Серапионовская палатка, или палатка, трех мощей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Серапионовская палатка, или палатка, трех мощей

2022-10-03 37
Серапионовская палатка, или палатка, трех мощей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Палатка пристроена к западной половине южной стены Троицкого собора. Она получила свое первое и собственное название от имени Серапиона, архиепископа Новгородского, который скончался в лавре 16 марта 1516 года и над гробом которого она была поставлена (см. о нем в списке настоятелей лавры, № 18, а от чего второе название – сейчас ниже). Вероятно, она поставлена в 1559 году, когда после обретения и погребения в новом гробе мощей Серапиона у могилы его начали твориться знамения, как говорится в его житии. В описи монастыря 1641 года упоминается о покровах кутняных и тафтяных, которые кладутся «на митрополитов, где Серапион чюдотворец», причем во множественном – «митрополитов»; кроме митрополита Иоасафа, жившего на покое и скончавшегося в Троицком монастыре, разумеется еще митрополит Феодосий, также скончавшийся у Троицы в октябре месяце 1476 года41. Вероятно думать, что палатка с первого раза была сделана так, чтобы вмещать в себе не один гроб Серапиона, но и гробы митрополитов, то есть не весьма маленькой, а более или менее просторной. Но что первоначально она имела все-таки меньшие размеры, чем теперь, видно из того, что архимандрит Дионисий, который лежит теперь в ней, был положен не в ней, а вне ее, против ее дверей (которые, следовательно, были первоначально на юг)42. Опись лавры 1768 года говорит, если не ошибается, о современной ей, крытой еще тесом, Серапионовой палатке, что она строена в 1700 году. В 1783 году митрополит Платон построил новую палатку на месте бывшей до него. В 1829 году крыша на палатке переделана под одну линию с папертью (Троицкого собора) на той стороне, с фронтоном под вид фронтов, что на (паперти?) Никоновской церкви, а восточная стенка ее, бывшая дотоле деревянною, заменена каменною43. В 1853 году иконостас палатки был позолочен, а вообще она получила нынешний весьма благообразный вид, с нынешним богатым убранством, при наместнике Антонии (до которого она служила будто бы складом разной рухляди церковной).

В палатке находятся три устроенных митрополитом Платоном надгробия, или надгробных памятника (раки, как говорят, употребляя слово в несобственном смысле), – над могилами лежащих в ней архиепископа Серапиона, о котором мы сказали, митрополита Московского Иоасафа, скончавшегося в лавре 27 июля 1555 года (см. о нем в списке настоятелей, № 25), и архимандрита Дионисия, скончавшегося 10 мая 1633 года (от трех рак палатка, кроме Серапионовской, и называется еще палаткой трех мощей, причем второе название гораздо более употребительно, чем первое). Лежащие на раках изображения усопших не Платоновские, а новейшие [сделанные в 1899 г. на иждивение лавры из старого серебра, хранившегося в ризнице], Платоновские же находятся теперь в скиту, на паперти деревянной Успенской церкви (а что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось).

Со времени же, как должно думать, митрополита Платона принимается, что палатка стоит на месте кельи преподобного Сергия и что здесь имело место посещение преподобного Божиею Матерью (сравни следующую, IV главу о кельях). Поэтому в палатке поставлена икона, изображающая это посещение Божиею Матерью преподобного, на которую в недавнее время благочестивыми вкладчиками сделана серебряная позолоченная риза с великолепным золотым венцом и короною над главой Божией Матери.

Со времени наместника Антония в палатке каждую пятницу, в три с половиной часа пополудни, поется всенощная с акафистом Божией Матери, а каждую субботу после литургии в Никоновской церкви, которая в этот день начинается в ней в четыре часа утра, поется молебен Божией Матери.

В палатке в особых ковчегах хранятся кисть правой руки архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, принесенные А. Н. Муравьевым из Иерусалима в 1850 году. [В иконостасе – икона святителя Николая чудотворца, пожертвованная С. Ф. Воейковым в 1895 г. Ею преп. Сергий благословил родоначальника Воейковых, боярина сербского Воейка Войтеговича Терновского, при крещении его митр. Киприаном в 1384 г. в Чудовом монастыре.]44

МАКСИМОВСКАЯ ПАЛАТКА

Палатка пристроена к северной стене Духовской церкви и получила название от имени преподобного Максима Грека, над гробом которого она была поставлена.

