Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации

2021-06-23 31
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к мта.

Машинно-тракторный агрегат -- это соединение источника энергии (трактора) с рабочими машинами. По способу соединения машин с трактором различают агрегаты прицепные, полунавесные, навесные и смешанные.

К основным показателям относят тип трактора, класс тяги, расчетные скорости движения вперед и назад при номинальной частоте вращения коленчатого вала и отсутствии буксования, расчетные тяговые усилия на различных передачах, колею (расстояние между серединами гусениц или колес), давление на почву, дорожный просвет, конструктивную массу трактора, тип двигателя, номинальную эксплуатационную мощность двигателя, номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности двигателя, размеры шин и давление воздуха в них.

При выполнении различных технологических операций только часть эффективной мощности дизеля (Ne) расходуется на полезную работу.

Машинно-тракторный агрегат (МТА) - агрегат в котором в качестве источника энергии используют двигатель трактора, самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТА классифицируют по виду выполняемого технологического процесса; принципу соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода рабочих органов машины; числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход.

По виду выполняемого технологического процесса агрегаты разделяют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.

По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных агрегатов рабочие машины не имеют ходовых колес и отсутствует сцепка. У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспринимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.

По количеству выполняемых одновременно операций различают простые, комплексные и сложные машинно-тракторные агрегаты.

К простым относятся пахотные, бороновальные и др., выполняющие только одну операцию (вспашку, боронование).

Комплексные составляют из нескольких различных машин для выполнения за один проход агрегата нескольких последовательных операций (например, культивация и боронование; предпосевное рыхление, посев прикатывание).

Сложным (комбайновым) является агрегат, представляющий собой одну машину для выполнения ряда последовательных операций (например картофелеуборочный комбайн для подкапывания клубней, отделения земли и ботвы, сортирования и погрузки клубней в транспортные средства).

По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У тяговых агрегатов вся полезная мощность двигателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа навесного механизма. Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности.

По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).

Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (пахотные, бороновальные и др.).

В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеялки и бороны и др.).

Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьшение числа проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также затраты труда и сроки выполнения полевых работ, однако при этом возможно увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной надежности машин.

Требования, предъявляемые к МТА. Чтобы обеспечить производительность труда и экономическую эффективность сельскохозяйственных машин и тракторов, необходимо выполнять в лучшие агротехнические сроки, тщательно отрегулировать работу машин, правильно комплектовать Машинотракторные агрегаты.

Состав МТА определяют следующим образом: для заданных условий и размеров поля, рельефа местности, аэрофона с учетом агротехнических требований к выполнению операции выбирают трактор, сцепку.

Тяговое сопротивление машин должно соответствовать тяговому усилию трактора, развивающего в данных полевых условиях.

Машинотракторному агрегату необходимо иметь такую рабочую скорость, при котором будет обеспечиваться полное использование мощности двигателя и высокое качество работы. Высокая производительность должна быть обеспечена при минимальных затратах.

Машины входящие в агрегат, должны быть исправны и удобны в обслуживании.

1. Каждый трактор должен быть технически исправен, полностью укомплектован в соответствии с руководством.

2. При техосмотре, прежде всего, проверяют рулевое управление, ходовую часть и тормоза.

3. Все части рулевого управления должны быть надежно закреплены, а крепежные детали зафиксированы.

4. Тормоза в работе должны быть надежные в соответствии с правилами ПДД.

5. Все передачи должны легко включаться и выключаться.

6. Перед началом работы с прицепами и навесными орудиями необходимо проверить состояние прицепного устройства и навесной системы, все детали должны быть исправны, соединения не должны самопроизвольно рассоединяться.

7. Перед работой трактор смазывают, заправляют топливом и водой, зимой утепляют.

8. Машинно-тракторный агрегат должен обеспечить:

ь Соблюдение требований агротехники по качеству работы;

ь Рациональное использование энергетических и кинематических показателей трактора и с/х машин, высокую производительность и экономичность работы агрегата;

ь Удобства и безопасность обслуживающего персонала при управлении технологическом и техническом обслуживании;

ь Достаточную маневренность и проходимость агрегата при заданных условиях.

