Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг.

2021-06-23 29
Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг.


Концепция внешней политики Республики Казахстан (далее – Концепция) разработана в соответствии с установками, изложенными в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Стратегия-2050), и представляет собой систему основополагающих взглядов на принципы и подходы, цели, приоритеты и задачи внешнеполитической деятельности Республики Казахстан.

Цели внешней политики Республики Казахстан

В соответствии с национальными интересами Казахстана главные внешнеполитические усилия будут концентрироваться на достижении следующих основных целей:
1) всемерное обеспечение национальной безопасности, обороноспособности, суверенитета и территориальной целостности страны;
2) укрепление мира, региональной и глобальной безопасности;
3) обеспечение устойчивых позиций и формирование позитивного образа государства в мировом сообществе;
4) установление справедливого и демократичного мирового порядка при центральной и координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН);
5) дальнейшая интеграция в систему региональных и международных торгово-экономических отношений;
6) создание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии-2050, достижения высокого уровня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
7) диверсификация, индустриально-технологическое развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики;
8) поэтапный переход страны на «зеленый» путь развития и вхождение в число 30-ти самых развитых государств мира;
9) сохранение национально-культурной самобытности и следование собственному пути дальнейшего развития государства;
10) защита прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом;
11) поддержка казахской диаспоры и казахского языка за рубежом.

Сотрудничество с ООН.

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии»[1].

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня1945 года представителями 50 государств[2]. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

2 марта 1992 года - Казахстан стал членом ООН.

15 апреля 1992 года Указом Президента Казахстана был назначен первый Постоянный Представитель Республики Казахстан при ООН (А.Арыстанбекова).

16 февраля 1993г. открыто представительство ООН в Казахстане. С 12 декабря 2010г. Резидентом-Координатором является Стивен Тулл.

Казахстан является членом практически всех специализированных учреждений ООН, двух региональных комиссий ООН (ЕЭК и ЭСКАТО), периодически избирается членом ряда функциональных комиссий ЭКОСОС, а также членом Исполнительных советов ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ООН-женщины.

В период 2013-2015 гг. Казахстан является членом Совета по правам человека ООН.

В 2010 г. Казахстан официально выдвинул свою кандидатуру на пост непостоянного члена СБ ООН на 2017-2018гг. и на пост Председателя 71-й сессии ГА ООН.

Казахстан активно участвовал во всех главных мероприятиях Организации и принимал у себя крупные международные форумы под ее эгидой, такие как первая глобальная Конференция ООН для стран, не имеющих выхода к морю (Алматы, август 2003г.), 63-я сессия ЭСКАТО (Алматы, май 2007г.), Конференция ВОЗ, посвященная 30-летию принятия Алматинской Декларации о первичной медико-санитарной помощи (2008г.), 18 сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (октябрь 2009г.), 6-я министерская конференция по окружающей среде и развитию для стран Азии и Тихого океана (сентябрь 2010г.)

 

Наша страна является активным участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и выступает за скорейшее его вступление в силу.

По инициативе Казахстана в 2009 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняв резолюцию 64/35, объявила 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Борьба с терроризмом находится в повестке дня ООН на протяжении десятилетий. На сегодня Казахстан присоединился ко всем 13 международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом.

Казахстан уделяет особое внимание развитию международного и регионального сотрудничества в сфере борьбы с наркобизнесом и незаконным распространением наркотиков. Наша страна ратифицировала все основные конвенции ООН в этой области.

Казахстан вносит деятельный вклад в работу по осуществлению договоренностей, достигнутых на Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20. Разработаны национальная Концепция перехода к «зеленой» экономике, национальные программы, направленные на обеспечение устойчивого развития в ключевых секторах: энергетика, водное, коммунальное и сельское хозяйство, промышленность, биоразнообразие.

Выбор темы международной выставки «Экспо-2017», которую будет принимать Казахстан, - «Энергия будущего», - призван способствовать распространению лучших практик в области устойчивой энергетики.

Поступательно развивается взаимодействие Казахстана с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП),

По инициативе Казахстана, резолюция прошлой сессии ГА ООН провозгласила 2013-2022 годы Международной декадой сближения культур. Ее официальная инаугурация состоялась в 2013 году в Астане.

