Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-23 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие представлений о способностях, о механизмах их становления и степени генетической изменчивости привело к выделению новой области психологических исследований: появились целые направления, изучающие не результативную сторону деятельности (как это происходит при диагностике интеллекта), а особенности ее процесса, ее динамику. Одним из понятий, появившихся в психологии благодаря этому ракурсу рассмотрения проблемы способностей, является когнитивныйстиль или стиль познавательной деятельности.
В самом общем виде когнитивный стиль можно определить как способы переработки информации — ее получения, хранения и использования. Предполагается, что эти способы являются относительно независимыми от содержания информации, различаются у разных людей и устойчивы у каждого конкретного человека.
Когнитивный стиль представляет собой характеристику, имеющую два полюса. Между крайними значениями полюсов располагаются в виде континуума значения, которые получают при выполнении теста испытуемые. Постулируется, что противоположные полюса каждого когнитивного стиля имеют равную социальную значимость: отражая различия в способах деятельности, они не связаны с ее успешностью. Изучение когнитивных стилей помогает понять, какими способами разные люди достигают одинакового результата, а не каков результат, при достижении которого были использованы разные способы,
К середине 70-х гг. в психологии индивидуальных различий было описано около двух десятков различных когнитивных стилей, однако в генетические работы когнитивные стили включались крайне редко. Исключение представляют два когнитивных стиля. Один из них — когнитивный стиль “ зависимость — независимость от поля” - диагностируется по легкости выделения части структурированного поля. Он характеризуется легкостью (независимость от поля) или трудностью (зависимостью от поля) преодоления помех, которые находятся в зрительном поле. При определении зависимости — независимости от поля испытуемому предлагают, например, найти простую геометрическую фигуру в более сложной или определить, что нарисовано на картинке, которая предъявляется с помехами. Те, кто легко справляются с такими заданиями, являются независимыми от зрительного поля (они могут отстроиться от контекста, в котором предъявляется задание). Те, кто не справляется с заданием, являются зависимыми от поля (они не могут преодолеть тех помех, которые находятся в зрительном поле). Наследуемость этого стиля 50%.
|
Второй когнитивный стиль, исследовавшийся в психогенетике, — это когнитивный стиль “импульсивность — рефлексивность” - быстрое, недостаточно обдуманное реагирование на проблемную ситуацию (импульсивность), подробный анализ перед действием (рефлексивность). Коэффициент наследуемости около 0%, соответственно, влияние среды около 100%.
При исследовании импульсивного — рефлексивного когнитивного стиля, как правило, не находят существенного вклада генотипа в его изменчивость. Иначе обстоит дело с зависимостью — независимостью от поля: влияние генотипа на индивидуальные различия, наблюдаемые по этому когнитивному стилю, обнаруживается и при сравнении МЗ и ДЗ близнецов, и в работах, выполненных на приемных детях и их родителях, и в семейных исследованиях.
При совместном анализе данных, полученных в 12 исследованиях, включавших различные пары родственников, было показано, что генотип определяет половину изменчивости показателей зависимости — независимости от поля. При этом в показателях наследуемости примерно в равном соотношении представлены аддитивные и неаддитивные составляющие генетической дисперсии (28% и 22% соответственно).
|
Значительная часть оставшейся половины дисперсии зависимости независимости от поля определяется различающейся средой, роль которой не совпадает у разных пар родственников. Например, у сибсов различающиеся средовые влияния определяют 43% изменчивости, а у близнецов – 34%. Последняя компонента дисперсии — общая среда — оказывает наименьшее влияние на формирование индивидуальных различий в показателях когнитивного стиля.
При исследовании зависимости — независимости от поля, как и при исследовании отдельных когнитивных способностей, возникает вопрос о соотношении когнитивного стиля с интеллектом. В психологических работах по мере исследования когнитивных стилей постоянно обнаруживались факты, свидетельствующие о связи зависимости — независимости от поля суспешностью выполнения интеллектуальных тестов.
В Московском близнецовом лонгитюдном исследовании были сопоставлены показатели интеллекта и зависимости — независимости от поля у детей 6, 7 и 10 лет. Генетические корреляции, подсчитанные между этими показателями, увеличивались с возрастом, но не превысили величины 0,59. Этот результат свидетельствует о том, что по мере развития зависимость независимость от поля сближается с интеллектом по механизмам, лежащим в основе ее регуляции, но, тем не менее, сохраняет определенную специфику.
В целом, немногочисленные исследования зависимости независимости от поля, проведенные в психогенетике, указывают на то, что межиндивидуальные различия этой особенности когнитивной сферы испытывают влияние генотипа (как аддитивное, так и неаддитивное), которое определяет половину ее дисперсии. Из средовых влияний основную роль играет различающаяся среда.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!