На практике чаще всего агрегат составляют применительно к трактору, предназначенному для выполнения заданной работы. Затем устанавливают режим работы агрегата, определяют основную и резервную передачи трактора.

Требования к МТА:

1. Высокое качество работы в полном соответствии с агротехническими требованиями.

2. Высокая производительность при номинальных затратах ресурсов (топливно-энергетических, финансовых, материальных) на единицу урожая.

3. Наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду.

4. Перечислить свойства надёжности машин и дать их характеристику.

Надежность — свойство объекта сохранять во времени и установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации называется работоспособным. Если хотя бы один из этих параметров не соответствует требованиям документации, наступает событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины, которое называется отказом.

Оборудование может потерять работоспособность в двух случаях: когда его узлы перестают функционировать или когда оно в процессе работы не обеспечивает требуемые параметры в заданных пределах (технологическую и геометрическую точность, равномерность перемещений и т. д.). В связи с этим различаются отказы элементов и параметрические отказы.

Отказы элементов. Отказы элементов являются явными и обнаруживаются обычным наблюдением. Это поломки, пластические деформации и разрушение контактирующих поверхностей, которые сопровождаются остановкой машины. Они легко обнаруживаются в общем потоке отказов. Различают внезапные и постепенные отказы элементов.

Внезапные отказы возникают как следствие перегрузок, связанных с неизбежными случайными колебаниями внешних условий и флуктуациями взаимодействия элементов. Если в случайном стационарном процессе наблюдается колебание нагрузки R(t) около среднего уровня R, возможен момент to, когда она достигнет значения, превосходящего допустимый предельный уровень Ru, и тогда произойдет отказ. Этот процесс носит название схемы мгновенных повреждений.

Постепенные отказы элементов машины происходят в результате накапливания износных или усталостных повреждений. В результате потери начальной прочности происходит поломка или пластическое деформирование детали.

Наиболее типичная для реальных машин схема возникновения отказа в результате действия нескольких причин, например нагрузки R(T) стационарного случайного процесса при уменьшающемся вследствие износа предельно допустимом уровне на-груженияRn(t).

Параметрические отказы приводят к такому состоянию машины, при котором не обеспечивается сохранение в допустимых пределах выходных характеристик. Параметрические отказы обычно носят постепенный характер и подразделяются на отказы по технологическим и функциональным параметрам.

К отказам по технологическим параметрам относятся отказы по критериям точности обработки, шероховатости поверхности, качеству отделки и т. д. Отказ наступает в тот момент, когда численное значение критерия превышает его регламентированную нормативными документами величину. Появлению технологического отказа предшествует ухудшение параметров технического состояния станка и при выходе какого-либо одного или нескольких из них за предельные значения, регламентируемые ГОСТом и ТУ, наступает отказ по функциональному параметру.

Надежность — сложное свойство, которое в зависимости от назначения машины и условий ее применения представляет собой сочетание свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки (продолжительности или объема работы машины).

Долговечность — свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Долговечность и безотказность дополняют друг друга. В зависимости от характера производства и вида машины при оценке их надежности основными критериями являются безотказность или долговечность. Например, для дереворежущего станка общего назначения отсутствие отказов в течение смены скорее желательное, чем необходимое условие, поскольку после непродолжительного ремонта он вновь вступает в работу. Для автоматической линии безотказность становится такой же значимой, как и долговечность.

Ремонтопригодность — свойство, характеризующее приспособленность машины к предупреждению и обнаружению отказов и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость— способность объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

8Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных действий людей и машин, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. В производственный процесс входят не только действия, связанные с изготовлением деталей, сборкой механизмов и машин, но и другие, обеспечивающие возможность изготовления продукции, например получение предприятием материалов и полуфабрикатов, контроль их качества и хранение, подготовка средств производства, организация обслуживания рабочих мест, транспортировка материалов, заготовок, деталей готовых изделий, технический контроль на всех стадиях производства, упаковка и отправка на склад готовых изделий.

Технологическим процессом называют ту часть производственного процесса, которая непосредственно связана с изменением формы, размеров или свойств обрабатываемой заготовки и охватывает период от момента превращения сырья в заготовку до получения готового изделия.

