Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-03 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Шрила Бхактивинода Тхакур продолжает объяснять, что нас носят волны несбывшихся надежд и ненужных беспокойств. Он приводит потрясающее описание волн страшного океана рождения и смерти, в котором находится обусловленная душа. Волны — это надежды, которые безжалостно бьют нас. Но люди все равно стремятся ко многим ненужным и бессмысленным вещам. Далее Бхактивинода Тхакур говорит: «Порывы штормового ветра дурного общения усугубляют страдания еще больше». Порывы ветра хлещут живое существо, а вокруг него повсюду вздымаются волны. Ветер сравнивается с дурным или неправильным общением, которое поглощает наше сознание и создает огромные беспокойства. Оказавшись в таком положении, преданный говорит: «Я вижу, что кроме Твоей безграничной милости у меня нет иного прибежища. Иногда я вижу, как мимо проплывает пучок сорной травы — карма, гьяна, йога, аскетизм и прочее — однако пересекал ли кто-либо океан неведения с помощью такого жалкого спасательного круга?»
Он видит, что эта трава — лишь иллюзия спасения, поскольку сама находится во власти ветра, волн и течений. Люди ищут прибежища в таких ненадежных методах, как поклонение полубогам, но это не поможет им переправиться через океан материального существования. Когда мы начнем тонуть, эта трава пойдет на дно вместе с нами. «Крепкое судно Твоего святого имени - единственный способ переправиться через полный опасностей океан материального существования. Помня обо всем этом, я попросил у моего гуру непотопляемый корабль Твоего святого Имени, и по своей беспричинной милости он дал его мне. О Господь! Ты — прославленный защитник душ, предавшихся Твоим лотосным стопам. Поэтому, пожалуйста, приюти этого бездомного, очисти меня от всех пороков и считай меня пылинкой, Твоих лотосных стоп» («Шри Шикшаштака», 47).
|
Просто представьте себе человека, тонущего в океане замешательства и беспокойств: он взывает о помощи, увидев лодку, которая может спасти его.
Потребность в служении
Принцип служения является сутью души. Мы постоянно служим своим чувствам, вместо того, чтобы служить чувствам Кришны. Мы поклоняемся тем иллюзорным вещам, которые не способны обеспечить нам покровительство и безопасность. Однажды я проповедовал в Кливленде, в Америке, где живет моя мать. Я гостил у нее несколько дней, и моя семья организовала программу, на которую собрались люди со всего города. В один из дней в соседней комнате по телевизору показывали концерт Майкла Джексона. Увидев то, что происходило на концерте, я был изумлен. Люди, присутствовавшие на концерте, буквально теряли сознание, кричали, плакали и рвали на себе волосы. Там были тысячи и тысячи людей, и каждые несколько минут санитары поднимали кого-то с земли, клали на носилки и уносили в машину скорой помощи. Это было невероятно. Я был на мгновение буквально загипнотизирован этим поразительным проявлением желания людей поклоняться кому-то. Когда у Нас отсутствует подлинная связь с духовным, то возникает внутренняя пустота и сильное желание направить свою любовь и заботу на другого человека или какой-нибудь материальный объект. Поклонение этих людей было весьма интенсивным. Многие из зрителей были одеты так же, как и певец, и наверняка у них дома на всех стенах развешены фотографии кумира, стремятся как можно больше узнать о нем, подражать ему.
Они заучивают слова его песен. Это можно сравнить с извращенной формой поклонения Божеству: у поклонников Майкла Джексона повсюду его фотографии, они постоянно слушают его песни, говорят о нем с друзьями и обсуждают лилы своего кумира. Некоторые из поклонников стараются посещать все его концерты, что подобно паломничеству преданного по святым местам. Все это просто поразительно.
|
Если бы люди имели более непосредственный контакт с полубогами, управляющими вселенной, то увидели бы, как те могущественны. И если обычные мирские звезды обладают таким влиянием, представьте себе, что произойдет, если перед нами вдруг появится Кришна! Когда Он войдет грациозно и неторопливо, всех нас немедленно захлестнут эмоции. Или, например, мы увидим, как Кришна набрасывает на плечи чадар и готовится к схватке. Потрясенные, люди будут говорить с благоговением: «Вы видели, что Кришна совершил? Невероятно!» Мирские примеры могут дать лишь отдаленное представление о том, чего лишает себя живое существо, тонущее в океане страданий, пытаясь ощутить хотя бы крупицу счастья. Когда Майкл Джексон пел, люди пели вместе с ним и ощущали экстаз в тамо-гуне. Это не бхава и не према в духовном смысле, однако определенные любовь, восторг и поклонение несомненно присутствовали. Я помню, что, когда он приезжал в Вашингтон, у него было больше телохранителей, чем у президента. Сопровождавший Джексона кортеж автомобилей выглядел почти как армия.
