Трапезная церковь преподобного Сергия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Трапезная церковь преподобного Сергия

2022-10-03 26
Трапезная церковь преподобного Сергия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трапезная церковь во имя преподобного Сергия <См. снимок> вместе с самой трапезой построена в продолжение 1686–1692 годов монастырским иждивением по приказанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей (о прежней трапезе, находившейся на месте нынешней колокольни, с церковию при ней преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Федоровича, см. ниже, в главе IV). В длину вместе с алтарем, трапезою и папертью, включая и стены, церковь имеет 34 сажени, в ширину, также со стенами, – 9 саженей. Окна церкви обставлены резными колоннами (которые до 1837 года были из камня, а теперь – из алебастра?)35, которые росписаны разными красками; снаружи стены росписаны наподобие шахмат (так это было в ХVIII веке, так это с недавнего времени и теперь). Вокруг церкви идет открытая галлерея на сводах, имеющая протяжение до 100 саженей, выстланная чугуном. Крыльца, ведущие на галлерею, в настоящее время простые, в старое время были украшены резными колоннами и резными фигурами36, а главное из них – северо-западное и находилось не на самом северо-западном конце галлереи, а прямо против входа в паперть, за Михеевскою церковию, и было устроено иначе, чем теперь, а именно как приставленная к галлерее площадка с всходами на нее с двух сторон – восточной и западной (на сейчас указанном месте и в сейчас указанном виде находим крыльцо в много раз помянутой выше книге планов и фасадов 1745 года) [см. ниже, на приложенных фототипических таблицах VI и XVI].

Глава и крест на церкви были вызолочены червонным золотом между 1752 и 1758 годами, а в 1808 году покрыты золоченою медью, как середняя глава на Успенском соборе. «Над сею трапезою, – говорит Краткое описание лавры, – особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим механическим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части через другую тяжести». Эта замечательная кровля сделана в 1749 году после бывшего в лавре в предшествующем, 1746 году большого пожара, заменив собою бывшую до пожара деревянную кровлю.

О нынешнем иконостасе церкви и о нынешней живописи церкви и трапезы, которые, как почти и все в теперешней лавре, идут от митрополита Платона, то же Краткое описание говорит: «Оная церковь с олтарем, трапезою и сеньми (папертью) украшена внутри и росписана превосходною живописью (до которой, как значится в описи лавры 1768 года, стены и своды церкви были убраны штукатурною работою и местами раскрашены краскою): в ней иконостас, позлащенной и местами по серебру прикрытой голубою краскою, сделан вновь, и святыя иконы, кроме нижних местных образов, написаны наилучшею живописною работою, а на стенах клеймы позлащены червонным золотом, а прочия штукатурныя фигуры посеребрены; краски же положены в олтаре вердеповаго (зеленого), в церкви голубаго, в трапезе палеваго, а в сенях розоваго цвета, которое все внутреннее украшение сделано в 1778 и 1780 годах тщанием преосвященнаго митрополита Платона». Между 1840–1847 годами стенная живопись была возобновлена. В 1883 году иконостас позолочен вновь, а живопись опять возобновлена. Перед амвоном висит большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов, – вклад царя Ивана Васильевича Грозного (как будто оно есть то паникадило, которое в 1641 году находилось в Троицком соборе и о котором мы привели выше слова описи монастыря сего года), а костяной шар под паникадилом, по преданию, работы Петра Великого. В церкви с алтарем пол мраморный, а в трапезе – чугунный. [В алтаре за престолом ныне находится серебряный седмисвещник, устроенный митр. Платоном, см. выше, стр. 183].

Над церковию, именно над одною церковию – без трапезы, находится верхний этаж. В этом верхнем этаже помещается монастырская библиотека.

Самая трапеза не служит для вседневного употребления – в ней только учреждаются соборные столы в большие праздники и в высокоторжественные дни [см. снимок], будничная трапеза братии – в пристройке к трапезе с южной стороны.

Под трапезною церковию и под трапезой устроены братская кухня, и хлебопекарня со всякими амбарами и кладовыми для съестных припасов, и странноприимная столовая для простого народа (служащая главным образом для зимы, ибо летом, за исключением дней ненастных, народ кормится на открытом воздухе, на поставленных у столовой столах), заведенная наместником Антонием в 1834 году.

МИХЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Михеевская церковь, или церквица, так как размерами она очень невелика, построена над гробом преподобного Михея, бывшего учеником и келейником преподобного Сергия, в честь явления преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном, при каковом явлении сподобился присутствовать и преподобный Михей (о сем явлении см. выше, стр. 67). Церковь построена в 1734 году по особому усердию к преподобному Михею архимандрита лавры Варлаама Высоцкого, на что испрошено было высочайшее соизволение и разрешение святейшего Синода (в описях лавры 1768 и 1785 годов и в некоторых монастырских актах церковь называется церковию Смоленской Божией Матери; в описи 1768 года – «церковь во имя пресвятыя Богородицы Смоленския, где гробница преподобнаго Михея чудотворца», и потом о собственной Смоленской церкви – «церковь во имя Смоленския ж пресвятыя Богородицы»).

Фигурой церковь шестиугольная, длина ее 5 саженей, ширина 2 сажени. Покрыта белым железом, или жестью, вместо дерева после пожара 1746 года, в который она горела. В 1781 году она росписана внутри и в ней сделан был новый позолоченный иконостас. В 1842 году ее внутреннее устройство было возобновлено (при ее освящении 27 сентября сего года митрополит Филарет произнес одну из наиболее знаменитых своих проповедей). В 1871 году на иждивение купца М. И. Шапошникова произведена полная ее реставрация: иконостас ее вновь вызолочен, гробница преподобного Михея (находящаяся у южной стены церкви) покрыта новою серебряною ризою, стенное росписание возобновлено, глава и крест вызолочены через огонь.

Замечательна кровля на церкви: она по своей форме есть так называемая голландская, как бы двухэтажная. В прошлом столетии этой кровлей были покрыты в лавре все корпуса келей, а теперь она сохранилась только на нашей церкви.

На виде лавры ХVII века [см. в приложении таблицу № I] между Духовскою церковию и бывшею тогда южною линиею келей, на месте которой стоит теперешняя трапезная церковь, показана палатка «преподобного Михея чудотворца». Но в Кратком описании лавры говорится, что до построения церкви гроб преподобного Михея стоял под парадным трапезным крыльцом, то есть под северо-западным крыльцом трапезы, которое, как мы сейчас сказали (в речах о трапезной церкви) в прежнее время находилось прямо против входа в паперть трапезы, за Михеевской церковью. Если описание не ошибается, то это необходимо понимать так, что при построении трапезной церкви надгробная палатка пришлась под крыльцом церкви и что она была уничтожена, причем сохранено было только находившееся в ней надгробие над могилой преподобного. А из этого будет следовать, что церковь поставлена не над гробом, а близ гроба преподобного (странно, что при самом построении церкви не сделали того, чтo сделали после, а именно что не перенесли крыльца далее, так чтобы церковь могла быть поставлена над самым гробом преподобного Михея). [См. в конце книги фототипич. таблицы под № V, VI, XV и XVI].

Преподобный Михей есть местный святой Троицкой лавры.

9. БОЛЬНИЧНАЯ
[бывшая]
ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ,

находящаяся в линии западного, или так называемого казначейского, корпуса келей, построена в продолжение 1635–1637 годов, о чем в Кратком летописце монастыря записано под первым годом: «Того же лета почали делать больницы новые каменные, четыре келии, и церковь каменна преподобных чюдотворцов Зосимы и Савватия Соловецких, и совершена же бысть в лето 7145 (1637-е) и священа бысть архимаритом Нектарием того же лета месяца августа в 5 день». Тогдашний келарь лавры Александр Булатников был из монахов Соловецких и по его усердию, как должно думать, церковь и посвящена была Соловецким чудотворцам. Длина ее с алтарем и с находящеюся при ней трапезой – 10 саженей с половиной, ширина – 5 саженей. Верх ее имеет форму коническую, шатровую [см. на снимке, помещенном на стр. 227].

По описи монастыря 1641 года у церкви было пять колоколов, а по описи монастыря 1768 года при ней показана стоявшая неизвестно где и представлявшая собой неизвестно чтo колокольня: «при той церкви колокольня каменная ж».

Больница при церкви с самого первого времени, как и до [последнего] времени, была не больницей в собственном смысле слова, а богадельней для престарелых монахов монастыря, не могших нести никаких послушаний, которых опись 1641 года называет «старцами больничными», а позднейшие некоторые акты – «немощными старичками» (о церкви Зосимы и Савватия жители Посада выражались: служба старичков, пошел молиться к старичкам, молился у старичков).

[В настоящее время церковь Зосимы и Савватия служит местом исповеди и причащения святых Таин для богомольцев, для которых здесь ежедневно бывает всенощная и правило ко святому причащению]37.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.