Тема. Работа с публицистической литературой. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема. Работа с публицистической литературой.

2022-10-03 40
Тема. Работа с публицистической литературой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Притча о старом шляпнике.

Жил-был старый мудрый Шляпник. Ничего не имел он из земных богатств, кроме разноцветного фетра. Но заказов у него всегда было много, так как люди верили, что его шляпы приносят счастье.

  Пришло время, и Шляпник ушел в мир иной. Стали тогда шестеро его сыновей искать оставленное им наследство, однако нашли только шесть разноцветных шляп. Ничего им не оставалось, как разделить эти шляпы по себе.

  «Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. —В ней я буду красоваться на балах и приемах». 

  «А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. —Она уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг и изыскан».

   «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства».

     «Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, хотел быть в центре внимания».

    «Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», —произнес пятый сын.

    «Мне же достается синяя шляпа. Синий цвет — цвет бескрайних просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание»,— решил шестой из сыновей Шляпника.

    Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны.

  Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?

    Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда.

    Хозяин черной шляпы все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике; часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах, но именно она лишила его радости.

     Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого.

    Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало и не останавливало его, не могло повергнуть в уныние.       А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Его талантом восторгались, но, живя в мире своих творений, он оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности.

    Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, он выбирал лишь то, что было важным для достижения поставленной цели.

    Настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И тогда решили братья…

_ Что решили братья?… поменяться шляпами, для того чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Ø ТЕМА.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ.

Ø ГАЗЕТА ПРИ ПЕТРЕ 1. В Московской Руси еще до Петра I, в Посольском приказе составлялись рукописные ведомости - их чаще тогда называли "Куранты". Чиновники Посольского приказа включали в них переводы отдельных статей из иностранных газет, сведения, получаемые из донесений содержавшихся за границей информаторов (своеобразных "специальных корреспондентов"), а также из перлюстрированной частной переписки проживающих в Москве иностранцев со своими родственниками и друзьями. По существу, куранты выполняли роль дипломатических конфиденциальных документов и предназначались только для узкого круга читателей - царя и его приближенных. Правда, читателями их можно было назвать лишь условно: рукописный текст им читали вслух чтецы - из дьяков "государевой думы".

Это название, "куранты", Петр и использовал для обозначения нового печатного издания. Однако от номера к номеру название первой газеты менялось, наряду с "Ведомостями Московского государства" использовались и иные: "Ведомости московские", "Российские ведомости", "Реляции", "Эссенция из французских печатных газетов" и другие. К комплекту "Ведомостей" за 1704 год был приложен общий титул, наиболее полно отражавший их содержание: "Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах".В бурную эпоху, когда "Россия молодая мужала с гением Петра", одним из многочисленных нововведений царя-реформатора стало издание первой русской печатной газеты. 16 декабря 1702 года Петр I подписал указ, вместивший всего две, но весомые фразы: "Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыянадлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания (не мешкая, без промедления. - а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы послать из Монастырскаго приказа памяти". Из указа следует, что сбор исходных материалов для газеты возлагается на органы центрального управления России - приказы. Но возникает закономерный вопрос: почему в указе говорится о печатании неких курантов, а не газеты? Слово "газета" появилось в русском языке много позже. Указ об издании газеты датируется 1702-м годом неслучайно. Северная война началась для России неудачно. Потерпев поражение под Нарвой, русская армия потеряла всю артиллерию. И вот теперь, когда Россия напрягала все силы, чтобы дать отпор войскам Карла XII, необходимо было убедить народ в необходимости продолжать войну со шведами, объяснить значение некоторых мер правительства, например конфискации колоколов у церквей для переливки их на пушки. Наконец, надо было сообщить населению страны, что заводы наращивают выпуск оружия и боеприпасов, что у царя помимо русских войск имеется поддержка со стороны народов России...Очень характерно в этом отношении содержание номера от 17 декабря 1702 года. Прежде всего, в нем сообщается о торжественном, после успешных боевых операций, въезде Петра I в Москву, о том, что царь "завоеванныяшведцкияалтилерия многое число привез, которую взял в Мариенбурге и Слюсенбурге". Далее речь идет об обещании "великаго владельца Аюки-Паши" доставить 20 тысяч своих вооруженных воинов, об открытии месторождений железной руды, серы, селитры, то есть материалов, необходимых для дальнейшего ведения войны со шведами.В том же духе выдержан и следующий номер (от 2 января 1703 года). Он информирует читателей: "На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, 40 000 пудов". Далее куранты сообщают о разработке природных богатств, "от чего чают немалую прибыль Московскому государству".