В настоящее время страна начинает реализацию повестки дня «ЦРТ плюс», которая адаптирована к условиям Казахстана и предусматривает более высокие показатели и индикаторы. Приоритетными для нас являются вопросы снижения бедности и безработицы, материнской и детской смертности, устойчивого развития, улучшения окружающей среды, профилактика ВИЧ/СПИДа, гендерного равенства.

 

В различных органах системы ООН работают 20 граждан Казахстана.

В 2011 г. впервые в истории суверенного Казахстана и ООН представитель страны Касым-Жомарт Токаев был назначен на пост Заместителя Генерального секретаря ООН. Он также являлся Генеральным директором отделения ООН в Женеве и Генеральным секретарем Конференции по разоружению.

Признавая ООН незаменимым инструментом международных отношений, Казахстан будет стремиться посредством Организации, через сообщество Наций вносить свой достойный вклад в решение общих проблем человечества.

 

Политический диалог

Правовой основой отношений между Казахстаном и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1999 г.

В связи с необходимостью актуализации базового Соглашения между Казахстаном и ЕС с целью закрепления в нем следующего, более продвинутого этапа во всех областях сотрудничества, Стороны договорились заключить новое базовое соглашение второго поколения. В июне 2011 года в Брюсселе был дан официальный старт переговорам по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве РК-ЕС. В период с июня 2011 г. по июль 2014 г. состоялось 7 официальных раундов переговоров по тексту нового Соглашения. Заключительный раунд состоится в Астане 9-11 сентября 2014 г., после чего последуют процедуры по его парафированию, подписанию и ратификации.

Достигнуты высокие темпы развития торгово-экономических связей. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана, опережая Россию и Китай. На долю ЕС приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота и 49% привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС в2013 году составил 53,4 млрд. долл. США, в январе-июне 2014 г. – 28,4 млрд. долл. США. (импорт- 4,1 млрд. долл. США, экспорт – 24,3 млрд. долл. США).

За период с начала независимости по I квартал 2014 года приток прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана составил порядка 92,7 млрд. долл. (из 189,7 млрд. долл. всего привлеченных). Основные инвесторы: Нидерланды, Великобритания, Италия и Франция.

За годы независимости Казахстан утвердился в качестве надежного и ответственного энергетического партнера ЕС. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран – не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, Румынии – 30%. Казахстан является 4-ым по объемам поставщиком энергоресурсов в Германию. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического энергодиалога с ЕС, правовой основой которого являются Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях.

 

Раз в год проводятся заседания Комитета парламентского сотрудничества (Европейский парламент – Парламент РК). В ноябре 2013 г. в Брюсселе состоялось 12-ое заседание Комитета парламентского сотрудничества Казахстан-ЕС.

Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия РК-ЕС играют ежегодные заседания Совета сотрудничества. Для имплементации решений Совета действуют Комитет сотрудничества и два профильных Подкомитета сотрудничества: по торговле, инвестициям, транспорту и энергетике; по правосудию и правопорядку.

В региональном плане стороны взаимодействуют в рамках Стратегии ЕС в Центральной Азии (введена в действие в 2007 г.).

Состоявшийся в июне 2013 года официальный визит Председателя Еврокомиссии Ж.М.Баррозу в РК способствовал расширению и углублению нашего партнерства, а также еще раз подтвердил взаимную заинтересованность в развитии многоуровневых связей между Астаной и Брюсселем.

В рамках практической реализации достигнутых договоренностей, в 2014-2015 гг. ожидается интенсивный политический диалог РК-ЕС.

 

 

ОИС

Была основана 25 сентября 1969 года на конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. Статус наблюдателей имеют Босния и Герцеговина, Центрально-Африканская Республика, Российская Федерация, а также Национально-освободительный фронтФилиппин Моро и ряд организаций (ООН, Движение неприсоединения и др). Штаб-квартира организации находится в Джидде (Саудовская Аравия).

28 июня 2011 года решением состоявшейся в Астане 38-й сессии Совета министров иностранных дел (СМИД) ОИК Организация исламская конференция переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС)[1].

Организация Исламского сотрудничества является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией[2]. В настоящее время объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд человек. Первоначально в её состав входили 25 государств Азии и Африки и Организация освобождения Палестины. Цели создания ОИК: сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Договорно-правовая база.

