету, тем более что крайняя умеренность Виконта Мартиньяк не удовлетворяла левую сторону, а его либерализм ненавистен был и Монарху, и крайним роялистам.
Последний премьер.
27 июля (9 августа) 1829 года Король Франции Высочайше назначил племянника покойной госпожи де Поластрон, лично преданного Монарху Князя Огюста Жюля Армана Мари де Полиньяк (1780-1847). Это решение, за которым стояли не только истинные убеждения Короля, но и воспоминания о любимой женщине.
|
Ем не менее во всем Королевстве Франция трудно найти было личность, более ассоциируемую со Старым Порядком, чем Жюль де Полиньяк. Князь сыном был лучшей подруги несчастной Королевы Марии Антуанетты и Графа де Полиньяк. Жюль де Полиньяк стоял у истоков роялистского движения во Франции при узурпаторе Наполеоне и даже попал в 1804 году в тюрьму за участие в заговоре. По мнению современников, эти годы оказали большое влияние на взрывную натуру Князя. "За десять лет в тюрьме Полиньяк стал мистиком… Он не сомневался в прямом вмешательстве Бога и чувствовал в себе Священное призвание". В чем заключалось это призвание открыл современникам Граф Гийом-Исидор де Монбель (1787-1861), близко познакомившийся с Князем Полиньяк во время работы в последнем правительстве Реставрации. Как говорили современники: "Полиньяк считал себя Жаном д' Арк, призванным спасти Монархию". Этим убеждением проникся и сам Король.
Государь планировал ввести Жюля Армана Мари де Полиньяк в правительство еще в январе 1829 года. Однако эта идея вызвала сопротивление, как в обществе, так и в самом правительстве Виконта Жана Батиста Гэ де Мартиньяк. В итоге Королю пришлось отправить претендента в Лондон, где тот пробыл до конца июля. Отсрочка была связана с необходимостью дождаться окончания сессии Палаты депутатов и политического затишья, неизбежно возникавшего летом в связи с отъездом большей части высшего общества, прежде всего дворянства, из Парижа. Но решение в голове Короля уже было принято, и никакие отсрочки не могли помешать осуществлению главной идеи – укрепление и усиление Королевской власти через правительство за счет парламента.
В тот же день 27 юля (9 августа) 1829 года появляется выпуск официальной газеты " Moniteur ", в котором объявлен был новый состав правительства. "Этот фатальный " Монитер " в мгновение ока распространился по всей Франции. Возмущение противников Монархии вызвало назначение Министром обороны генерала-лейтенанта Графа Луи Виктора де Бурмон (1773-1846), которого считали предателем узурпатора Наполеона и его Империи. В защиту Графа следует сказать, что в 1832 году за отказ признать Луи Филиппа I Бурбон, Герцога Орлеан (1773-1850) новым Королем Франции, он исключен был из списка маршалов и приговорен к изгнанию.
|
Если изучить мемуары дворян-монархистов, написанные в 1830-1840-е годы, то складывается впечатление, что все только и видели, как происходит государственный переворот. Граф Александре Луи д' Аллонвилль (1774-1845), принадлежавший к самым ярым " ультра ", вспоминает: " Не без тревоги узнал о назначении Полиньяка, человека честного, открытого, решительно настроенного действовать в настоящих интересах государства, но очень непопулярного".
Главная цель Жюля Армана Мари де Полиньяк – наведение политического порядка. Но в его непопулярности кроется заведомая причина неудачи. Характерное для дворянина, пусть и не участвующего активно в парижской салонной жизни, признание значимости общественного мнения. Маркиз де Бонневаль вспоминал о премьере так: "Полиньяк был хорошим и способным человеком, но абсолютно чужд политическому маневрированию".
Причины заговора.