Любому делу, которое Петр начинал, он отдавал весь пыл своей души. Вот и новое детище - газету Петр I называл "любезнейшим органом". Царь отбирал для нее поступающий материал, помечал карандашом места для перевода из статей иностранных газет и, как видно из сохранившихся рукописных оригиналов, нередко собственноручно правил текст. Петр не только редактор, но и один из наиболее деятельных сотрудников газеты: он передавал для публикации известия о военных действиях, письма в Сенат, царевичу Алексею, императрице Екатерине и многое другое.

Вначале "Ведомости" печатали лишь в Москве на Печатном дворе, а с 1711 года - в Москве и Петербурге. Вплоть до 1710 года "Ведомости" набирались церковным шрифтом. И вдруг 29 января 1710 года появляется указ об утверждении гражданского алфавита. В его разработке участвовал сам Петр - об этом говорят его собственноручные исправления на первых оттисках гражданской азбуки.Первый комплект нового шрифта был отлит в Голландии, отчего его иногда называли "Амстердамский". В гражданский шрифт не вошли некоторые греческие буквы, ненужные для передачи русской речи. Начертание букв упростилось, благодаря чему стало проще набирать текст, а главное, читать его. Первый номер "Ведомостей", напечатанный гражданским шрифтом, вышел уже 1 февраля 1710 года. Однако и после того, думая о малограмотном читателе, обучавшемся по часослову и Псалтыри, наиболее важные номера иной раз печатали как гражданскими, так и церковными литерами. Как выглядела первая русская газета? Формат на протяжении всего издания был одинаков - в двенадцатую долю печатного листа с очень узкими полями. Оформление "Ведомостей" постепенно улучшалось. В зависимости от места издания заглавные листы украшали гравюры, изображавшие либо Москву, либо Петербург. Появились виньетки, в некоторых номерах первые абзацы наиболее важных сообщений печатали киноварью. Газета выходила нерегулярно. Например, в 1703 и 1704 годах было выпущено по 39 номеров, в 1705 году - 46, в последующие годы количество номеров сокращалось иногда до нескольких в год. Тираж также колебался: рекордным стал выпуск 4000 экземпляров (когда Екатерина родила Петру наследника), чаще же он составлял 100-200 экземпляров. Подписки на "Ведомости" не было. Газету продавали обычно по цене 1-2 деньги, иногда 3-4 деньги (монета достоинством в полкопейки). Но надо было как-то приобщить простой люд к чтению газеты. И тогда, по распоряжению Петра, в трактиры стали передавать номера бесплатно, а в порядке поощрения первых читателей угощали там чаем. Последовательно просматривая годовые комплекты "Ведомостей", видишь, как постепенно меняется состав публикуемых материалов, они становятся разнообразнее. В начальный период основу курантов составляли переводы из иностранных газет, главным образом немецких и голландских. При этом из поступающих в редакцию переводов в "Ведомости" не включалась информация, которая могла бы нанести какой-либо ущерб достоинству России, ее армии и союзников. Об этом говорят пометки на сохранившихся оригиналах "Ведомостей": "Сей статьи в народ не пускать". Первая газета и первая цензура!Постепенно растет доля оригинальных материалов. Правда, в большинстве случаев они публиковались анонимно, хотя известно, что среди авторов "Ведомостей" были сподвижники Петра I, видные государственные деятели и дипломаты: Федор Апраксин, Гавриил Головкин, Василий и Григорий Долгорукие, Борис Куракин, Петр Толстой, Петр Шафиров. Наряду с краткими сообщениями публиковались и сравнительно крупные статьи, до 300 строк. Использовались различные литературные жанры - информация, обзоры, фельетоны и памфлеты.

