Возможна ли безгрешная жизнь в современном мире? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возможна ли безгрешная жизнь в современном мире?

2022-10-03 23
Возможна ли безгрешная жизнь в современном мире? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы,— эти слова праведника Ветхого Завета Ездры (3 Ездр. 8, 35) очень точно отвечают на вопрос о том, возможна ли безгрешная жизнь как таковая. Но в то же время жизнь праведная, благочестивая, богоугодная была возможна всегда, и не будет такого времени на протяжении истории человечества, когда она окажется невозможной.

Другое дело, что гораздо легче жить доброй христианской жизнью, имея перед собой столь же добрые примеры, удаляясь от господствующего в мире растления похотью, о котором говорит апостол Петр (2 Пет. 1, 4). И гораздо трудней, когда примеров искренней веры и благочестия мало, а «растление похотью» заявляет в окружающем нас обществе о своем «господстве» все решительней.

Но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). И, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения (2 Пет. 2, 9). Однако рассудите и вот о чем: если среди людей, изнемогающих от своей немощи, является некто, близкий к христианскому совершенству, то легко ли будет ему не развить в себе одну страсть, с легкостью «компенсирующую» отсутствие прочих и губящую человека гораздо скорее их? Страсть эта — гордость. И потому не скоро подает Господь христианину, ищущему безгрешности, эту самую безгрешность, хотя бы и относительную. А сначала учит его видеть свои грехи и недостатки, дает вполне познать, что без Бога он ничто, что сам, своими силами он никогда не достигнет спасения. И только когда смиряется по-настоящему человек, когда теряет способность превозноситься чем бы то ни было, подает ему Господь исцеляющую его от страстей благодать, вводит его в ту жизнь, в которой над ним уже не властвует грех.

 


[1] Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983). Клирик Православной Церкви в Америке, выдающийся богослов и проповедник, автор ряда книг по литургическому богословию и истории Церкви, адресованных самому широкому кругу читателей.

[2] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006). Около 40 лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви. Письма отца Иоанна — настоящая школа духовной жизни для современных христиан.

[3] Преподобный Петр Дамаскин (предположительно жил в VIII в.). Автор сочинения о духовной жизни в двух книгах, переведенного с греческого языка на русский в 1874 г.

[4] Священник Александр Ельчанинов (1881–1934). Пастырь, педагог, духовный писатель. Широко известна его книга «Записи», в которую вошли короткие заметки, размышления, отрывки из писем, фрагменты проповедей (впервые опубликована в Париже в 1935 г.; в России переиздавалась не однажды).

[5] Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340 — после 394; память 23 ноября / 6 декабря). Современник и друг святителей Василия Великого и Григория Богослова. Участвовал в деяниях Второго Вселенского Собора, возглавлял борьбу против ереси Македония. Сохранились Послания и Слова святителя Амфилохия, в которых совершенная форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и догматическим содержанием.

[6] Блаженный Августин, епископ Иппонийский (354–430; память 15 / 28 июня). Родился в Африке, в г. Тагасте, образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия († 397; память 7 декабря) и под его руководством изучил Священное Писание. Слово Божие произвело в душе блаженного Августина коренной перелом: он крестился, раздал все свое имение бедным и принял монашество. В 395 г. был возведен в сан епископа. Понес много трудов по борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан. Среди наиболее известных творений блаженного Августина — «О граде Божием», «Исповедь», 17 книг против пелагиан и «Христианская наука».

[7] «Исповедь» — автобиографическая повесть, написанная блаженным Августином в 397–400 гг., спустя 10 лет после его обращения ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Все свои долгие поиски, свой непростой путь к Богу Августин излагает в «Исповеди» как в пламенной молитве к Нему. Помимо собственно автобиографического, «Исповедь» имеет важное богословское и философское значение.

