Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-06-23 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Общее языкознание
РФ 5 к. ОЗО
2018–2019
График работы
Зимний семестр: 8 ЛК, 6 ПЗ + получить КоР (выполнить не позднее, чем за 14 дней до летней сессии)
Летний семестр: 8 ПЗ, Зачет (дифференцированный)
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗИМНЯЯ СССИЯ
Важное замечание!
До начала зимней сессии необходимо
выполнить задания по ПЗ № 1, ПЗ № 2, ПЗ№ 3.
ПЗ № 1. Понятие знака. Язык как система и структура
План
1. Понятие о знаках, типы знаков.
2. Общие и специфические свойства знаков языковой системы.
3. Системность языка. Отношения между элементами системы.
4. Структура языка. Понятие уровней языка, единицы языка и речи.
Практические задания
(подготовить краткие записи по каждому вопросу)
1. Раскройте, иллюстрируя примерами, общие свойства знаков: 1) материальность, 2) функция обозначение содержания, находящееся вне его, 3) конвенциональность; 4) условность; 5) социальность; 6) наличие обобщающей функции; 7) системность, 8) линейность.
2. Объясните аксиомы специфики языкового знака, сформулированные Алексеем Федоровичем Лосевым:
1) Всякий языковой знак по своему возникновению и по своему функционированию стихиен.
2) Всякий языковой знак есть акт человеческого сознания.
3) Всякий языковой знак есть акт интерпретации соответствующих моментов мышления и действительности.
4) Всякий языковой знак есть акт предикации.
3. Определите, какие характеристики присущи человеческому языку из состава признаков, с помощью которых описываются разновидности систем в общей теории систем. Обоснуйте свою позицию. Подготовьте примеры для иллюстрации систем разных видов, указывая признаки, положенные в основание их разделения.
|
4. Сформулируйте определение человеческого языка с позиции общей теории систем, выбрав из каждой дихотомии один из признаков.
5. Подберите ряды слов таким образом, чтобы в них реализовались приведенная фонема и ее аллофоны (разновидности):
<о> – [а], [ Ù ], [ъ]; <а> – [а], [иЭ], [ь]; <г> – [г], [к]; <д’> – [д’], [т’].
6. Подберите примеры, демонстрирующие все виды системных отношений (синтагматические, парадигматические, иерархические, деривационные).
7. Просмотрите фрагмент работы И.А. Стернина. Сформулируйте понятия денотативно-сигнифкативного и коннотативного макрокомпонентов.
Рекомендуемая литература
а) основная
Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003. URL: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2429657.html
Кодухов В.И. Общее языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.
Левицкий Ю.А. Общее языкознание. М., 2009. URL: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2429632.html
Симашко Т.В. Понятие знака. Язык как система и структура (лекция) // Хрестоматия.
Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С. 36-85. // Хрестоматия.
б) дополнительная
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 72–91.
Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по языкознанию, конспект-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. – 235 с.
Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.
в) Интернет ресурсы
Библиотека Гумер // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Index_Ling.php
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова
Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm
ПЗ № 3. Психофизиологические основы связи языка и мышления.
ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ
ПЗ № 4. Особенности коммуникации.
ПЗ № 7.Проблемы концептуализации
Объясните своим испытуемым, что вы им скажете слова, а они должны привести вам 5 слов, которые называют конкретные наименования того, что входит в это понятие; предупредите их, что не нужно задумываться, какое из них «правильное», важно сказать те, которые вам сразу приходят в голову;
|
2) приведите пример, чтобы они поняли задачу, скажите: «Я, например, говорю слово птица, а вам надо дать названия какие-то конкретные виды птиц. Я бы сказал(а), что это голубь, воробей, синица, соловей, чайка;
3) раздайте листочки (половина листа школьной стандартной тетради), на которых написано слово природа, пусть ваши испытуемые напишут 5 слов, которые обозначают предметы или явления природы;
4) если вы по каким-то причинам будете проводить устный опрос, то тогда говорите с каждым наедине, чтобы исключить влияние со стороны другого человека, и сами запишите ответы;
5) когда наберется 10 ответов, то подсчитайте результаты и систематизируйте их в таблицу.
Примечания. Конечно, в приведенной таблице все данные вымышленные. У вас же будут реально полученные результаты. Не исключено, что при анализе вы обнаружите, что какие-то слова не повторяются. Тогда под таблицей надо записать:
Слова, используемые только один раз: морось, град, туман и т.д. – все, которые испытуемые записали.
На проверку необходимо сдать: 1) все анкеты – 10 штук и 2) таблицу с результатами.
Атмосферные яыления | ||
№ | конкретное слово | общее кол-во |
1 | ветер | 7 |
2 | дождь | 6 |
3 | гроза | 4 |
4 | снег | 3 |
5 | туман | 2 |
Рекомендуемая литература
а) основная
Куликова И.С. Структуры представления знаний во внутреннем лексиконе // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.
Куликова И.С. Фреймы и сценарии // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.
Попова З.Д., Стернин И.А. Картина мира // Когнитивная лингвистика. – Воронеж, 2011.
Симашко Т.В. Внутренняя форма слова как один из способов концептуализации объектов // Resphilologica: Ученые записки. Вып.3. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2002. – С. 8–13. // Хрестоматия.
Черемисина Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте// Семантика языковых единиц и категорий в диахронии: сб. науч. тр. – Калининград, 2001 // Хрестоматию.
б) дополнительная
Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003, с. 144–178.
Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007, 2008.
в) Интернет ресурсы
http://www.durov.com/study/1161545302-633.html
Книги в библиотеке филолога E-Lingvo.net // http://e-lingvo.net/library_list_27_1.html
|
Поиск по лингвистическим сайтам // http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm
Общее языкознание
РФ 5 к. ОЗО
2018–2019
График работы
Зимний семестр: 8 ЛК, 6 ПЗ + получить КоР (выполнить не позднее, чем за 14 дней до летней сессии)
Летний семестр: 8 ПЗ, Зачет (дифференцированный)
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗИМНЯЯ СССИЯ
Важное замечание!
До начала зимней сессии необходимо
выполнить задания по ПЗ № 1, ПЗ № 2, ПЗ№ 3.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!