О чем писали "Ведомости"? В газете не было тематических рубрик, поэтому многие номера представляют собой пеструю смесь самых разнообразных сведений - от описания морского сражения до рекламы целебных свойств олонецких вод, "которые чрез многих болящих освидетельствованы...". И тем не менее в этом информационном калейдоскопе можно выделить главные темы публикуемых материалов. На протяжении почти двадцати лет в центре внимания курантов находились события Северной войны. Газета сообщала о победах русской армии и флота, о боевых действиях союзников. Чтобы подчеркнуть важность события, использовали появившиеся возможности тогдашней полиграфии. Так, первый абзац сообщения о разгроме шведов под Полтавой был выделен - напечатан киноварью.Хотя Петр и пытался иногда скрыть военные неудачи, однако "Ведомости" постоянно приводили данные о потерях русских войск. Вот лишь один из примеров. В реляции о победе в морском сражении у полуострова Гангут 25-27 июля 1714 года наряду с реестром захваченных шведских кораблей и сообщением о количестве взятых в плен офицеров, матросов и солдат противника указывается: "Наших на том бою побито всего офицеров, такожеундер офицеров сухопутных и морских и рядовых солдат и матросов 124, ранено 342".Но вот Северная война завершилась, подписан Ништадтский мирный договор, и "Ведомости" в номере от 12 сентября 1721 года сообщают читателям главный итог войны: "Корона шведская вечно уступает нам Лифляндию, Эстляндию, Ингерию и значительную часть Карелии, с городами Ригою, Ревелем, Нарвою, Перновом, Выборхом и Кексхольмом".Первая русская газета широко освещала дела развивающейся промышленности и торговли. В ней можно найти и общую оценку экономической ситуации в стране: "Купеческие, мануфактурные и всякие рукодельные дела зело успевают". И тут же конкретные факты, говорящие о росте производства и освоении новых технологий: "в Адмиралтействе на стапелях 11 кораблей, в том числе один чают нынешнею осенью спустить". "Ведомости " сообщали, что на литейном дворе в Петербурге вылиты пушки "на новый манер разных калибров 20 штук"; что "в добром порядке" развиваются шелковые, шерстяные и чулочные мануфактуры, а "в государстве обретающиеся материалы и минералы весьма изрядно выходят". Читатели могли узнать, что в Москве 200 человек учатся мануфактурному делу, и "простой народ к сим наукам особливую охоту показывает", а на реке Ахтубе, в Казанской губернии, построен селитровый завод. Газета сообщала о завершении строительства Вышневолоцкого канала, связавшего Волгу с Балтийским морем, о том, что "морской флот в 30 больших купецких кораблей счастливо на Темзу реку пришел", и т. п.На своих страницах "Ведомости" писали о глубоких изменениях, происходивших в области просвещения и распространения гражданской литературы, например, о том, что по приказу царя расширяется сеть школ, в том числе и специальных, что в Москве "в математической штюрманской школе учатся более 300 человек и добре науку приемлют". В 12-м номере за 1710 год впервые публикуется библиографический обзор - "Реестр новым книгам гражданским, которые по указу Царскаго Величества напечатаны новоизобретенною Амстердамскою азбукою".

"Ведомости", несомненно, расширяли кругозор читателей, знакомя их с жизнью европейских стран, популяризируя географические знания, систематически разъясняя географические термины и т.п.После смерти Петра I его "любезнейший орган" просуществовал менее двух лет. Постепенно сужалась тематика публикуемых материалов, она все более ограничивалась описанием официальных торжеств. Газета выходила очень редко: в 1727 году появилось всего четыре номера. В том же году газету передали в ведение Академии наук, и с 1728 по 1914 год она уже выходит под названием "Санкт-Петербургские ведомости".

Домашнее задание. Составить рассказ («Литературная визитка) об одном из знаменитых журналистов современности. Составить список (не менее 10) газет и журналов современности с рассказом об одном из них по плану.


  1. Название
  2. Редактор.
  3. Краткий перечень вопросов, обсуждаемых в журнале.
  4. Кому адресован.

Ø ТЕМА. ХУДОЖЕСТВЕННО – ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ: ЖАНРЫ.РЕПОРТАЖ И ОЧЕРК КАК ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ.

