Специфические особенности работы режиссера над постановкой спортивных зрелищ на стадионе. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Специфические особенности работы режиссера над постановкой спортивных зрелищ на стадионе.

2017-05-23 797
Специфические особенности работы режиссера над постановкой спортивных зрелищ на стадионе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Но все же наиболее полно, наиболее наглядно проявляются принципы «изобразительной режиссуры» на стадионных представлениях. Достаточно определенная пространственная ситуация стадиона позволила выработать специфический «стадионный» образный язык. Рождение знаменитого стадионного «фона» дало в руки постановщикам могучий инструмент для создания грандиозных зрелищных картин. Синхронные действия многих тысяч людей на трибуне стадиона с тем или иным реквизитом в руках создают динамику образов огромных размеров, соизмеримых с размерами всего стадиона. Символические картины, возникающие на «фоне», могут иметь исключительную силу воздействия, и плачущий Мишка стал для всех символом закрытия игр Олимпиады-80.

Массовое празднество на стадионе - это многожанровое зрелище, в котором сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного, национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров - малых и больших, сводных и образцово-показательных). Зрелище на стадионе - это демонстрация ловкости, смелости, силы, как новичков-физкультурников, так и опытных спортсменов, мастеров спорта. И те, и другие здесь являются действующими лицами, исполнителями. С их непосредственным участием создаются патриотические и комические, ритуальные и театральные, эпические и исторические спектакли; рождаются яркие зрелища, в которых используются цветные костюмы, вымпелы, флаги, стяги и другой многообразный физкультурно-спортивный инвентарь, специфический для различных видов спорта: гантели, палки, булавы, шесты, обручи, барбеллы, ленты, гири, скакалки. Используются специальные флажки для создания цветового фона и всевозможных рисунков на поле или на трибунах. Стадион со всеми своими достоинствами и особенностями позволяет широко применять в качестве действующих элементов технику - вертолеты, самолеты, автомобили, картинги, бронемашины, мотоциклы, велосипеды, а также кавалерию или просто животных и птиц.

Возможности стадиона поистине безграничны: он способен быстро заполнить свои арены многотысячной массой участников, быстро опустеть или сменить огромное число детей на такое же количество взрослых; использовать не только поле и беговые дорожки, по также проходы трибун, козырьки над входами и даже небо над головой.

Зрителей поражают многотысячные перестроения и перевоплощения участников, появление высотных конструкций, «увешанных» и заполненных участниками, создающими фантастические объемные геометрические фигуры. Спортивные марш-парады, шествия, гимнастические выступления и другие яркие массовые действия на стадионе не только покоряют наше воображение, но и приобщают нас к миру прекрасного, объединяют нас, зрителей, воспитывают в нас художественный вкус, повышают нашу общую культуру, наши знания, глубоко проникают в наше сознание, обогащая наш духовный мир, делая его прекраснее.

Стадион великолепен в своем величии. Он раскрывает перед режиссером неограниченные возможности. И в самом деле: в отличие от условий, диктуемых сценой театра, на стадионе, возможно, использовать огонь и дым, воду и пиротехнику. На стадионе можно использовать даже вертолеты, что и было впервые продемонстрировано в 1958 году на празднике посвященном 50-летию пограничных войск, проводимом на стадионе «Динамо» в Москве. По ходу представления была показана инсценировка боя пограничников с нарушителями границы. «Диверсанты» залегли в центре поля, замаскировавшись ветками. «Наша застава» вела неравный бой. В разгар его прилетел вертолет с группой поддержки. Вертолет завис над полем на высоте двух метров, из него выпрыгнули пограничники с собаками и с ходу пошли в «бой». После упорного рукопашного боя «враг» был уничтожен, «граница» осталась неприкосновенной.

Стадион не любит традиционных театральных декораций, хотя они и присутствуют иногда в зрелище. Но закон стадиона, закон кругового обзора (как на арене в цирке) требует, чтобы действие было видно со всех сторон, чтобы никто и ничто этому не мешало. Поэтому режиссеры необходимо пользоваться «открытым» приемом; все, что появляется на стадионе, должно так же мгновенно исчезать.

В массовом спортивном зрелище все - свет и звук, костюмы и реквизит, оформление и мизансцены - служит одной цели: созданию художественною образа. Не являются исключением и физкультурно-спортивные эпизоды.

В принципе, любые массовые гимнастические выступления уже несут в себе мощный оптимистический образ - образ гармонии, силы, ловкости и грации, образ всепобеждающей духовной энергии и физического совершенства. Но иногда возникает необходимость создания средствами гимнастических упражнений специального образа, предусмотренного сценарием.

Рассмотрим как можно это сделать, используя следующие упражнения.

