Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций

2017-05-20 765
Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством.

Эффективность правового регулирования иностранных инвестиций зависит не только от качества инвестиционного законодательства экспортирующего или импортирующего капитал государства, но и от степени соответствия норм этого законодательства международному инвестиционному праву. Нормы международного инвестиционного права имплементируются в национальное законодательство государств, в том числе в российское. Проводится гармонизация международных и внутригосударственных инвестиционных норм.

Государства вправе участвовать в международных инвести­ционных отношениях путем осуществления властно-управлен­ческой организационной деятельности в рассматриваемой сфе­ре, посредством осуществления внутригосударственного право­вого регулирования.

Правовое регулирование иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от политики государства по отношению к иностранным инвестициям. Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законо­дательством, двусторонними и многосторонними договорами.

В инвестиционных отношениях формирование принципа защиты права частной собственности находит свое отражение на всех уровнях: национальном, двустороннем, региональ­ном, универсальном.

Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции при соблюдении своих международ­ных обязательств в этой сфере, создавая благоприятный кли­мат для инвестиций. Почти все государства закрывают для частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономи­ки: оборонное производство, секторы коммуникаций, транс­порт, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранение и т.п. Режим допуска и зашиты инвестиций, устанавливаемый внутригосударственным законодательством, должен соответствовать международному стандарту справедли­вого и равноправного режима.

Изучение международной практики приводит к выводу, что вплоть до конца 70-х годов XX столетия политика госу­дарств в области прямых иностранных инвестиций определя­лась их внутренним законодательством, нацеленным на уста­новление своего контроля над ними. Национальное законо­дательство об иностранных инвестициях этого периода вы­полняло функцию гарантии и защиты интересов иностранных инвесторов. Одновременно оно предусматривало защиту на­ционального предпринимательства от недобросовестной кон­куренции со стороны экономически более мощных иностран­ных монополий, вкладывающих свой капитал в национальную экономику зарубежных стран. Существо гарантий, предос­тавляемых национальным законодательством иностранным инвесторам, состоит в ненарушении прав иностранного ин­вестора.

Таким образом в 70-е годы законодательство различных стран в области иностранных инвестиций претерпело опреде­ленные изменения, стал другим их подход к проблеме между­народно-правового регулирования иностранных инвестиций.

В те годы законодательство развивающихся стран об иностранных инвестициях стало совершенствоваться и приспо­сабливаться к рыночным отношениям. Характерно, что зак­лючение ими концессионных договоров с целью привлечения иностранных инвестиций стало все реже, значительно чаще они использовали регулирование иностранных инвестиций путем выдачи разрешений на их вложение и применяли договорные формы привлечения иностранных инвестиций. Была введена система регистрации предприятий с иностранными инвестициями, им предоставлялся определенный, как правило, льготный режим деятельности.

Этот подход характеризовался тем, что отечественным и иностранным субъектам инвестиционной деятельности созда­вались различные условия для их деятельности. В 80-е годы в промышленно развитых странах появился новый тип законода­тельства об иностранных инвестициях. Его главной целью было установление равных условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке для ино­странных и отечественных предпринимателей.

Для многих промышленно развитых стран характерно устанавливать национально-правовое регулирование иностран­ных инвестиций не на основе специального законодательства об иностранных инвестициях, а на основе применения к таким правоотношениям общих норм валютного, налогового, антитрестовского, банковского, корпоративного права (Фран­ция, США, Великобритания, Япония и др.).

Государствам нужно было постепенно отходить от прин­ципов и правил регулирования иностранных инвестиций, применявшихся в предыдущие годы, от прямого вмешатель­ства в инвестиционные отношения, осуществляемые иност­ранными физическими и юридическими лицами, так как это не соответствует установленным ГАТТ нормам.

Развитые государства поощряют иностранные инвестиции в свою экономику, практически ничем их не ограничивая. В отличие от этого в развивающихся странах приняты инвести­ционные кодексы, определяющие условия допуска иностран­ного капитала, сферы его приложения, льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору.

Государства с целью привлечения и увеличения объемов иностранных инвестиций на своей территории предоставляют им ряд льгот, направленных на поощрение инвестиций в приоритетные отрасли страны-импортера капитала.

