История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-06-23 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
План
1. Когнитивная лингвистика как наука, изучающая особенности усвоения и обработки информации, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка.
2. Отличие понятий «концептуализация» и «категоризация», способы их репрезентаций.
3. Структура представления знаний во внутреннем лексиконе.
4. Концепт как центральное понятие в когнитивной лингвистике.
5. Понятие картины мира. Соотношение концептуальной и языковой картины мира, их многообразие в пространственно-временном континууме.
6. Разновидности языковой картины мира, ее национальные особенности.
Практические задания
(выполнить письменно)
1. Внутренняя форма слова – один из способов концептуализации действительности и может рассматриваться как «механизм, выработанный и постоянно действующий, позволяющий ‘‘записыватьʼʼ определенные знания о мире и соответственно воспринимать их» (Т.В. Симашко). Вспомните, что в слове различают лексическое значение и внутреннюю форму.
Ниже приведены диалектные слова, в значениях которых отражается представление о ветрах разных по направлению (северный, южный и т.д.). В этом они сходны по общности признака их значений. Прочитайте эти слова, подумайте, какие из них имеют общие признаки концептуализации, которые нашли отражение в их внутренней форме. Примеры такого анализа вы найдете во фрагменте статьи Т.В. Симашко «Внутренняя форма слова…» (см. Хрестоматию).
Сформируйте несколько групп по общему признаку внутренней формы. В некоторых случаях приведены контексты для прояснения значений слов.
Горыч (казан., сарат., чебакс.), т.е. со стороны горы; зимовик (волог.); морянушка (астрах.); московец (тамб.); озерик (Волхов и Ильмень); озёрник (новг.); озимник (пск., твер., калин.) – Опять озимник поддул; осенник (твер., пск., Чудское озеро); побережник (олон.); полдень (перм.) – Даве с утра сивер был, а теперь полдень потянул; полночь (р. Дунай); полуден и полудён (онежск.); полузимница (арх.) – Полузимница – от северу до западу, самый холодный ветер; полуночник и полуношник (арх., волог., печор., якут.); сивер.
|
2.С целью учебного эксперимента проведите опрос (человек 10) и установите прототипические единицы для родового имени атмосферные явления.С этой целью следовало бы соблюдать такую последовательность:
Объясните своим испытуемым, что вы им скажете слова, а они должны привести вам 5 слов, которые называют конкретные наименования того, что входит в это понятие; предупредите их, что не нужно задумываться, какое из них «правильное», важно сказать те, которые вам сразу приходят в голову;
2) приведите пример, чтобы они поняли задачу, скажите: «Я, например, говорю слово птица, а вам надо дать названия какие-то конкретные виды птиц. Я бы сказал(а), что это голубь, воробей, синица, соловей, чайка;
3) раздайте листочки (половина листа школьной стандартной тетради), на которых написано слово природа, пусть ваши испытуемые напишут 5 слов, которые обозначают предметы или явления природы;
4) если вы по каким-то причинам будете проводить устный опрос, то тогда говорите с каждым наедине, чтобы исключить влияние со стороны другого человека, и сами запишите ответы;
5) когда наберется 10 ответов, то подсчитайте результаты и систематизируйте их в таблицу.
Примечания. Конечно, в приведенной таблице все данные вымышленные. У вас же будут реально полученные результаты. Не исключено, что при анализе вы обнаружите, что какие-то слова не повторяются. Тогда под таблицей надо записать:
Слова, используемые только один раз: морось, град, туман и т.д. – все, которые испытуемые записали.
На проверку необходимо сдать: 1) все анкеты – 10 штук и 2) таблицу с результатами.
|
Атмосферные яыления | ||
№ | конкретное слово | общее кол-во |
1 | ветер | 7 |
2 | дождь | 6 |
3 | гроза | 4 |
4 | снег | 3 |
5 | туман | 2 |
Рекомендуемая литература
а) основная
Куликова И.С. Структуры представления знаний во внутреннем лексиконе // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.
Куликова И.С. Фреймы и сценарии // Куликова И.С. Современная лингвистика в контексте смены научных парадигм // Хрестоматия.
Попова З.Д., Стернин И.А. Картина мира // Когнитивная лингвистика. – Воронеж, 2011.
Симашко Т.В. Внутренняя форма слова как один из способов концептуализации объектов // Resphilologica: Ученые записки. Вып.3. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2002. – С. 8–13. // Хрестоматия.
Черемисина Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте// Семантика языковых единиц и категорий в диахронии: сб. науч. тр. – Калининград, 2001 // Хрестоматию.
б) дополнительная
Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003, с. 144–178.
Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007, 2008.
в) Интернет ресурсы
http://www.durov.com/study/1161545302-633.html
Книги в библиотеке филолога E-Lingvo.net // http://e-lingvo.net/library_list_27_1.html
Поиск по лингвистическим сайтам // http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Филологический портал // http://www.philology.ru/linguistics1.htm
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!