Преподобный Максим Грек, знаменитый своим великим умом и своею ученостию, а также своею необыкновенною (пророческою) ревностию о правде Божией, прибывший с Афона в Россию в 1518 году, навлекший на себя гнев великого князя Василия Ивановича и митрополита Даниила в 1525 году и после сего проведший весьма многие годы в темничном и нетемничном заключении, сперва в Иосифовом Волоколамском монастыре, а потом в Тверском Отрочем монастыре, переведен был из последнего монастыря к Троице по ходатайству почитателя его и его образа мыслей игумена Артемия в 1551 году и скончался здесь в 1556 году (неизвестного месяца и числа). Палатка (часовня) над его гробом поставлена между 1651–1656 годами, при архимандрите Адриане, вследствие бывших в первом году знамений от гроба45. До митрополита Платона она была маленькою; Миллер в своем описании лавры, написанном между 1770–1775 годами, говорит о ней: «близ церкви Сошествия Святаго Духа в приделанной малой палате есть гробница с образом ученаго Грека преподобнаго Максима, монаха Ватопедскаго». По описи лавры 1768 года, при кровле Духовской церкви (тесовой) палатка была покрыта лещедью. В 1796 году митрополит Платон перестроил ее с целию ее увеличения. С тою же целию постепенного увеличения она была перестраиваема при митрополите Филарете в 1847 и в 1867 годах (в последний раз – для приведения ее в симметрию с пристроенною к южной стороне Духовской церкви Филаретовскою церковию). Надгробие преподобного Максима Грека находится в юго-западном углу палатки, а вся она составляет теперь (и, собственно, представляет собой) монастырскую лавку для продажи икон, крестов и других священных предметов.

КОЛОКОЛЬНЯ

Лаврская колокольня есть одна из первых в России колоколен по вышине и, как думаем, есть самая первая в России колокольня по красоте – изящно стройная и, несмотря на всю свою массивность, смотрящаяся чрезвычайно легкою (и как-то характерным образом элегантною). Она представляет собой четвероугольную башню в пять этажей, которые один за другим постепенно уменьшаются в объеме, из которых нижний – глухой, а все остальные – с широкими пролетами, оставляющими от стен только углы, из которых второй и третий обставлены по углам колоннами, а четвертый и пятый – полуколоннами и из которых все эти четыре обставлены по выступам углов вазами (второй этаж колокольни значительно менее первого, а постепенное уменьшение идет уже далее, так что башню представляют собой, собственно, четыре этажа колокольни, начиная со второго, а первый этаж составляет как бы пьедестал башни). Наверху колокольни поставлен своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина имеет форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз и поставленной на подставе, возвышающейся из первой чаши, и который венчается крестом на яблоке. Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была построена трехэтажною, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над нею были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид [см. фототопич. таблицу № IX].

Колокольня начата была строиться по повелению императрицы Анны Иоанновны, но уже после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Надстроены два верхних яруса, придавших колокольне иной вид против первоначального и сделавших ее такою в отношении к архитектурной красоте, как мы ее охарактеризовали, после 1767 года митрополитом Платоном (16 июля 1766 года назначенным архимандритом лавры, с 10 октября 1770 года по 21 января 1775 года – архиепископом Тверским, сохранившим при сем и звание архимандрита лавры). Вышина колокольни – 41 сажень и один аршин (а без купола – 34 сажени и один аршин, так что купол имеет вышины 7 сажен); каждая сторона нижнего этажа, представляющего собой квадратный четвероугольник, в ширину – 12 сажен и один аршин; каждая сторона второго этажа – 7 сажен; клейма под чашею, которые снизу кажутся аршинными квадратами, на самом деле имеют вышины и ширины около 3 сажен. Купол и клейма под большой его чашей вызолочены через огонь червонным золотом.

Всех колоколов на колокольне с часовыми и с негодными к употреблению – 42 (полный звон – 25 колоколов).

Большие колокола суть:

1. «Царь-колокол»46, более которого нет в России в действительном употреблении, имеющий весу 4000 пудов (по сказке мастеров, его ливших, – 4065 пудов), при языке, имеющем весу около 90 пудов, вылитый в лавре в 1748 году, повешенный на колокольню (на середину второго яруса) в 1759 году, употребляемый для звона в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни.

2. «Корноухий» (названный так оттого, что имеет не медные, а железные уши), или «Воскресный», вылитый в лавре в 1683 году, имеющий весу 1275 пудов, висящий в западном пролете второго яруса.