Несмотря на очевидную и всем понятную связь между главой кабинета и Королем, в сознании дворянства по-прежнему существовала граница между судьбой правительства и судьбой Монарха. Сами монархисты отмечали: "В 1829 году разум масс (esprit des masses) уже активно работал. Ветер Фронды и мятежа дул со всех сторон". И это при том, что, что за год своего существования правительство Полиньяка не сделало ничего существенного, что могло бы повлиять на отношение к нему в ту или другую сторону. Как пишет современник премьера Герцог де Фаллу: "Его (Полиньяк ) мечтой было создание парламентской аристократии, и рост влияния пэров. Но обнаружив мощную оппозицию, он сник и впал в мистицизм".
Насколько решимость Монарха и премьера не соответствовала ситуации в Королевстве, свидетельствует некоторая паника в рядах министров. Еще в январе 1830 года, через три месяца после назначения пост министра внутренних дел оставляет Граф Франсуа Режи де Лабурдоннэ (1767-1839). Формально – из-за несогласия с назначением Жюля Полиньяк председателем Совета Министров вместо равноправия всех министров. С самого начала министерства он активно выступал за ужесточение режима, но бездействие премьера повергло его в уныние. Когда в апреле на Совете уже открыто обсуждалась возможность применения пресловутой статьи 14, а Министром внутренних дел стал еще более решительный " ультра " Граф Шарль де Пейроне (1778-1854), в отставку подали хранитель печати Курвуазье и Министр финансов Граф Андре Жан Христоф де Шаброль (1771-1836). Их настроение лучше всего выразил собиравшийся все время уйти, но оставшийся до конца министр финансов Граф Гийом Изидор де Монбель (1787-1861): "С каждым днем меня охватывало все более сильное убеждение в нашей неспособности остановить трагедию. Многие департаменты функционировали превосходно, министры выполняли свои обязанности прилежно и успешно. Некоторые демонстрировали настоящие административные таланты, но всем им не хватало жизненности. Общественное мнение было для них смертельно. Власть - это моральное превосходство. Когда все его отрицают, власти не существует. Когда любое, самое взвешенное, самое полезное решение правительства встречается обществом с ненавистью, то нет больше ни правительства, ни королевской власти ".
|
Целый год все антимонархисты Королевства через свободную печать морально готовились к решающему столкновению. Имя главы кабинета давно вызывало устойчивые ассоциации, и его появление в правительстве показало многим, что отныне ставка сделана на чрезвычайные меры. Ключевым моментом для судьбы Монархии стало то, что Король открыто связал себя с конкретной личностью в правительстве и взял на себя ответственность за его действия. И если для дворянства эта связь была не очевидной, то для низших, подготовленных к бунту революционерами слоев, как покажут июльские события, все было именно так.
Вера в Провидение премьера привел его к мысли, что чем меньше будет у правительства сторонников, тем ярче проявится избранность его личности. Подобное заблуждение привело к тому, что чрезвычайные меры, задуманные им, не встретили никакого энтузиазма даже у тех, кто хотел усиления Королевской власти. Подавляющее большинство дворянства не испытывали оптимизма и не питали больших надежд по поводу успеха задуманных главой кабинета мер. Разумную альтернативу они видели в создании правительства на основе большинства в Палате депутатов, что должно было вернуть Королевству стабильность, утраченную после ухода прежнего. Так или иначе, но с приходом министерства Жюля Полиньяк для них начался раскручиваться тот механизм, который должен был привести к взрыву.
Назначение нового премьера Королем, как уже сказано было выше, вызвало в стане так называемой оппозиции яростные протесты. Стали основываться общества для отказа от уплаты налогов в случае ожидавшейся отмены хартии 1814 года. Именно эти планы Короля и премьера вызвали такую злобу и организованное сопротивление у сторонников республиканского строя. Так, поездка в Париж либерала и безбожника Маркиза Мари Жозефа Поля Ива Рок Жильбера дю Мотье де Лафайет (1757-1834) обратилась в триумфальное шествие, и на обедах в его честь произнесены были угрожающие по адресу правительства речи. В ответ правительство начало ряд процессов против членов тайных обществ и их ораторов, но суды по большей части оправдывали обвиняемых.
