Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

2022-10-03 23
Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися вследствие долгого навыка страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди» и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму» пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4–5), то есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех (см.: 2 Кор. 2, 7). Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и не очень осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако, если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

Я не могу заставить себя пойти на исповедь. Если я правильно все поняла, то в идеале человек, исповедовавший свои грехи, уже не должен их повторять. А получается, что рассказывать придется все то, что я рассказывала на предыдущей исповеди, то есть ничего не исправила, хоть и пыталась. Очень тяжело и стыдно рассказывать детально. О некоторых вещах вообще не хочется говорить никому, даже на исповеди, хотя я и знаю, что это грех. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть.

Лечение от немощей духовных не бывает безболезненным. Да оно и не должно быть таким. Оно требует труда, порой — краски стыда, заливающей лицо, порой сердечной боли, очень часто — слез. В том-то все и дело, что стыдно снова и снова говорить на исповеди об одном и том же, стыдно говорить о вещах, о которых бы просто хотелось забыть и никогда не вспоминать. Но надо преодолеть себя и сказать, несмотря ни на что. И в следующий раз, когда придет искушение, вспомнится исповедь, вспомнятся стыд, боль, слезы, и это поможет устоять, не упасть. А если и случится опять пошатнуться, снова надо будет об этом сказать. Сколько раз? Столько, сколько будем падать. До каких пор? До той поры, пока Господь не призовет нас из этой жизни и не застанет — или в грехе, или в покаянии.

Покаяние, исповедь «в одних и тех же грехах» смиряет нас, учит менее строго судить других людей за их недостатки, смягчает жесткость (жестокость) нашего сердца, делает ближе к Богу, научая видеть в Нем милосердного и любящего Отца, раз за разом не отвергающего, а принимающего нас. Покаяние — наше свидетельство пред Богом и перед самими собой, что мы не хотим жить в грехе, что мы желаем исправиться, измениться, что мы не бежим со своим грехом «в кусты», подобно Адаму (Быт. 3, 8), но идем ко Господу и говорим слова мытаря: Боже, милостив буди мне, грешнику.

И, кроме того, Покаяние — таинство, в котором всегда действует и присутствует Сам Бог. И Его благодать незримо врачует нас, подает силы встать и идти дальше, снова трудиться над собой, снова бороться с тем, что пытается встать между нами и Им.

А стыд перед священником надо преодолеть. Он не судья, а свидетель, хотя и необходимый. Священник знает, что такое человеческая слабость, знает, как удобопреклонен человек ко греху, и оттого, скорбя о падениях кающегося, радуется его исповеди и желанию жить по Богу, каким бы несовершенным оно ни было.

Поэтому не бойтесь, не отступайте, и Господь Сам обязательно поможет Вам на поприще покаяния и исправления себя. Только запаситесь мужеством и терпением.

Три дня я соблюдала пост, готовилась к исповеди, Причастию. У меня еще нет своего духовного отца, поэтому я исповедуюсь тому священнику, который исповедует всех. Раньше на исповеди и в храме я плакала, а теперь — нет. И сегодня у меня исповедь не получилась, тяжесть на сердце стала не меньше, а, кажется, еще больше, и я сама для себя решила, что не могу причаститься. Я не права?

Жаль, что у Вас, как Вы говорите сами, нет пока духовника или, по крайней мере, священника, у которого бы Вы исповедовались регулярно: если бы он был, Вы могли бы задать эти вопросы ему и не мучаться сомнениями и колебаниями, скорее приносящими вред, нежели пользу. Для человека, только начинающего церковную жизнь, все, что происходит в ней, происходит впервые, и потому многое ему просто трудно правильно оценить. А священник, перед которым прошло уже множество подобных людей, гораздо скорее поймет, в чем суть той или иной духовной проблемы, каким образом разрешить возникшее недоумение. Поэтому постарайтесь все же выбрать одного священника, который, зная Вас по исповеди, мог бы с б`ольшим удобством вникать в Вашу жизнь и давать необходимые советы.

Что же касается той конкретной ситуации, которую Вы описываете, то здесь, скорее всего, враг искусил и смутил Вас. Исповедь «не получается» в том случае, если человек исповедуется неправильно. А правильная исповедь заключается в следующем: рассмотреть свою жизнь и увидеть в ней те грехи, в которых мы виноваты пред Богом и людьми, искренне, ничего не утаивая, покаяться в них и утвердиться в решимости более их не повторять. И при этом верить без сомнения в силу таинства Покаяния,— верить, что в этом таинстве Господь истинно прощает и разрешает нас, от сердца кающихся, от наших грехов. Собственно в этой вере и заключается радость и легкость, которые испытывает обычно при исповеди человек,— радость от сознания того, что Господь простил, и легкость от сознания того, что наши грехи больше не тяготеют над нами.