3. «Годуновский», или «Полиелейный», вылитый для лавры царем Борисом Феодоровичем Годуновым в 1600 году, вес которого точным образом неизвестен и определяется разно – от 1700 до 2000 пудов, имя Годунова в надписи на котором срублено в 1744 году по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, висящий в восточном пролете второго яруса (прежде «Годуновский» был воскресным, а полиелейным – «Корноухий»).

4. «Лебедь», или «Славословный» (т. е. употребляемый в те дни, когда положено петь великое славословие), вылитый для лавры в 1594 году Борисом Феодоровичем Годуновым, имеющий весу 625 пудов, висящий на середине третьего яруса колокольни.

5. «Переспор» (названный так потому, что при общем звоне, или звоне во вся, забивает другие колокола), или «Вседневный», вылитый по заказу лавры в Москве в 1780 году, имеющий весу 315 пудов и 28 фунтов, висящий в четвертом, или предпоследнем, ярусе колокольни.

6. «Панихидный» колокол, купленный в Москве в 1796 году, имеющий весу 106 пудов и 25 фунтов, висящий в восточном пролете третьего яруса.

О колоколе преподобного Никона, который еще в 1641 году (см. опись) висел на колокольне в числе малых колоколов, см. выше, в речах об этой последней церкви (стр. 202).

На колокольне находятся большие боевые часы с циферблатами вверху третьего яруса на все четыре стороны, выбивающие не только часы, но и четверти, сделанные в 1781–1784 годах одним Тульским ружейником.

В нижнем ярусе колокольни устроена в 1855 году рухлядная палата, разделенная на два этажа.

Нынешняя колокольня поставлена не на месте прежней колокольни, а на месте прежней трапезы. Прежняя колокольня находилась или вплотную у западной стены Духовской церкви, над входом в нее, или же между Троицким собором и Духовскою церковию, но только ближе к последней47. Из описи монастыря 1641 года мы выпишем речи о прежней колокольне с дополнительными речами о всех бывших тогда в лавре колоколах и о бывших тогда в ней башенных часах.

«В Троицком монастыре межь церквей пресвятые Троицы и Сшествия святаго Духа колоколница каменая. А на колоколнице колоколов больших и середних и менших:

Колокол болшой благовестной, стоит вверху, благовестят в него в празднества болшие, а сколько в нем пуд весу, не подписано.

Колокол другой благовестной, весу в нем шестьсот двадцать пять пуд, благовестят в полелиостные (sic., т. е. полиелеостные, полиелейные) празднества. – Оба те колокола дачи царя и великаго князя Бориса Федоровича всеа Руссии (в числе нынешних эти колокола указаны выше под № 3 и 4).

Колокол благовестной, долгой язык, слобоцкой (из Александровой слободы?), благовестят в него в простые дни – во вторник, в четверг, в субботу.

Колокол чюдотворцов (разумеется колокол преподобного Никона), благовестят в него в понедельник, в среду, в пяток.

Колокол застолный (которым братия созывались в трапезу), стоит в среднем ряду.

На церкве Сшествия святаго Духа пять колокол: колокол нефимонной, колокол с очапом, колокол – благовестят в него в государев приход о подъеме с монастыря, колокол всполошной, колокол разшибен, бывал нефимонной.

Да вверху на колоколнице середних колокол: два колокола повсядневные, четыре колокола краснаго звону, два колокола призвонные, симские (пожертвованные кем-либо из фамилии Симских?), два колокола зазвонные, восемь колоколов призвонных менших.

Колокол часовой новых болших часов.

Колокол часовой старых часов.

Два колокола перечастные (sic) невелики, что стоят у часов на трапезе.

И всего на болшой колоколнице и на церкве Сшествия святаго Духа и часовых болших и средних и менших тритцать два колокола.

В монастыре ж трои часы боевые: часы старые, стоят на трапезе (сделаны были в 1556 году, о чем в Кратком летописце монастыря под нашим годом записано: «того же лета зделали у живоначалныя Троицы часы болшие, а делал те часы диакон старец Тихон Ноугородец»), другие часы новые, болшие, деланы во 139-м (1631) и во 140-м (1632) году, стоят на колоколнице у болшаго колокола; третие часы на круглой (Пятницкой или Житничной) башне, у них колокол боевой, да два колокола перечастные» (sic).

Кроме колокольни, во время составления описи еще были колокола у церкви преподобного Сергия надворотной и у больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких: «У церкви Сергия чюдотворца два колокола не велики... У Соловецких чюдотворцов колокол благовестной, да четыре колокола зазвонных, все не велики». (На виде лавры ХVII века шатер на церкви Зосимы и Савватия не глухой, как теперь, а с пролетом, в котором повешены колокола. А по книге планов и фасадов 1745 года колокола повешены на приделке к низу шатра, имеющей вид балкончика или беседки (см. выше, стр. 217, упоминание о Зосимо-Савватиевской колокольне).