|
В этот момент к заговору подключилась «якобинская» пресса. В "Journal des D é bats" напечатана была статья, в которой говорилось: "Хартия имеет ныне такую силу, что об нее разобьются все поползновения деспотизма... Одновременно с незаконным взысканием податей народится новый Гампден (кумир антимонархистов – богатый землевладелец Графства Букингэм, приобрёл известность отказом и сопротивлением уплатить корабельную подать, наложенную несчастным Королем Чарльзом I Стюарт на внутренние провинции Англии (1635) – прим. А. Р.), который сокрушит беззаконие... Несчастная Франция, несчастный Король!" Редактор газеты, привлеченный к суду, оправдан был в апелляционной инстанции. Становилось ясно, что в стране существует разветвленный антимонархический заговор, в который вовлечены судьи, редакторы газет, новые буржуа и прочие представители «угнетаемого народа», чьими руками Франция истязалась многие годы.
Заговорщики.
Известный авантюрист-наемник, предатель и генерал в войнах с Монархией в Северной Америке и во Франции Маркиз Мари Жозеф Поль Ив Рок Жильбер дю Мотье д'Лафайет (1757-1834) и Жак Антуан Манюэль (1775-1827), похороны которого превратились в антиправительственную стотысячную демонстрацию, а также другие так называемые вожди оппозиции встречали повсеместно восторженные встречи, в их честь устраивались банкеты и многотысячные похороны. Королевство покрылось множеством обществ, иногда легальных, чаще тайных, преследовавших политические цели ("Общество друзей печати", "Общество карбонариев" в Париже, "Рыцари свободы" в Сомюре, "Aide-toi, le ciel t'aidera" и др.). К примеру, к тайным обществам принадлежал Маркиз Мари Жозеф д'Лафайет. Правительство, зная это, не могло ничего поделать за отсутствием улик и невозможностью их отыскать при хорошей конспиративной организации обществ.
Несмотря на стеснительные законы о печати, общественное недовольство находило выражение в прессе, среди которой только оппозиционные газеты имели действительное распространение и влияние; тюрьмы и штрафы для редакторов и авторов не действовали.
В этот опасный для престола Франции момент в январе 1830 года на деньги республиканцев возникла новая оппозиционная газета "National", во главе которой стояли сын торговца в Марселе Лyи Aдoльф Тьер (1797-1877), будущий премьер и тщеславный честолюбец, сын руанского коммерсанта и известный безбожник Николай Арман Каррель (1800-1836) и историк ереси реформации и французских бунтов Франсуа Огюст Минье (1796-1884).
Программой антимонархической газеты была как будто верность Дому Бурбон, но при одном условии, если они будут соблюдать хартию 1814 года. Газета вещала крайне вызывающим тоном в адрес правительства и пользовалась в среде антимонархической публики громадным успехом. Поскольку правительство Короля Шарля Х Филиппа Бурбон не обнаруживало ни малейшего желания соблюдать хартию 1814 года, то уже в феврале 1830 года газета заявила о возможности кандидатуры Герцога д'Орлеан Принца Луи Филиппа Бурбон-Орлеан на французский трон. В ответ последовал процесс и присуждение Луи Тьера к значительному штрафу, который покрыт был общественной подпиской. Другая статья политического авантюриста Тьера носила название "Король Царствует, но не управляет" — принцип, скоро принятый масонами и новой буржуазией – сторонниками конституционной Монархии как основа конституционного государственного строя, установившегося во Франции после нового тщательно организованного бунта во Франции в июле 1830 года.