Наша тюрьма — это тюрьма не очень высокого уровня, поэтому живые существа, которые приходят сюда из более возвышенных мест, производят на нас сильное впечатление своей шакти. Если бы они захотели привести других к Кришне, это оказало бы значительное влияние на людей, ибо в «Бхагавад-ги-те» (3.21) сказано:
яд яд ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах
са ят праманам куруте локас тад анувартате
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир».
К сожалению, происходит обратное. Многие из этих выдающихся личностей поют песни, вводящие людей в наркотическое состояние и толкающие их к деградации. Люди начинают повторять эти песни, как мантры. Господь Чайтанья делал акцент на повторении святого имени, несущего людям освобождение. Противоположностью этому является грамъя-катха, бессмысленное использование языка, еще больше порабощающее живое существо. Мы также видим, как во многих местах появляется все больше и больше банд и шаек. Зачастую в них входят не только подростки, но и взрослые люди. Почему взрослый человек становится членом банды? Поскольку под влиянием Кали-юги общество становится все более бескультурным, все больше людей не имеют ни высоких устремлений, ни друзей. У них нет цели в жизни, потому что они ни во что не верят и никто не верит в них. В результате они еще глубже погружаются в океан страданий. Они подменяют идеи общности, единства и братства, которые присущи взаимоотношениям живого существа с Кришной, искусственными принципами. Жизнь банды, например, обычно подчинена строгим этическим законам. У мафии тоже есть четкие законы, в соответствии с которыми строятся взаимоотношения между ее членами. Когда они встречаются, то обнимают друг друга, целуют и даже готовы отдать друг за Друга жизнь. Таким образом, если отсутствует правильное понимание цели жизни - - понимание того, что жизнь должна быть посвящена служению садху, гуру и Кришне, — тогда человек посвятит жизнь чему-то другому. В результате он лишится Духовного знания и понимания смысла жизни.
|
В поисках высшего служения
Потребность в служении и поклонении есть у каждого живого существа. Шрила Прабхупада рассказывал историю крестьянине, который хотел служить самой достойной цели Сначала он встретил старейшину деревни и решил служить ему, поскольку считал, что тот занимает высокое положение Однако вскоре крестьянин увидел, что старейшина с большим почтением отчитывается перед сборщиком налогов, действующим от имени губернатора. Так в поиске наивысшего служения он стал служить губернатору, но вскоре увидел группу всадников, которые приехали, чтобы получить ежегодную дань от имени царя. Тогда он отправился служить царю. Однажды к царю пришел мудрец и стал давать ему совету по управлению царством. Тогда крестьянин обратился к мудрецу и спросил: «Служить тебе — это высшее служение?» Мудрец посоветовал ему отправиться в храм и служить Господу Нараяне — это и будет высочайшим служением. Крестьянин был очень серьезен и искренен. Он задавал правильные вопросы и, получив совершенные ответы, стал действовать в соответствии с ними. Он тотчас отправился в храм Господа Нараяны, однако было уже поздно и храм был закрыт. Тогда он лег спать у ворот храма, и когда утром туда пришли брахманы, они увидели, что этот крестьянин спит, укрытый чадаром Божества. Они пришли в ярость: «Как этот негодяй посмел взять чадар Божества и укрыться им?» Однако когда они попытались войти в храм, то обнаружили, что его дверь заперта. Поскольку брахманы запирали храм вечером, и дверь была по-прежнему закрыта, они поняли, что этот человек не мог войти туда. Божество, оценив искренность и серьезность этого деревенского жителя, ответило взаимностью на его попытки найти величайшую личность и служить ей. Так он остался в храме и стал пуджари.