Ø “Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить” М. Кольцов.русский советский писатель, публицист и общественный деятель, журналист, заведующий Иностранным отделом Союза писателей СССР Член-корреспондент АН СССР (1938).

Ø “Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости”. В. Гиляровский.русский и советский писатель, журналист, краевед Москвы.

Ø  «Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска”» В. Гиляровский

Ø Очеркист может ограничиться “бессвязным внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…”. Энциклопедический словарь.

Ø Репортаж – это глаза и уши читателя. Рудольф Иосифович Салга́ник (12 июня 1923 — 10 апреля 2017) — советский, российский, американский биохимик, молекулярный биолог.

Документальная проза — особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий. В документальной прозе широко используется публицистический стиль.

Репортаж-жанр публицистического стиля. Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами.

Историческая справка. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала. Очерки (репортажи) В.А. Гиляровского –яркий пример публицистической литературы.

 Литературная деятельность В.А. Гиляровского в газетах и юмористических журналах Москвы началась в 1881-1883 годах. “ С гордостью почти полвека носил я звание репортера, – писал В.А.Гиляровский.– Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска” В своих репортажах, очерках, корреспонденциях он отражал повседневную жизнь города и простого человека, занятого тяжелым физическим трудом, рассказывал о людях, выброшенных социальными обстоятельствами за борт жизни и обреченных на нужду и голодную смерть.

Задание..Прочитать книгу очерков В.А.Гиляровского. Составить пересказ одного из текстов. (Чтение с выделением главного.Работа с текстом ………и его анализ).


Ø ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ ОЧЕРКИ.


ОЧЕРК («НРАВООПИСАНИЯ»)

Историческая справка. История показывает, что всплеск очеркового творчества происходит в связи с социальными кризисами, когда резко усиливаются нравоописательные интересы. В 20-х годах XIX столетия появляются первые нравоописательные (бытовые) очерки.

Теория жанра.Очерк –жизнеописание человека или художественное описание местности. Это художественно- публицистический жанр, включающий в себя функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания.

Очерк сочетает в себе журналистику и литературу. В очерке сочетаются образность и документальность. В очерке рассказывается о явлениях жизни,сообщаются жизненные факты. Очерк может стать основой для художественного произведения. В качестве примера можно привести роман Фадеева «Молодая гвардия» и повесть Полевого «Повесть о настоящем человеке», которые родились из газетных очерков. Очерк строится на основе достоверных фактов. Ещё в 20-х годах прошлого века писатель Алексей Максимович Горький сказал: «Очерк документален. Он должен быть насыщен фактами, убедительными и легко понятными».

Путевой очерк открывает перед читателем различные страны, города. Он позволяет увидеть не только местность, но и особенности быта людей, их обычаи. Путевой очерк имеет познавательное значение. Основа путевого очерка так же как и портретного- подлинный жизненный материал, поэтому автор путевого очерка должен быть наблюдательным и внимательным.Задача автора- рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия, поделиться своими мыслями и чувствами с читателем, исследовать увиденное, размышлять о проблемах. Главная задача очеркиста- не просто перечислить факты и события, а исследовать увиденное и услышанное, размышлять над ним, высказывать свою точку зрения, оценивать происходящее.

ü СЕРГЕ́Й ТИМОФЕ́ЕВИЧ АКСА́КОВ ( 20 сентября [1 октября] 1791, Уфа — 30 апреля [12 мая] 1859, Москва[1]) — русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек.

Задание..Прочитать несколько очерков С.Т. Аксакова («Буран», “Очерк зимнего дня”), других авторов (см.список). Составить пересказ одного из текстов. (Чтение с выделением главного.Работа с текстом ………и его анализ).

АКСАКОВСКИЕ «СУББОТЫ».

Усадьба Абрамцево

Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Абрамцевский дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. В 20 — 30-е годы в его доме регулярно по субботам собирались М. С. Щепкин, М. Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и многие другие. После того как Аксаковым было приобретено именье Абрамцево, частыми посетителями там стали: Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, С. П. Шевырев и многие, многие другие.Сам Сергей Тимофеевич Аксаков, его супруга Ольга Семеновна и дети Константин Сергеевич, Иван Сергеевич, Вера Сергеевна Аксаковы создавали и поддерживали в своем доме, как атмосферу гостеприимства, так и высокий уровень интеллектуальных дискуссий.