Когда появились июльские ордонансы, Лyи Aдoльф Тьер составил прокламацию против них, в которой доказывал, что ордонансы нарушают хартию 1814 года, что, следовательно, во Франции наступило состояние бесправия и этим самым правительство освободило граждан от обязанности повиновения. Он настоял на том, чтобы прокламация появилась с подписями; в числе других подписался и он сам. 14 (27) и 15 (28) июля Лyи Aдoльф Тьер был душой всех собраний заговорщиков в отеле Лафита. 16 (29) июля он скрывался, так как отдан был приказ об его аресте, но 17 (30) июля Тьер был в Париже и раздавал сражающимся на баррикадах составленную им прокламацию, в которой указывал на Герцога Орлеан, как на желательного главу государства.
Й год.
Сессия палат 1830 года открыта была тронной речью Монарха, в которой заключалась угроза прибегнуть к особенным мерам для поддержания общественного мира.
Палата депутатов избрала своим президентом либерала Пьера Поля Ройе-Коллар (1763-1845) и приняла, большинством 221 против 181 голоса, адрес, в котором протестовала против недоверия, выраженного к ней Королем, и выражала опасение за вольности французского народа.
Четвертого (17) марта 1830 года Палата депутатов приняла адрес к Монарху, в котором депутаты просили Монарха распустить министерство Жуля Полиньяк. Король отвечал отсрочкой сессии парламента, а затем роспуском Палаты депутатов. Исход новых выборов мог быть только неблагоприятным для министерства, а так как Король отожествлял себя с ним, то личное вмешательство его в выборы не могло достигнуть цели. Почти все депутаты, подавшие голос за адрес, были переизбраны; общее число сторонников оппозиции возросло (274 оппозиционных депутата против 145, поддерживающих министерство). Однако Король и здесь не понял истинного положения вещей.
Роспуск Палаты депутатов не вызвал большого шума. Второго (15) июня появляется прокламация Короля Шарля Х Филиппа Бурбон, в которой Государь заявляет о намерении «заставить уважать Священные права, являющиеся достоянием Моей Короны». В ответ на это министры предложили Королю принять несколько мер для борьбы с либеральными тенденциями в обществе.
Решающий день.
Воскресенье, 13 (26) июля 1830 года. Во дворце Сен-Клу собрались министры последнего правительства эпохи Реставрации.
На заседании председательствует сам Король Шарль X Филипп Бурбон. Рядом с Монархом сидел Министр иностранных дел и первое лицо в правительстве – Князь Жюль д'Полиньяк. Тут же, в напряженном ожидании, настороженно оглядывая друг друга, замерли в креслах и остальные. Министр внутренних дел с седьмого (20) мая 1830 года Граф Пьер Дени д'Перонне (1778-1854), Министр юстиции и хранитель Королевской печати (канцлер) с того же дня Жан Клод Балтазар Виктор д'Шантелоз (1787-1859) выглядели спокойнее других. Они знали, что за бумаги лежат перед Королем.
Министр финансов Граф Гийом Изидор д'Монбель (1787-1861), возглавлявший департамент общественных работ и формально деливший обязанности с Графом д'Пейронне, Министр духовных дел и народного просвещения Граф Марсьяль Кома Аннибаль Перпетю Маглуар д'Гернон-Ранвиль (1787-1866) и Министр общественных работ Барон Гийом Антуан Бенуа д'Капель (1775-1843) ждали и боялись. По уважительной причине отсутствовали Министр обороны генерал Бурмон, а также морской министр и колоний Барон Шарль Лемерье д'Лонпре д'Оссе (1778-1854) – они до сих пор заняты были в Алжире, война в котором началась в начале 1830 года. Заместителя Графа Бурмон, Герцога Жана-Баптиста Номпера д'Шампаньи д'Кадор (1756-1834), никто предупредить не удосужился, а морское ведомство обсуждаемые вопросы затрагивали мало.
Перед Королем лежали четыре Высочайших Указа с порядковыми номерами от 15135 до 15138, подготовленные в Министерстве внутренних дел. Эти Указы, по мысли авторов, были последним шансом сохранить контроль над ситуацией в стране и являлись адекватной реакцией на результаты прошедших меньше месяца назад выборов.
Первый Указ вводил цензуру для прессы и обязательную перерегистрацию всех изданий каждые три месяца с правом отзыва разрешения в любой момент.