По Краткому описанию лавры, старая колокольня была разобрана в 1738 году, когда собирались приступить к строению новой колокольни. Может быть, описание говорит и правду, но вероятнее предполагать, что старую колокольню разобрали не ранее как готова была новая колокольня, а это последнее случилось только в 1756 году (хотя, с другой стороны, могло быть, что старую колокольню разобрали еще до приступа к строению новой, потому что она грозила опасностию падения, каковым именно обстоятельством могло быть вызвано и построение новой колокольни).

 

1 В одной рукописи, написанной в Троицком монастыре в 1497 году, читается запись: «Лета 7018 (1510) ходил велики(й князь в) Новгород, да и Псков взял месяца генваря 20 д. А пришед на Москву был в Сергиеве монастыре месяца июня 16, да поставил свещу негас(имую) у Сергиева гроба. Того же лета побили верх железом (подразумевается белым, т. е. жестью) у Троици в Сергиеве монастыре месяца маия 19». Рукопись в настоящее время – в библиотеке Ярославского купца И. А. Вахромеева (по описи А. А. Титова № 778).

2 [Вид собора и план его из сей книги см. на приложенной фототипической таблице № VII].

3 Находятся еще священные изображения в не закрытых папертями и Никоновской церковию подкровельных камарах, или полукруглых печурах, на южной и северной стенах собора. Относительно этих последних изображений нужно думать, что они написаны не в позднейшее только время, а, напротив, в более или менее древнее время (после которого потом большее или меньшее количество раз письмо возобновляемо было), ибо назначение камар именно и состояло (или, по крайней мере, было полагаемо) в том, чтобы в них помещаемы были священные изображения.

4 В соборном приговоре монахов Троицкого монастыря новопоставленному игумену Митрофану 1584 года, напечатанном в III томе «Актов Юридических» Калачова (№ 274, соl. 26), упоминается еще не как трапеза, или заднее отделение церкви, а как паперть, или сени в церкви.

5 В 1642 году Троицкие власти докладывали царю Михаилу Феодоровичу: «В Троицком Сергиеве монастыре у соборной церкви живоначальные Троицы паперть покрыта тесом и та кровля поогнила и теча большая, и о том как государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии укажет: над тою папертью по прежнему ли велит покрыть тесом или каменные своды зделать укажет?» Государь приказал «зделать свод каменной, укрепя на столпах» (см. в статье иеромон. Арсения о служках, с. 54). После того как сделан был свод, паперть, вероятно, и превращена была в трапезу с постановкой в ней иконостаса. Что касается до нынешнего устройства трапезы, то, вероятно, его именно разумеет митр. Филарет в письме к наместнику Антонию от 17 апреля 1832 года, когда говорит: «устроение трапезы Троицкаго собора, как описываете, должно быть хорошо».

6 Павел Алеппский говорит, что в западной паперти собора две двери («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 30).

7 [Этот подсвечник, пришедший в ветхость, в 1898 году исправлен и помещен в Трапезной церкви за престолом, а на место его поставлен точно такой же подсвечник, сделанный в том же 1898 году иждивением лавры из старого серебра, хранившегося в ризнице (см.: «Историч. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Св.-Тр. С. Л., 1902, с. 16–17)].

8 Перевод на русский язык акафиста Божией Матери, читаемого в субботу на 5-й неделе вел. поста, – в Прибавл. к твор. св. отцев (ч. XIV, 1855, с. 139). О неседальной песни (peri tou akathistou hymnou) есть исследование М. К. Параникаса, помещенное в одном греческом журнале (см. «Византийский Времен.», т. III, вып. I, с. 215 sub., fin.). См. «Известия Академии Наук» (т. VI, №, 5, с. 440) и «Православные Русские акафисты» А. Попова (Казань, 1903, с. 54 sqq.).

9 См.: «Описание славянских рукописей, хранящихся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры» архим. Леонида, напечатанное в 4-й книге «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» (1880, № 13, с. 35) и «Выходы государей» (с. 691; 25 сентября 1680 г.).

