До начала зимней сессии необходимо — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

До начала зимней сессии необходимо

2021-06-23 37
До начала зимней сессии необходимо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общее языкознание

РФ 5 к. ОЗО

2018–2019

График работы

Зимний семестр: 8 ЛК, 6 ПЗ + получить КоР (выполнить не позднее, чем за 14 дней до летней сессии)

Летний семестр: 8 ПЗ, Зачет (дифференцированный)

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗИМНЯЯ СССИЯ

Важное замечание!

До начала зимней сессии необходимо

выполнить задания по ПЗ № 1, ПЗ № 2, ПЗ№ 3.

ПЗ № 1. Понятие знака. Язык как система и структура

 

План

1. Понятие о знаках, типы знаков.

2. Общие и специфические свойства знаков языковой системы.

3. Системность языка. Отношения между элементами системы.

4. Структура языка. Понятие уровней языка, единицы языка и речи.

 

Практические задания

(подготовить краткие записи по каждому вопросу)

1. Раскройте, иллюстрируя примерами, общие свойства знаков: 1) материаль­ность, 2) функция обозначение содержания, находящееся вне его, 3) конвенцио­нальность; 4) условность; 5) социальность; 6) наличие обобщающей функции; 7) системность, 8) линейность.

2. Объясните аксиомы специфики языкового знака, сформулированные Алек­сеем Федоровичем Лосевым:

1) Всякий языковой знак по своему возникновению и по своему функцио­нированию стихиен.

2) Всякий языковой знак есть акт человеческого сознания.

3) Всякий языковой знак есть акт интерпретации соответствующих моментов мышления и действительности.

4) Всякий языковой знак есть акт предикации.

3. Определите, какие характеристики присущи человеческому языку из состава признаков, с помощью которых описываются разновидности систем в общей теории систем. Обоснуйте свою позицию. Подготовьте примеры для иллюстрации систем разных видов, указывая признаки, положенные в основание их разделения. 

4. Сформулируйте определение человеческого языка с позиции общей теории систем, выбрав из каждой дихотомии один из признаков.

5. Подберите ряды слов таким образом, чтобы в них реализовались приведенная фонема и ее аллофоны (разновидности):

<о> – [а], [ Ù ], [ъ]; <а> – [а], [иЭ], [ь]; <г> – [г], [к]; <д’> – [д’], [т’].

6. Подберите примеры, демонстрирующие все виды системных отношений (синтагматические, парадигматические, иерархические, деривационные).

7. Просмотрите фрагмент работы И.А. Стернина. Сформулируйте понятия денотативно-сигнифкативного и коннотативного макрокомпонентов.

Рекомендуемая литература

а) основная

Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003. URL: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2429657.html

Кодухов В.И. Общее языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Левицкий Ю.А. Общее языкознание. М., 2009. URL: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2429632.html

Симашко Т.В. Понятие знака. Язык как система и структура (лекция) // Хрестоматия.

Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С. 36-85. // Хрестоматия.

б) дополнительная

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 72–91.

Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по языкознанию, конспект-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. – 235 с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.

в) Интернет ресурсы

Библиотека Гумер // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Index_Ling.php

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова

Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm

 

ПЗ № 3. Психофизиологические основы связи языка и мышления.

ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ

ПЗ № 4. Особенности коммуникации.

ПЗ № 7.Проблемы концептуализации

Объясните своим испытуемым, что вы им скажете слова, а они должны привести вам 5 слов, которые называют конкретные наименования того, что входит в это понятие; предупредите их, что не нужно задумываться, какое из них «правильное», важно сказать те, которые вам сразу приходят в голову;

2) приведите пример, чтобы они поняли задачу, скажите: «Я, например, говорю слово птица, а вам надо дать названия какие-то конкретные виды птиц. Я бы сказал(а), что это голубь, воробей, синица, соловей, чайка;

3) раздайте листочки (половина листа школьной стандартной тетради), на которых написано слово природа, пусть ваши испытуемые напишут 5 слов, которые обозначают предметы или явления природы;

4) если вы по каким-то причинам будете проводить устный опрос, то тогда говорите с каждым наедине, чтобы исключить влияние со стороны другого чело­века, и сами запишите ответы;

5) когда наберется 10 ответов, то подсчитайте результаты и система­тизируйте их в таблицу.

Примечания. Конечно, в приведенной таблице все данные вымышленные. У вас же будут реально полученные результаты. Не исключено, что при анализе вы обнаружите, что какие-то слова не повторяются. Тогда под таблицей надо записать:

Слова, используемые только один раз: морось, град, туман и т.д. – все, которые испытуемые записали.

На проверку необходимо сдать: 1) все анкеты – 10 штук и 2) таблицу с результатами.

 

Атмосферные яыления

конкретное слово общее кол-во
1 ветер 7
2 дождь 6
3 гроза 4
4 снег 3
5 туман 2

 

Рекомендуемая литература

а) основная

Куликова И.С. Структуры представления знаний во внутреннем лексиконе // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.

Куликова И.С. Фреймы и сценарии // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.

Попова З.Д., Стернин И.А. Картина мира // Когнитивная лингвистика. – Воронеж, 2011.

Симашко Т.В. Внутренняя форма слова как один из способов концептуализации объектов // Resphilologica: Ученые записки. Вып.3. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2002. – С. 8–13. // Хрестоматия.

Черемисина Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте// Семантика языковых единиц и категорий в диахронии: сб. науч. тр. – Калининград, 2001 // Хрестоматию.

б) дополнительная

Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003, с. 144–178.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007, 2008.

в) Интернет ресурсы

http://www.durov.com/study/1161545302-633.html

Книги в библиотеке филолога E-Lingvo.net // http://e-lingvo.net/library_list_27_1.html

Поиск по лингвистическим сайтам // http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm

Общее языкознание

РФ 5 к. ОЗО

2018–2019

График работы

Зимний семестр: 8 ЛК, 6 ПЗ + получить КоР (выполнить не позднее, чем за 14 дней до летней сессии)

Летний семестр: 8 ПЗ, Зачет (дифференцированный)

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗИМНЯЯ СССИЯ

Важное замечание!

До начала зимней сессии необходимо

выполнить задания по ПЗ № 1, ПЗ № 2, ПЗ№ 3.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.