|
Живое существо должно постоянно задаваться вопросом: «Почему я так страдаю? Как я оказался здесь и как мне выбраться отсюда? Что для этого необходимо сделать?» И, выяснив, что необходимо, нужно с готовностью применить полученные знания на практике. К сожалению, люди так поглощены внешними вещами, что им трудно заглянуть вглубь себя. Майя атакует людей таким множеством предложений, что им трудно на чем-то сосредоточиться. Ум так смешон. Иногда мы начинаем размышлять о своей жизни и думаем, что, став преданными, мы чего-то лишились. Мы столько лет повторяли Харе Кришна, занимались служением. Мы думаем: «Посмотри на своего школьного друга, подругу или старого знакомого. Он занимается сейчас тем-то и тем-то, и, если бы я не был преданным, я бы потратил эти пятнадцать или двадцать лет на что-то другое». Иногда у нас даже появляется мысль, что мы потратили столько времени впустую. Если высшая цель нашей жизни — достичь успеха в материальной жизни, то мы действительно впустую потратили свое время, занимаясь преданным служением. Однако если мы искренне стремимся к духовной жизни, тогда не может быть и речи о потере времени. Если же нам не терпится служить майе, то мы определенно напрасно теряем время. Мы потеряли так много лет интенсивного служения майе. Ум действует таким образом, что, вспоминая свои так называемые наслаждения, мы помним только о приятных мгновениях, связанных с чувственным удовлетворением. Ум не помнит обо всех тех мучениях и страданиях, которыми сопровождались эти ничтожные наслаждения. Поэтому нужно воспринимать эти воспоминания как Привидения, пытающиеся преследовать нас. Если же человек позволяет этим искаженным воспоминаниям оставаться в его сознании, то ум попытается вернуться к старым привычкам. Это очень печально. Когда Прабхупада давал саннъясу, он объяснял, каким разрушительным эффектом обладает зависть к Материалистам. Преданный может подумать: «Я сплю в маленькой комнатке на тоненькой подстилке, но посмотрите на этих людей! Держу пари, что они спят на роскошной кровати и имеют шикарные автомобили. А теперь посмотрите на мою машину. Она постоянно ломается, и я вынужден сидеть на обочине, глядя, как все эти люди проезжают мимо меня». Так человек начинает завидовать материалистам. Кто-то другой может поду, мать: «Я просто сижу здесь и пою бхаджаны, но я мог бы стать таким как Майкл Джексон или другая выдающаяся рок-звезда. Люди, затаив дыхание наблюдали бы, как я выхожу на сцену» Подобная зависть чрезвычайно опасна, потому что она побуждает нас заниматься той же деятельность, что и эти материалисты, пренебрегая духовной жизнью.
|
Моля о милости
В этом разделе мы обратимся к моей книге «Нищий-I», состоящей из небольших медитативных зарисовок. Она написана в настроении мольбы о милости Кришны и понимания жалкого положения живого существа. Я хотел бы поделиться с вами одной из этих молитв, ибо изучение природы души одновременно и чрезвычайно просто, и необычайно сложно. Эта зарисовка, носящая название «Ваш успех — наша свобода», представляет собой диалог между чувствами, телом, умом, разумом и душой. Чувства делают одно, ум — другое, а разум — третье, и иногда нам трудно разобраться во всем этом. Например, мы читаем, и ум пытается сосредоточиться на содержании книги. Однако тело устало. И хотя ум и разум пытаются погрузиться в рассматриваемый предмет, тело говорит: «нет». Вы пытаетесь продолжать читать, стремясь закончить главу, однако в следующий момент оказывается, что книга лежит на полу вместе с телом. Тело заявляет, что оно устало, однако ум и разум считают иначе. Но все же через некоторое время мы вынуждены предоставить телу возможность отдохнуть, уму и разуму приходится согласиться на это.
Другой пример: вспомните ситуацию, когда вы оказались в чрезвычайно неловком положении. Разум предпочел бы забыть об этом эпизоде и сделать вид, что ничего не произошло, однако ум продолжает постоянно напоминать вам о прошлом. И всякий раз, когда вы вспоминаете об этом, вам приходится заново переживать неприятный эпизод. В этой короткой медитативной зарисовке основное внимание уделяется душе, но и другими участниками не пренебрегают. Душе приходится «меть дело со всем строением, то есть телом, в котором она находится, включая ум и разум. Душа заключила плохую сделку, поскольку на протяжении определенного времени она вынуждена носить весь этот скарб. В следующем отрывке приводится диалог между душой и всеми остальными ее оболочками.