18 января 2012 г. Парламент РК ратифицировал подписанный Казахстаном в 2010 г. Устав ОИС. 21 февраля 2012 г. Глава государства подписал закон о ратификации Устава с оговоркой, что РК обязуется исполнять положения Устава, не противоречащие нормам Конституции Республики. В настоящее время РК прорабатывает вопрос о присоединении к Генсоглашению об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве, Соглашению по содействию, защите и гарантии инвестиций между государствами-членами ОИС.

СВМДА

Основные сведения
Официальное название: Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Дата учреждения: 5 октября 1992 года – выдвижение инициативы о созыве СВМДА Президентом РК Н.Назарбаевым в ходе 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН).
Статус: межгосударственный форум для диалога, консультаций, принятия решений и осуществления мер на основе консенсуса по проблемам, касающимся безопасности в Азии, наблюдатель при ГА ООН (декабрь 2007 г.).
Основная цель и направление деятельности: укрепление сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.
Государства-члены: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камбоджа, Катар, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан.
Наблюдатели: Индонезия, Малайзия, США, Украина, Филиппины, Япония, Шри-Ланка (государства); Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Лига арабских государств, ТюркПА (организации).
Действующий председатель: Китайская Народная Республика (май 2014-2016 гг.).
Структура и институты СВМДА:
директивные органы: 1) Встречи глав государств и правительств (Саммит - высший орган, заседающий раз в 4 года); 2) Встречи министров иностранных дел (Министерские встречи - орган, собирающийся в соответствии с Правилами процедуры каждые 2 года); 3) Комитет старших должностных лиц (КСДЛ - структура, проводящая заседания не реже 1 раза в год);
рабочие органы: 1) Специальные рабочие группы (СРГ) 2) Специализированные встречи экспертов (СВЭ)
исполнительный орган: Международный секретариат в г.Алматы, действующий с 2006 г. Исполнительный директор Секретариата СВМДА – Посол Г.Цзяньвэй (КНР), заместитель исполнительного директора А.Бахытбеккызы (Казахстан), профессиональный персонал (Казахстан, Турция, Россия, Индия и Иран, КНР).
специализированные органы: Деловой Совет СВМДА, Молодежный совет СВМДА, Учебный центр по борьбе с опустыниванием в Азии (г.Конья, Турция, создается).
Главные встречи: Первая министерская встреча (1999), Первый саммит (2002), Вторая министерская встреча (2004), Второй саммит (2006), Третья министерская встреча (2008), Третий саммит (2010), Четвертая министерская встреча (2012), Четвертый саммит СВМДА (2014 г.)
Учредительные документы: Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА (подписана министрами иностранных дел СВМДА в 1999 г.) и Алматинский акт (подписан главами государств и правительств СВМДА в 2002 г.).
Основные документы: Каталог мер доверия, Правила процедуры (приняты в 2004 г. с поправками от 2014 г.), Соглашение о Секретариате СВМДА и его приложение – Финансовые правила (подписаны в 2006 г., ратифицированы РК в феврале 2007 г.), Положение о символике СВМДА, Кооперативный подход к осуществлению мер доверия, Положение о внешних связях СВМДА (приняты в 2007 г.), Соглашение об условиях пребывания Секретариата на территории РК (подписано в 2007 г., ратифицировано Казахстаном в марте 2008 г.), Протокол о внесении дополнения в Соглашение о Секретариате СВМДА (подписан в 2008 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Секретариата, его персонала и представителей государств СВМДА (подписана в 2010 г., ратифицирована Казахстаном 28 ноября 2011 г.).
Политические декларации: Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями (2002 г.), Декларация Второй встречи министров иностранных дел (2004 г.), Декларация Второго саммита глав государств или правительств (2006 г.), Декларация Третьей встречи министров иностранных дел (2008), Декларация Третьего саммита глав государств или правительств (2010 г.), Декларация Четвертой встречи министров иностранных дел (2012 г.), Декларация Четвертого саммита СВМДА (2014 г.) «Укрепление диалога, доверия и координации во имя новой Азии мира, стабильности и сотрудничества».
Официальный праздник: 5 октября (День СВМДА).
Официальный язык: английский.
Рабочие языки: английский и русский.
Официальный сайт Секретариата СВМДА: www.s-cica.org

