Модель коррекционно-развивающей работы для детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Модель коррекционно-развивающей работы для детей

2021-06-23 28
Модель коррекционно-развивающей работы для детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модель коррекционно-развивающей работы для детей

Со школьной дезадаптацией 6-7 лет

Адаптация к школе

 

Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

Причины школьной дезадаптации

Они могут быть субъективного и объективного характера.

 

Субъективные причины дезадаптации:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.

Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.

3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Объективные причины школьной дезадаптации:

1. Неправильное отношение учителя к ученику.

2. Неправильная организация учебного процесса.

 

В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания

Схемы и процедуры коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная работа

Ее проведение возможно в следующих режимах:

1. Первичный приём, на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.

2. Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме
(возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы
осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются
ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.

3. Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы.
Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством
родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в
процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о
результатах работы.

Групповая работа

1. Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при
стабильной группе участников и заранее составленной программе.

2. Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой
программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать
групповую работу с индивидуальной.

Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.

Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:

1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а
также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями
возможностей и способов их использования в имеющейся социальной
ситуации.

2. Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его
модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на
достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных
особенностей.

3. Выбор способов достижения поставленных целей, включающих
программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также
способы переключения сформированных навыков на социальную
ситуацию развития ребенка.

Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:

1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.

2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем
восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных
актов.

3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,

4. Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.

Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.

В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.

Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).

Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.

Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.

Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.

В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.

Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.

Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.

Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:

1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;

2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.

Занятие 1

Цель: развитие способности к сосредоточению, устойчивости внимания. снятие эмоционального напряжения, формирование установки к сотрудничеству.

1. Беседа, в ходе которой психолог объясняет детям, как будут проходить занятия, для чего они нужны. Расспрашивает, какое любимое занятие у каждого из них с целью познакомиться поближе, установить эмоциональный контакт.

2. Подвижная игра «Зеваки» (Чистякова М. И., 1990) Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

3. Упражнение на внимание  «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Дети по очереди рисуют на доске какой–нибудь рисунок и отворачиваются. Психолог дорисовывает несколько деталей. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

4. Игра «Возьми и передай!» Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой–нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

5. Психомышечная тренировка «На берегу моря». Вдоволь наигравшись в воде, дети выходят на берег и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа.  Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

 

Занятие 2

Цель: Формирование мотивации к посещению занятий, желания сотрудничать; развитие устойчивости внимания, самоконтроля.

1. Приветствие, беседа на свободную тему (установление эмоционального контакта)

2.  Разминка: «Запрещённое движение». Дети стоят лицом к ведущему. Повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит движение, выходит из игры.

3. Игры на внимание:

«Ищи безостановочно» В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше         предметов одного и того же цвета (одного размера, одной формы и т. д.) По сигналу один    ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют.

«Запоминай порядок». Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Ведущий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

4. Чтение сказки «Чертёнок, или Мальчик-наоборот. (Психогимнастика. М.И. Чистякова.)

Мальчик-чертёнок жил на болоте. Иногда, по тропинке, мимо болота проходили люди. Чертёнку очень нравились люди, он хотел тоже им понравится, поэтому, как увидит кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертёнка лицо.  Чертёнок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.

Но вот однажды по этой тропинке шёл добрый человек. Он не отвернулся от чертёнка, не зажал нос, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул её к одежде чертёнка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.

Мальчик, бывший чертёнок, попросился жить к доброму человеку.

Вот стали они жить вместе Добрый человек говорит: «Открой дверь!» - а мальчик её плотнее закрывает; «Причешись» - а мальчик лохматит себе волосы.

Добрый человек понял, что из чертёнка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам всё говорить наоборот: «Поколоти эту плаксу – девочку» - а мальчик начинал её успокаивать. Так они и жили.

Обсуждение сказки. Рисование персонажей.

5. Упражнение на мышечную релаксацию «На берегу моря».

 

Занятие 3

Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность к концентрации внимания.

 

  1. Приветствие, разминка.

«Я вижу…» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.; 1999 г.)

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…».

Повторять один предмет дважды нельзя.

 

  1. Упражнение на внимание – работа с корректурными пробами;
  2. Рисование на тему «По дороге в школу»;
  3. Обсуждение рисунков детей;
  4. Подвижная игра «Король сказал». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

 

  1. Упражнение на релаксацию.

