Тема 9.     Методология правовых прогнозов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 9.     Методология правовых прогнозов

2021-06-23 48
Тема 9.     Методология правовых прогнозов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПЛАН ТЕМЫ

 

1. Общетеоретические основы юридического прогнозирования

2.Цель, средство, прогноз

3. Методология прогностических исследований

4. Методика прогнозирования

5. Юридическое прогнозирование в механизме правового регулирования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

 

Юридическое прогнозирование, комплексный подход, методология юридического прогнозирования, цель, контент-анализ, метод мозговой атаки, метод сравнительного правоведения.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите виды юридических прогнозов.

2.Особенности прогнозов как научного знания о будущем состоянии законодательства и практики его применения.

3. Роль юридических прогнозов в развитии правовой науки и юридической практики.

4. Организация и составление юридических прогнозов.

5. Раскройте исследовательские процедуры составления юридических прогнозов.

6. Объясните поисковую и нормативную части прогнозов.

 

Темы для рефератов.

1. Применение прогнозов эффективности действия проектируемых норм права в правотворческой деятельности.

2. Методы, используемые при составлении прогнозов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Беляева, О. М. Оценочные понятия и категории как средства юридической техники / О. М. Беляева// Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 8. - С.83-87.

Исаев, И. А. История государства и права России [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. вузов и факультетов / И. А. Исаев. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с. - ISBN 978-5-91768-378-2. - ISBN 978-5-16-006715-5.

Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования по направл. "Юриспруденция" (степень "магистр") / В. М. Сырых. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

Дополнительная литература

Исаев, М. А. История Российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: Статут, 2012. - DVD. - (КонсультантПлюс;Вып. 22).

Осинцев, Д. В. Система административного права. Методология, наука, регламентация [Текст]: монография / Д. В. Осинцев. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 228 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-009289-8

Тема 10.   Рациональность в юридической науке

 

ПЛАН ТЕМЫ

 

1. Юридическая рациональность в контексте исторической эволюции

2. Природа научного познания

3. Критерии рациональности

4. Типология рациональности

5. Уровни рациональности

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

 

Юридическая рациональность, научное познание, творческое мышление, научность, рационализм, эмпиризм, логический эмпиризм, рациональность знания, идеализация, критичность знания, обоснованность знания. 

 

Темы докладов и рефератов

1.Юридическая рациональность в контексте исторической эволюции

2.Классическая научная рациональность

Контрольные вопросы

1. Сущность и содержание юридической рациональности.

2. Перечислите исторические этапы в развитии юридической рациональности.

3. Что понимается под понятием «научная картина мира»?

4. Как вы понимаете постулат эмпирического обоснования.

Задание

Подготовьте письменно ответы на следующие задачи.

1. Приведите примеры иррациональности в юридическом мире.

2. Раскройте и приведите пример следующим положениям:

(1) рациональность мышления и рациональность действия;

(2) рациональность здравого рассудка и научную рациональность;

(3) рациональность ценностей и рациональность знания;

(4) онтическую рациональность;

(5) рациональность формальную и рациональность материальную;

(6) эпистемологическую рациональность;

(7) прагматическую рациональность.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Беляева, О. М. Оценочные понятия и категории как средства юридической техники / О. М. Беляева// Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 8. - С.83-87.

Ван Хук, М. Сравнительно-правовых исследований / Ван Хук, М. // Правоведение. - 2013. - N 3. - С.121-147.

Исаев, И. А. История государства и права России [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. вузов и факультетов / И. А. Исаев. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с. - ISBN 978-5-91768-378-2. - ISBN 978-5-16-006715-5.

Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования по направл. "Юриспруденция" (степень "магистр") / В. М. Сырых. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

Дополнительная литература

Исаев, М. А. История Российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: Статут, 2012. - DVD. - (КонсультантПлюс;Вып. 22).