История становления
Идея о созыве СВМДА была впервые предложена Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г. Движущей силой этой инициативы стало стремление создать эффективную и приемлемую структуру по обеспечению мира и безопасности в регионе. В отличие от других регионов мира, на тот момент в Азии ещё не существовало подобной структуры, а более ранние попытки её создания не увенчались успехом.
С самого начала идея созыва СВМДА нашла поддержку ряда азиатских государств, определяющих политический климат на континенте, и международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЛАГ). В ходе реализации инициативы в 1993-1994 гг. были проведены три встречи экспертов МИДов азиатских стран. По итогам данных встреч было принято решение о создании Специальной Рабочей Группы (СРГ), в задачу которой входит подготовка документов Совещания.
Подготовительный процесс. В период 1993-1994 гг. в ходе заседаний экспертов МИДов азиатских стран были рассмотрены проекты базовых документов СВМДА – «Правила процедуры СВМДА», «Декларация принципов взаимоотношений государств-членов СВМДА», «Структура и институты СВМДА».
В 1996-1997 гг. в Алматы прошло два совещания заместителей министров иностранных дел государств-членов СВМДА.
В октябре 1998 г. в Алматы был проведен международный коллоквиум по вопросам СВМДА, в работе которого приняли участие 24 эксперта из 12 государств.
Первая министерская встреча СВМДА. 14 сентября 1999 г. прошла Первая встреча министров иностранных дел, в ходе которой была подписана Декларация, регулирующая отношения между государствами-членами Совещания – своего рода прообраз юридической базы для создания азиатской системы безопасности и сотрудничества.
Таким образом, впервые были заложены юридические основы системы азиатской безопасности, с конкретными действиями, мерами и механизмами обеспечения стабильности в регионе.
Первый саммит СВМДА. 4 июня 2002 г. был проведен Первый саммит форума, в котором приняли участие главы Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, Палестины и Израиля, представители государств и организаций-наблюдателей. В ходе Саммита главы государств и правительств Совещания приняли решение придать СВМДА необходимую структуру и институты для повышения эффективности его функционирования и дали поручение министрам иностранных дел завершить проработку всех аспектов создания Секретариата СВМДА с целью обеспечения административной поддержки регулярных встреч, политических консультаций и другой деятельности в рамках форума.
По итогам был подписан Алматинский акт и принята Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.
Вторая министерская встреча СВМДА. 22 октября 2004 г. состоялась Вторая встреча министров иностранных дел, результатом которой стало принятие Каталога мер доверия, Правил процедуры и Декларации Второй министерской встречи СВМДА. Немаловажным событием явилось принятие Королевства Таиланд 17-м государством-членом СВМДА накануне мероприятия.
По мнению участников встречи, значение принятого Каталога мер доверия трудно переоценить, т.к. впервые в истории азиатского континента появился столь масштабный документ, предусматривающий многостороннее сотрудничество государств по широкому спектру вопросов стабильности и безопасности.
В Декларации отражены консолидированное видение и позиции государств-членов СВМДА по ключевым вопросам безопасности в мире и регионе. Главы делегаций подчеркнули необходимость разработки единого подхода к решению неурегулированных проблем, направлений дальнейшего взаимодействия в контексте реализации мер доверия, закрепленных в Каталоге.
Второй саммит СВМДА. 17 июня 2006 г. состоялся Второй саммит форума, в ходе которого был принят всеобъемлющий политический документ - Декларация Второго саммита, а также подписан основополагающий документ по практической структуризации Совещания – Соглашение о Секретариате СВМДА.