 

 

Занятие 4

Цель:  Та же.

  1. Хлопки по кругу.
  2. «Путаница». Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу. Попрощаться таким же образом.
  3. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами.

 

Упражнение «Найди отличия».

Ребятам раздают по паре одинаковых рисунков с мелкими отличиями. Нужно найти найти, чем отличаются. Например, 2 клоуна и 2 матрёшки.

  1. Подвижная игра «Замри» (Чистякова М. И., 1990) Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
  2. Игра «Путь доверия». Укрепляет доверие внутри группы, развивает тактильное восприятие. Один ребёнок надевает повязку на глаза, второй ведущий. Ведущий подводит товарища к разным предметам, тот определяет на ощупь, что это. Потом звенит колокольчик, и ребята меняются местами.
  3. Упражнение на релаксацию.

 

 

Занятие 5

Цель: развитие произвольного внимания, воображения.

  1. Игра «Прикосновение» развивает любознательность, внимательность, тактильные ощущения. Используется, как разминочная.

Сесть в один общий круг, осмотреться по сторонам. А затем ребята по очереди дотрагиваются до чего-нибудь и сообщают, что это такое. Потом можно походить по комнате, дотрагиваясь до разных предметов и описывая их. В конце игры можно что-либо нарисовать из того, до чего дотронулся.

  1. Хлопки по кругу.
  2. Сочинение истории вместе на тему «Как непослушный заяц в школе учился». Каждый по кругу придумывает продолжение истории.
  3. Подвижная игра.
  4. Упражнение на внимание: работа с корректурными пробами, игра «Что слышно». Дети внимательно прислушиваются к посторонним звукам и называют их.
  5. Упражнения на релаксацию.

 

Занятие 6

Цель: развитие внимания, воображения, самоконтроля,  умения слушать.

  1. Разминка. Побросать мяч по кругу, называя имя того, кому бросаешь.

«Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, а второй совершает действие (умывается, есть, причесывается). Делать медленно.

  1. Игра «Камень мудрости». Игра улучшает взаимодействие, дает возможность контролировать свое поведение. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому и т.д. Можно передавать камень ребенку, который просто хочет чем-то поделиться.
  2. Игра на внимание. «Кто во что одет». Все смотрят внимательно на одного участника, потом он выходит из комнаты, а ребята должны вспомнить, во что он одет, какого цвета одежда.
  3.  Подвижная игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в своём темпе и в своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на своё усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за заботу!»
  4. Игра на воображение «Кляксы». Лист бумаги складывают пополам. На одной стороне ставится клякса. Потом лист складывается, разворачивается и ребята придумывают, какой предмет или что-то другое получилось.
  5. Упражнение на релаксацию.

 

Занятие 7

Цель: Развитие произвольного внимания, самоконтроля, коррекция двигательной активности.

  1. Разминка. Игра «Фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию.

Пантомима. «Я люблю», «Я не люблю». Ребята показывают, что они любят. Остальные узнают по движениям.

  1. Игра «Камень в ботинке». Психолог спрашивает у ребят, что они чувствуют, что делают, если в ботинок попал камешек. Ребята отвечают. Затем психолог говорит о том, что у каждого может быть какая-нибудь неприятность, сравнивая с камешком в ботинке. Если об этом рассказать, поделиться, то станет легче. Это как избавиться от камешка в ботинке.
  2. Подвижная игра «Ручеек». Дети делятся на пары. Пары берутся за руки и поднимают руки вверх. Пара становится за парой, образуя проход. Один ребенок остается. Он проходит под руками, выбирая себе кого-нибудь. Оставшийся один проделывает то же самое.
  3. Упражнение на внимание. Ведущий называет и повторяет один-два раза несколько движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
  4. Рисование на свободную тему.
  5. Упражнение на релаксацию.

Занятие 8

Цель: Подведение итогов групповых занятий.

1. Беседа с детьми, с родителями о том, что дал им курс проведенных занятий.

  1. Прощание, «сладкий стол».

 

По результатам групповых занятий детям, у которых корректирующее воздействие малозаметно, целесообразно предложить индивидуальные занятия.

 

Рекомендуемая литература

 

1. С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская наука», 2001

2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера, 1996

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990 г.

4. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. М: Генезис, 2000.

 

Модель коррекционно-развивающей работы для детей


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.