Технологический процесс обработки разделяется на операции.

9 Операция - это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте над одной или несколькими обрабатываемыми заготовками одним рабочим или группой рабочих, охватывающая все действия рабочих над одним или несколькими обрабатываемыми или собираемыми объектами производства.

Это разделение технологического процесса необходимо, так как выполнение, допустим, всего процесса механической обработки заготовки на одном станке или совмещение различных операций штамповки в одном штампе далеко не всегда возможно, а часто просто невыгодно.

10 Операция — это технологический процесс системы, направленный на достижение цели, посредством управляемого преобразования продуктов операции. В зависимости от того, на каком уровне той или иной системы выполняется операция, её можно отнести к одному из видов:

· простая операция

· комплексная операция

· технологическая операция

· системная операция.

В зависимости от миссии системы, системные операции делят на образовательные, военные, медицинские, производственные, торговые, спасательные и т. д.

Так, например, в рамках медицинской системы, осуществляются системные хирургические операции. Системная хирургическая операция, в свою очередь, состоит из трех технологических операций: базовой технологической операции (удаление аппендицита), технологической операции управления (координирует последовательность выполнения действий базовой хирургической операции) и технологической операции оптимизации (каким способом удалять аппендицит, или в каком режиме). В свою очередь, технологическая операция состоит из комплексных операций. Например, для того, чтобы в нужном месте сделать разрез, необходимо осуществить комплексную (вычислительную операцию): собрать данные, сделать расчет, выдать результат.

Комплексная операция состоит из базовой операции и сервисных операций. Так, комплексная хирургическая операция разреза ткани состоит из базовой операции разреза и сервисных операций — приема и передачи хирургического инструмента. Каждая базовая и сервисная операция является простой операцией. Простая операция это всегда одно действие в виде отдельного процесса (подача скальпеля, прием скальпеля, выполнение разреза, передача скальпеля).

Осуществление операции обеспечивают системы и системные объекты. Такими системными объектами являются: базовые и сервисные механизмы, комплектные механизмы, подсистемы и сами системы.

Простые операции определяют по названию действия базового механизма. Определяют, например, операцию измельчения, сортировки, нагрева, охлаждения, вычисления и т. д. Повышение степени абстрагирования приводит к формированию укрупненных категорий операций

11/12 Классификация агрегатов Большое количество разнообразных МТА в сельском хозяйстве классифицируют по следующим эксплуатационным признакам:

по виду выполняемого технологического процесса – лущильные, бороновальные, уборочные и т. д.;

по способу производства работ – мобильные, выполняющие технологические операции в процессе движения (пахотные, посевные и т. д.),

стационарные, выполняющие технологические операции на стационаре (приготовление травяной муки),

 стационарно-передвижные, выполняющие технологические операции на стационаре и в процессе перемещения (поливальные установки);

по виду источника энергии (двигателя) – с тепловым двигателем (механические) и с электрическим двигателем (электрифицированные);

по составу рабочих машин и числу одновременно выполняемых технологических операций – однородные, когда одна или несколько однотипных машин выполняют одну технологическую операцию,

комплексные, состоящие из нескольких машин и выполняющие несколько технологических операций,

 комбайновые, выполняющие несколько технологических операций одной машиной, универсальные,

 когда агрегат оснащен сменными рабочими органами для выполнения различных операций;

по числу машин в агрегате – одно- и многомашинные;

по расположению рабочих органов машин относительно продольной оси агрегата – симметричные и асимметричные;

 по способу соединения рабочих машин с источником энергии – прицепные, когда масса рабочей машины при ее транспортировании приходится на собственный ходовой аппарат,

 навесные, когда она воспринимается ходовым аппаратом источника энергии,

 полунавесные, в которых часть массы приходится на ходовой аппарат источника энергии, а другая часть – на ходовой аппарат рабочей машины;

по способу привода рабочих органов машин – с приводом от двигателя трактора (самоходного шасси), собственного двигателя и опорноходовых колес;

по расположению рабочих машин в агрегате относительно тяговой машины и водителя – с передним, задним, боковым и смешанным расположениями.