10 Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник, принадлежащий гр. Строганову, уверяет, что одна из икон Троицы написана Андреем Рублевым, именно говорит: «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу». Но в описи монастыря 1641 года ни одна икона Троицы не усвояется Андрею Рублеву, а только находящаяся по правую сторону царских врат называется чудотворною. Митр. Филарет в одной своей записке, написанной против Ровинского по тому поводу, что этот говорит об иконе Троицы, находящейся на правой стороне от царских врат, будто она писана древним Итальянским художником, утверждает: «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при преподобном Никоне». Но должно думать, что люди, которые делали для митрополита справку, выдали ему за постоянное Троицкое предание то, что говорит Клинцовский подлинник (так как А. В. Горский в своем Описании лавры вовсе не говорит о принадлежности иконы Рублеву, то и справка должна быть усвояема не ему). Царь Иван Васильевич прежде Бориса Федоровича, как должно думать, сделал ризу на ту икону Троицы, которая занимала высшее место, или находилась на правой стороне. Почему потом, после Годунова до 1641года, иконы переменены местами – не можем сказать, может быть, потому, что именно в этот промежуток времени икона, находящаяся теперь на правой стороне, прославилась чудотворениями. В 1641 году чудотворный образ Троицы находился в особой киоте, у которой были затворы, стоявшие отдельно от образа и приставлявшиеся к нему только на время, о чем в описи монастыря нашего года читается: «у чюдотворново образа киот обложен серебром басмою, вверху написано отечество (Бог Отец), по сторонам Борис и Глеб, венцы резные, кругом строка чеканная: поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, наверху крест, обложен серебром басмою, золочен; у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских (sic) дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». Троицкий монастырь, в который принесен был в 1567 году образ Троицы, написанный иконником диаконом Никифором Грабленым, о чем говорит 2-я Новгородская летопись (Полн. собр. русск. лет., т. III, с. 161 fin.), есть не наш Троицкий Сергиев, а Троицкий Клопский, находящийся близ Новгорода. Иконы Спасителя на убрусе и Спасителя на престоле считаются произведениями кисти знаменитого придворного иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова, причем принимается, что первая икона написана в 1677 году, а вторая – в 1685 году (см. статью Г. Д. Филимонова «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», напечатанную в Сборнике Общества древнерусского искусства за 1873 г., с. 46, fin., и 50). Но обе иконы упоминаются в описи 1641 года. Может быть, дело нужно понимать так, что Ушаков написал вновь те же самые иконы? В Кратком описании, начиная с издания 1796 года и кончая последним изданием, 1829 года, упоминаются «два образа преподобнаго Сергия, украшенные златым окладом с драгоценными каменьями». [Ср.: В. П. Гурьянов. «Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Св.-Тр. Сергиевой лавры и их реставрация», М., 1906, и Н. П. Лихачев. «Манера письма Андрея Рублева», СПб., 1907, изд. Общ. любит. древн. письмен.]

11 Вероятно думать, что мелких размеров иконы, поставленные в первом и во втором тяблах иконостаса, представляли собою выбор из тех икон, которые приносимы были в монастырь на гробах разных погребенных в нем богатых людей.

12 Во вкладной книге монастыря записано: «1559 г. княгиня Евфросиния с сыном своим князем Владимиром Андреевичем дали вкладу в раку чюдотворца Сергия денег 600 рублев, да перстень золот, а в нем яхонт лазорев». Из этой записи, кроме участия княгини Евфросинии с сыном в сооружении раки, видно и то, что последняя начата быть делаема не позднее как в 1559 году. Прямое известие, что рака была делаема в продолжение 29 лет, а именно что ее начали делать в 1556 году, читается в одной летописи ХVII века, находящейся в библиотеке Петербургской духовной академии (№ 298), – той, на которую Карамзин ссылается под именем Александроневской летописи и часть которой недавно напечатана в III томе «Русской Исторической Библиотеки», издаваемой Археографическою Комиссиею, см. в 3-м томе «Странника» 1892 г. (сентябрь) статейку «О раке преп. Сергия» (с. 153–154). О награждении царем Федором Ивановичем 24 августа 1585 года 14 человек серебряных мастеров, делавших раку преподобного Сергия, см. в Дополн. к «Акт. Истор.» (т. I, № 131, с. 210, со1. 2). О лежании преподобного Сергия в деревянной раке до нашей серебряной читается в одной Академической рукописи (фундам. № 201, л. 253 об.) запись: «Сергий чюдотворец лежал в раке древяной 163 лета, а преложение мощем его из древяные раки в серебряную в лето 7093 году августа в 15 день». В XVII веке воспоминание преложения мощей преподобного Сергия было празднуемо в Троицком соборе лавры 14 августа, о чем в одной содержащей Троицкий устав рукописи этого века под 14 августа записано: «в той же день празнуем преложение мощем преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чюдотворца, – бдение со свещами, а поют все, яко указася сентября 25, а празднуют в одной церкви в Троице» («Опис. ркп. Синод. библиот. Горск.» и Невостр., № 400, л. 160 об.). Прежняя рака по приказанию царя Феодора Ивановича разнята была на иконы (как говорится это в надписи на иконе «Видение Богоматери преп. Сергием», написанной именно на доске от раки в 1588 году и находящейся теперь над южными алтарными дверями Троицкого собора). Игумения Страстного монастыря Евгения Озерова пишет в своих «Записках», что в бытность ее в лавре 1 августа 1869 года ей открывали главу преподобного Сергия (в «Русском архиве» Бартенева, 1898, № 8, с. 392 sub., fin.).