От Причастия же Вы отлучили себя самовольно и совершенно напрасно. Знайте наперед, что враг обязательно старается так или иначе навредить человеку, готовящемуся принять Святые Христовы Таины. И делает он это не только посредством каких-то искушений, но и просто наводя помрачение на ум и сердце человека, ввергая его в состояние печали и уныния. Поэтому на будущее, если совесть не обличает Вас в том, что Вы что-то утаили на исповеди, и исповедующий священник допускает Вас до Причастия, ни в коем случае не удаляйтесь от Чаши по собственному решению: это будет не по воле Божией, а по воле вражией.

Я потерял ориентир, что есть грех, а что не является таковым. Стараюсь часто прибегать к молитве или (чтобы избежать греха) не общаться со своими знакомыми. Но ведь грех не только в разговорах. А все время молиться не всегда возможно (когда окружают люди, или в условиях ограниченного времени, или когда просто требуется внимание). Кроме того, иногда, когда хочешь молиться, возникает очень неприятное состояние: как будто что-то удерживает, и для преодоления этого состояния нужно много сил. Как же быть в таких случаях?

Состояние, о котором Вы пишете, едва ли не самое характерное для современного человека: представление о грехе сегодня у людей очень расплывчатое, грех настолько стал «нормой» жизни, что чаще всего можно слышать такие слова: «Что особенного я делаю? Не убиваю, не ворую, просто живу как все!». Но, похоже, у Вас речь идет о другой крайности: о чрезмерном «утончении совести», когда грехом представляется все. С одной стороны, мы люди страстные, и во всем, что мы делаем, страсти присутствуют. Но значит ли это, что нужно избегать любых разговоров, любого общения, любых знакомых, дел, занятий, мыслей, в конце концов (а у Вас, кажется, что-то близкое к этому имеет место)? Разумеется, нет. Просто необходимо учиться видеть свои страсти и противиться им, очищать от них свои действия, слова, помышления. Однако при этом понимать, что подобный труд очищения — дело не одного или немногих дней, а, напротив, нужда в нем остается в течение всей (!) жизни человека. Поэтому ожидать от себя чистоты уже сейчас и чрезмерно угнетаться собственной нечистотой в действительности — скорее проявление замаскированной гордости, чем благочестия. Видя в себе внутреннюю неправость, нужно укорить себя, воздохнуть от сердца к Богу и попросить, чтобы Господь простил и Сам очистил и исправил нас. И так — раз за разом.

Навыкать молитве не только во время исполнения правила, а и за любым делом — долг христианина. Но и тут нельзя ожидать от себя сразу же нерассеянности, сосредоточенности: к этому тоже нужно восходить постепенно. Кто нас «удерживает», как Вы пишете, или мешает во время молитвы — хорошо известно. Это тот, против кого молитва — наше главное оружие, то есть диавол. Преодоление сего в том, чтобы, несмотря ни на что, продолжать пребывать в молитве с терпением. Господь в данном случае требует от человека его произволения, постоянства и смирения, а также подтверждения жизнью того, что испрашиваемое в молитве действительно его цель. И в этом случае дивный цветок молитвы Его благодатью возрастает в сердце и жизни человека так и тогда, как находит это нужным и возможным Сам Господь.

Дайте, пожалуйста, насколько это возможно, определение «раскаяния». Мне давно следует пойти на исповедь, но я не уверена, что раскаиваюсь в той степени, в которой необходимо. Я, безусловно, сожалею о многих своих грехах, ко многим помимо сожаления примешиваются и брезгливость, и отвращение («зачем, зачем я это делала!»). В то же время некоторые грехи свои я воспринимаю с сожалением, но одновременно и с пониманием, почему я так сделала — от безысходности, от одиночества и т. д. Современная жизнь во многом более жестока к женщине и к ее правам, чем некогда патриархальная.