Меры поощрения следующие: 1) местного содержания, 2) производственные, 3) экспортного исполнения, 4) пере­дачи новейшей технологии, 5) лицензирование и т.д. Все эти меры в совокупности составляют содержание режима допуска иностранных инвестиций в соответствующее государство. В том случае, когда такие инвестиционные меры касаются отношений торговли товарами, они именуются инвестиционными мерами, относящимися к торговле.

Инвестиционные льготы, способствующие получению ин­вестором прибыли, дают возможность принимающей стране привлекать капиталовложения в самые нужные сферы произ­водства и регионы.

Требования о модели поведения иностранных вкладчиков должны способствовать тому, чтобы иностранные инвесторы действовали в направлении развития принимающей страны, не нанося ущерба ее экономике и национальным интересам. Это представляет особый интерес для развивающихся стран, в которых инвестиционные меры рассматриваются как важное средство для получения новейшей технологии.

Аргументом использования инвестиционных мер (ИМ) является усиление контроля за недобросовестной конкуренци­ей и ограничительной деловой практикой.

Стимулировать иностранные инвестиции возможно двумя путями: отменой и сокращением существующих ограничений либо введением новых льгот. Для иностранных инвесторов льготы бывают следующих видов: финансовые, фискальные и прочие. Так, особенно большие льготы иностранные инвес­торы получают в свободных экономических зонах. Для разви­тых стран характерно использование финансовых льгот: льгот­ного кредитования или государственных гарантий для инвес­тиций.

Развивающимся странам свойственно использовать фис­кальные льготы — налоговые и таможенные. Особенность фискальных льгот состоит в том. что они применяются по отношению к уже вложенным инвестициям. Прочие льготы отличаются тем, что их применение связано с наименьшими финансовыми потерями для экономики государства. К ним относятся льготы по использованию инфраструктуры.

Льгота иностранным инвесторам предоставляются на раз­личных уровнях: местном, национальном, региональном.

В течение многих лет среди ученых и практиков ведутся споры о том, оправдывают ли себя такие льготы, соответству­ют ли они принципам рыночной экономики, не нарушают ли они принципы либерализации мировой торговли. Здесь выя­вились две разные позиции: представителей развивающихся

стран и представителей развитых государств. По мнению первых, такие льготы стимулируют приток иностранного ка­питала, способствуют развитию производства на новейшем техническом уровне. В том случае, если данное государство отдает предпочтение национальному капиталу, использование таких льгот позволяет смягчить дискриминацию иностранного капитала. Такие цели ставят перед собой и многие страны с рыночной экономикой.

Вторую точку зрения разделяют эксперты стран с рыноч­ной экономикой и ряда международных организаций, связан­ных с регулированием мировой торговли и иностранных инве­стиций, которые исходят из того, что льготы играют второ­степенную роль по сравнению с общими экономическими условиями в стране. Инвестор, проведя точные расчеты, определяет эффективность инвестиционного проекта, оцени­вая предоставляемые данной страной льготы.

По мнению противников предоставления льгот, необходи­мо отказаться от них, а также от последствий их использова­ния. Как нам представляется, рациональное зерно есть в обоих подходах: развивающимся странам льготы помогают привлечь иностранный капитал. Развитым государствам льготы нужны гораздо меньше. Использование льгот нарушает нормальную конкуренцию при распределении инвестиций. На уровне от­дельных стран решить проблему отмены или хотя бы сокраще­ния льгот невозможно. Ликвидация льгот в одностороннем порядке не ведет к отказу от их использования конкурентами. По этим же основаниям незначительный эффект дает отмена льгот и на двусторонней и на многосторонней основе. Решить данную проблему на уровне отдельных стран или региональных организаций невозможно. Полностью запретить применение льгот можно только на многосторонней основе.

МВФ при предоставлении займов, как правило, настаи­вает на сокращении льгот для иностранных инвесторов, обо­сновывая это недостаточной их эффективностью. Однако такие требования имеют исключительно рекомендательный характер и относятся только к отдельным странам.

Итак, совокупность различных видов льгот и требований о линиях поведения направлена на обеспечение эффективного регулирования и увеличения объема привлечения иностранных

прямых инвестиций в соответствующие страны. Главное со­стоит в том, чтобы они обеспечивали интересы как страны импортера капитала, так и его экспортера.