Согласно тексту второго, результаты выборов 21 июня (4 июля) 1830 года отменялись, не собравшаяся ни одного раза Палата депутатов распускалась (уменьшалось общее число депутатов и поднимался выше избирательный ценз), а новые выборы назначались только на 27 августа (9 сентября) 1830 года.
Третий Указ изменял Закон о выборах таким образом, что отныне имущественный ценз определялся преимущественно по размеру земельного владения и недвижимости (лишение избирательных прав у собственников движимых имуществ (буржуа) и предоставление их только землевладельцам (дворянам)).
Четвертый Указ касался изменения или восстановления некоторых статей Хартии 1814 года.
Авторы Указов настолько были уверены в их будничности, что в тексте даже не нашлось места для упоминания пресловутой 14 статьи, предоставляющей Королю чрезвычайные полномочия. Однако, другие министры не были так уверены в своем будущем. Наверное, поэтому они, по свидетельству современников-мемуаристов, сидели, не шелохнувшись, когда Король предложил им поставить подпись под уже имевшейся своей. Наконец встал Жюль д'Полиньяк, подписал указы и сказал: "Теперь, господа, подпись Короля легализована. Ваша более не есть необходимость".
Так, не созывая палат для обсуждения и не предвидя никакой серьезной опасности для трона, король Монарх подписал законы. Под ордонансами стояли также подписи выше названных министров.
После этого министры, все, как один, связали свою судьбу с успехом этого исторического события. Идея Жюля д'Полиньяк о максимальной независимости от чьей-либо поддержки нашла свое полное воплощение в выборе даты подписания указов. Так случилось, что приверженцы Короля и министры в основном находились у себя дома и принимали визитеров, сообщавших о последних новостях. Символом государственной уверенности и упования на волю Божию было само поведение Королевской Семьи.
Государь весь следующий день 14 (27) июля после подписания указов охотился в Рамбуйе, не зная, что ситуация в Париже абсолютно не соответствовала предсказаниям премьера Полиньяка. Префект, Граф Александр Луи д'Аллонвилль (1774-1845) свидетельствует, что Короля предупреждали о настроениях парижан, о настроении в провинции, и об опасности открытой схватки с оппозицией, но все оказалось напрасно. Горячая вера Короля в Бога, в своих подданных, основанная к тому же на триумфальной поездке Монарха по восточным департаментам в сентябре 1828 года, были непоколебимы.
После 14 (27) июля в Париже не осталось ни одного члена Королевской Семьи, ни даже одного министра! Так что желавшим с оружием в руках защищать Монархию, не на кого было опереться. Секретность и внезапность указов искажались слухами и призывами, которые и побудили часть парижан выйти на улицу. О минимуме информации свидетельствует тот факт, что даже в Сен-Клу на весь Двор пришел только один (!) экземпляр "Монитер" с текстом Королевских указов. В провинции же обо всем узнавали еще медленнее.
Герцог Фаллу, отдыхавший в Савойе, пишет, что узнал обо всем из газет через неделю, так как в Париже не было никого из друзей, кто мог бы написать письмо. Барон Амабль-Гийом-Проспер Брюжьер д'Барант (1782–1866), интеллектуал, историк, политик и дипломат выехал из своего поместья 18 (31) июля, не зная ничего о случившемся в Париже. И только на почтовых станциях, от встречных, он узнал об уже свершившейся революции. Естественно, что такой способ передачи информации грешил неточностями как в ту, так и в другую сторону, в зависимости от политических симпатий рассказчика.
Таким образом, мы видим, что дворянство, к несчастью, не успело и не смогло принять заметного участия в июльских событиях. В первую, очередь это касается тех, кто находился в оппозиции к премьеру, но привязан был к Королю и предан Дому Бурбон. Те же, кто до последнего оставался с Королевской Семьей, обречены были на бездействие и могли только, как премьер д'Полиньяк, ходить по зале из угла в угол.