Раскаяться в грехе — значит осознать его, оплакать (не столько слезами, сколько сердцем), исповедать и более не повторять его. Однако нужно очень хорошо понимать и то, что покаянный плач, сердечное сокрушение — дар, о котором как о великой милости потребно молить Бога. Наши сердца, сердца современных людей, окованы ледяной броней нечувствия, и только благодать Божия может ее растопить. От нас же зависит — быть честными с собой и с Господом. Есть Евангелие, вечный и непреложный закон Христов, в нем — ответ на все вопросы о добре и о зле. Наш ум способен воспринять евангельскую истину, и сообразно с ней должны мы оценивать свою жизнь, поступки, слова и мысли. Видя себя совершившим грех, естественно прибегать к покаянию — даже тогда, когда нет живого чувства раскаяния. Исповедь — таинство, в котором действует Сам Христос. И Он не только прощает и разрешает кающегося, но и исправляет и врачует его. Поэтому не откладывайте исповеди, если и видите себя «не во всем» или «не вполне» раскаявшейся. Не относитесь при этом к покаянию как к чему-то единовременному и единократному: покаяние — путь, на который встает и которым идет человек к своему спасению всю жизнь.

А жизнь, причем не только современная, но и вообще как таковая, действительно жестока. И вряд ли к женщине она более жестока, нежели к мужчине. Она жестока вообще. Почему? Потому, что в мире очень много людей, не знающих своего Творца, отвергающих Его, а следовательно, добровольно отдающих себя во власть жестокого и бесчеловечного «князя мира сего». Вот почему жить бывает порой так трудно. Но это только до тех пор, пока не обретем мы Бога, не найдем в Нем Помощника и Покровителя, Утешителя и Наставника. Познать Его как Высшую Ценность и Цель, достижению Которой нужно подчинить все,— в этом разрешение всех недоумений, преодоление всех противоречий, а вместе с тем и то счастье, ради которого создан человек, которое не оставляет места ни для одиночества, ни для безысходности.

Я воцерковляюсь, в храм хожу всего 2,5 года… Дело вот в чем: я не могу постоянно думать о своих грехах, то есть перед исповедью, иногда в течение дня я думаю о них и каюсь, но в течение всего дня — не могу. Может, если бы я о них думала постоянно, я бы никого в жизни не осудила, а так за суетой забываются свои грехи и, когда видишь чужие, иногда расходишься настолько, что в этот момент бессмысленно себе напоминать, что я еще хуже… Надо ли сознательно напоминать себе о грехах постоянно? Я где-то читала, что неполезно в них все время копаться, а с другой стороны, как сохранить состояние осознания, что я ничто и хуже всех?

Это очень хороший вопрос, потому что он показывает подлинное понимание самых основ духовной жизни. Действительно, осознание своей греховности и покаянное движение к Богу — это вступление на путь ко спасению. Преподобный Петр Дамаскин писал, что первый признак «начинающегося здравия» человеческой души — это видение своих грехов, «бесчисленных, как песок морской». Почему так? Потому, что и мир, и человечество на самом деле больны — больны страстностью, вошедшей в нас с падением праотцев, больны грехом, порождением этой страстности.

Но когда может начаться исцеление больного? Конечно, не раньше, чем он поймет, что болен и что нуждается во враче. Поэтому и наше спасение начинается с того, что мы понимаем, что мы страстны и грешны и единственным врачом, могущим исцелить нас от этого смертоносного недуга, является Господь. Лишь с этого момента у человека появляется чувство того, что Бог для него необходим, что без Него невозможно спасение, невозможна сама жизнь.

Но это чувство, как и все доброе, легко утратить, легко позабыть о нем, погрузиться в привычную многозаботливость и суету. И вместе с этим чувством уйдет и живая память о Боге, и стремление к Нему как к Единственному, могущему утешить, укрепить и спасти. И хуже того — вновь начнут просыпаться страсти, в жизнь вновь начнут прокрадываться прежние, уже оплаканные, казалось бы, грехи. И, конечно, не осуждая себя за то, что нам действительно о себе известно, мы будем судить других за то, чего на самом деле может вовсе и не быть. Вот почему святые отцы заповедуют нам иметь покаяние своим непрестанным деланием, а один из них говорит об этом так: «Хотя бы ты взошел и на самый верх добродетелей, об оставлении согрешений молись». И одной из таких молитв, помогающих человеку всегда пребывать в покаянии, отцы, древние и близкие нам по времени, называли краткую молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Однако Вы правы, когда говорите о том, что нельзя постоянно копаться в своих грехах, подробно припоминая и анализируя их. Такое воспоминание всегда ранит и оскверняет ум и сердце человека. Поэтому нужно помнить о своей греховности, но не вспоминать детально грехи.

Только нужно правильно понимать, что это значит — жить с сознанием того, что ты грешный человек. Это не предполагает какой-то «забитости», «униженности» человека. Нет, просто христианину необходимо постоянно ставить себя пред Богом и в свете Его святости, чистоты и совершенства видеть свое собственное несовершенство и нечистоту, но и надеяться вместе с тем на то, что Его Божественный свет просветит нас, Его сила исцелит и очистит, Его благодать восполнит наши недостатки. Правда, будет это лишь в том случае, если уповать мы будем на Бога, а не на самих себя.