Многие государства стремятся проводить гибкую полити­ку в области привлечения иностранных инвестиций, сочетая поощрительные меры с ограничительными и введя меры государственного регулирования и валютного контроля.

В то же время некоторые принимающие инвестиции государства проводят мероприятия по ограничению иностран­ного инвестирования: запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; обяза­тельное долевое участие государства в создаваемых иностран­ным инвестором предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики. Такие страны уделяют большое внимание совершенствованию национально-правового регулирования иностранных инвести­ций. Ряд зарубежных авторов подчеркивает, что позиция государств, ограничивающих иностранное инвестирование, направлена на «установление национального контроля над иностранными инвестициями».

Основу национального законодательства всех без исклю­чения стран составляют правовые гарантии, оказывающие непосредственное влияние на приток иностранного капитала в принимающие инвестиции страны.

В мировой практике существуют два подхода к регулиро­ванию иностранных инвестиций национальным законодатель­ством. В одних государствах приняты специальные законода­тельные акты, регулирующие только иностранные инвести­ции, в других странах едиными нормативными актами регулируются как национальные, так и иностранные капиталовложения.

Во Франции отсутствует законодательство, специально регулирующее иностранные инвестиции. Тем не менее ряд законодательных актов имеет прямое отношение к инвестициям. К ним относятся: Декрет № 89-154 от 9 мм 1989 г. о финансовых отношениях с иностранными и государствами; Декрет от 9 марта 1989 г. об условиях применения этого Декрета; Циркуляр министра экономики, финансов и бюджета от 21 мая 1987 г. о прямых французских вложениях за границей и иностранных инвестициях во Франции.[81]

В Японии разрешены иностранные инвестиции, но с некоторыми ограничениями и исключениями. Так, запреща­ется вкладывать иностранный капитал в сельское хозяйство, горное дело, нефтяную и кожевенную промышленность, а также в отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности. В этой стране для иностранных инвестиций установлен разрешительный порядок. С 1980 г. в Японии действует специальный Акт о проверке иностранных обменов г контроле над иностранной торговлей, который регулирует порядок получения на это разрешения, однако не установлено ограничений в размере иностранных инвестиций".[82]

Примечательно, что законодательство Российской Феде­рации пошло по пути специального правового регулирования иностранных инвестиций.

Так называемое «специальное законодательство» создава­лось посредством разработки инвестиционных законов и ко­дексов во многих развивающихся странах.

Такие кодексы, определяющие условия допуска иност­ранного капитала, сферы его приложения, льготы и гаран­тии, предоставляемые иностранному инвестору, разработаны во многих развивающихся странах (Алжир, Гвинея, Камерун, Нигер и др.). В кодексах предусмотрено заключение прини­мающими государствами контрактов с иностранными инвес­торами, являющихся средствами реализации норм инвестици­онного законодательства, закрепляют права и обязанности иностранных инвесторов и государств, принимающих капита­ловложения.[83]

В российской и зарубежной литературе некоторыми авто­рами настойчиво предлагалось осуществлять регулирование иностранных инвестиций не путем регистрации предприятий с иностранными инвестициями (СП), а посредством регистра­ции самих иностранных инвестиций, т.е. имущества, вкладываемого иностранными лицами в качестве инвестиций.

Юридическое значение регистрации инвестиций состоит в том, что государство, выдавая соответствующие свидетель­ства иностранным инвесторам, тем самым принимает на себя обязательства по отношению к ним, устанавливает объем гарантий, а также осуществляет контроль за их деятельнос­тью. Усложнение регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями может затормозить приток но­вых капиталовложений.

Особенностью инвестиционного законодательства являет­ся то, что оно, как правило, не применяет коллизионного метода регулирования, а его нормы напрямую регулируют отношения между иностранным частным инвестором и прини­мающим государством. Именно государство определяет поря­док допуска иностранных инвестиций в свою страну и усло­вия, на которых они осуществляются, а также устанавливает правовой режим иностранной собственности на своей терри­тории.

Процедура допуска иностранного капитала, на основании которой вложение этого капитала признается иностранной инвестицией, рассматривается как средство государственного регулирования иностранных; инвестиций.

