Учитель I квалификационной категории — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учитель I квалификационной категории

2021-06-30 30
Учитель I квалификационной категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»

(в рамках работы секции «Концептуальные подходы и стратегические пути развития начального обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС в начальной школе»)

Саяпина Т.В.,

Учитель I квалификационной категории

МОУ Романовская СОШ

Романовского района Саратовской области

Имени И.В. Серещенко

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников………………………………6

1.2. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников……………..8

1.3. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО…………………………………………..............................11

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Опыт работы по проблеме формирования познавательного интереса средствами ИКТ………………………………….................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..21

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности актуальна сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на педагогов. Их задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информационными технологиями - значит научить учиться. Информационно-коммуникационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Познавательный интерес у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной и внеурочной деятельности, потребность приобретать знания.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей познавательного интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Важнейшим звеном является внеурочная деятельность, которая повышает культурный уровень учащихся, вызывает интерес, вырабатывает художественный вкус, развивает творческие способности. Изучив особенности внеурочной деятельности младших школьников и познавательного интереса, мы пришли к выводу, что существует проблема организации внеурочной деятельности для этого необходимо разработать как можно больше программ по развитию познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности и недостаточной подготовкой педагогов в области использования современных информационных компьютерных технологий во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Таким образом, противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса младших школьников.

Объект исследования – процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Предмет - педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования- выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.

Гипотеза: формирование познавательного интереса младшего школьника будет проходить более успешно, если педагог:

-знает психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников;

-владеет теоретическими и методическими основами использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности;

- систематически использует средства информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности.

Цель и гипотеза исследования помогли сформулировать следующие задачи:

· Рассмотреть психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса младших школьников;

· определить особенности формирования познавательного интереса средствами ИКТ;

· рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО;

· проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме исследования;

· организовать опытно-педагогическую работу по формированию познавательного интереса младших школьников во внеурочное время средствами информационно-коммуникационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная деятельность с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

 повышает качество знаний·

 продвигает ребенка в общем развитии·

 помогает преодолеть трудности·

 вносит радость в жизнь ребенка·

 позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития·

 создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.·

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артыкова, Д.С. Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников». [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://school.gosweb.ru/svedeniya/management/27-pedagogicheskij-sostav

2. Афанасенко, Л.Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников [Электрон. ресурс]:Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fseliyarovo-86.edusite.ru%2Fteacher_docs%2Fmagafurovazb%2F14.doc&name=14.doc&c=560d5113e77405.10.2015

3. Библиофонд электронная библиотека студента, тема: развитие познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467539 30.09.2015.

4. Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.

5. Вахрушева, Л.Н. Журнал «Начальная школа» [Текст]/ Негру, Л.Н. «Развитие познавательного интереса к природе у второклассников». 7, 2015

6. Вяткин, С.В Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh23.10.2015

7. Гальперина, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С.260-273.

8. Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2011. - 142 с.

9. Гончаров, Д.К. Информационные технологии в образовании [Текст]/Д.К Гончаров. - М.: Педагогика, 2009. - 203 с.

10. Григорьев, Д.В. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,– М.: Издательский центр «Просвещение», 2010. – 223с.

11. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд.., - М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 228с.

12. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ирина Гелиевна Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

13. Калаева, С.С. Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://nsportal.ru/kalaeva-svetlana-soslanbekovna 03.06.2017

14. Клепенин, С.В. Рефератик.Ру «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей» [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html 11.10.2015

15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Издательский центр «Знание», 2006.-47 с.

16. Нечаев, М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно- методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. -104 с.

17. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.

18. Селеванов, Г.И. Развития познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwiki.iteach.ru%2Fimages%2Ff%2Ff1%2F%25D0%2594.doc&name=%D0%94.doc&c=56178b35d54b11.10.2015

19. Семенова, А.П. Информационно-коммуникационные технологии [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://900igr.net/prezentacija/informatika/povyshenie-effektivnosti-obuchenija-cherez-primenenie-ikt-i-interneta-74807/opredeljajuschim-v-moej-rabote-stalo-vyskazyvanie-akademika-a.p.semjonova-9.html21.05.2017

20. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий [Текст] /Т.Е. Соколова // Начальная школа.- № 3.-2013.- с. 292.

21. Степанова, С.В. Ежемесячный научно- методический журнал начальная школа [Текст]/ А.С. Мазниченко // «Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения слов». 7,2011.

22. Ушинский, К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/К.Д. Ушинский. - М.: Издательский центр «Педагогика», 2009. - 203 с.

23. Хайруллина, М.Ш. Дидактические возможности по средствам ИКТ. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/razvitija-ustnoj-i-pismennoj-rechi-mladshikh-shkolnikov-uchitel-nachalnykh-klassov-mbou-shkola-134-khajrullina-m.sh-212933/sovremennye-ikt-obladajut-unikalnymi-didakticheskimi-vozmozhnostjami-i-5.html 21.05.2017

24. Чередниченко, Г.И. Формирование познавательного интереса при обучении математике в информационной среде». [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/10/31/formirovanie-poznavatelnogo-interesa

25. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Издательский центр «Просвещение»,, 2012. – 56с.

26. Яхъяева, О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/18/pedagogicheskiy-proekt-ispolzovanie-informatsionno 30.05.2017

 

 

Доклад:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»

(в рамках работы секции «Концептуальные подходы и стратегические пути развития начального обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС в начальной школе»)

Саяпина Т.В.,

учитель I квалификационной категории

МОУ Романовская СОШ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.