Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2021-06-30 17
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Содержание кружковой работы строится на основе календарных и народных праздников и включает:

- подготовительный этап – знакомство с праздником, его обычаями, традициями, атрибутами, формами проведения;

- основной этап – непосредственная организация и проведение праздника.

Работа по приобщению дошкольников к народной культуре в рамках кружковой деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

· Музыкальный фольклор:

- знакомство с лирическими, историческими, военно-бытовыми, песнями;

- песни плясовые, шуточные, хороводные, календарные;

- знакомство с шумовыми инструментами.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей России и Кубани. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной культуры, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием современных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

· Игровой фольклор:

- знакомство с разными видами народных игр;

- организация игр и руководство игровым процессом игры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра - это естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. К сожалению, народные игры, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что они как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

· Вокально-хоровое пение и индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров:

- расширение диапазона, распевка в пределах октавы для хора;

- развитие голосовых данных (распевки, соответствующие данным для солистов);

- развитие умения владеть голосовым аппаратом;

- работа над речью, дикцией;

- обыгрывание песен.

Развитие певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания. Более того, развитие певческого дыхания и голоса позволяет решать задачу оздоровления детского организма, особенно при заболеваниях дыхательных путей и нарушении речи (ОНР, заикание).

Особое место в процессе обучения пению занимает пение без сопровождения. У детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы «про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

· Народная хореография:

- освоение основных танцевальных движений, положения рук и ног;

- русский поклон: поясной, грудной.

- соединение рук в хороводе;

- виды шага: простой с притопом, притопы на сильную, слабую долю, переменный;

- платочек в русском танце;

- соединение отдельных элементов движений в танцевальную композицию;

- соединение танца с песней.

Отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой.

Мы организуем участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.