В Декларации нашли отражение общее видение государствами-членами ключевых проблем безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом, предложения государств-членов по развитию универсального подхода к преодолению неразрешенных проблем и заявлено о необходимости практической реализации мер доверия СВМДА, вошедших в Каталог мер доверия 2004 г. и дальнейшего развития процесса.
В этот же день, с подписанием соответствующего уставного документа, в г.Алматы был открыт Секретариат СВМДА. Его временным местом расположения стало Представительство МИД РК в г.Алматы.
Третья Министерская встреча СВМДА: в Третьей встрече министров иностранных дел Совещания, состоявшейся 25 августа 2008 г. в Алматы, приняли участие делегации 19 государств-членов, 7 стран-наблюдателей и 6 международных и региональных организаций. Особое внимание встречи было уделено вопросам практической реализации Кооперативного подхода.
Встреча прошла весьма результативно: в ряды Совещания в качестве полноправных членов вступили Иорданское Хашимитское Королевство и Объединенные Арабские Эмираты, а Государство Катар присоединилось к СВМДА в качестве наблюдателя. Приняты Декларация «Прогресс СВМДА в осуществлении мер доверия» и Заключительные решения Министерской встречи.
Подписан Протокол о внесении изменения в Соглашение о Секретариате СВМДА, предусматривающий перенос штаб-квартиры Секретариата СВМДА из Алматы в Астану.
Президент Республики Казахстан, приветствуя начало исполнения мер доверия в гуманитарном, экономическом и экологическом измерениях, а также в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, высказался о целесообразности осуществления практической работы по развитию и укреплению сотрудничества в военно-политическом измерении, которое в перспективе должно стать одним из важнейших направлений КМД.
Третий саммит СВМДА. 8 июня 2010 г. в Стамбуле состоялся Третий саммит глав государств и правительств государств-членов СВМДА. Впервые Саммит прошел за пределами Казахстана. Во время этой встречи на высшем уровне произошла первая в истории Совещания передача председательства – от Казахстана Турецкой Республике.
В Саммите приняли участие 9 глав государств и правительств, 6 вице-президентов, спикеров парламентов и вице-премьеров, 14 министров и спецпосланников. Было представлено руководство 16 международных организаций.
Особенность прошедшей встрече придавало председательство РК в ОБСЕ. Под эгидой европейской организации 7 июня 2010 г. в Стамбуле было проведено специальное мероприятие: «Сотрудничество в области экономики и безопасности в XXI веке на Евразийском пространстве». В нём приняли участие руководители внешнеполитических ведомств ОБСЕ, стран группы Азиатских партнеров ОБСЕ и государств-членов СВМДА. Мероприятие было весьма полезным с точки зрения развития взаимодействия по линии ОБСЕ - СВМДА.
В результате длительных и напряженных переговоров, по итогам Саммита была принята Декларация, в которой, наряду с региональной проблематикой (Ближний Восток, Афганистан, Ирак), удалось отразить актуальные вопросы в области мира, безопасности и стабильности, социально-экономического развития и культуры. Положение о необходимости возобновления переговоров по созданию Палестинского государства, включенного в документ, стало значительным достижением Саммита.
Большим успехом Саммита стало подписание Конвенции о привилегиях и иммунитетах Секретариата, его персонала и представителей государств СВМДА, которое практически завершило институционализацию Совещания.
Таким образом, Третий саммит СВМДА внес весомый вклад в дальнейшее укрепление международного авторитета Казахстана.
