Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-06-23 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
• Фокус не на деятельности учителя по представлению нового учебно-
го материала (instruction, teaching), а на стимулировании собственной
учебной деятельности школьника (learning)
• Создание мотивирующей образовательной среды (положительные
эмоции и амбициозные задачи для каждого ученика, принцип «ученик — владелец процесса, учитель — наставник»)
11
• Обучение через исследование (inquiry-based learning): ученик (один
или вместе с другими учениками) уточняет задачу, ищет информацию,
представляет результат, формулирует критерии оценки и вместе с
учителем оценивает успешность выполнения задачи
• Оценивание для обучения (assessment for learning): выполняет функ-
цию обратной связи — показывает сильные и слабые результаты, вы-
свечивает ближайшие и долгосрочные цели учебной работы
• Персонализированное обучение
• Учебные задачи и учебный опыт релевантны реальному опыту ученика, актуальны для него
• Проектное обучение: прежде всего, групповые межпредметные проекты (3–15 чел.) длительностью от нескольких дней до целого учебного года, в том числе в связке с реальными задачами своего сообщества (города, округа).
Практически все страны во главу угла помещают ученика, подчер-
кивают его непосредственный образовательный опыт и активную
исследовательскую позицию в ходе обучения. Задачей образования становится не только правильное «предложение» содержания образования, но и формирование «активного ученика», умеющего и любящего узнавать новое, разбираться в неизвестном.
В полном тексте доклада подробно рассматриваются педагогические практики.
Международные организации также попытались дать «глобальные» рекомендации в этой области. В конце 1990-х годов ОЭСР запустила проект под названием «Определение и выбор компетентностей: теоретические и концептуальные основания» (DeSeCo). Целью проекта было определить универсальные компетентности для успешной жизни и благополучного
функционирования общества — каждая подобная компетентность должна отвечать интересам общества и индивидов, помогать людям удовлетворять различные потребности, быть важной как в профессиональной общественной, так и в личной жизни каждого человека. Аналогичные инициативы, в том числе предпринятые крупными технологическими компаниями, были реализованы в конце 1990-х — начале 2000-х годов ЮНЕСКО и рядом международных консорциумов: ATC21S, Partnership for 21st Century Learning (REX, Ford, Walt Disney), EnGauge 21st Century Skills.
Вопрос новых ориентиров образования неоднократно поднимался и на Всемирном экономическом форуме (например, в докладе «New Vision for
Education», 2015). Однако все эти проекты носили в значительной степени нормативный характер — они предлагали рекомендации, чему должна научить школа, и расширяли список компетентностей, но не отвечали на вопрос, как трансформировать существующую систему. Более того, каждый
новый пакет рекомендаций усложнял общую картину: списки «компетент-
ностей» и «новых грамотностей» росли, удлинялись, множилась путаница
с синонимами. Практически ни один из этих проектов не анализировал
существующие практические попытки трансформации «куррикулума» в
передовых системах. В полном тексте доклада подробно рассматриваются
кейсы трансформации образовательных систем, иллюстрирующие разные
подходы к этой задаче: Великобритания (Англия), Канада (Онтарио), Китай,
Южная Корея, Польша, США (Северная Каролина), Финляндия.
Поэтому, несмотря на то, что общее направление очерчено четко: смещение акцента от предметных знаний к универсальным компетентностям,
многие вопросы, начиная от определения основных предметных знаний
(в том числе подходов к преобразованию фундаментального научного
знания в учебную дисциплину для всех школьников) и заканчивая оцени-
ванием сформированности универсальных компетентностей, до сих пор
остаются открытыми. Стало ясно, что нужны более систематические кон-
цептуальная проработка и анализ практики. Отвечая на этот вызов, ОЭСР начала в 2015 году проект «Education 2030», задачей которого является глобальный межстрановой анализ современных тенденций трансформации школьного образования и формулирование желательных направлений его развития. Это беспрецедентный проект, нацеленный на формирование к 2020 году общих для большинства развитых стран принципов развития школы. В нем анализируются не только новые компетентности и грамотности, но и все предметное содержание, методы оценки.