Русская литература чтит в нём лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка.А. Горнфельд  

       ТЕМА.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ-ПУБЛИЦИСТИКИ.

Ø Историческая справка. Первым публицистом (аналитическая публицистика)в России считается Владимир Мономах (пропо ВЕДЬ – веду словом), так как говорил о проблемах, волнующих общество.

Задание. Составьте рассказ, какие проблемы общества волновали Владимира Мономаха в «Поучении детям»? Какие советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним?

ü ПУБЛИЦИСТИКА И ПУБЛИЦИСТЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 ГГ.)

С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – наЮго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя».

В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР.

Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко - публицисты этого времени.

Главная тема их произведений - тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставлять равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений. Так воспринимались статьи “Родина” А.Толстого, “Сила России” Н.Тихонова, “Размышления у Киева” Л.Леонова, “Украина в огне” А.Довженко, “Душа России” И.Эренбурга, “Уроки истории” Вс. Вишневского

В конце войны создается большое количество путевых очерков, которые рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европы от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина.

Трудовой подвиг людей тыла запечатлен в публицистике Б.Агапова, Т.Тэсс, М.Шагинян. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е.Коненко, И.Рябов, А.Колосов.

Большой силой эмоционального воздействия обладала радиопублицистика. В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. Имена фотопублицистов “Правды”, “Известий”, “Красной звезды”, “Комсомольской правды” А.Устинова, М.Калашникова, Б.Кудоярова, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темина, П.Трошкина, Г.Хомзера, А.Капустянского, С.Лоскутова, Я.Халипа, И.Шагина встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. “Фотогазета” выходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной печати. Так, в “Правде” над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) и поэт С.Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие.

ü ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906- 1999) «ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ».

2006 год президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом Дмитрия Сергеевича Лихачева. 28 ноября 2006 года отмечали сто лет со дня рождения великого ученого, публициста. «Письма о добром и прекрасном» - это цикл статей, адресованных молодому поколению. Проблемы, поднятые автором, не утратят своей актуальности ещё долгое время.

Практическая работа

Внимательно перечитать статью Д.С.Лихачева. Сделать выписки- тезисы  из текста (см. методические указанияКак делать выписки (выдержки)Подготовиться к работе по прочитанному на тему «Мои размышления по поводу статьи Д.С.Лихачева».

Выписка – дословная или документально точная запись частей текста. Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т.е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

+При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Этапы работы:

1. Вчитайтесь в название статьи, осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли.

3. Стремитесь к краткости записи.

4. Отделяйте одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпишите все данные источника.

ü К публицистике можно отнести  чьи-либо ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ РАЗНЫХ ВРЕМЕН. Мы живем в мире, настолько далеком от времени, когда появились первые публицистические высказывания, что кажется: проблемы, волнующие нас сегодня, отличаются кардинально от тех, что были в прошлом.-Где мы встречаемся публицистические высказывания? Несмотря на то, что в нашем обществе происходят колоссальные изменения, меняются люди, их взгляды, но существуют проблемы, которые будут волновать человека и через 100, и через 200 лет. Публицистика сможет доносить до читателя и слушателя самую важную информацию, информацию, которая заставляет человека думать..

2006 год президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом Дмитрия Сергеевича Лихачева. 28 ноября 2006 года отмечали сто лет со дня рождения великого ученого, публициста. «Письма о добром и прекрасном» - это цикл статей, адресованных молодому поколению. Проблемы, поднятые автором, не утратят своей актуальности ещё долгое время.

Домашнее задание. Выписать в тетрадь чьи-либо знаменитые высказывания, цитаты и афоризмы на интересующую вас тему с обозначением автора. Выучить наизусть. Подготовиться к практическому занятию:составить литературную визитку об авторе высказывания (литературная и личная биография автора кратко) Предположите, в какой ситуации вы могли бы эти строки процитировать (запишите ответ).