Положение французской провинции было еще проще. За недостатком информации префекты заняли в основном выжидательную позицию, которую прекрасно выразил Барон де Сер, префект департамента Пюи-де-Дом: "Здесь мы никак не можем повлиять на политические события. Самым разумным будет дождаться результатов и поддерживать общественный порядок".
Ордонансы вызвали в обществе взрыв негодования. Как впоследствии писал Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848), "еще одно правительство в здравом уме и твердой памяти решило спрыгнуть с башни собора Парижской богоматери. [...] Пять человек, отнюдь не лишенных здравого смысла, с беспримерным легкомыслием бросились в бездну, увлекая за собою своего повелителя, Монархию, Францию и Европу" (Шатобриан Ф.-Р. де. Замогильные записки. М., 1995. С. 401-402.).
Из министров, вместе с Королем подписавших ордонансы, трое (Монбель, Капель и д'Оссе) сумели бежать в Англию, остальные также попытались бежать, но были арестованы и с 15 (28) августа 1830 года содержались в замке Венсенн.
Естественно, встал вопрос об их дальнейшей судьбе. Палата депутатов приступила к обсуждению вопроса о суде над бывшими министрами первого (14) августа, второго (15) августа назначена была парламентская комиссия, и шестого (19) августа один из ее членов, юрист Беренже представил Палате доклад о деле министров; затем Палата предоставила этой комиссии право вести следствие, члены комиссии провели допросы обвиняемых, результатом чего явился новый доклад Альфонса Мари Марселя Тома Беранже (из департамента Дром; 1785-1866) прочитанный палате 11 (24) сентября и содержавший в себе пункты обвинения; после обсуждения в палате, проходившего 15-16 (28-29) сентября, депутаты, в данном случае взявшие на себя роль прокуратуры, большинством голосов приняли решение предъявить всем министрам обвинения в государственной измене.
Судить министров надлежало Палате пэров, и 22 сентября (5 октября) специальная комиссия этой Палаты начала свое расследование. Сам суд проходил с третье (16) по девятого (22) декабря 1830 года; положение пэров-судей было крайне сложным; народ настоятельно требовал смерти министров и угрожал отомстить пэрам в случае, если они проявят излишнюю мягкость. Таким образом, если бы пэры в самом деле вынесли министрам смертный приговор, это могло бы выглядеть как проявление трусости и уступка черни; с другой стороны, спасая министров от смерти, пэры рисковали своей собственной жизнью. В результате пэры приговорили министров к пожизненному заключению, а Полиньяка еще и к "гражданской смерти", то есть к потере всех гражданских прав, включая право собственности.
Статьи 55 и 56 Хартии 1814 года гласили: «Палата депутатов имеет право предъявить обвинение министрам и предать их суду Палаты пэров. Судить министров имеет право только Палата пэров и только за государственную измену или за взяточничество» (см.: Rosanvalon P. La Monarchie impossible. Les Chartes de 1814 et de 1830. P., 1994. P. 256). Юридическая сложность, однако, заключалась в том, что, предоставив пэрам право судить министров за государственную измену, создатели Хартии не разработали никакой системы наказаний, полагающихся за эти преступления, вследствие чего палате пэров пришлось руководствоваться уголовным и гражданским кодексами и для вынесения приговора "суммировать" различные их статьи. В тоже время сторонники обвиняемых министров ссылались на 13-ю статью Хартии: «Особа Короля неприкосновенна и священна. Министры Короля несут ответственность. Исполнительная власть принадлежит исключительно Королю» (см.: Rosanvalon P. La Monarchie impossible. Les Chartes de 1814 et de 1830. P. 252). Из этой статьи не следовало, что министры ответственны перед парламентом; министры, согласно статье 13-й, подчиняются только Королю, выполняют его приказы и, следственно, ответственны только перед ним. Таким образом, утверждали защитники министров, раз после революции Король уже потерпел "наказание", свергнут с трона и выслан из Франции, то министры наказанию не подлежат. Противоположная сторона еще до революции настаивала на том, что министры несут политическую ответственность перед страной и прежде всего перед Палатой депутатов; об этом, в частности, говорилось в знаменитом мартовском адресе депутатов Королю, послужившем причиной роспуска Палаты (см.: Waresquiel E. de, Yvert B. Histoire de la Restauration, 1814-1830: Naissance de la France moderne. P., 1996. P. 445); естественно, что после революции либералы не отказались от своих взглядов на ответственность министров.