Проект «Универсальные компетентности и новая грамотность»
(УКНГ), инициированный Благотворительным фондом «Вклад в будущее»
в 2017 году, носит более сфокусированный характер. Как и проект ОЭСР,
он направлен на концептуальное прояснение идущей трансформации
школьного образования, но ориентирован не столько на обновление все
го предметного содержания, сколько на ответы на три конкретных вопроса:
• какие универсальные компетентности и виды грамотности важны
(и как разобраться во множестве существующих списков, системати-
зировать их);
• как их формировать в школе;
• как для этого начать трансформировать российскую школу уже сей-
час.
Главные отличия проекта УКНГ от проекта Education 2030 — в его фо-
кусировке на универсальные компетентности и новую грамотность и в его
практической направленности: подготовке рекомендаций для трансфор-
мации российской школы с учетом опыта наиболее продвинутых стран уже
сейчас, не дожидаясь 2030 года. Именно это сочетание концептуальной
и практической проработки определило приглашение в проект партнеров — факультетов образования ведущих исследовательских университетов из семи стран. Эти факультеты не только исследуют реальность школы
и разрабатывают концепции развития образования, но и ведут подготовку
и переподготовку учителей и руководителей школ.
Подчеркнем, что проект УКНГ сфокусирован только на проблеме компетентностей и грамотности и пока оставляет за пределами анализа
важнейший вопрос мотивации, активности, инициативы учащихся.
Анализ связи формирования компетентностей и мотивации — задача следующего шага работы, сфокусированного на педагогической практике.
-
5 Материалы проекта УКНГ удостоены высокой оценки и уже используются рабочей группой проекта ОЭСР.
12 Общая рамка универсальных компетентностей и новой грамотности, разработанная в проекте УКНГ
Обзор страновых и международных рамок навыков XXI века (ОЭСР,
ЮНЕСКО, Всемирный экономический форум, ATC21S, P21, EnGauge и др.),
сравнительных обзорных работ (Tan et al. 2017; Voogt & Roblin 2012; Kereluik
et al. 2013; Pellegrino, Hilton 2012) показывает, что при всей разнице слов все они имеют схожий набор элементов — относящихся либо к универсальным компетентностям, либо к так называемой «новой грамотности».
На прикладном уровне при этом нет принципиальных различий между понятиями «универсальная компетентность», «универсальный навык» — они
так или иначе означают наличие у человека способности (capacity) действовать определенным образом. 6
Компетентность: способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях. Формируется постепенно 6.
3.1. Универсальные компетентности — понятийная рамка.Проведенная командой проекта УКНГ экспертно-аналитическая работа показывает, что наиболее устойчивым является выделение трех целостных универсальных компетентностей, воспроизводящихся в существующих классификациях и соответствующих авторитетным теориям деятельности и развития личности. Далее представлены эти компетентности, в каждой из них приведены примеры более «узких» умений, которые употребляются при реализации этих компетентностей. Приведенные списки этих умений не являются и не могут быть исчерпывающими, и в этом принципиальное преимущество рамки: фокус не на сортировке конечного набора терминов, а на типе действия и поведенческих результатах позволяет соотносить рамку с любыми другими рамками и дополнять ее новыми 6 Здесь и далее приведены рабочие определения, широко использующиеся в литературе и в проекте УКНГ.
15 умениями в зависимости от конкретного контекста и содержания решаемых задач.
(1) Компетентность мышления:
• понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных
качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе
разветвленных с необходимой степенью детализации; применение
формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение
главного, противоречий, аналогий, построение классификаций…;
• выбор и применение вариантов для решения комплексных задач,
в том числе открытых (имеющих более одного решения);
• креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие
в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной
или объективной новизной и оригинальностью);
• системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде,
в том числе организованной сетевым образом; управление рисками,
компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям)…
(2) Компетентность взаимодействия с другими:
• кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе
(сooperation / collaboration), в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды;
• способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений… (3) Компетентность взаимодействия с собой:
• саморегуляция, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими; 16 • самоорганизация — способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости…
Развитость универсальных компетентностей определяет, насколько эффективно человек принимает решения и действует в различных ситуациях,
а также насколько он способен к саморазвитию («умеет учиться» в узком
академическом смысле и в широком смысле овладения любыми новыми
навыками, в которых возникает профессиональная или жизненная необходимость).