Скорость движения агрегата

Скорость движения МТА на полевых сельскохозяйственных работах определяется поступательной скоростью трактора. От её величины зависит количество и качество выполняемой работы. Скорость выбирается не произвольно, а сообразуясь с характером и сущностью технологического процесса. В первую очередь она должна удовлетворять агротехническим требованиям, предъявляемым к конкретной работе.

В то же время скоростной диапазон МТА при выполнении различных полевых работ достаточно широкий (от 1 до 30 км/ч). Необходимо выбирать такую скорость движения, при которой достигается требуемое качество работы, высокая производительность при минимальных эксплуатационных затратах.

Различают теоретическую, расчетную и фактическую скорости движения МТА.

 Под теоретической скоростью следует понимать скорость прямолинейного движения агрегата, которую развил бы трактор при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и при отсутствии буксования.

 В производственной практике принято измерять скорость в км/ч, поэтому

Где rk- динамический радиус качения движителя трактора, м;

ny- номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, с-1;

it – передаточное число трансмиссии на рассматриваемой передаче.

Теоретическая скорость

Под теоретической скоростью понимают скорость прямолинейного движения трактора или самоходной машины по горизонтальной плоскости на данной передаче и заданном режиме работы двигателя без буксования. Теоретическая скорость МТА определяется по формуле:

где rк – радиус ведущего колеса (звездочки), м; nк – обороты ведущего колеса (звездочки), об/мин.

Обороты ведущего колеса могут быть выражены через обороты двигателя nдв и передаточное число трансмиссии:

тогда теоретическая скорость будет равна:

Скорость, измеренная в километрах за один час движения агрегата:

 
 

21 Под среднетехнической скорость ю Vтех понимают среднюю скорость движения агрегата на всем пути, как в рабочем положении, так и при холостых ходах:

 
 

22 Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):

где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.

На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.

Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.

23/24/25 Производительность агрегатов и пути ее повышения Производительностью машинно-тракторного агрегата называется количество выполненной работы (в га, м3, ткм и др. единицах) за определенный промежуток времени и полностью отвечающей агротехническим, лесоводственным и другим требованиям.

Различают теоретическую, техническую (расчетную) и действительную (фактическую) производительность, а в зависимости от продолжительности времени – часовую, сменную, суточную, сезонную и годовую производительность.

Теоретическая производительность – это производительность за 1 ч чистой работы (без учета поворотов, маневрирования и простоев), представляющая собой символический прямоугольник со сторонами:

конструктивной шириной Вк захвата агрегата и пути пройденного агрегатом при теоретической скорости Vт:

т 1000 ВкVт, м 2 /ч т Пч или Пч 0,1 ВкVт, га/ч. (10.42) Для большинства лесохозяйственных тракторных агрегатов техническая, или расчетная, производительность (в га) в течение смены определяется по формуле Wсм 0,1 VтВр Т см К v К в К т, га/см, (10.43) где Vт – скорость движения трактора, км/ч; Вр – рабочая ширина захвата агрегата, м; Тcм – продолжительности рабочей смены, 8 ч; Кv – коэффициент использования скорости трактора (), Кв – коэффициент использования рабочей ширины захвата агрегата (); Кт – коэффициент использования сменного времени ().

Скорость движения агрегата (Vт) при определении технической производительности принимается по технической характеристике трактора на передаче, соответствующей принятому при расчете режиму работы агрегата. В свою очередь, при обосновании режима работы агрегата (соответствующей передачи) необходимо иметь в виду, что вследствие наличия препятствий (неровностей, непрямолинейности движения и т. д.), усложняющих управление трактором и ухудшающих качество работы, скорости движения агрегатов необходимо выбирать в пределах рекомендованных.

Так, с учетом особенностей и условий работы лесохозяйственных агрегатов рекомендованы следующие рабочие скорости:

подготовка почвы на очищенных вырубках – 2…5 км/ч;

подготовка почвы на открытых с/х площадях – 4…7,5 км/ч;

подновление противопожарных полос – 4…7,5 км/ч;

дискование (или уход) по бороздам – 3…6,0 км/ч;

посадка леса на нераскорчеванных вырубках – 1,8…2,5 км/ч;

поверхностная обработка почвы дисковыми орудиями 6…10 км/ч;

посев на открытых площадях – 5…8 км/ч;

культивация на открытых площадях – 5…12 км/ч.