13 Прежняя верхняя доска была не металлическая, а только обложенная металлом деревянная кипарисовая; она также употреблена была на иконы (в архиве лавры дело 1835 г., № 60, о написании икон – двух больших и нескольких малых – на снятой с раки преподобного Сергия деревянной крышке).

14 Обычай носить на поясе ножик и ложку, каковая пара с влагалищем, или футляром, называлась связней, оставался у нас еще в XVII веке, и в описании, напр., казны патриарха Филарета упоминается несколько таких связней, состоявших из ножика булатного и ложечки каповой (см. «Русск. Историч. Библиотеки», издаваемой Археографич. Комиссиею, т. III, со1. 928). Павел Алеппский говорит о деревянной посуде, даваемой в Троице-Сергиевом монастыре на благословение: нож, ложка и посох («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 34).

15 Образ «Видение Сергиево» был посылаем Грозному под Казань в 1552 году или список с образа послан в дар (Полн. собр. русск. лет., т. VI, с. 312).

16 [По возвращении из последней войны она была исправлена иконописцем В. П. Гурьяновым. См. его брошюру «Икона явления Божией Матери преподобному Сергию и пр.», М., 1907].

17 А другая икона архангела Михаила, стоящая на северной стороне левого подкупольного столба, стоит тут с самого времени ее поставления в 1562–1566 годах (см. о. Арсения «Летопись наместников, келарей, казначеев и пр.», с. 33, казначеев № 10).

18 [Снимок ее, как уже сказано, помещен в «Житии и подвигах преп. Сергия», составленном иеромонахом, ныне епископом Никоном, изд. 5-е, 1904, с. 215].

19 О возобновлении стенной живописи в соборе в 1635 г. говорит Симон Азарьин в «Новых чудесах преп. Сергия» (чудо 15-е, печатн. изд., с. 48–49), а «летопись» о сем возобновлении живописи, которая была написана «вокруг по стенам» собора, см. в Вивлиофике (XVI, с. 311, fin.). По словам И. М. Снегирева в «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» (с. 89), эта летопись вдоль стен заменена была символом веры при росписании 1854–1855 гг. Относительно этого (1635 г.) возобновления живописи мы не можем ответить на вопрос, так как по описи 1641 года на всех трех стенах Троицкого собора было много икон в киотах, то была ли живопись за иконами или же они закрывали пустые места стен? От 24 августа 1855 г. митр. Филарет писал наместнику Антонию: «От двух или трех благородных посетителей лавры известно, что они соблазнились картиною страшнаго суда в Троицком соборе, где в аде написаны люди с еполетами и журналист с торчащею из кармана тетрадью. Если что подобное допущено, постарайтесь на сих днях поправить. Соблазнились и изображением святителя Николая на соборе, ударяющаго в ланиту Ария. Это, помнится, видел и я: и, конечно, лучше не представлять действия, которое собор осудил и которое Видящий сердца простил, но которое, конечно, не должно быть примером для подражания. Но это не без основания написано. Соблазнились еще и тем, что у Ария на шее изображен злой дух. И в сем случае не нужно было выставлять для всех, что видели только прозорливцы». От 1 сентября того же 1855 года митрополит писал наместнику: «Благодарю, что сделали исправление в стенном иконописании. Много было толков о сем: лучше, чтобы они не возобновлялись в сие время» (во время пребывания государя в Москве). Какую великую свободу позволял себе покойный о. Антоний не только в отношении к стенной живописи, но и в отношении к древним и важным иконам – см. в книге гр. М. В. Толстого «Хранилище моей памяти» (кн. I, с. 83–84).

20 Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 30.