Что понимают под «откровением помыслов»? Мне приходилось встречать такое выражение в святоотеческой литературе, но я слышала, что это такая практика, которой нужно руководствоваться только монахам, а мирянам это неполезно. В то же время меня иногда настойчиво мучают именно помыслы (например, страхи), и я в этом каюсь. Но откровение помыслов, наверное, нечто иное?

Действительно, откровение помыслов — это делание, по преимуществу доступное для монашествующих, да и то, наверное, далеко не для всех, а лишь для тех, кто имеет необходимые для этого условия. А главное условие здесь — иметь возможность жить по-настоящему внимательно к себе и иметь духовника, у которого можно было бы исповедоваться так часто, как это необходимо.

Суть откровения помыслов заключалась в том, что послушник приходил к старцу и говорил ему о том, что его беспокоит, что занимает его ум, что искушает, что смущает. Таким образом, услышав ответ своего духовного руководителя и приняв его с полным доверием, он мог иметь свободу от брани и, как следствие, от скорби, веря, что тяготу его несет за него на вые своей его духовный отец. Благодаря этому высвобождались душевные силы, необходимые для труда над собой, для претворения себя в «нового человека». О преподобном Досифее[22], например, повествуется, что он имел такую свободу в исповедании помыслов, что как только что-то приходило ему на ум, что вызывало легкую немирность сердца, он тотчас же говорил это своему старцу, авве Дорофею, с которым практически всегда находился рядом.

Наша сегодняшняя жизнь подобных условий нам не предоставляет. Поэтому та практика откровения помыслов, которая существовала в наиболее благоустроенных, с духовной точки зрения, обителях, сейчас все же невозможна. Однако в каком-то виде можем «касаться» этого делания и мы. Есть мысли, которые мучают человека и не дают ему покоя, есть греховные помыслы, которые постоянно искушают его, есть что-то, что постоянно вызывает недоумение и мысленную брань. Это-то и нужно исповедовать, чтобы брань отступала, чтобы враг не мог безнаказанно и тайно действовать в нашей душе. Только, чтобы это было возможно, нужно регулярно прибегать к таинству Покаяния и со вниманием относиться к своей внутренней жизни.

Если человек полгода регулярно причащается и искренне желает подготовиться как можно лучше, но не чувствует после Причастия (ни разу) ни радости, ни спокойствия,— значит, с ним что-то не так? Что Вы посоветуете?

На такой вопрос невозможно вполне ответить «заочно»: для ответа на него необходимо знать Вашу внутреннюю (да и «внешнюю») жизнь. Причины отсутствия радости и покоя при Причащении Святых Христовых Таин могут быть самые разные. Это может быть и неполная исповедь, и сознательное примирение с грехом в себе, и отсутствие в жизни той всецелой надежды на Бога, которая одна и доставляет нашему сердцу покой. А бывает и так, что желание «подготовиться как можно лучше» имеет основанием мысль о том, что мы «можем что-то сами». Эта самая мысль «не дает» действовать Богу: Господь оставляет нас наглядно убедиться в том, что такое «мы сами» и что мы «можем» без Него. Постарайтесь все же задать свой вопрос священнику, у которого исповедуетесь, думаю, что он скорее поможет Вам разобраться в себе.

Имеет ли какое-то значение время исповеди и Причастия (будни или праздник). У меня есть возможность приходить на исповедь и в будние дни, но говорят, что в праздник лучше. Только не могут объяснить, чем же лучше. Не хочется в праздники мешать тем, кто не может приходить в другие дни. Как быть?

Вряд ли этот вопрос можно отнести к числу принципиальных. Как Причащение в будни, так и Причащение в воскресные и праздничные дни имеют свои «доводы за». В будний день, когда число исповедующихся невелико, можно исповедоваться подробнее, спокойнее, не опасаясь кого-то сильно задержать, можно задать свои вопросы и получить ответы на них. И на службе можно помолиться внимательнее, неразвлеченнее, не рассеиваясь умом по причине большого собрания народа, в том числе и не вполне еще церковного.

С другой стороны, в праздник, когда воспоминается то или иное событие Священной истории, верующему порой особенно хочется вступить в то теснейшее единение со Христом, которое может доставить именно Причащение Святых Христовых Таин. Поэтому каждый должен сам выбирать то, что ближе и полезнее его душе. Или, что еще лучше, просто спросить благословения, как поступать, у своего духовника.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.