[8] Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809; память 1 / 14 июля). Родился в Греции на острове Наксос, получил образование в г. Смирна. В возрасте 26 лет пришел на Афон, принял постриг в монастыре Дионисиат, где ему была поручена подготовка издания рукописи «Добротолюбие», обнаруженной в 1777 г. в Ватопедском монастыре. В 1783 г. принял схиму и пребывал в затворе шесть лет, затем до кончины занимался литературно-богословскими трудами. Преподобный Никодим — автор предисловия к «Добротолюбию», книг «Невидимая брань», «Учение об исповеди», «Благонравие христиан», ряда толкований на апостольские Послания, богослужебных текстов.

[9] Игумен Никон (Воробьев; 1894–1963). В 1931 г. принял монашеский постриг и священный сан, в 1933 г. был арестован и сослан в Сибирь на 5 лет. Служил на приходах в Козельске, Гжатске. Его благоговейное служение привлекло к нему множество духовных чад. Письма игумена Никона духовным чадам неоднократно публиковались под общим названием «Нам оставлено покаяние».

[10] Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Известный церковный писатель, клирик Православной Грузинской Церкви.

[11] Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980). Поступил в МДС вскоре после ее открытия в 1946 г. Принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и вскоре был назначен духовником богомольцев. В 1955 г. был переведен в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где окормлял многочисленных духовных чад до кончины.

[12] Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (память 28 января / 10 фераля). Жил в VII в. Проводил пустынническую жизнь, достиг высокого духовного совершенства. Сочинения преподобного известны в Европе с VIII в.

 

[13] Преподобный Симеон Новый Богослов (946–1021; память 12 / 25 марта). Около 980 г. был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Удалившись на покой, создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творений — сокровенное делание во Христе.

[14] Преподобный Максим Исповедник (ок. 580–662; память 21 января / 3 февраля; 13 / 26 августа). Родился в Константинополе, получил разностороннее образование. Достиг высокого положения на государственной службе, но удалился в монастырь и принял постриг. Богослов, философ и проповедник, вел борьбу с монофелитской ересью, которую поддерживал находившийся в то время у власти император Констанс II. За свое исповедание был дважды осужден в Константинополе, подвергнут пыткам и сослан в Колхиду, где вскоре умер. Преподобному Максиму принадлежит ряд богословских и антропологических трудов, а также несколько произведений церковной гимнографии.

[15] Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (1296–1359; память 14 / 27 ноября). В 20-летнем возрасте удалился на Афон, где посвятил себя духовной молитве — умному деланию. В 1326 г. был вынужден вернуться в Солунь (Фессалоники), где принял священный сан, а затем был возведен в епископское достоинство. Автор множества богословских трудов, основные из которых посвящены природе Нетварного Света, исхождению Святого Духа, вопросам обожения человека.

[16] Преподобный Варсонофий Великий († ок. 563 г.; память 6/19 февраля). Более 50 лет проводил подвижническую жизнь в уединенной келье близ палестинского монастыря аввы Серида. Сохранились наставления преподобного Варсонофия и его ученика преподобного Иоанна Пророка, записанные в форме ответов на вопросы монахов и мирян.

[17] Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Господней.

[18] Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340–397; память 7 / 20 декабря). Получив прекрасное образование, занимал высокий пост в провинции Лигурия. В 374 г. чудесным образом был избран во епископа этой провинции, раздал бедным свое имущество и стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Вел непримиримую борьбу с арианством и язычеством, обладал непререкаемым авторитетом и пастырской твердостью. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как гимнограф и преобразователь церковного пения.

[19] Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 346 – 395 гг.). Последний император единой Римской империи.

[20] «Отрицаешься ли сатаны…».

[21] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 7, п. 6.

[22] Преподобный Досифей (память 19 февраля / 4 марта). Ученик преподобного аввы Дорофея. Жил в конце VI — начале VII в., воспитывался в богатой и знатной семье. После явления ему Пресвятой Богородицы оставил все и поступил в обитель аввы Серида, где нес послушание в монастырской больнице, служа недужным. Тяжело заболел и умер, прожив в обители всего пять лет. Вскоре после его кончины одному подвижнику было открыто: юноша Досифей удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.

[23] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого: «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: «От Меня это было». М.: Данилов мужской монастырь. 2007.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.