и категоризации действительности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

и категоризации действительности

2021-06-23 32
и категоризации действительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Когнитивная лингвистика как наука, изучающая особенности усвоения и обработки информации, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка.

2. Отличие понятий «концептуализация» и «категоризация», способы их ре­презентаций.

3. Структура представления знаний во внутреннем лексиконе.

4. Концепт как центральное понятие в когнитивной лингвистике.

5. Понятие картины мира. Соотношение концептуальной и языковой картины мира, их многообразие в пространственно-временном континууме.

6. Разновидности языковой картины мира, ее национальные особенности.

 

Практические задания

(выполнить письменно)

1. Внутренняя форма слова – один из способов концептуализации действи­тельности и может рассматриваться как «механизм, выработанный и постоянно действующий, позволяющий ‘‘записыватьʼʼ определенные знания о мире и соответ­ственно воспринимать их» (Т.В. Симашко). Вспомните, что в слове различают лексическое значение и внутреннюю форму.

Ниже приведены диалектные слова, в значениях которых отражается пред­ставление о ветрах разных по направлению (северный, южный и т.д.). В этом они сходны по общности признака их значений. Прочитайте эти слова, поду­майте, какие из них имеют общие признаки концептуализации, которые нашли отражение в их внутренней форме. Примеры такого анализа вы найдете во фрагменте статьи Т.В. Симашко «Внутренняя форма слова…» (см. Хрестоматию).

Сформируйте несколько групп по общему признаку внутренней формы. В некоторых случаях приведены контексты для прояснения значений слов.

Горыч (казан., сарат., чебакс.), т.е. со стороны горы; зимовик (волог.); морянушка (астрах.); московец (тамб.); озерик (Волхов и Ильмень); озёрник (новг.); озимник (пск., твер., калин.) – Опять озимник поддул; осенник (твер., пск., Чудское озеро); побережник (олон.); полдень (перм.) – Даве с утра сивер был, а теперь полдень потянул; полночь (р. Дунай); полуден и полудён (онежск.); полузимница (арх.) – Полузимница – от северу до западу, самый холодный ветер; полуночник и полуношник (арх., волог., печор., якут.); сивер.

2.С целью учебного эксперимента проведите опрос (человек 10) и устано­вите прототипические единицы для родового имени атмосферные явления.С этой целью следовало бы соблюдать такую последовательность:

Объясните своим испытуемым, что вы им скажете слова, а они должны привести вам 5 слов, которые называют конкретные наименования того, что входит в это понятие; предупредите их, что не нужно задумываться, какое из них «правильное», важно сказать те, которые вам сразу приходят в голову;

2) приведите пример, чтобы они поняли задачу, скажите: «Я, например, говорю слово птица, а вам надо дать названия какие-то конкретные виды птиц. Я бы сказал(а), что это голубь, воробей, синица, соловей, чайка;

3) раздайте листочки (половина листа школьной стандартной тетради), на которых написано слово природа, пусть ваши испытуемые напишут 5 слов, которые обозначают предметы или явления природы;

4) если вы по каким-то причинам будете проводить устный опрос, то тогда говорите с каждым наедине, чтобы исключить влияние со стороны другого чело­века, и сами запишите ответы;

5) когда наберется 10 ответов, то подсчитайте результаты и система­тизируйте их в таблицу.

Примечания. Конечно, в приведенной таблице все данные вымышленные. У вас же будут реально полученные результаты. Не исключено, что при анализе вы обнаружите, что какие-то слова не повторяются. Тогда под таблицей надо записать:

Слова, используемые только один раз: морось, град, туман и т.д. – все, которые испытуемые записали.

На проверку необходимо сдать: 1) все анкеты – 10 штук и 2) таблицу с результатами.

 

Атмосферные яыления

конкретное слово общее кол-во
1 ветер 7
2 дождь 6
3 гроза 4
4 снег 3
5 туман 2

 

Рекомендуемая литература

а) основная

Куликова И.С. Структуры представления знаний во внутреннем лексиконе // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.

Куликова И.С. Фреймы и сценарии // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.

Попова З.Д., Стернин И.А. Картина мира // Когнитивная лингвистика. – Воронеж, 2011.

Симашко Т.В. Внутренняя форма слова как один из способов концептуализации объектов // Resphilologica: Ученые записки. Вып.3. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2002. – С. 8–13. // Хрестоматия.

Черемисина Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте// Семантика языковых единиц и категорий в диахронии: сб. науч. тр. – Калининград, 2001 // Хрестоматию.

б) дополнительная

Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003, с. 144–178.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007, 2008.

в) Интернет ресурсы

http://www.durov.com/study/1161545302-633.html

Книги в библиотеке филолога E-Lingvo.net // http://e-lingvo.net/library_list_27_1.html

Поиск по лингвистическим сайтам // http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.