«Сегодня моя душа пришла ко мне и обратилась нежным голосом:
«Дорогой мой брат, мы с тобой прежде были одним целым, но сейчас поступаем как два совершенно разных человека».
Когда мы вернемся назад, к Богу, вся эта махат-таттва больше не будет мешать и атма, душа, проявит свое истинное тело, связанное с Кришной.
«Я тысячи жизней сопровождала тебя в различных материальных телах».
В большинстве случаев душа оказывается заключенной в теле на сотни и тысячи жизней, меняя одну тюрьму на другую, в зависимости от сформировавшихся у нее стереотипов.
«И с каждым разом, когда меня приговаривали к заключению в очередном теле, мое желание возвратиться обратно в царство Бога многократно усиливалось. Я даже подумала, что мое предыдущее тело будет последним. Однако в силу обстоятельств мне пришлось вернуться обратно».
Например, иногда преступник становится образцовым заключенным и готовится к досрочному освобождению. Однако вдруг он оказывается втянутым в драку или же совершает какое-либо другое нарушение, и снова оказывается в камере.
Он думал, что скоро окажется на свободе, но неожиданно обнаруживает, что находится за решеткой. Прабхупада объясняет в «Шримад-Бхагаватам», что когда живое существо входит в утробу матери, к нему возвращается память о сотнях его прошлых рождений. Живое существо думает: «О нет, я не хочу рождаться снова. Я опять оказался в утробе матери и должен снова получить тело!» Так продолжается материальная жизнь.
«Дорогой мой брат, мы связаны с тобой намного более тесными узами, чем ты можешь себе представить. Наши с тобой предназначения плотно переплетены, хотя я наблюдаю за тобой каждый день, в точности как Сверхдуша наблюдает за нами обоими. И наибольшее беспокойство у меня вызывают твои поступки, которые отдаляют нас от Божественной Четы. Это ни в коем случае не означает, что я меньше люблю тебя, но именно моя любовь к тебе заставляет меня так беспокоиться. Этот материальный мир представляет собой пустынную и отвратительную тюрьму, которая не идет ни в какое сравнение с нашим реальным миром. В том мире нет чужих и незнакомых».
Это означает, что материальный мир - это тюрьма, поскольку истинным домом души является духовное царство. Природа материального мира такова, что в нем мы вынуждены сталкиваться с врагами, ужасными отношениями, нападками и оскорблениями. Однако в духовном мире никто не является чужим.
«Напротив, все живые существа любят друг друга».
Мы испытываем чувство одиночества и постоянно ищем любви, однако никогда не находим ее.
«Каждый день мы переживаем удивительный и пьянящий любовный взаимообмен со Всевышним. Когда один из нас обретает особую благосклонность Господа или Его Божественной Супруги, мы все радуемся. Но здесь, в пекле материального мира, живые существа крайне эгоцентричны, оскорбительно настроены по отношению к другим и сбиты с толку».
В материальном мире мы испытываем матсару, чрезвычайно сильную зависть по отношению друг к другу.
«Мой любимый брат, я не смогу вынести еще одну жизнь вдали от духовного общения. Там, дома, прекрасно знают о моем отчаянном стремлении вернуться к ним».
Представьте себе душу, наше истинное «я», тонущую в океане страданий, где она подвергается постоянной опасности со стороны крокодилов, порывов ураганного ветра, неправильных желаний, дурного общения и т. п. Мы хотим выйти из тюрьмы, ибо наши друзья в духовном царстве любят нас гораздо сильнее, чем мы даже можем себе представить.
«Их любовь ко мне намного сильнее моей любви к ним, так же, как моя любовь к тебе намного сильнее, чем ты можешь себе представить».
Душа продолжает обращаться к уму, разуму и телу.
«Но выше моего желания вернуться домой стоит стремление не принести туда никаких беспокойств».
Можно вернуться к примеру, который мы уже приводили ранее: пьяный входит в храм в отвратительном виде и с громкими воплями. В обусловленном состоянии живое существо с его неподобающими желаниями, греховными поступками, а также нечистым преданным служением подобно этому пьянице — оно стало бы источником беспокойств в духовном царстве. Поэтому тем, кому присущи такие несовершенства закрыт доступ в духовный мир. Когда пьяный человек входит в храм, у него появляется возможность обрести огромное благо, однако он не может воспользоваться им из-за своего состояния. В нашем случае душа осознает, что ей придется иметь дело со всеми этими материальными оболочками. Подобным образом, если пьяный поймет, каков этикет поведения в храме, он не станет входить туда и создавать беспокойства.