Статья 14-я Хартии, дарованной французам Государем Луи XVIII Станислав Ксавьер Бурбон 23 мая (5 июня) 1814 года, гласила: «Король – Верховный глава государства, командующий сухопутными и морскими войсками, объявляет войну, заключает договоры о мире, торговле и союзах, назначает чиновников на все административные должности, издает регламенты и ордонансы, необходимые для исполнения законов и обеспечения государственной безопасности».
В новом варианте Хартии, принятом после революции 1830 года во избежание новых переворотов, статья 14 получила продолжение: «...но не может ни при каких обстоятельствах ни отменить законы как таковые, ни приостановить их действие» (цит. по: Rosanvalon P. La Monarchie impossible. Les Chartes de 1814 et de 1830. P. 252-253, 346).
Опасности, которыми была чревата статья 14 Хартии, были видны многим современникам; так, Шатобриан писал о них еще в 1816 году, в постскриптуме к брошюре "Монархия согласно Хартии". О противоречивости Хартии 1814 г. и, в частности, 13-й и 14-й статей, а также об их различных интерпретациях см.: Rosanvalon P. Оp. cit. P. 93-104. Сам Полиньяк до конца своих дней полагал, что статья 14 была неотъемлемой частью Хартии 1814 г., что Король поступил совершенно правильно, подписав ордонансы, и что подписание их было отнюдь не причиной революции, а только поводом для нее (см.: Polignac, le prince de. Etudes historiques, politiques et morales sur l'état de la societé européenne, vers le milieu du dix-neuvieme siecle. P., 1845. P. 336-339).
Что же касается министров, то они спаслись от толпы только благодаря личному мужеству и находчивости министра внутренних дел Монталиве, который девятого (22) декабря днем, когда толпа уже окружила Люксембургский Дворец, где заседали пэры, тайно перевел обвиняемых в малый Люксембургский дворец, посадил в собственную карету и со своим эскортом отвез в замок Венсенн, после чего пушечным залпом известил Короля Луи Филиппа I Бурбон-Орлеан, что все в порядке. Пэры тем временем обсуждали свое решение и в десять вечера вынесли приговор: пожизненное заключение для всех, а для д'Полиньяка еще и гражданская смерть; толпа к этому времени уже немного рассеялась.
Бунт и отречение.
Июля – Париж, 1830 года.
Ты мог быть лучшим Королем,
Ты не хотел. Ты полагал
Народ унизить под ярмом,
Но ты французов не узнал!
Есть суд земной и для Царей,
Провозгласил он твой конец:
С дрожащей головы твоей
Ты в бегстве уронил венец.
И загорелся страшный бой;
И знамя вольности как дух
Идет пред гордою толпой.
И звук одни наполнил слух;
И брызнула в Париже кровь.
О! Чем заполнишь ты, тиран,
За эту праведную кровь,
За кровь людей, за кровь граждан!
Когда последняя труба
Разрежет звуком синий свод;
Когда откроются гроба
И прах свой прежний вид возьмет;
Когда появятся весы
И их подымет Судия…
Не встанут у тебя власы?
Не задрожит рука твоя?
Глупец что будешь ты в тот день,
Коль ныне стыд уж над тобой?
Предмет насмешек ада, тень,
Призра`к обманутый судьбой!
Бессмертной раною убит,
Ты обернешь молящий взгляд,
И строй кровавый закричит:
«Он виноват! Он виноват».
Август 1830 г.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!