Фактическая производительность при правильно скомплектованном агрегате может совпадать или быть близкой со значением технической производительности. Определяют фактическую производительность делением фактически выполненного объема работ на время его выполнения.

Проходимость агрегата При работе лесных машин в условиях труднодоступных лесосек важнейшее значение имеет их проходимость, причем при слабой несущей способности грунта это эксплуатационное свойство приобретает первостепенное значение. Для гусеничных тракторов (ТДТ-55, ЛХТ-100, МТЗзначительное повышение проходимости достигается применением уширенных гусениц. Для колесных машин, в том числе машин Минского тракторного завода, повышение проходимости, а стало быть, и расширение сферы их использования может быть достигнуто рядом конструктивных мероприятий, включающих изменение колесной формулы, применение специальных шин, применение сдвоенных шин, использование эластичных гусеничных лент, цепей и т.д.

Опорная и геометрическая проходимость трактора, оценивается удельным давлением движителя на грунт q и дорожным просветом hг;

Рисунок 1 – Схема для оценки опорной и геометрической проходимости

– – –

где р w – давление воздуха в шине; р 0 – условное давление в шине при отсутствии в ней воздуха, С1 и С2 – постоянные эмпирические коэффициенты.

Расчеты производились для двух типоразмеров шин: 16.5/70-18 (ширина профиля – 425 мм) – модификация тележки, предназначенная преимущественно для движения по дорогам с покрытием; 24.0/50-22.5 (ширина профиля – 612 мм) – модификация тележки, предназначенная преимущественно для движения по лесовозным дорогам и трелевочным волокам.

а) б) Рисунок 2 – Рекомендуемые для прицепной тележки шины: а – 16.5/70-18; б – 24.0/50-22.5 Расчеты давления по приведенной выше методике позволили получить следующие результаты:

- при оснащении прицепной тележки шинами 16.5/70-18 давление под ними на жесткое основание составляет 180…210 кПа.

- при оснащении прицепной тележки шинами 24.0/50-22.5 давление под ними на жесткое основание составляет 110…120 кПа.

В первом случае в соответствии с лесоводственными требованиями возможна эксплуатация прицепного форвардера на лесных почвах I типа с ограничениями по грузоподъемности. Эксплуатация в осенне-весенний период будет сопровождаться быстрым разрушением растительного (гумусового) слоя и образованием глубокой колеи на волоках при многократных проходах машины.

Во втором случае в соответствии с лесоводственными требованиями возможна круглогодичная эксплуатация прицепного форвардера на лесных почвах I, II и III типа без ограничений, т. к. максимальное давление колес машины на опорную поверхность не превысит 120 кПа.

26 Баланс времени смены Использование времени смены на выполнение полезной работы оценивают временем основной или чистой работы и коэффициентом использования времени, которые можно получить, представив распределение баланса времени смены в виде:

ТР – время чистой работы; Тпз – время ежесменной подготовки трактора и орудия (осмотр, заправка, регулировка, пуск и прогрев двигателя, получение наряда, переезд); Тх – время холостого хода агрегата на концах гона при поворотах; Тт – время для обслуживания рабочего места; Тто – время технического обслуживания; Тпт – простои по технологическим причинам (очистка сеялок, культиваторов, объезд пней, заправка семенами); Тн – простои по неисправностям; Тор – простои по организационным причинам; Тм – простои по метеоусловиям; То – время кратковременного отдыха.

Тсм=Тр+Тпз+Тх+Тт+Тто+Ттп+Тн+Тор +Тм+Тî=-å=×ТрТсмТiТсмКт где Баланс времени смены • Некоторые из перечисленных затрат времени • (Тм, Тор, Тн и др.) не включаются в норматив времени, т. к. при рациональном обеспечении эксплуатации должны отсутствовать. • Время основной работы (То), в течение которого агрегат будет находиться в движении при выполнении работы, можно записать в виде: где Тпз – время ежесменной подготовки агрегата; Тт – время для обслуживания рабочего места; Тн – простои по неисправностям; Тор – простои по организационным причинам; Тотд – время для кратковременного отдыха).

