Тема 8 (43). Функциональные состояния мозга: внимание, сон, мотивации, эмоции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 8 (43). Функциональные состояния мозга: внимание, сон, мотивации, эмоции

2021-06-23 26
Тема 8 (43). Функциональные состояния мозга: внимание, сон, мотивации, эмоции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация изучения темы. Вниманиеобеспечивается концентрацией биоэлектрической активности мозга на объекте, что позволяет достигать оптимальных результатов в деятельности. Мотивации побуждают организм к достижению цели, а эмоции сопровождают реализацию деятельности и оценку полученного результата. Понимание механизмов внимания, сна, мотиваций, эмоций необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» общие механизмы и характеристики внимания, сна и сновидений, нейрофизиологические механизмы мотиваций и эмоций.

  - «уметь» объяснять основные закономерности различных функциональных состояний мозга в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методами оценки характеристик внимания; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС»; «Врождённые и приобретённые формы поведения»; «Торможение в высшей нервной деятельности. Электроэнцефалография».

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1.   Внимание, его виды (непроизвольное, произвольное, постпроизвольное).

2. Характеристики произвольного внимания (селективность, объем, устойчи­вость, распределение и переключение).

3Ориентировочный рефлекс (ОР) как основа непроизвольного внимания. Компоненты ОР. Тонический и фазический, генерализованный и локальный ОР.

4. Нейрофизиологические механизмы внимания. Роль ретикуляр­ной формации ствола мозга, неспецифических ядер таламуса и фронтальных зон коры.

5. Физиологические корреляты (индикаторы) внимания по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ).

6.Сон, его виды. Теории сна (механизмы возникновения).

7. Фаза медленного и быстрого сна, их характеристика. Стадии сна по данным ЭЭГ.

8. Переходные фазы сна (И.П. Павлов): уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная, тормозная.

9. Сновидения и их механизмы. Возможности диагностики заболеваний человека с помощью сновидений.

10.Потребности, их классификация. Ведущие потребности человека.

11. Мотивации, их виды. Биологические и социальные мотивации.

12 Общие свойства биологических мотиваций. Соотношение внутренних и внешних факторов в формировании биологических мотиваций.

13. Теории мотиваций.

14.   Эмоции, их классификация. Функции эмоций.

15. Нейрохимия мотиваций и эмоций.

16. Соматические и вегетативные компоненты эмоций.

17. Поведенческий акт с позиции теории функциональных систем, его стадии;

 нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе стадий афферент­ного синтеза, принятия решений, формирования акцептора результата действия.

 

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисовать схему стадий сна по данным ЭЭГ.

2. Нарисовать схему поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина.

3. Назвать ведущие потребности человека.

4. Перечислить функции эмоций.

5. Указать соматические и вегетативные проявления эмоций.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1.  Что такое антиципирующее внимание?

2. О чем свидетельствует блокада a-ритма ЭЭГ?

3.  Как объяснял механизм возникновения сна И. П. Павлов?

4. Кто предложил корково-подкорковую теорию сна?

5. Какие Вам известны пептиды сна?

6. В чем особенность ЭЭГ на стадии парадоксального сна?

7. Что такое сонные веретена и о наступлении какой стадии сна они свидетельствуют?

8. Какой ритм ЭЭГ указывает на стадию глубокого сна?

9. Присутствует ли активный контроль сознания над содержанием сновидения или нет?

10.  Можно ли на основании содержания сновидений судить о состоянии здоровья человека?

11.  В чём проявляются возрастные изменения в потребностной сфере человека?

12. Назовите общие свойства биологических мотиваций.

13. Какие факторы способствуют формированию социальных мотиваций?

14.  Чем отличаются понятия: эмоциональное состояние и эмоциональное реагирование?

15. Назовите вегетативные и соматические проявления эмоций.

16. Перечислите известные Вам теории эмоций.

17. Что собой представляет поведенческий акт с позиции теории функциональных систем?

18. Каковы нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе стадий афферентного синтеза принятия решений и формирования акцептора результата действия?

 

 

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 % 71. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин 72. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-97 % 1 2 3 4 73. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин 74. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин 75. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин 76. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин 77. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин 78. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 % 79. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин 80. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении характеристик произвольного внимания; решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Исследование распределения внимания

Способ 1. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1.

Способ 2. Считать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие 3 или кратные 3. Вместо этих чисел говорить «Не собьюсь».

Хорошее распределение внимания – 0-4 ошибки; среднее – 4-7; ниже среднего – 7-10; плохое – 10-13 ошибок.

Задание 2. Исследование избирательности внимания

Проба Мюнстенберга. Используются специальные бланки.

Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: рюклбюс радость уфркнп»

Время работы – 2 минуты.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

 

Задание 3. Исследование процесса переключения внимания

Способ 1. Используются модификации таблиц Шульте: черно-красные буквенно-цифровые таблицы Ф. Д. Горбова. Испытуемый выписывает цифры с буквами: черные в возрастающем порядке, красные - в убывающем порядке. Например: 1е-24е,2х-23м, 3и-22о и т. д.

 

Задание 4. Исследование внимания методом расстановки чисел

Вариант 1. Используются специальные таблицы.

Инструкция: "В свободные клетки нижнего квад­рата вписать цифры из верхнего в возрастающей последовательности".

Вариант 2. Даны специальные таблицы. Инструкция: выписать пропущенные цифры в возрастающей последовательности.

Время работы 2 мин. Выполнение задания без ошибок - показатель хорошего внимания.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.