Порядок допуска иностранных инвестиций в экономику зарубежных стран закреплен во многих международно-право­вых документах. Проиллюстрировать это можно ссылкой на Кодекс либерализации движения капиталов, принятый ОЭСР в 1992 г., и на Конвенцию об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций как на действия, совер­шаемые с целью осуществления капиталовложений и признаваемые в качестве таковых.

Процедура допуска рассматривается как способ осуществ­ления государством своих административно-правовых функций по регулированию иностранных инвестиций. Так, в соответ­ствии со ст. 2 Соглашения между правительством РФ и правительством Республики Албании «О поощрении и взаим­ной защите капиталовложений» от 29 мая 1996 г.:

«1. Каждая из Договаривающихся Сторон будет поощрять инвесторов другой договаривающейся Стороны осуществлять

капиталовложения на своей территории и, в соответствии со своим законодательством, допускать такие капиталовложения.

2. Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует в соответствии со своим законодательством полную и безуслов­ную правовую защиту капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны» [338].

Положительно то, что в Законе «Об иностранных инвестициях РФ» от 9 июня 1999 г. определен порядок допуска иностранных инвестиций в Россию. Это имеет суще­ственное значение, так как процедура допуска иностранных инвестиций приоритетна в отраслях, которые открыты для вложения иностранных капиталовложений.

Итак, главное состоит в том, чтобы четко определить правила допуска иностранного капитала в экономику страны. Именно по этой методике развивается в настоящее время законодательная практика многих стран, например, Японии, еще в 1946 г. принявшей специальное законодательство об иностранных инвестициях, которое позже подверглось изме­нениям в связи с развитием инвестиционных отношений, а некоторые акты были отменены.[84]

В соответствии с Законом «Об инвестициях в Канаде» 1985 г. иностранными инвестициями считаются действия ино­странных инвесторов, признанные государственными органа­ми Канады в качестве инвестиций. Этот закон устанавливает специфику процедуры по оценке действий ино­странных и канадских инвесторов, на основании которой государственный орган принимает решение о признании тех или иных действий иностранных юридических и физических лиц Канады как действий по осуществлению инвестиций. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются в Канаде в общем порядке, так же как и отечественных инвесторов.[85]

Важная проблема дальнейшего развития правовых норм, регулирующих инвестиционную деятельность, — определение правильного соотношения между специальными общими нормами в условиях развития цивилизованных рыночных отноше­ний. При этом предпочтение должно быть отдано совершен­ствованию системы общих норм.

При развитии частного инвестирования разработка нео­правданно широкого круга специальных правовых норм по однородным вопросам будет только затруднять их действие. Большинством государств предпочтение отдается совершен­ствованию системы общих норм. Так, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 феврале 1999 г. содержит прежде всего нормы общего характера, но в то же время они имеют весьма важное значение для регулирования и иностран­ных инвестиций.

В соответствии со ст. 5 Закона отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме ка­питальных вложений иностранными инвесторами на террито­рии РФ, регулируются международными договорами РФ, ГК. РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральны­ми законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются международные договоры.

В 80-е годы в развитых странах появился новый тип законодательства об иностранных инвестициях, главной це­лью которого было выравнивание условий конкурентной борь­бы на внутреннем рынке для иностранных и отечественных лиц в соответствии с правилами международной торговли ГАТТ. Промышленно развитые капиталистические государ­ства всячески поощряют иностранные инвестиции в свою экономику, практически ничем их не ограничивая".[86]

Нормы канадского закона основаны на экономической теории конкуренции, в соответствии с которой осуществляет­ся правовое регулирование иностранных инвестиций в законодательстве нового типа. Основная цель доктрины конкуренции заключается в том, чтобы обеспечить обоснованное действий государств по регулированию инвестиционных отно­шений.

При регулировании действий иностранных инвесторов государство может выбирать разные модели инвестиционной политики. Суть одной из них заключается в том, чтобы создавать в стране условия, способствующие привлечению достаточно большого количества иностранных инвесторов, т.е. обеспечить свободный доступ иностранным капиталам. Существо другой модели состоит в том, что государство ограничивает доступ в страну иностранных капиталов, стре­мясь не допустить недобросовестной конкуренции.

Таким образом, суть концепции конкуренции состоит в том, что государство регулирует не деятельность иностранно­го юридического лица по вложению капиталов, а возможные меры вмешательства государства в частноправовые отноше­ния иностранного инвестора с отечественными предприни­мателями.