26 сентября 2011 г. в Нью-Йорке по инициативе Турецкого Председательства «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН состоялась первая неформальная встреча министров иностранных дел СВМДА. Важным моментом встречи явилось подписание основных документов СВМДА Королевством Бахрейн и Королевством Камбоджа.
В апреле 2012 г. предложение казахстанской стороны о продлении Председательства Турции в СВМДА на следующий 2-х летний срок получило одобрение всех государств-членов Совещания. Таким образом, Турция, возглавившая Форум в июне 2010 г., продолжила свое председательство в Совещании в период 2012-2014 гг.
Юбилейная сессия и Четвертая Министерская встреча СВМДА. 12 сентября 2012 г. в Астане состоялись Юбилейная сессия, посвященная 20-летию инициативе созыва Совещания, и 4-ая Встреча министров иностранных дел государств-членов СВМДА, в которых приняли участие делегации 24 государств-членов, 8 стран-наблюдателей и 16 международных и региональных организаций. Юбилейную сессию открыл Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев. Министерская встреча прошла под совместным председательством министров иностранных дел Казахстана и Турции.
В ходе мероприятий главы внешнеполитических ведомств государств-членов СВМДА обменялись мнениями относительно вопросов регионального и глобального характера, обсудили пути дальнейшего укрепления сотрудничества, мира и безопасности в Азии, а также перспективы дальнейшего развития процесса СВМДА.
Значимым событием встречи стало принятие ТюркПА в качестве наблюдателя СВМДА, а также заявление Китая о готовности стать следующим председателем СВМДА. В октябре 2012 г. кандидатура Китая на пост следующего председателя на период 2014-2016 годы была утверждена государствами-членами по процедуре умолчания.
По итогам Юбилейной сессии и 4-ой Министерской встречи СВМДА была принята Декларация, в которой, наряду с региональной проблематикой, удалось отразить актуальные вопросы в области мира, безопасности, стабильности и социально-экономического развития региона. Декларация призвана придать новый импульс усилиям Совещания по укреплению мира и безопасности в Азии.
Президент РК Н.Назарбаев в своем выступлении на Юбилейной сессии предложил в перспективе преобразовать СВМДА в организацию.
25 сентября 2013 г. в г. Нью-Йорк на полях 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе турецкого председательства состоялась неформальная встреча министров иностранных дел государств-членов СВМДА. Встреча прошла под председательством А.Давутоглу, Министра иностранных дел Турецкой Республики, в ходе которой представители государств-членов СВМДА поделились мнениями по широкому кругу вопросов международной повестки дня и о дальнейших шагах по развитию Совещания.
Четвертый Саммит СВМДА состоялся 20-21 мая 2014 г. в г. Шанхае (КНР), в ходе которого произошла передача председательства в СВМДА от Турции Китаю. В работе Саммита приняли участие 47 государств и международных организаций. Впервые в Саммите принял участие Генеральный секретарь ООН, в ряды Совещания в качестве полноправных членов вступили Катар и Бангладеш, подписаны и утверждены ряд важных документов, а именно Меморандум о взаимопонимании между Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Секретариатом СВМДА и новые Правила процедур СВМДА, значительно конкретизировавшие правовые рамки его деятельности.
По итогам Саммита принята политическая Декларация «Укрепление диалога, доверия и координации во имя новой Азии, мира, стабильности и сотрудничества». Цели и задачи, изложенные в Декларации, дают четкое понимание того, что китайское председательство в СВМДА будет направлено на укрепление в Азии политических и социально-экономических мер безопасности, повышение доверия и взаимоуважения через построение ее новой архитектуры.
В своем выступлении на Саммите Президент Казахстана Н.Назарбаев выступил с инициативой о создании на базе СВМДА Организации по безопасности и развитию Азии (ОБРА).

