Понятие налога и сбора, характеристика основных элементов налога — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие налога и сбора, характеристика основных элементов налога

2021-06-23 16
Понятие налога и сбора, характеристика основных элементов налога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщики и плательщики сборов – организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.

Элементы налогообложения:

1. Объект налогообложения

Объект налогообложения – юридический факт (предмет, действие, событие субъекта налога), которые попадают под налогообложении.

Количество объектов налогообложения должно определять количество налогов, входящих в налоговую систему. Один и тот же объект не может облагаться налогом более одного раза за установленный законом для данного налога период.

Объектами налогообложения могут являться:

- операции по реализации товаров, работ, услуг;

- имущество,

- прибыль (доход),

- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг),

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Товар – любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации

Имущество – все виды гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализация – передача на возмездной (в некоторых случаях и на безвозмездной) основе (в т.ч. обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

2. Налоговая база

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база по федеральным, региональным и местным налогам и сборами порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно.

Масштаб налогообложения – единица, которая кладется в основу измерения налога. В масштабе единица берется как принцип (в акцизе – литр, в транспортном – лошадиная сила).

Единица обложения – мера, с которой исчисляется налог (в акцизе Х руб. за литр)

Способы определения налоговой базы:

- прямой – налоговая база определяется на основании реально и документально подтвержденных показателей (бухгалтерский и налоговый учет);

- косвенный (расчет по аналогии) – налоговая база определяется на основе сравнения с деятельностью других налогоплательщиков (если у налогоплательщика отсутствуют системы учета)

- условный (презумптивный) – налоговая база определяется с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (ЕНВД)

3. Налоговая ставка

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

В законодательной практике выделяют два варианта установления налоговых ставок:

- единая налоговая ставка (для всех видов объекта налогообложения)

- дифференцированная налоговая ставка (в зависимости от вида объекта обложенияили других параметров)

По методу исчисления (или по виду) можно выделить:

1) твердые (специфические), устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (госпошлина, транспортный);

2) долевые (процентные, адвалорные), устанавливаются в долях (процентах) от объекта налогообложения (прибыль, НДС, имущество);

3) смешанные (комбинированные) – сочетание твердых и долевых

 Налоговые ставки могут быть:

- пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы

- прогрессивнаяставка возрастает с увеличением размера налогооблагаемой базы

- регрессивная ставка уменьшается с увеличением размера налогооблагаемой базы

4. Налоговый период

1.Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

2. Если организация быласозданапосле начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершенияликвидации(реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря

5. Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

2. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этом случае, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются: размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

3. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога, может быть возложена на налогового агента (например, если налоговый агент производит выплаты доходов в пользу лиц, которые не являются резидентами РФ и не состоят на налоговом учете – способ удержания налога «у источника выплаты дохода»).

Налоговый агент – лицо на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ

6. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

7. Эти же правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренныепунктами 2-6, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Сроки уплаты

1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачиваетпенив порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ

3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.