В современней практике государств применяется и дру­гой способ увеличения объема иностранных инвестиций -путем предоставления различного рода гарантий. При этом государства по-разному определяют, что им выгоднее предос­тавлять: льготы или гарантии. Преимущество гарантий состо­ит в том, что их предоставление не означает, что средства обязательно будут израсходованы. Кроме того, гарантии мо­гут иметь как политический, так и финансовой характер.

Российское законодательство обеспечивает гарантии ин­весторам, закрепляя их в специальных законодательных актах и международных договорах.

Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 4 марта 1999 г. предоставил инвесторам ряд новых, по сравнению с ранее действовавшими, гарантий: 1) равные права при осуществлении инвестиционной деятельности; 2) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; 3) право обжалования в судебном порядке решений и действий государственных органов и должностных лиц; 4) стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

Выборочное стимулирование довольно широко использу­ется в практике развивающихся государств и стран с рыноч­ной экономикой.

Как считает Е. Яковлева, «целесообразно предоставлять гарантии стабильности всем инвесторам».

Всемирная торговая организация выступает против предо­ставления индивидуальных льгот, поэтому России после вступ­ления в нее пришлось отказаться от предоставления гарантий на индивидуальной основе.

Существо гарантий, предоставляемых иностранным ин­весторам национальным законодательствам об иностранных инвестициях, состоит в том, чтобы не нарушать права иност­ранного инвестора. Эти гарантии исходят от самого государ­ства, принимающего капитал, и закреплены в его законе.

Нормы, содержащиеся в двусторонних международных договорах о поощрении и защите иностранных инвестиций, рассматриваются как дополнительные гарантии к тем, кото­рые содержатся в национальном законодательстве.

Некоторые представители развивающихся стран считают, что соглашения об инвестициях противоречат принципам меж­дународного права на том основании, что они будто бы нарушают принцип постоянного суверенитета над природны­ми ресурсами.

В соответствии с гарантиями, предусмотренными для иностранного инвестора национальным законодательством, ему предоставляются: компенсация в случае национализации или других принудительных мер; право беспрепятственно переводить прибыль за границу; возможность использовать такие средства защиты прав инвестора, которые обеспечивают объективность при разрешении спора, и др.

Главной гарантией является то, что в национальное законодательство включаются положения, в соответствии с которыми иностранным инвесторам предоставляется нацио­нальный правовой режим, т.е. иностранные участники инве­стиционных отношений обладают таким же объемом прав и обязанностей, как и собственные физические и юридические лица. Эта гарантия является тем международным стандартом, который защищает иностранного инвестора от коммерческих рисков в принимающем государстве.

В законодательстве зарубежных стран содержатся следующие гарантии для иностранных инвестиций: 1) гарантии от изменения законодательства в стране-реципиенте капитала

2) гарантии от национализации, реквизиции и других прину­дительных действий; 3) гарантии перевода в свою страну прибыли, платежей в иностранной валюте иных доходов; 4) гарантии перевода в свою страну сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; 5) гарантии, применяе­мые при прекращении инвестиционной деятельности; 6) га­рантии перевода в свою страну сумм, полученных в связи с ликвидацией предприятия, продажей его имущества, и иные.

Можно сделать вывод о том, что в национальном законо­дательстве промышленно развитых стран в большем объеме были восприняты нормы соглашений ГАТТ (ВТО). Иностран­ный инвестор в каждом конкретном случае может выбирать между национальным режимом и режимом наибольшего бла­гоприятствования в зависимости от того, какой из этих режимов окажется для него наиболее приемлемым.

Рамки национального режима должны соответствовать положениям международных договоров, в частности, Согла­шениям ГАТТ-94.

Правовое регулирование иностранных инвестиций опре­деляется тем, что допускается привлечение в экономику страны и использование иностранных инвестиций, принадле­жащих иностранным субъектам права для осуществления хо­зяйственно-коммерческой деятельности.

Учитывая принципиальную важность регулируемых право­отношений, следует отметить, что в законодательство многих стран мира регулярно вносятся изменения, касающиеся инве­стиционного режима, чаще всего в направлении его либерали­зации, снятия ограничений.