Государства-члены ШОС

Казахстан
Китай
Кыргызстан
Россия
Таджикистан
Узбекистан

 

История

Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география» Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствоведРудольф Челлен под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году опубликовал книгу «Политическая география».Впервые он употребил термин в 1899 году, но широкую известность он приобрёл после выхода книги «Государство как организм» (1916). Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик ХэлфордМаккиндер, американский историк морской стратегии А. Мэхэн, германский географ, зачинатель политической географии Ф. Ратцель, германский исследователь К. Хаусхофер, американский исследователь международных отношений Н. Дж. Спикмэн.

 

Предмет изучения

Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами территории и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей.

Немецкая школа геополитики подчёркивала роль географических факторов в политическом развитии. Немецкие геополитики сформулировали три важные идеи[ источник не указан 1863 дня ]:

  • идея государства-организма, предложенная Ф. Ратцелем: государство рождается и развивается подобно организму, естественным образом стремясь к территориальному расширению.
  • сформулированная Р. Челленом (одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма;
  • идея сверхрегионов, которую выдвинул К. Хаусхофер.

Все немецкие геополитики стремились обосновать притязания Германии на статус главной «континентальной» силы, идущей на смену Великобритании. Таким образом, конечной целью немецкой школы, так же как и англо-американской, являлось определение условий, при которых Германия могла бы установить господство над Европой, а затем и миром. Её главным представителем был Карл Хаусхофер, издатель журнала «ZeitschriftfurGeopolitik» и автор множества монографий и статей. Он развивал концепцию «жизненного пространства», предложенную Ратцелем, применительно к межвоенной Германии, усечённые границы которой представлялись ему неестественными и уродующими национальную жизнь немцев. Достаточным пространством для Германии могла бы стать «Срединная Европа» (Mitteleuropa), концепция которой была предложена Ратцелем. Хаусхофер, расширяя зону геополитических претензий Германии, выдвинул идею «панрегионов» — больших пространств, на которые мир разделён по «меридиональному» принципу, с центром каждого региона в северном полушарии и периферией в южном. Сперва Хаусхофер выделял три панрегиона — Америка с центром в США, Европа—Ближний Восток—Африка с центром в Германии, Восточная Азия и Тихоокеанский регион с центром в Японии, позднее он «выделил» и зону для России — Русская равнина и Сибирь, Персия и Индия. Подстраиваясь под нужды внешней политики нацистов, Хаусхофер перешёл к концепции «континентального блока» между Германией, СССР и Японией против морских держав. Этот блок должен был обеспечить усиление Германии в противостоянии с Англией как главным врагом.[ источник не указан 1863 дня ]

Однако, при приготовлениях и в ходе Второй мировой войны Третий рейх придерживался этой теории не во всём. Хотя Советскому Союзу сначала было предложено вступить в Тройственный пакт, объектом жизненного пространства и экспансии Германии, помимо Европы и Африки, стали считаться территории СССР до Урала (в то время как Сибирь предоставлялась дальневосточному союзнику — Японии). Воплощая претензии на гегемонию, в ходе войны Германия на время установила почти полный контроль над Европой. За исключением территорий своих союзников по Оси и Великобритании, остальные страны стали или фактическими колониями или марионеточными государствами-сателлитами. Немецкая геополитика, как предоставлявшая оправдание нацистской военной экспансии, была практически разгромлена после войны под лозунгом денацификации. Карл Хаусхофер оказался в тюрьме и покончил с собой.

Продолжателем немецкой геополитической школы, но уже без милитаристской составляющей, выступило интеллектуальное движение европейских «новых правых», на которое значительное влияние оказал философ и правовед Карл Шмитт, написавший ряд эссе, посвящённых «номосу земли» — принципу, интегрирующему территориальную геополитическую организацию пространства и особенности его государственного устройства, правовой системы, социального и духовного склада. Шмитт противопоставляет «традиционное», военное, имперское и этическое устроение «номоса земли», символом которого является Дом, и «модернистское», торговое, демократическое и утилитаристское устроение «номоса моря», символом которого является Корабль. Таким образом, геополитическая оппозиция Моря и Суши выводится на уровень историософского обобщения. Современные антиамерикански настроенные «новые правые» — Жан Тириар, Ален Бенуа, Роберт Стёкерс и др. — развивают эти идеи Шмитта, противопоставляя глобалистскому американскому «морскому» порядку идею евразийского континентального порядка, основанного на России и Евросоюзе, главной силой которого является Германия

 

Японскаясо слабой единой государственностью. Однако, японская геополитика имела кратковременный период резкого развития и практического проявления во время Второй мировой войны. Как и нацистская Германия, в ходе войны милитаристская Япония сделала попытку стать новой сверхдержавой. Япония на время обрела военно-морской флот, соизмеримый по мощи с американским тихоокеанским флотом, имела многочисленные фактические колонии в Азии (в том числе крупнейшую страну — Китай), а также имела согласованные со своим европейским союзником Германией планы экспансии на территорию СССР вплоть до Урала, в Австралию и при благоприятном стечении обстоятельств — в Индию. Теоретически и формально претензии Японии были оформлены в виде Великой Азиатской Сферы Сопроцветания, в которую вошли все обретенные японские колонии и марионеточные государства-сателлиты. В ходе войны Японская империя была разгромлена, а после неё Япония сосредоточилась на цели стать одной из самых мощных экономических и научно-технологических держав планеты, которая была успешно достигнута.

Английская

Британская геополитическая школа, до её маргинализации после утраты Британией статуса империи, предложила глобальную геополитическую концепцию. Её сформулировал в 1904 году в работе «Географическая ось истории» английский географ и политик ХэлфордМаккиндер. Впоследствии концепция Маккиндера изменялась под влиянием событий мировых войн в работах «Демократические идеалы и реальность» (1919) и «Завершенность земного шара и обретение мира» (1943). Маккиндер исходил из представления о мире как о географическом и политическом целом, в котором, особенно после «колумбовой эры» Великих географических открытий и глобального расширения Европы, ключевым является противостояние сухопутных и мо


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.