Тема 22. Современные пути развития методологии юридической науки — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 22. Современные пути развития методологии юридической науки

2021-06-23 47
Тема 22. Современные пути развития методологии юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПЛАН ТЕМЫ

 

1. Понятие, предмет и значение метатеоретических исследований в юридической науке

2. Основные направления новых теоретических исследований в юридической науке

3. Герменевтика как метод правовых исследований

4.Феноменология как метод правовых исследований

5. Синергетика как метод правовых исследований

6. Применение методов нестандартного мышления

7. Роль предвидения и интуиции в научном исследовании

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

 

Метатеоретические исследования, принципы и правила научного познания, социальная природа права, формально-логический метод, материалистическое правопонимание, феноменология, системное исследование сущности права, позитивное право, действиеправа, герменевтика, синергетика, методы нестандартного мышления, предвидение, интуиция, сенсуализм.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Беляева, О. М. Оценочные понятия и категории как средства юридической техники / О. М. Беляева// Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 8. - С.83-87.

Ван Хук, М. Сравнительно-правовых исследований / Ван Хук, М. // Правоведение. - 2013. - N 3. - С.121-147.

Исаев, И. А. История государства и права России [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. вузов и факультетов / И. А. Исаев. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с. - ISBN 978-5-91768-378-2. - ISBN 978-5-16-006715-5.

Кашанина, Т. В. Структура права: монография для студ., обуч. по спец. "Юриспруденция" (магистров, изуч. курс "Актуальные проблемы права", бакалавров), докторантов, преп., аспирантов / Т. В. Кашанина. - Москва: Проспект, 2013. - 584 с.

Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования по направл. "Юриспруденция" (степень "магистр") / В. М. Сырых. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

Дополнительная литература

Исаев, М. А. История Российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: Статут, 2012. - DVD. - (КонсультантПлюс;Вып. 22).

Исаков, В. Б. Метод бросания кошек / В. Б. Исаков // Закон. - 2014. - № 1. - С.54-57. - Библиогр. 2 назв.

Кашанин, А. В. Неопределенность права и усмотрение правоприменителя как ограничители использования централизованных методов регулирования / А.В. Кашанин / Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - С.19-36. - Библиогр. 19 назв.

Леусенко, Д. А. Интегративное правопонимание и генетический метод в юридической науке / Д. А. Леусенко // Право и политика. - 2013. - № 11. - С.1550-1556. - Библиогр. 12 назв.

Осинцев, Д. В. Система административного права. Методология, наука, регламентация [Текст]: монография / Д. В. Осинцев. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 228 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-009289-8

Раджабова, П. А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете / П. А. Раджабова// Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С.19-20.

Ромашов, Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права: историко-методологический анализ / Р. А. Ромашов// Правоведение. - 2013. - N 3. - С.105-120.

Образовательные технологии

Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ предусматривает использование в учебном процессе различные образовательные технологии: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемные лекции; встречи с представителями государственных, правоохранительных, судебных органов; мастер-класс специалистов.

6. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Оценочные материалыпредставлены в форме ФОС по дисциплине «История и методология юридической науки» в Приложении к рабочей программе дисциплины.

7. Методические материалы по дисциплине

Овладение предметом история и методология юридической науки, как и любой другой учебной дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы студента, для успешной организации которой необходимо:

1. Получить в библиотечном фонде рекомендованную учебно-методи­ческую и научную литературу. Необходимо проявлять вдумчивый, творческий подход к изучаемым темам и вопросам, стараться освоить материал, руководствуясь современными научными концепциями. Этому, безусловно, будет способствовать обращение студентов к периодическим изданиям (журналы «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Юрист» и др.), публикующим материалы по истории и методологии юридической науки.

2. Регулярно посещать лекции и конспектировать их, поскольку лекции являются одним из основных источников получения новой информации по изучению данного курса. Для более успешного освоения учебного материала следует внимательно изучить тематические планы лекционных занятий. Имея на руках рекомендованную литературу, студенты могут ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику и другим источникам до лекции. Это позволит заложить базу для более глубокого восприятия лекционного материала. Основные положения темы необходимо зафиксировать в рабочей тетради. В процессе лекции студенты, уже ознакомившись с содержанием, рекомендованных по теме источников, дополняют свои конспекты положениями и выводами, на которые обращает внимание лектор.

3. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме курса, перечитать свой конспект и изучить рекомендованную дополнительную литературу. После этого следует попытаться воспроизвести свой возможный ответ на все вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию остаются какие-либо вопросы, на которые не найдены ответы ни в учебной литературе, ни в конспекте лекции, следует зафиксировать их в рабочей тетради и непременно поставить перед преподавателем на семинарском занятии.