ТЕМА.ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. МЕМУА́РЫ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В МЕМУА́РНОЙ ЛИТЕРАТУ́РЕ.

К публицистическим относят материалы по общественно-политическим вопросам. Их особенность в том, что они не только оперируют фактами, как это делается в информационных жанрах, но и включают различные рассуждения, комментарии, оценки, обобщения, выводы. В публицистике находят отражение актуальные проблемы современности, повороты и сдвиги в тенденциях общественного развития, в социально-экономических и политических условиях; по сути она касается политики общества во всех сферах его деятельности, всех проблем, выдвигаемых жизнью, включая мировоззренческие, этико-гуманистические, нравственно-психологические и др. Публицистика обращена к разуму и сердцу человека. Обладая информативными и аналитическими качествами, она вместе с тем эмоциональна, экспрессивна; отражая собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам, она имеет целью перевод эмоционального подтекста, всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, составляющих метод человековедения, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека. Социально-нравственное значение публицистики поднимается до уровня управления общественным сознанием, если поставленные в ней вопросы оборачиваются мировоззренческими и философскими размышлениями и выводами. Публицистические жанры адресуются самым широким читательским массам и потому в числе задач, которые стоят перед ними, особое место отводится формированию взглядов на образ жизни людей, привлечению их к непосредственному участию в его реализации.

Мемуа́рнаялитерату́ра, мемуа́ры (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Легендарными стали молодогвардейские серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека современной фантастики», «Зарубежный детектив», «Эврика», «История в романах, повестях, документах» и др. К 1988 году издательство выпустило более 25 тысяч названий книг общим тиражом 2 миллиарда экземпляров. С 1991 года издательство входит в состав ОАО «Молодая гвардия», продолжая издавать широкий ассортимент научно-популярной и художественной литературы.

ТЕМА. РАБОТА С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

«Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить». Блез Паскаль (1623-1662), франузский философ, писатель, математик, физик.

«Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забытьь и которое не может устареть.Гессен Сергей Иосифович (1887-1950), ученый, педагог, философ.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же служить вражде и ненависти»Л.Н.Толстой. (1828 —1910), русский писатель, публицист, мыслитель.

Ø ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ- (от латинского «народ, зрители, слушатели»)

Публицистика (publicare – от лат.«сделать общим достоянием, открыть для всех», «объяснить всенародно, обнародовать»)- особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно – политической жизни, поднимаются нравственные вопросы (проблемы). Сочетает функцию воздействия, т.е.. открывает возможности оценки изложенного для того, чтобы повлиять на мысли и чувства читателей.

Ø Публицистика современности. День 2 января (13 января по новому стилю) 1703 года отмечают как День российской печати. День российской печати отмечается 13 января. Учреждён постановлением Президиума Верховного совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. и связан с исторической датой — началом издания первой российской печатной газеты «Ведомости» (не имеет отношения к современной одноимённой газете «Ведомости»), основанной указом Петра Великого. 2 января 1703 года (13 января по новому стилю) в Москве вышел первый номер русскоязычной печатной газеты под сегодняшним названием «Санкт-Петербургские ведомости», который тогда назывался: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Пётр Первый рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждения могущества Российской империи.На начало 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано более 33 000 печатных изданий. В среднем, ежедневно, распространяется более 20 миллионов экземпляров.

-Какие жанры публицистики вам известны? 1 Виды публицистической литературы -этот жанр чрезвычайно разнообразен, равно как и человеческое мнение. По сути, публицистика близка к журналистике, так как наполнена спорами, поисками, пропагандой и новыми идеями Задача публициста – убедить читателя, внушить ему идею Жанр - род журналистских произведений, характеризующийся определёнными признаками. Жанр- форма произведения, влияющая на его содержание. Информационные жанры- несущие информацию, новость.Аналитические жанры- дающие анализ, оценку происходящему. Художественно- публицистические жанры- сочетают в себе художественность(описание, размышление, оценка) и публицистику (обращение к читателю, общественная значимость газетного материала, его информационная насыщенность).

Аналитические жанры-(осмысливают, обобщают)- Информационные жанры- (несущие информацию, новость)Художественно – публицистические:


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.