«Однако в то же время я не хочу оставаться в этом жалком, ограниченном мире».
Из-за безумного ума, чувств и тела душа не может вернуться в духовный мир. Например, если вы — преданный, и у вас есть друг-пьяница, то вы не можете прийти в храм вместе со своим другом. Однако, может случиться так, что из-за этого вы также не пойдете в храм. Таково незавидное положение души.
«Поэтому я решила проявить активность в твоем сознании, чтобы помочь тебе достичь самореализации. В конце концов, твой успех — это свобода для нас обоих. Дорогой мой, любимый брат, существует несколько сфер деятельности, в которых тебе придется серьезно поработать, чтобы обрести эту свободу».
Хотя душа обладает высшим знанием, она вынуждена иметь дело с данной ситуацией, помогая уму и разуму управлять чувствами.
«Ты должен стать более бескорыстным и проявить заложенную в тебе любовь к Богу.
— На протяжении многих лет я пытался быть бескорыстным, но по-прежнему далек от цели, — ответил я».
Теперь ум и разум также вступают в диалог с душой.
«Моя душа воскликнула:
«Всякий, кто считает, что Господь слишком далек, никогда не обретет Его общества, но тот, кто понимает, что Господь очень близок к нам и наблюдает за каждым нашим поступком, очень скоро встретится с Ним».
Ум и разум рассказывают о том, как ранее они пытались стать бескорыстными, искренними и преданными, но сочли эту задачу невыполнимой. Душа отвечает им, что для того, кто считает Бога недостижимым, эта задача действительно будет невыполнимой.
«По милости Господа ты встретил гуру, и бескорыстие придет к тебе в процессе служения гуру с любовью и преданностью. Отбрось же все свои эгоистичные желания и посвяти жизнь гуру, ибо он живет для тебя».
Точно так же как Шрила Прабхупада жил и продолжает жить ради своих учеников, оставьте свои собственные желания и живите ради его удовлетворения.
«Возлюбленный мой, любовь к Господу — твое естественное состояние. Поэтому освободи себя от остатков невежества, сомнений, страхов и зависти. Ты уже получил все необходимое для высвобождения этой естественной любви».
До тех пор пока ум и разум будут продолжать «гнуть свою линию», душа будет оставаться в заточении. Поэтому душа Умоляет низшие оболочки оставить свою неподобающую деятельность.
«Так почему бы тебе прямо сегодня не оказаться в любящих объятиях Господа? С распростертыми объятиями Он ждет, когда же мы вернемся к Нему. Дорогой мой, поспеши. Крепче сожми мою руку на пути возвращения к Божественной Чете В Их мир чистой любви. Последние испытания и трудности будут самыми сложными, но вместе мы очень скоро добьемся успеха. Давай же не будем заставлять ждать наших Благожелателей. Мой возлюбленный брат, помни постоянно, что тебе готовы помочь очень и очень многие. Твой успех — это свобода для нас обоих. Я сама буду помогать тебе. Я люблю тебя, ибо твое тело — наш шанс вырваться отсюда».
Я включил в книгу эту медитативную зарисовку, чтобы придать обсуждению незавидного положения души форму диалога. Как подчеркивает Бхактивинода Тхакур, живое существо находится в бушующем океане страданий, по которому катятся волны дурного общения, вожделения, зависти и жадности, постоянно накрывающие его. Однако в распоряжении живого существа находится крепкая лодка святого имени, на которой оно может переплыть океан материальных страданий. Нам необходимы также преданность своим идеалам, покровительство гуру и общество садху. Тогда, имея хорошего капитана, мы пересечем этот бескрайний океан. В своих молитвах Господь Чайтанья проявляет умонастроение совершенного преданного, взывающего к Кришне и молящего Его о милости общения с Ним. Хотя Махапрабху — Сам Кришна, Он учит нас тому, как должен мыслить преданный.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: Я хочу задать вопрос об освобождении. Мы молимся духовному учителю, а христиане молятся Христу, которому они поклоняются. Поскольку Христос обещает им возвращение в духовный мир, на какую планету они отправляются?