В законодательстве ряда зарубежных стран понятию «joint venture» (у нас в стране оно переводилось как «совместное предприятие») было придано значение юридической катего­рии, по содержанию приближающейся к понятию «иностран­ная инвестиция».

В отечественной литературе понятию «совместное пред­приятие» придавалось значение правосубъектной организации.

В связи с такой трактовкой отечественными специалис­тами этой категории законотворческая практика нашей страны все способы вложения иностранных инвестиций практически свела к форме создания правосубъектной организации, являющейся юридическим лицом по законодательству страны мес­та нахождения, а именно - «совместною предприятия».

При разработке и совершенствовании российского зако­нодательства в сфере иностранных инвестиций необходимо учитывать опыт развитых зарубежных стран и международных организаций, и прежде всего при выборе концепции закона и определении его основных понятий.

В промышленно развитых странах, не разрабатывавших специальных законов об иностранных инвестициях, их госу­дарственное регулирование осуществляется главным образом антимонопольным законодательством. При этом предметом применения особой процедуры, предусматриваемой анти­монопольным законодательством, являются действия иност­ранного инвестора по осуществлению инвестиций в экономи­ку данной страны независимо от их организационно-правовой формы.

Выше было отмечено, что именно в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой необходимо детальное специальное правовое регулирование иностранных инвестиций. И наоборот, в развитых государствах круг отно­шений, регулируемых специальным инвестиционным законо­дательством, сужается, эти отношения все в большей степени подпадают под действие общих правил национального законо­дательства.

В условиях рыночной экономики не следует ограничивать право выбора правовой формы осуществления иностранных инвестиций, а механизм регулирования должен представлять собой систему их допуска, установленную в законе, и быть нацелен на оценку действий иностранного инвестора. При этом критерии оценки действий инвестора необходимо закре­пить в самом законе. Положительно, что в Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. назван государствен­ный орган, который несет ответственность за исполнение содержащихся в Законе норм, а также сформулированы поло­жения, определяющие статус этого органа. Названы объек­тивные экономические критерии, на основании которых дан ный орган должен принимать решения о допуске иностранных инвестиций.

В национальном законодательстве государств в отноше­нии допуска и защиты иностранных инвестиций могут исполь­зоваться различные правовые режимы: 1) режим наибольшего благоприятствования, 2) национальный правовой режим, т.е. такой же режим, который предоставляется инвестициям отечественных вкладчиков; 3) преференциальный режим, суть которого заключается в том, что в отношении иностранных инвестиций применяется более благоприятный режим, чем в отношении национальных инвестиций. Некото­рые государства-участники Андского пакта применяют диффе­ренцированный режим, при котором в отношении иностран­ных инвестиций используется менее благоприятный режим, чем в отношении национальных инвестиций.

Привилегированный правовой режим характеризуется тем, что иностранному инвестору может быть разрешено полное или частичное освобождение от уплаты налогов, таможенных пошлин, а также предоставлены льготы при ввозе сырья и оборудования и вывозе готовой продукции. Этот режим, как правило, предоставляется для капиталовложений в слабораз­витые отрасли экономики, а также в районы, удаленные от промышленно развитых центров страны и т.д.

Изъятия из национального правового режима устанавли­ваются государствами для осуществления государственного контроля за развитием отдельных отраслей экономики и недо­пущения ослабления конкурентоспособности отечественных предприятий. Эти изъятия могут быть в форме: 1) недопуще­ния вложения иностранного капитала в определенные отрас­ли; 2) определения режима допуска иностранных инвестиций в конкретные отрасли; 3) ограничения доли иностранного участия в капитале предприятия; 4) определения нацио­нальных особенностей концессионной политики и т.д.

Таким образом, в практике различных стран используется несколько правовых режимов для иностранных инвесторов, предоставляемых в зависимости от заинтересованности госу­дарств в конкретных инвестициях и в их объемах. Государства вправе применять любой из этих режимов, но при соблюдении основных принципов международного права и международных договоров.

Защита инвестиций состоит в том, чтобы не допустить со стороны государственных органов действий, ухудшающих ка­ким-либо образом условия инвестирования, в том числе путем принудительного изъятия вложенных средств.

Гарантии призваны обеспечить стабильность инвести­ционных отношений, сохранность инвестиций, свободное распоряжение инвестором суммами, полученными в резуль­тате инвестиционной или косвенно связанной с нею дея­тельностью.

