Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Визуалика и Вокалика

2023-11-18 261
Визуалика и Вокалика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Рассмотрим подгруппы визуально воспринимаемых средств невербалики.

1. Кинесика [греч. κίνησις ‘движение’] – различные «движения тела и жесты»[11] (потирание рук, снятие шляпы, поклон, кивок, потягивание, пожимание плечами и др. кинемы), в частности мимические движения. Кинемы могут объединяться в определённые комплексы или последовательности: к примеру, так называемый «немой смех» производится рядом движений лица, рук и тела[12]. Эстетизированная кинесика лежит в основе танца.

Термины кинесика и кинема (по аналогии с фонема) ввёл Рей Бердвистл. По аналогии с механизмом вербального языка, учёный утверждал существование «кинесической семантики» и «кинесического контекста»: так, поднятая рука в контексте опроса на уроке означает желание ответить, а в «контексте» голосования она становится знаком «за» или «против». На роль конситуации в истолковании жеста указал ещё Андреа де Джорио (1769 – 1851), неаполитанский археолог, исследователь жестов и мимики античного мира: «Определённый жест может быть объяснён по-разному в соответствии ситуацией, в которой он употреблён»; при интерпретации необходимо учитывать «выражение лица и положение тела»[13].

Роль жеста в общении впервые стала предметом серьёзного системного изучения в трудах представителей священной филологии. Один из них, французский теолог XII в. Гуго де Сент-Виктор, даёт такое определение:

«Жест есть движение и конфигурация частей тела, ко всякому действию и стилю поведения <приспособленная>, из коих шесть стилей достойных порицания встречается, а именно: лёгкий и развязный, медлительный и ускоренный, наглый и буйный. Лёгкий знаменует собою игривость, развязный – нерадивость, медлительный – леность, ускоренный – непостоянство, наглый – высокомерие, буйный – вспыльчивость».

Развитию европейской кинесики послужили языки жестов, разработанные средневековыми монахами (VIII – XII вв.), принявшими обет молчания. На этой основе в XVIII в. французскими и немецкими учёными были созданы языки жестов для глухонемых.

2. Пантомимика – осанка и позы. Так, можно сидеть, откинувшись в кресле и вытянув ноги перед собой или положив одну ногу на другую; американцы сидят, положив ноги на стол. Слушать собеседника можно скрестив руки либо заложив их в карманы, опустив голову, наклонив её вбок или гордо её подняв: все эти положения семиотически значимы.

3. Окулистика – движения глаз (расширение, сужение, прикрывание, опускание), обмен взглядами, зрительный контакт, продолжительность взгляда, его частотность, напр. поглядывание («стрельба глазами»), моргание, подмигивание, направление взгляда: взгляд поверх очков, взгляд поверх голов, отведение взгляда в сторону; движения век и бровей при взгляде и др.

4. Проксемика [лат. proximus ‘ближайший’; термин американского психолога Эдв. Холла] – поведенческое использование и организация пространства общения: лицом к партнёру или вполоборота к нему, на том или ином расстоянии, которое в официальной ситуации должна быть значительнее, чем в ситуации неофициальной: интимном (0-45 см), персональном (45-120), социальном (120-400), публичном (400-750 см)[14]. Вторжение в чужую (интимную, личную) зону вызывает неприятие и отторжение.

Язык движений предельно символичен, насыщен смыслами; им блестяще владели актеры немого кино (вспомним мимику, жесты и позы Чарли Чаплина). Примеры: встречая Мао Цзе-Дуна, Н. С. Хрущёв спустился к нему по лестнице всего лишь на одну ступеньку; в августе 1991 г. журналист А. Боровик во время беседы похлопал бывшего президента СССР М. С. Горбачёва по плечу. Обычная для конференции или защиты диссертации сцена: председатель встаёт и посматривает на часы. Что должен сделать докладчик?

К числу визуальных средств невербального воздействия относится и внешность коммуниканта, в частности лицо, причёска, одежда[15]. В результате целенаправленного изменения внешности, кинесики, пантомимики, окулистики и проксемных предпочтений образуется визуальный имидж. Имидж лица формируют и некоторые используемые им предметы (личная объектика): очки, авторучка, портсигар, трубка, сигарета (в руке или в зубах), трость, зонт, сумка, портфель, различного рода украшения и т. д.

Имидж создаётся с целью усилить коммуникативную позицию и авторитет (у интеллектуалов: борода, очки, авторучка в нагрудном кармане), привлекательность (фасцинативный имидж, лат. fascinare ‘очаровывать’), с целью социальной подстройки (вспомним кепку В. И. Ленина), с целью привлечь к себе внимание – обычно посредством нарушения различного рода писаных и неписаных норм, в результате чего возникает эпатажный имидж; имитативные имиджи копируют внешность социально престижных личностей.

2. Вокалика

Вокалика [англ. vocalics], или паравербалика [греч. para ‘около’, лат. verbum ‘слово’], представляет собой акустические средства невербального общения, т. е. все «звуковые элементы, которые сопровождают, дополняют речь, противоречат ей или замещают произносимые слова»[16].

Средства паравербалики подразделяются на четыре категории:

1. Ритмическое членение речи, т. е. её мерность.

2. Различные характеристики звучащей речи, такие, как интонация, тембр (окраска голоса: бас, баритон, тенор, фальцет, сопрано; мужской и женский; детский, юношеский и старческий; низкий, высокий, мягкий, резкий, звенящий, густой, бархатный), темп, длительность произнесения отдельных звуков (напр., при эмфазе), напряжённость и громкость. Приглушённый голос создаёт обстановку доверительности, громкий оценивается как «командный», дрожь в голосе означает волнение.

Одно и то же слово можно произнести в разных паравербальных стилях (тоном мягким, нежным, доброжелательным, задушевным, уверенным, неуверенным, извиняющимся, высокомерным, пренебрежительным).

Для исполнения каждого текста уместны особый паравербальный стиль (напряжённый, расслабленный или их чередование), особый темп и ритм речи, определённая степень громкости, длительности произнесения звуков, ср.:

А

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет (Считалка).

Б

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою (А. Блок).

При чтении текста А в паравербальном стиле, уместном для текста Б, или наоборот возникают бурлескный эффект либо эффект иронии.

3. Значимое отсутствие речи (молчание) или её прекращение (паузы, в частности дисциплинарная, риторическая, актуализирующая, внутрисловная: Ти-ши-на! и др.), а также эквиваленты и заполнители пауз.

4. Семиотическое использование спонтанных звуков, в частности таких, как покашливание (которое может выразить иронию, предупредить о приближении начальства), смех, хихиканье, стон, причмокивание, вздох, плач, плевок или его имитация (Тьфу!). Ирменгард Раух полагает, что в этот подкласс необходимо включить и те семиотически значимые звуки, которые не связаны с голосом: аплодисменты, топанье, хлопанье дверью, стук по столу[17].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.