Ответ: Христос делал акцент на достижимости райского царства, те кто являются Его истинными последователями, отправляются туда. Преданные Господа путешествуют повсюду, в том теле в раю и в аду. Куда бы ни попало живое существо, ему всегда предоставляется возможность общаться с истинными преданными Кришны и получать их наставления. Зачастую великие учителя, святые и пророки играют важную роль в этом великом плане. Они дают самые основы учения, однако людям трудно усвоить даже это. Однако если люди будут действительно следовать их наставлениям, то смогут обрести результаты, обещанные им этими учителями. Это позволит людям подняться до более высокого уровня, на котором станет возможным установить связь с трансцендентным. Благочестивый человек — лучший кандидат на обретение духовного знания.
Вопрос: Вы упомянули, что иногда в сознании появляются определенные мысли, и человек может вспомнить свою прошлую деятельность и даже свои прежние желания. Что бы вы могли предложить в качестве средства для очищения ума от этих желаний?
Ответ: Я уже говорил, что ум обманывает нас, вызывая воспоминания о приятных ощущениях, но не упоминая при этом о боли и других негативных вещах, которыми сопровождались эти преходящие удовольствия. И самое главное, что мы должны понять, — это то, что каждый греховный поступок влечет за собой соответствующее наказание. Прабхупада постоянно подчеркивал, что в материальном мире нет счастья, и подобные утверждения иногда приводят людей в недоумение. Они спорят: «Когда я выпью, я испытываю определенный подъем. Когда я занимаюсь незаконным сексом, я тоже испытываю подъем». Однако как можно называть деятельность приятной, если за Ней всегда следует наказание? Если у вас есть кнопка, нажав на которую, вы испытываете сначала приятные ощущения, а затем — страдания, то такие наслаждения являются просто ширмой, за которой скрываются страдания. Когда ум начинает стаскивать вас вниз, необходимо воспользоваться разумом и связаться с душой, которая воскликнет: «Нет! Это приведет к серьезным последствиям. Я не хочу из жизни в жизнь продолжать испытывать все эти страдания!»
Мы сможем по-настоящему положить конец этим греховным воспоминаниям, когда разовьем истинный высший вкус. Однако это нелегко, поскольку, пока у нас не появится высший вкус, нам придется находиться на переходной стадии, где нет ни высшего, ни низшего вкуса. Мы прекращаем заниматься низшей деятельностью, однако желание высшей деятельности еще не пустило корни в нашем сознании. Если у человека окажется недостаточно силы, веры и вдохновляющего общения, он снова вернется к прежним желаниям. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что преданные возвращаются к своим прежним занятиям и привычкам, поскольку ищут какого-то наслаждения, однако еще не испытывают его в преданном служении. Во-первых, проблема состоит в том, что они не следуют этому научному методу должным образом и потому не получают желаемых результатов. Во-вторых, они обусловлены жаждой получения немедленных плодов. Такова природа удовлетворения чувств: сначала — быстрые результаты, а затем — страдания. Духовная жизнь может вызывать вначале чувство дискомфорта, поскольку нам нужно изменить свою обусловленность, однако позже становится источником огромного счастья. В течение переходного периода, особенно если наше служение изобилует апарадхами, оно не приносит полного блага. Если преданный не положит конец апарадхам, то через некоторое время он вернется к своим старым привычкам. Если вы постоянно натыкаетесь на стену, у вас есть два варианта: либо в конце концов перепрыгнуть через нее, либо продолжать биться об нее головой. Сделав это достаточное количество раз, вы можете, наконец, осознать бесплодность дальнейших попыток. Если же вы решите, что с той стороны нет ничего интересного, то вернетесь к своим старым представлениям и стереотипам. Если преданный продолжает сталкиваться с одними и теми же препятствиями, не совершает никакого духовного прогресса, однажды он повернет назад. Когда ум хочет возвратиться к старому, мы должны тащить его перед, подчиняя своей воле или занимая вдохновляющей духовной деятельностью.
Вопрос: Если преданному никак не удается преодолеть определенные анартхи, что может помочь ему сделать это? Анартхи есть у каждого, но как нам помочь друг другу перепрыгивать через стену, а не биться об нее головой?