27.Методика расчета нормы выработки.

Сменная производительность (норма выработки) тракторных агрегатов определяется по формуле:

W см = 0,1 х Вр х VрхТр(га\см)

где, Вр – рабочая ширина захвата (м);

Vр – рабочая скорость (км\час);

Тр – чистое рабочее время, т.е. время работы агрегата под нагрузкой (час\см).

Фактическая ширина захвата тракторного агрегата определяется в процессе наблюдения. Однако ее можно рассчитать и расчетным путем как произведение конструктивной ширины захвата (В\к) на коэффициент использования ширины захвата (К исп.) и на количество машин, орудий, корпусов плуга в агрегате (n):

Вр = В\к х К исп. х n.

Коэффициент использования ширины захвата культиватора -растениепитателя, навесного равен: К исп. = 1,00. Рабочая скорость (Vр) движения агрегата определяется в ходе проведения фотохронометражного наблюдения, а также ее можно определить расчетным путем на основе материалов наблюдений по формуле:

L сред.х n

Vр = --------------------------- (км\час)

1000 х Тр

где, L сред – средняя длина гона, м;

n – число проходов (гонов) агрегата за время наблюдения;

Тр– рабочее время из фактического баланса.

Норма выработки рассчитывается на основе рационального баланса времени смены исполнителя, поэтому в таблице 2 необходимо проектировать рациональный баланс времени смены на основе фактического баланса и проектируемого трудового процесса с использованием нормативов времени. В рациональном балансе времени смены определяют рациональные затраты времени, необходимые для выполнения сменного задания. Норма выработки разрабатывается исходя из фактической продолжительности рабочей смены установленной на предприятии.

Чистое рабочее время (Тр) для расчета нормы выработки рассчитывается на основе рационального баланса времени смены:

Тсм\ рац = Тпз + Тпер.н\к + Тр + Тпов + Тпер + Тто + Тобс + Тотл

и определяется по формуле:

Тр = Тсм\ рац – (Тпз + Тпер.н\к + Тпов + Тпер + Тто + Тобс + Тотл).

Подставляются все значения показателей в формуле и определяется сменная производительность тракторных агрегатов.

Методика решения

Специалистами Роснисагропрома разработаны типовые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные механизированные работы, имеющие рекомендательный характер (1-2). Однако пользоваться типовыми нормами выработки можно только с учетом их привязки к конкретным природно – производственным условиям выполнения работ.

Как же пользоваться нормативным сборником или, другими словами, как находить необходимую предприятию норму выработки на механизированных полевых работах? Для этого необходимо выявить постоянные показатели, влияющие на производительность тракторных агрегатов и провести паспортизацию полей, лугов, культурных пастбищ и многолетних насаждений.

В процессе проведения паспортизации определяют три показателя: класс длины гона; средневзвешенное удельное сопротивление плугов (с учетом механического состава, типа и подтипов почв) и обобщенный поправочный коэффициент на местные условия. Чем ближе этот коэффициент к единице, тем благоприятнее природно-климатические условия выполнения работ и соответственно выше производительность тракторных агрегатов и наоборот. В зависимости от соотношения этих показателей устанавливаются группы норм на пахотные, непахотные и уборочные работы (1). На пахотные работы установлено 12 групп (табл.3), а на непахотные (табл.4) и уборочные (табл.5) – 8 групп.

Таблица 3

Группы по нормам выработки на пахотные работы

(извлечение)

Диапазон удельного сопротив-ления (кг\кв.см)

Класс длины гона, м

Более 1000

600-1000

400-600

обобщенный коэффициент группа обобщенный коэффициент группа обобщенный коэффициент группа

0,48

0,53

1,00-0,93 2 1,00-0,91 3 1,00-0,95 3
0,92-0,87 3 1,90-0,84 4 0,94-0,88 4
0,86-0,80 4 0,83-0,78 5 0,87-0,81 5
0,79-0,74 5 0,77-0,72 6 0,80-0,75 6
- - - - 0,74-0,70 7
- - - - 0,69-0,64 8

В среднем по сельскохозяйственным предприятиям Орловской области в процессе проведенной паспортизации полей установлено, что на пахотные работы доминирует – 4 группа по нормам (редко встречается 3 и 5 группы), а на непахотные и уборочные – 3 группа (редко 4).