Осинцев, Д. В. Система административного права. Методология, наука, регламентация [Текст]: монография / Д. В. Осинцев. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 228 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-009289-8

Раджабова, П. А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете / П. А. Раджабова// Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С.19-20.

Ромашов, Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права: историко-методологический анализ / Р. А. Ромашов// Правоведение. - 2013. - N 3. - С.105-120.

 

Тема 11.   Логика в юридической науке. Методология самостоятельного мышления

ПЛАН ТЕМЫ

1. Логика в юридической деятельности

2. Формальная логика и ее значение для юридической науки.

3. Логические методы исследования (познания)

4. Логика нормативного правового акта

5. Мышление как объект логики

6. Приемы и методы мышления

7. Методологически самостоятельное мышление есть основное условие исследования.

8. Развитие независимого мышления

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

 

Логические методы, функциональный элемент, динамический элемент, статический элемент, система, логическая категория, юридическая логика, субстанция права, мышление, стадии мышления, сознание, метод концентрации, метод контраста, методологическая полярность, ментальный метод, метод изменения направления мысли.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства [Текст]: учебник для вузов / В. Г. Графский. - 3-е изд., доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 816 с. - ISBN 978-5-91768-078-1. - ISBN 978-5-16-004055-4

Исаев, И. А. История государства и права России [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. вузов и факультетов / И. А. Исаев. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с. - ISBN 978-5-91768-378-2. - ISBN 978-5-16-006715-5.

Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования по направл. "Юриспруденция" (степень "магистр") / В. М. Сырых. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

Дополнительная литература

Исаев, М. А. История Российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: Статут, 2012. - DVD. - (КонсультантПлюс;Вып. 22).

Осинцев, Д. В. Система административного права. Методология, наука, регламентация [Текст]: монография / Д. В. Осинцев. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 228 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-009289-8

Раджабова, П. А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете / П. А. Раджабова// Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С.19-20.

Ромашов, Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права: историко-методологический анализ / Р. А. Ромашов// Правоведение. - 2013. - N 3. - С.105-120.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Опишите работу ученого, направленную на получение новых знаний.

2. Представьте основные методы научных исследований.

3. Опишите сущность такого умственного вида деятельности как проектирование.

4. Выделите основные группы методов, которые используются в творческих процессах.

5. Опишите общий алгоритм творческого процесса.

6. Какие логические мыслительные операции используют ученые, исследователи, творческие работники в своей деятельности?

  7. Опишите основные эвристические методы творческой работы.

 

Задачи

1. Проанализируйте доказательства: сформулируйте тезис, аргументы, определите способ доказательства, проверьте состоятельность доказательства.

- "Божественная же субстанция есть форма без материи и потому она едина и есть то, что она есть. Ибо все остальные вещи не суть то, что они суть. В самом деле, всякая вещь получает свое бытие из того, из чего она состоит, то есть из своих частей; она есть вот это и то, то есть соединение своих частей, а не это или то по отдельности; так, земной человек, состоящий из тела и души, есть душа и тело, а не душа или тело по отдельности; следовательно, человек не есть то, что он есть. Но вещь, не составленная из того и этого, вещь, которая есть только "вот это", поистине есть то, что она есть. Она прекраснее и могущественнее всех вещей, ибо не зависит ни от чего другого. Она подлинно едина и в ней нет никакого множества, ибо в ней нет ничего другого, кроме того, что она есть".