Ответ: Каждый из нас должен помогать другим преданным, напоминая им о цели. Это не всегда приятно, особенно если мы не хотим принять критику в свой адрес. Если же мы готовы искренне признать свои недостатки, когда кто-то указывает нам на них, это приносит чувство счастья, поскольку у нас появляется возможность самосовершенствоваться. Например, в истории о поиске высшего служения, рассказанной Шрилой Прабхупадой и приведенной выше, как только крестьянин узнавал о ком-то более высоко стоящем, он с готовностью принимал его и служил ему, поскольку был искренен. Поэтому в конечном итоге ему выпала возможность служить Кришне. Если мы по-настоящему искренни, то с радостью примем любую помощь, в частности, если нам подсказывают, над чем нам следует поработать. Мы поймем: «Кришна так добр, Он помогает мне понять, что мешает мне почувствовать Его любовь».
Если вы больны, но не знаете точного диагноза, трудно понять, как лечиться. Иногда человек заболевает, но, даже обойдя множество врачей и знахарей, не может выяснить природу болезни. Лучше знать, в чем состоит болезнь, потому что тогда можно хотя бы начать лечение. Поэтому мы должны быть благодарны тем, кто напоминает нам о наших анартхах. Может возникнуть другой вопрос: «А почему они говорят мне об этом в такой грубой форме? Разве нельзя было сделать это более тактично? Можно было сказать: «Дорогой мой, ты такой замечательный, возвышенный преданный. Пожалуйста, позволь мне Использоваться представившейся возможностью и сообщить тебе, что я — твой слуга, твой вечный слуга. И как твой слуга я хочу сообщить тебе, что мне кажется, что ты немного в майе» Однако обычно помощь приходит по-другому. Любовь Кришны иногда проявляется как объятия, а иногда может показаться пинком. Мы должны быть готовы использовать любую ситуацию, чтобы учиться и расти, и благодарить гуру и Кришну за то, что они помогают нам лучше взглянуть на себя.
Когда я был брахмачари в группе странствующей санкиртаны, я иногда просил своих спутников сказать мне, что я делаю неправильно, что беспокоит их и как мне исправиться. У меня была маленькая записная книжка, и я все записывал туда, поскольку мой ум слишком туп. Все, что мне говорили, я записывал. Отзывы были самые разные. Иногда кто-то мог сказать мне ужасные вещи, и ум возмущался: «Это не я, а ты — такой! Это больше твоя проблема, чем моя». Но поскольку я знал, что ум невменяем, я просто записывал то, что мне говорили, и закрывал записную книжку. Через пару дней я открывал ее снова и уже на этот раз воспринимал сказанное гораздо серьезнее.
Я думаю, что все, что мне приходилось выслушивать, имело какие-то основания и не было случайным. Я спрашивал даже людей, с которыми мне не удавалось найти общего языка, и относился к сказанному ими еще более серьезно. Я искренне старался работать над собой в соответствии с их пожеланиями. Если кто-то говорил: «Ты повторяешь слишком громко, ты ешь слишком много или спишь слишком много», я это записывал и старался измениться, поскольку не хотел препятствовать служению других людей. Я также понимал, что поскольку мы занимаемся служением вместе, я сам должен стараться делать больше и вдохновлять других делать больше для духовного учителя. Если мы действительно хотим расти, каждая ситуация может предоставить нам возможности для роста. Мы должны стараться следовать этому принципу на практике, спрашивая тех, кто нас окружает, как нам улучшить свое преданное служение. При этом нужно очень серьезно относиться к их советам, а не просто делать это сентиментально или механически. Кто-то может сказать: «Я думаю, тебе следует быть более компетентным и чистоплотным, менее беспокойным и агрессивным. Ты должен больше слушать, вместо того чтобы реагировать». Мы должны отнестись к этому серьезно. Кто-то может так воодушевиться, что принесет нам целый список наших недостатков и мы должны с благодарностью принять советы своего духовного брата или сестры, поскольку они пожертвовали своим временем ради того, чтобы помочь нам стать лучше.
Многие из преданных, живущих в Вашингтоне, время от времени задают друг другу такие вопросы. Это не так просто, поскольку вы обращаетесь не только к своим хорошим друзьям, но и ко многим другим преданным, чтобы спросить их совета, как вам стать лучше. Можете спросить их: «Что я делаю такого, что мешает вам или беспокоит вас? Это поможет мне понять, как я могу лучше служить вайшнавам и гуру». Затем запишите это, поскольку, если человек будет с вами искренен, его слова могут не показаться слишком приятными вашему уму. У каждого из нас есть множество недостатков, иначе бы мы не оказались в нынешнем положении. Если бы у нас не было недостатков, мы бы не несли этого бремени. И поскольку у нас так много недостатков, чтобы избавиться от них и разомкнуть кандалы нашего заключения, нам нужно быть очень внимательными.
