Такесика и Ольфакторика — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Такесика и Ольфакторика



Такесика [лат. tactus ‘прикосновение’] (термин ввела Линн Кауфман[18]) представляет собой осязательно воспринимаемые средства невербалики: прикосновение (щекой к щеке, носом к носу, лбом ко лбу, рукой к плечу), объятие (иногда с подъёмом партнёра по общению вверх), прогулка в обнимку, взявшись за руки или под руку, прижимание, прощальный либо приветственный поцелуй, шлепок (ладонью или полотенцем по спине), хлопанье по спине или по плечу, похлопывание по плечу или по щеке, взъерошивание волос на голове собеседника; сюда же отнесём привычку держать партнёра по коммуникации за пуговицу или за локоть, поправлять на нём галстук.

В большинстве культур практикуются этикетные, гендерные, возрастные, социальные и др. ограничения на те или иные типы такесики. Тактильная инициатива не приветствуется в официальных ситуациях (в частности, в медицинской и педагогической практике), при общении с малознакомым человеком. З. Фрейд, приводя в качестве отрицательного примера «абсолютную вседозволенность Советской России», настаивал на неприемлемости приветственного поцелуя для профессиональных ситуаций, ибо всегда найдётся человек, способный задать вопрос: «А зачем останавливаться на поцелуе?»[19].

Хотя у многих лиц есть определённые тактильные наклонности, в связи с чем коммуникантов иногда делят на тактильно внушаемых и тактильно внушающих, а также более и менее открытых для такесики, ввиду значительных ограничений и запретов в этой сфере вряд ли можно говорить о тактильном имидже как коммуникативной, а значит риторизированной категории.

4. Ольфакторика

Ольфакторика [лат. olfactorius ‘обонятельный’] охватывает обонятельно воспринимаемые средства невербального воздействия. Первое обстоятельное описание запахов, ароматов и благовоний, а также их разнообразнейших источников (растений, их кореньев, стебля, коры, листьев, соков, цветов, семян) находим в трактате «De odoribus» ‘О запахах’, принадлежащем перу греческого философа, основателя ботаники Теофраста (ок. 370 – 286 до н. э.). Учёный, во-первых, отнёс запахи «к сфере вкуса (pro saporum modo)»: и действительно, можно говорить о букете (напр., чая) как совокупности вкусовых и ароматических качеств предмета; во-вторых, подразделил их на «мужские и женские», «хорошие (bene olentia) и плохие (male olentia)», «горькие и сладкие (dulcia et amara)», «острые, сильные, нежные, мягкие и тяжёлые»[20]. Не кажется случайным тот факт, что первое детальное описание ольфакторики практически совпадает с появлением «Риторики» Аристотеля, учителя Теофраста, передавшего ему пост главы знаменитого Ликея, которым он и руководил с 322 г. вплоть до своей кончины.

Запахи и ароматы влияют преимущественно на подсознание окружающих. С целью такого вляния тщательно подбираются дезодерант, мыло, зубная паста, одеколон, лосьон, духи. Для женщин этот фактор особенно значим.

Французский исследователь ольфакторики пишет: «Статус буржуа, мещанина или крестьянина определяется издаваемым запахом», зловоние является «приметой нищеты»[21]. Престижны ароматы дорогих духов, дорогих сигар, изысканных напитков: элитного кофе, хорошего коньяка или виски.

Считается, что все эти и другие запахи, во избежание коммуникативного отторжения или даже конфликта, не должны быть слишком интенсивны. Здесь следует учитывать разницу между глаголами веять, дышать и нести, разить, ср.: Дамы нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками (Н. В. Гоголь).

Давно замечено, что придание хорошего запаха (напр., ароматизация синтетической кожи под натуральную) способствует продвижению товара на рынке продаж; с этой целью применяются ароматизаторы: автомобильные, пищевые, для мыла, для помещений и др. Социально приемлемый запах способствует продвижению индивида на рынке труда. Целенаправленное изменение ольфакторных составляющих, включая табу на некоторые запахи (пота, чеснока, лука, перегара), образует ольфакторный имидж лица.

Если у некоторых животных ольфакторные акты имеют семиотизированный характер (напр., при установлении границ контролируемой территории), то по отношению к человеку об ольфакторных знаках говорить трудно, поскольку человеческая ольфакторика служит прежде всего замещению социально неприемлемых естественных запахов искусственными, «публичными».

* * *

Параметры невербального имиджа поддаются изучению и измерению с помощью специальных тестов; приведём фрагмент одного из них:

1 2 3 4 5 (19) Выражения лица не соответствуют эмоциональному состоянию.

1 2 3 4 5 (20) Используются неуместные выражения лица.

1 2 3 4 5 (21) Лицо бесстрастно при обсуждении эмоциональных тем.

1 2 3 4 5 (22) Обычное выражение лица – негативное (e. g., унылое).

1 2 3 4 5 (23) Не улыбается в ответ на улыбку партнёра по общению.

1 2 3 4 5 (24) Не старается показать вид заинтересованности[22].

Доказано, что между сложностями интерперсонального общения и дефектностью невербальных навыков и умений существует прямая связь.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.