Выступление студентов на семинаре не должно сводиться к воспроизведению лекционного материала. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается содержание рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, закономерностей, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами из политико-правовой жизни, практики современного развития государства и права, а также достижениями современной юридической науки и иных отраслей знаний. Выступающий должен продемонстрировать знание дополнительной литературы, которая рекомендована к соответствующей теме. В процессе устного выступления допускается обращение к конспекту, но следует избегать чтения с листа.

4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения истории и методологии юридической науки, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудитор­ной) работы студентов, изучающих историю и методологию юридической науки, являются:

во-первых, продолжение изучения предмета в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к истории и методологии правовой литературы.

Изучение и изложение информации, полученной в результате анализа научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как навыков устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) рабо­ты студентов дает преподавателю возможность обеспечить углублен­ное изучение тех вопросов программы по предмету, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.

Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:

· участие в работе научного студенческого кружка философии права;

· участие в научных студенческих конференциях;

· подготовка рефератов по философии права;

· написание домашних заданий;

· организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература, в том числе издания электронных библиотечных систем и электронные образовательные ресурсы: 

Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства [Текст]: учебник для вузов / В. Г. Графский. - 3-е изд., доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 816 с.

Исаев, И. А. История государства и права России [Текст]: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей юрид. вузов и факультетов / И. А. Исаев. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с.

Кашанина, Т. В. Структура права: монография для студ., обуч. по спец. "Юриспруденция" (магистров, изуч. курс "Актуальные проблемы права", бакалавров), докторантов, преп., аспирантов / Т. В. Кашанина. - Москва: Проспект, 2013. - 584 с.

Матузов, Н. И. Возможность и действительность в российской правовой системе: монография для преп., аспирантов, студ. юрид. вузов / Н. И. Матузов, Н. В. Ушанова. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 272 с.

Осинцев, Д. В. Система административного права. Методология, наука, регламентация [Текст]: монография / Д. В. Осинцев. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 228 с.

Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования по направл. "Юриспруденция" (степень "магистр") / В. М. Сырых. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.

 

б) дополнительная литература, в том числе издания электронных библиотечных систем и электронные образовательные ресурсы:

Беляева, О. М. Оценочные понятия и категории как средства юридической техники / О. М. Беляева// Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 8. - С.83-87.

Ван Хук, М. Сравнительно-правовых исследований / Ван Хук, М. // Правоведение. - 2013. - N 3. - С.121-147.

Дорская, А. А. Потенциал историко-правовой науки в осмыслении теоретико-правовых категорий (на примере понятия "система права") / А. А. Дорская // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 88-92.

Ерыгина, В. И. Проблема соотношения власти и свободы в правовой теории представительного государства / В. И. Ерыгина // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 14-18.

Исаков, В. Б. Метод бросания кошек / В. Б. Исаков // Закон. - 2014. - № 1. - С.54-57. - Библиогр. 2 назв.

Кашанин, А. В. Неопределенность права и усмотрение правоприменителя как ограничители использования централизованных методов регулирования / А.В. Кашанин / Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - С.19-36.

Леусенко, Д. А. Интегративное правопонимание и генетический метод в юридической науке / Д. А. Леусенко // Право и политика. - 2013. - № 11. - С.1550-1556.

Раджабова, П. А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете / П. А. Раджабова// Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С.19-20.

Ромашов, Р. А. Интегральная юриспруденция и энциклопедия права: историко-методологический анализ / Р. А. Ромашов// Правоведение. - 2013. - N 3. - С.105-120.

Чечельницкий, И. В. Цели и средства современного правотворчестваа / И. В. Чечельницкий// Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С.35-39.

 

 

в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы,

- перечень ПО с указанием реквизитов лицензии и даты ежегодного обновления

1. Справочная правовая система «Консультант Плюс» – www.cons-plus.ru, http://edu.consultant.ru/

2. Справочная правовая система «ГАРАНТ» – www.garant-plus.ru

 

г) современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы

- перечень профессиональных баз данных, требующих ежегодного обновления

- перечень информационных справочных систем, требующих ежегодного обновления

9. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья

В случае необходимости, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья могут предлагаться одни из следующих вариантов восприятия информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей:

Для лиц с нарушениями зрения:

—в печатной форме увеличенным шрифтом;

—в форме электронного документа;

—в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат);

—в печатной форме на языке Брайля;

—индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика;

—индивидуальные задания.

Для лиц с нарушениями слуха:

—в печатной форме;

—в форме электронного документа;

—видеоматериалы с субтитрами;

—индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика;

—индивидуальные задания.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

—в печатной форме;

—в форме электронного документа;

—в форме аудиофайла;

—индивидуальные задания.

Кроме того, могут применяться элементы дистанционных образовательных технологий для изучения учебного материала на удалении.

9. Справка о материально-техническом обеспечении дисциплины (модуля)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.