Вопрос: Подталкивают ли нас наказания майи быстрее двигаться к цели?
Ответ: Этот вопрос связан с другим вопросом: «Почему Кришна допустил существование майи? Кришна и Его преданные, действующие от имени Господа, зовут нас домой. Мы оказались в опасном положении, и майя тоже помогает нам идти к Кришне. Она делает нам различные предложения, а затем заставляет Испытывать последствия. И в какой-то момент разумный чело-Век понимает: «Что происходит? Нужно положить конец этой бессмыслице. Я хочу изменить свою жизнь, свое сознание и привычки, чтобы выбраться из этого ада». Майя выполняет поручения Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что хотя кажется, что майя против нас, в действительности она за нас. Майя постоянно испытывает нас, проверяя, готовы ли мы вернуться домой, и если мы проходим испытание, то получаем сертификат о сдаче экзамена. Майя 6удет испытывать нас многими способами, и если мы не готовы, она покажет нам это. В этом отношении майя обладает замечательными способностями, однако мы, конечно же, не хотим оказаться в ее когтях. Если же мы больше не прельщаемся майей и не поддаемся на ее уловки, это означает, что мы готовы вернуться к Кришне. Человек не может войти в храм, если он находится в нетрезвом состоянии, поскольку это создаст множество проблем. Если в храме есть охранник, он внимательно осмотрит пьяницу, когда тот придет в следующий раз, чтобы оценить, в подобающем ли состоянии тот находится. Если все в порядке, человеку разрешат войти. К нему внимательно присматриваются, поскольку в прошлый раз он был «не в форме». Ему придется доказать, что он исправился. Мы поступали неподобающим образом в течение стольких жизней, опьяненные иллюзией. Поэтому майя тщательно проверяет нас. Если мы выдерживаем проверку, майя скажет: «Хорошо, можешь войти».
ШЕСТОЙ СТИХ
Слезы любви
Шестая шлока «Шри Шикшаштаки» описывает состояние преданного, которому выпала удача соприкоснуться с Господом.
найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакайр ничитам вапух кода
глава нама-грахане бхавшийати
«О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися при пении Твоего святого имени? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?»
Эти могущественные молитвы Господа Чайтаньи постоянно возвращают нас к писаниям. Здесь Господь выступает в роли совершенного преданного, указывая нам, как достичь Его. Особенно важно, что Господь Чайтанья лично раскрывает нам знание. Иногда человек может иметь хорошие намерения, однако не способен следовать им на практике. В других случаях люди вообще не имеют хороших намерений, а просто притворяются. Кришна дает нам совершенное научное знание о том, как вернуться к Богу, и как Господь Чайтанья, он лично учит нас этому на собственном примере. И поскольку все исходит из Него и все находится в Его власти, Он способен в совершенстве следовать всему, о чем говорит. Господь
Чайтанья — Сам Кришна, который приходит в облике совершенного преданного, и дает людям совершенное понимание метода, благодаря которому Его можно достичь. Он способен исполнить любое Свое обещание. В «Нектаре преданности» подробно объясняется бхава, ступень, предшествующая преме, и содержание данного стиха находится в полном соответствии с этим объяснением. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что духовная жизнь начинается с искренней веры, за которой следует садху-санга. В обществе преданных мы начинаем практиковать девять видов бхакти, а именно: шраванам, киртанам, смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхъям и атма-ниведанам. Благодаря этой практике можно подняться до более высоких ступеней. В «Нектаре преданности» показано, каким образом можно достичь стадии ручи, привязанности, и, наконец, бхавы.
Наше естественное состояние
Бхава, начальная стадия премы, -- естественное состояние живого существа. Мы не можем рассматривать духовный мир, наш истинный дом, с точки зрения материальных представлений. Нам необходимо понять, что происходящее в духовном мире — реально, а все остальное — лишь искаженное отражение этой реальности. Было бы странным использовать для постижения реальности ее искаженное отражение, однако нам в голову иногд
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!