Таблица 4

Группы по нормам выработки на непахотные работы

(предпосевная обработки почвы: посев, посадка, уход за посевами)

Группа по нормам выработки

Класс длины гона, м

более 1000 600-1000 400-600 300-400 200-300 150-200 мене 150

Обобщенный коэффициент, учитывающий местные условия

1 1,00-0,96 1,00-0,90 - - - - -
2 0,95-0,87 0,89-0,81 1,00-0,96 - - - -
3 - - 0,95-0,87 1,00-0,93 - - -
4 - - 0,86-0,79 0,92-0,84 1,00-0,91 - -
5 - - - 0,83-0,76 0,90-0,82 1,00-0,93 -
6 - - - 0,75-0,69 0,81-0,75 0,92-0,84 -
7 - - - - 0,74-0,67 0,83-0,76 1,00-0,90
8 - - - - - 0,75-0,68 0,89-0,80

Как пользоваться этими данными? В типовом сборнике нормы выработки на пахотные работы даны в разрезе 12 групп, а на непахотные и уборочные в разрезе 8 групп. Поэтому, чтобы найти необходимую норму выработки следует придерживаться следующей схемы (рассмотрим ее на конкретном примере):

1. В нормативном справочнике находят необходимый вид работы – посадка картофеля (в типовых сборниках работы сгруппированы по основным видам и изложены в последовательности соответствующей общей технологической схемы возделывания сельскохозяйственных культур).

2. Находят состав агрегата – марку трактора МТЗ-82, марку сельхозмашины КСМ-6 и его рабочую ширину захвата 4,2 м.

3. Определяют технологические параметры выполнения работы – посадка картофеля на гребневой поверхности, без внесения минеральных удобрений, норма посадки клубней 2400-2800 кг\га.

Таблица 5

Группы по нормам выработки на уборочные работы

Группа по нормам выработки

Класс длины гона, м

более 1000 600-1000 400-600 300-400 200-300 150-200 мене 150

Обобщенный коэффициент, учитывающий местные условия

1 1,00-0,97 - - - - - -
2 0,96-0,91 1,00-0,94 - - - - -
3 0,90-0,85 0,93-0,87 1,00-0,92 1,00-0,96 - - -
4   0,86-0,82 0,91-0,85 0,95-0,89 1,00-0,94 - -
5 - - 0,84-0,80 0,88-0,83 0,93-0,88 1,00-0,94 -
6 - - - 0,82-0,78 0,87-0,82 0,93-0,88 1,00-0,95
7 - - - - 0,81-0,75 0,87-0,81 0,94-0,88
8 - - - - - 0,80-0,74 0,87-0,82

4. Находят соответствующую норму выработки по 4 группе работ – 7,1 га (табл.6).

Как видно из таблицы 6 по каждой группе даны нормы выработки и нормы расхода топлива. С увеличением группы нормы выработки снижаются, а нормы расхода топлива на 1 га увеличиваются. Это свидетельствует о том, что по мере увеличения номера группы местные условия усложняются и соответственно менее благоприятные для механизированных агрегатов, т.е. снижается производительность их работы. Таким образом, чем выше группа по нормам, тем ниже норма выработки и наоборот. Так, например, на посадке картофеля для данного агрегата норма выработки по 1 группе будет – 10 га, а по 8 группе – 4,5 га или ниже на 55%.

Таблица 6

Типовые нормы выработки и расхода топлива на сельскохозяйственные механизированные работы*

Вид работы

Марка

Рабо-чая шири-на

захва-

та, м

Сменные нормы выработки (га) и расход топлива (л\га) по группам

трак-тора

сель-хозмашины

3

4

Норма выра-ботки Расход топлива Норма выра-ботки Расход топлива

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.