Эффективность национального законодательства об инос­транных инвестициях определяется тем, как надежно оно защищает интересы иностранных инвесторов. В этом отно­шении значительных успехов достигли такие страны как США, Канада, Япония, Австрия, Германия.

Надежными являются системы гарантий иностранных ин­вестиций в США, ФРГ и Японии и механизмы их защиты. В отличие от системы гарантий США, которая носит двусто­ронний характер, т.е. основывается и на международных договорах, и на нормах внутригосударственного законодатель­ства, — системы, применяемые в ФРГ и Японии, имеют односторонний характер, т.е. базируются на национальном законодательстве.

Правовое положение иностранного капитала в РФ постепенно улучшается, в связи с проводимой Российским Правительством политики либерализации правового регулирования иностранных инвестиций. Правовой режим иностранной собственности в РФ определяется её внут­ренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.

РФ обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции при соблюдении своих международных обязательств в этой сфе­ре, создавая соответствующий климат для инвестиций. Наше государство сокращает перечень ключевых отраслей экономи­ки: закрытых для частных иностранных инвестиций.

В российском законодательстве установлен режим допуска и зашиты иностранных инвестиций, в настоящее время он уже соответствует международ­ному стандарту справедливого и равного режима.

Российское зако­нодательство об иностранных инвестициях выполняет функ­цию - быть основной гарантией и защитой интересов иностранных инвесторов. Одновременно оно направлено на защиту предпринимательства в России от недобросовестной конкуренции со стороны экономически более мощных стран.

Регулирование в России иностранных инвестиций включает в себя: 1) установление правового режима приема и защиты ино­странных инвестиций на территории принимающего государства; 2) обеспе­чение государством, принимающим инвестиции, режима их гарантий; 3) обеспечение международно-правового режима иностранных капиталовложе­ний.

Надежность гарантий инвестиций представляет первостепенный инте­рес для государств экспортеров капиталов в сравнительном плане может представлять интерес национальная практика России в отношении правового регулирования иностранных инвестиций.

С принятием Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. в России была воспринята кон­цепция развивающихся стран, выдвинутая в 70-х годах, о которой говорилось ранее, и согласно которой регламентация иностранных капиталовложений

осуществлялось путем регистрации предприятии с иностранными инвести­циями и предоставление льготного режима иностранным инвестициям. Кон­цептуальный подход в указанном законе, состоял в создании особого, т. е. льготного режима для иностранных инвестиций как необходимого условия привлечении иностранного капитала. Фактически был установлен свободный доступ иностранного капитала в российскую экономику.

Предоставление значительных преимуществ иностранному инвестору в качестве принципа регулирования, хотя и отвечает общему направлению политики привлечения иностранных инвестиций, но при отсутствии эффек­тивного механизма их регулирования может привести к тому, что вывоз ка­питала в больших объемах станет не выгодным для государств экспортеров капитала.

Основной формой инвестирования капитала в экономику России в 1990-1995 г.г. являлось именно учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделенных статусом юридического лица по российскому за­конодательству. Об этом, в частности, свидетельствует и то обстоятельство, что большая часть норм Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., действовавшего до принятия нового закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г.; из 42-х статей закона - 23 статьи, т. е. больше половины, несмотря на его название, касались порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями (СП). По мнению российских ученых, закон "Об иностранных инвестициях в РФ"

1991 г. регулировал довольно узкий круг правоотношений, главным образом отношения, связанные с учреждением и деятельностью предприятий с ино­странными инвестициями.

За пределами действия старого Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. оставалось регулирование некоторых весьма рас­пространенных в промышленно развитых странах форм осуществления ино­странных инвестиций, таких как по соглашениям о разделе продукции, по концессионным соглашениям, по договору целевого долгосрочного займа и др.

В странах Запада широко применяются так называемые "договорные формы совместных предприятий" (Contractual joint ventures).

В Российской Федерации действует принцип свободы осуществления иностранного инвестирования, инвестор не обязан получать предварительное разрешение на вложение капитала у государственного органа. В то же время в отношении отдельных видов деятельности может быть установлено ограни­чение, а именно получение лицензии, как например, на промысловую добычу рыбы в территориальных водах и экономической зоне, проведение исследова­ний, разведку, раз


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.