/Боэций. "Утешение философией" и др. трактаты.- М., 1990, с.148./

 

- "У человека, который знает, что он неизлечимо болен, совершенно меняется психология, - объяснил Финбоу. Он ни во что не ставит человеческую жизнь, и это в какой-то степени объяснимо. Даже потом, когда он выздоравливает, как было с Кристофером, этот психологический надлом еще долго продолжает ощущаться. Именно эта легкость отношения к жизни и смерти и сделала Кристофера таким хладнокровным и расчетливым убийцей" /Сноу Ч.П. Смерть под парусом // Английский детектив. - М.,1983, с.249./

 

- "Если этот материальный мир существует сам по себе в силу абсолютной необходимости, возникает противоречие, в терминах из-за предположения, что мельчавшая частица этой вселенной может существовать иначе, чем она существует; ибо, если она в данный момент абсолютно необходима, одно это выражение исключает любой другой способ ее существования; но, разумеется, стол, за которым я пишу, и перо, которым я пользуюсь, не были извечно тем, что они есть; мысли, кои я набрасываю на лист бумаги, не существовали всего лишь за мгновенье до этого, а, следовательно, они не существуют необходимо. Однако раз каждая часть не существует в силу абсолютной необходимости, значит, невероятно, чтобы целое существовало само по себе. Я произвожу движение, значит, движения этого раньше не было; следовательно, движение несущественно для материи и материя получает его извне, а значит, есть бог, который его ей сообщает."

/Вольтер. Философские сочинения.- М.,1989, с.233-234/

2. Проанализируйте следующие опровержения:

-"Бог мог бы сотворить этот мир либо в силу необходимости, либо по произволу; если он создал его по необходимости, он должен был бы создавать его постоянно, ибо необходимость эта вечна; но в таком случае мир был бы одновременно вечным и сотворенным, а это содержит в себе противоречие. Если бог создал его добровольно, по свободному выбору и без какой-либо предшествующей причины - это также противоречие, ибо предполагать безгранично мудрое существо, творящее все без какой-либо детерминирующей причины, и безгранично могущественное существо, проведшее вечность” не делая никакого употребления, из своего могущества,- значит себе противоречить."

/ Вольтер. Там же, с. 234-235./

 

3. Логические задачи

Задачи, предлагаемые в данном разделе, предполагают различные способы решения. Часть из них решаемы простым рассуждением, другие “требуют применения средств логики высказываний или классов.

1. На острове живут два племени: правдолюбцы и лжецы. Правдолюбцы всегда говорят правду, лжецы всегда лгут. Путешественник, нуждаясь в слуге, нанимает первого встречного туземца. Ему остается только выяснить, к какому племени относится его слуга. Вскоре они увидели еще одного туземца, и путешественник придумал блестящий план: он послал своего слугу спросить второго туземца, к какому племени тот принадлежит. Слуга сходил и принес ответ, а путешественник, таким образом, узнал, кто его слуга. Как он это узнал?

2. На столе стоят три ящика, на одном написано "два черных", на другом - "два белых", на третьем - "черный и белый" В одном из ящиков лежат два черных шара, в другом - два белых, в третьем белый и черный шар. Однако ни одна надпись не соответствует содержимому ящика. Можно сделать следующее: вынимать из любого ящика по одному шару за раз, но пять шаров всегда должно находиться в ящиках. Сколько проб предоставят достаточную информацию о том, в каком ящике какие шары лежат?

3. Вождь племени, проживающего на неком острове, пытался воспрепятствовать колонизации острова пришельцами. Будучи очень пунктуальным и щепетильным в отношении законности любого действия, он издал следующий закон: " Каждый пришелец должен, хорошо поразмыслив, высказать любое предложение, какое захочет, учитывая, что от этого зависит его жизнь. Если пришелец скажет правду, его расстреляют. Если он скажет неправду, его повесят."

4. Семья состоит из отца, матери и троих детей: Глеба, Даши и Жени. Обстоятельства, которые складываются в семье при просмотре телевизора, таковы: Если смотрит отец, смотрит и мать; смотрят либо Даша, либо Женя, либо обе вместе; смотрят либо Вера, либо Глеб, но никогда они не смотрят вместе; Даша и Глеб всегда либо смотрят вместе, либо не смотрят вовсе; если смотрит Женя, то смотрит и отец и Даша. Кто в данных обстоятельствах смотрит телевизор?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.