21 Из письма митр. Филарета к наместнику Афанасию от 6 марта1824 г. видно, что в которой-то из надписей была «заключена еретическая мысль» (митрополит поручал наместнику исправить «бестолковые выражения» в надписи по совету с ректором академии). В письме к наместнику Антонию от 25 октября 1835 г. митр. Филарет говорит о каком-то неизвестном тайном хранилище в Троицком соборе, именно: «тайное хранилище в Троицком соборе заделывать не надлежало и для того, чтобы воздух был незапертой; но не надобно показывать сию старинную новость». В «Монастырских письмах», в письме XV от 12 марта 1843 г. говорится совсем непонятно для нас, что тогда жил под алтарем Троицкой церкви один старичок сам третий. Вероятно, тут обмолвка или опечатка: Троицкой вместо Смоленской.

22 В 1590 году пели панихиду преп. Никону («Дополн. к Акт. Истор.», т. I, № 135, с. 216).

23 Павел Алеппский называет ее изящною («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 32).

24 В Малороссии до сих пор Духов день – в воскресенье, а Троицын день – в понедельник «Бандуриста» Закревского см. «Троицкие песни»).

25 Часть этой церкви см. на виде Троицкого собора и окружающих его зданий на с.177.

26 См. Карамзина т. VIII (прим. 586, со1. 79); А. Ф. Бычкова «Описание сборников Импер. Публичной библиотеки» (с. 2, 140, 400). В верховьях реки Вори, на северо-запад от Радонежа, было село Бели и его (Бельские) деревни (см.: «Собр. гос. грам. и догов.», ч. I, с. 32, 34, 44, 255, 257, 261, 263, 376; «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1886, кн. III, с. 83, 85, 97, 110; М. С. Боголюбский, «Историко-географический очерк пределов Московской епархии», М., 1894, с. 29).

27 Сенаник, вечный сенаник, повседневный сельник (от «село», т. е. тетрадь поминовенная, в которую записаны давшие села?) и вседневный список см. в «Описании Московского Богоявленского монастыря», сост. еписк. Никодимом (Белокуровым), с. 25, fin.

28 Об устроении будто бы королевой Нидерландской Анной Павловной двух приделов в соборе см. Указатель к «Собранию мнений и отзывов» митр. Филарета, слова «Анна пророчица» и «Анна Павловна» (с. 21, со1. 2), и «Успенский собор» (с. 622).

29 Что паперть разобрана была в 1780–1781 годах, перед самым строением нынешнего крыльца, – это видно из дела о построении нынешней ризницы. В деле говорится, что в 1782 году выбирали бутовый камень бывшей трапезы Успенского собора для фундамента новой ризницы.

30 См.: Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1902. С. 26.

31 Ср.: С. А. Белокуров. О библиотеке Московских государей XVI столетия. С. 258, прим.

32 При убиении матери и брата оставленная в живых, чтобы поступить на ложе самозванца, после довольно продолжительного пребывания в гареме последнего, она была пострижена в монахини с именем Ольга в Горицком Воскресенском монастыре, находящемся на Шексне, в шести верстах от г. Кириллова и от Кирилло-Белозерского монастыря. Вызванная отсюда царем Иваном Васильевичем Шуйским для сопровождения тел своих родителей из Москвы к Троице, она осталась потом жить, чтобы быть близ гробов родителей, в Подсосенском монастыре, находившемся в семи верстах от Троицкого монастыря, который был ктиториею ее отца. При подступлении Поляков под Троицкий монастырь она укрылась в стенах этого последнего со всеми старицами Подсосенского монастыря и провела в нем все время осады. По окончании осады (12 января 1610 года), так как при этом разрушен был Поляками Подсосенский монастырь, она поселилась в Московском Новодевичьем монастыре, который во второй половине августа 1610 года заняли те же Поляки и в котором, вероятно, она подверглась новому бесчестию, как намекает одно известие о ней (см. у Платонова в «Сказаниях о смутном времени» с. 153, прим.). После взятия монастыря у Поляков Русскими, 27 мая 1611 года, и после его разрушения (чтобы опять не засели в нем Поляки) она, быв донага ограблена (вместе с королевой Марией Владимировной) подлыми казаками Заруцкого («Собр. гос. грам. и догов.», т. II, с. 585, со1. 1, нач.), отослана была вместе с другими старицами монастыря во Владимир. Во Владимирском Успенском монастыре или же в одном из суздальских монастырей она и скончалась (отрывок грамоты царя Михаила Федоровича Суздальскому архиепископу о погребении Ксении Борисовны в «Акт. Экспед.» (т. III, № 125, с. 176). Арсений Елассонский в своих мемуарах называет ее «красивейшею» («Труды Киевской духовной академии», 1899, апрель, с. 635).