Формирование именно этих трех компетентностей и является сегодня
важной задачей массового школьного образования.
Новая грамотность
Концептуальный беспорядок, возникший из-за некритического употребления слова «грамотность» может быть устранен, если четко разделить так называемую «новую грамотность» на две основные категории:
«базовую инструментальную грамотность» и «базовые специальные со-
временные знания и умения».
(1) Базовая инструментальная грамотность (основана на использовании современных инструментов коммуникации, опирающихся на
знаковые системы, подразумевает трансформацию в современных технологических условиях привычной грамотности «читать + писать + считать» с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режиме «человек — человек» и «человек — машина»):
• читательская (читать, писать) — способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах,
в том числе в цифровой среде (literacy + digital literacy) (на естественных языках),
• математическая (включая работу с данными) — способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (numeracy + data literacy + digital literacy),
• вычислительная и алгоритмическая — способность воспринимать и
создавать информацию на формальных языках, языках программирования (computational literacy).
(2) Базовые специальные современные знания и умения (мы сохраняем здесь слово «грамотность», поскольку терминологические словосочетания с ним прочно вошли в обиход (см. далее) и представляется важным сохранить их узнаваемость, но используем его в кавычках, поскольку в данном случае речь идет о базовых знаниях в определенной области и
навыках их применения; «грамотность» данного типа вторична по отноше-
нию к универсальным компетентностям и базовой инструментальной гра-
мотности). Приведенный ниже список потенциально важных специальных
«грамотностей» не является исчерпывающим. В литературе и политических
документах можно насчитать несколько десятков таких «грамотностей».
Среди них наиболее распространены:
• гражданская «грамотность
• навыки финансового поведения (финансовая «грамотность»)
• базовые навыки использования правовых норм (правовая «грамотность»)
• экологическая «грамотность»
• научная, технологическая «грамотность»
• «грамотность» в области здоровья.
Перечисленные компетентности (три блока) и грамотности (два типа)
образуют общую рамку универсальных компетентностей и новой грамотности. В полном тексте доклада рамка рассматривается подробно, в том
числе приводится краткий тезаурус основных понятий.
Эта рамка существенно облегчает работу по модернизации содержания
и методов обучения, поскольку позволяет:
-решить задачу оценки прогресса в формировании универсальных
компетентностей;
-прояснить области содержательного обновления учебных программ;
сформировать базовые навыки анализа информации в различных
форматах;
- собрать образовательный опыт ученика, раздробленный между отдельными учебными предметами, в общий контекст деятельности, формируя системное восприятие практических ситуаций и, следовательно, стимулируя способность принимать решения с учетом комплекса значимых факторов;
- задействовать подходы разных дисциплин при создании учебных ситуаций, что выравнивает статус учебных предметов и мотивирует учеников к полноценному освоению образовательной программы, не сведенной к утилитарному выбору «только нужных» предметов
- целенаправленно конструировать такие учебные ситуации, в которых активизируются все основные компоненты деятельности, необходимые при решении задач в реальной жизни;
17 - разрабатывать и предлагать в школе такие оценочные задания, которые ориентированы на оценку не только разрозненных навыков, но на оценку комплексной способности действовать в определенной ситуации и решать определенные задачи.
Таким образом, рамка помещает дисциплинарное знание в ситуации
его применения для решения реальных повседневных и профессиональных задач и при помощи адекватных педагогических подходов формирует мотивацию учеников для обучения, в том числе после окончания школы.
Результатом такого образования становится выпускник, способный принимать решения, действовать и решать задачи в повседневной
реальной жизни и самостоятельно учиться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям. В полном тексте доклада подробно рассматривается применение рамки универсальных компетентностей и новой грамотности к педагогической практике.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!