33 [Во время ремонта Троицкого собора 1904–1905 гг. мощи преп. Сергия находились здесь в летнее время].

34 [План и вид церкви из книги планов и фасадов (Альбома 1745 г.) см. на приложенных здесь фототипических таблицах № IX и XIII. Теперешний вид церкви см. на рисунке на с. 227].

35 Митр. Филарет спрашивает наместника Антония в письме от 7 июня 1837 года: «прежния украшения около трапезной церкви были, кажется, из камня, а не из алебастра: нынешняя работа из алебастра на воздухе будет ли прочна?»

36 Впрочем, относительно крылец Краткое описание противоречит самому себе: в первом, 1782 года, издании ясно говорится о них как о крыльцах, ведущих на галлерею; во втором и третьем, 1790 и 1796 годов, изданиях говорится так, что скорее должно разуметь крыльца на галлерею, а не с галлереи в церковь, но можно разуметь и второе, а начиная с издания 1801 года – так, что должно разуметь второе. Если принимать это второе, то крыльца с галлереи в церковь или крыльца в церковь, стоящие на галлерее, и до сих пор остаются целыми.

37 См.: Историческое описание лавры. 1902. С. 30.

38 Там же.

39 Должно, впрочем, думать не с совершенною уверенностию, ибо икона как будто слишком длинна и (главное) по толщине своей как будто слишком массивна для верхней доски раки. (А на возникающей при сей несовершенной уверенности вопрос, куда же девалась верхняя доска от прежней раки преп. Сергия с его изображением, мог бы быть дан предположительный ответ, что она взята была государем в Москву).

40 См.: Историческое описание лавры. 1902. С. 31.

41 В описи 1641 года так читается: «3 покрова зеленых кутняных, 5 покровов лазоревых кутняных, 4 покрова кутняных дымчатых, покров брусничной цвет кутняной, покров желт кутнян, 2 покрова тафтяные. Кладутца на митрополитов, где Серепион чудотворец» (л. 122).

42 В списке надгробий Троицкого Сергиева монастыря XVII века, напечатанном Ундольским, читается: «против палаточных дверей архиепископа Серапиона (лежат:) архимандрит Дионисий, преставися 141 (1633) года, мая в 10 день».

43 Дело лаврского архива, 1828 г., № 50.

44 Историческое описание лавры. 1902. С. 23–24.

45 В одном списке записи о знамениях, имевших место 10 июля 1651 года, читается: «и от того дни (после того) повелением архимарита Андреяна соделаша над ним часовню» (см. в книге С. А. Белокурова «О библиотеке Московских государей в ХVI столетии», М., 1898, прилож., с. X, прим.).

46 О лаврском «Царь-колоколе», а также и о других больших лаврских колоколах см. статью о. Арсения»О царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой лавры», напечатанную в «Записках Археологического Общества» 1880 года. См. также доклад сената от 5 июня 1730 года о сложении недоимки с Троицкого монастыря в количестве 5000 р. за медь, отпущенную в 1714 году на перелитие большого колокола (см. «Архив Прав. Сената. Опись указам и повелениям», сост. П. Баранов, том II, № 3781).

47 Что говорит о местоположении колокольни опись монастыря 1641 года – приводится нами в тексте. В первом, 1782 года, издании «Краткого описания лавры» говорится, что колокольня – с западной стороны Духовской церкви над ее папертию, а в последующих изданиях говорится, что она – с западной стороны Духовской церкви пред ее папертию. На не совсем надежном виде лавры XVII века она вплотную примыкает к Духовской церкви, а на более надежном виде 1725 года [см. на с. 104–105] местоположение между Троицким собором и Духовскою церковию не может быть определено с точностию. Палицын в описании осады монастыря Поляками говорит, что осажденные держали стражу для наблюдения за Поляками на церкви Cвятаго Духа (гл. 41, нач.); если он разумеет именно колокольню, то слова его надлежит понимать так, что колокольня вплотную примыкала к Духовской церкви, составляя с нею одно целое. В списке надгробий лавры, составленном в половине XVII века, говорится об одной могиле: «против западных дверей церкви Сошествия св. Духа у колокольницы». По этому указанию места колокольня как будто не вплотную к западной стороне церкви. То обстоятель<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.