«Волны» могут исполняться и в шеренгах, и в колоннах, и в плотных коробкобразных строях. «Волна» - это последовательные приседания, или последовательные наклоны вперед, или последовательные вращения туловищем, руками. Она может превосходно просматриваться в таких построениях как пять олимпийских колец, переплетенных между собой, или в концентрических кругах, в плотном строе больших квадратов, кругов, прямоугольников. В одном и том же построении, например, в шереножном «волна» может «покатиться», как в боковом, так и в переднезаднем направлении. Движения, исполняемые с гимнастическими обручами, шарфами, металлическими широкими поясами, флагами, стягами и другими предметами, очень эффектны. Характер «волны» зависит от режиссерских задумок, носит различный и своеобразный характер; они не похожи одна на другую, несмотря на единый принцип их исполнений. Волнообразные движения в концентрических кругах - зрелище необычайное. Эффект усиливается, если эти движения выполняются одновременно в разных (встречных) направлениях, с большой амплитудой. В упражнениях с шестами длиной 6 м. также возможно поставить волнообразные движения, причем эффект оказывается неожиданно мощным для такого предмета, как шест. «Волны» сами «просят», чтобы их использовали для создания художественного образа как бы «но прямому назначению». Открытие Олимпиады в Барселоне, в 1992 году, где по гимнастическим «волнам» плыли «каравеллы Колумба», является примером оригинального решения.

К поточным действиям в колоннах относится упражнение «Развал». Они выполняется двумя колоннами, стоящими друг против друга. В колоннах участники стоят в стойке ноги врозь и, вытянув прямые руки ладонями кверху, поддерживают ими под поясницу спортсмена, стоящего впереди. Начинают падение назад первые участники - они стоят в начале своих колонн, лицом друг к другу. Падения назад до положения лежа на спине выполняются последовательно, медленно и абсолютно безопасны; каждый сзади стоящий выполняет падение, сохраняя до полного падения напряженные прямые ноги и в то же время не ослабляя поддержку переднего силой рук. Это похоже на медленное падение костяшек домино. При правильном выполнении задания в положении лежа ноги врозь голова каждого переднего человека будет лежать на животе лежащего сзади. Это оригинальное падение можно выполнять в любом колонном построении с закруглениями, закручиванием в спираль, встречно.

Казалось бы, ну что в нем образного? Просто смешное упражнение, финальная точка какого-нибудь сложного перестроения, когда все «валятся с ног от усталости», вызывая хохот у зрителей. Но представьте себе корабль, рассекающий волны, или плуг, взрезающий и отваливающий в стороны пласты пашни. Как показать на стадионе эти буруны или образование борозды? Только с помощью упражнения «развал».

В массовом представлении «Мир победит войну» в Москве в 1985 году было задействовано 700 участников, собравшихся в плотный круг. Последовательно делали движения кистями рук в белых перчатках, имитируя взмахи крыльев птиц. Эффект появления стаи белых голубей вызвал бурю оваций. Вот так было использовано самое элементарное, простое, давно известное движение кистями, но к нему было найдено такое художественное решение и такое оформление, что оно смотрелось как новое, никогда раньше не виденное, создавало впечатляющий художественный образ. В упражнениях с шестами, тоже можно добиться создания такого образа. В 1980 г. весь стадион «Динамо» в Москве превратился в «гребной канал». 1110 человек, исполняя упражнение, в какой-то момент перестроились и создали гоночные лодки-восьмерки», а шесты превратили в весла. Работая ими как гребцы, имитируя в точности все фазы гребли, участники создали легко узнаваемый художественный образ. Казалось, что лодки плывут полным ходом, а гребцы гребут изо всех сил, борясь за победу. Техника построения «лодок» было следующей: корпус лодки был составлен из двух шестов. Средние двое в «лодке» - гребцы. Рядом с каждым из гребцов снаружи лодки на расстоянии около метра сидит по одному человеку, изображающему уключины. Гребцы держат «весла» - шесты, направленные в стороны. Эти «весла» лежат на неподвижных «уключинах» - на ладонях, повернутых кверху рук с прижатыми к коленям локтями. Гребцы и все в лодке наклоняются вперед, легко заносят весла назад, а затем исполняют гребок, произнося: «Раз! И-и-и... Раз! И-и-и... Раз!», откидываясь при этом резко назад. Конечно, в создании этого эпизода помогли «волны», задорно бегущие навстречу «лодкам», соответствующая музыка, и шумовые эффекты.

В постановке массовых зрелищ на стадионе режиссер и художник учитывают не только рабочее пространство стадиона, но и окружающее пространство, их соотношение, которое влияет на общее решение массового действия. Большое пространство стадиона диктует режиссеру и художнику необходимость создания как центрального пункта действия, так и отдельных опорных точек, которые далее могут стать основными для главных эпизодов массового действия. Режиссеру не следует забывать о том, что на стадионе сложно удерживать внимание нескольких сотен тысяч людей. Следует заранее продумать, как и на чем сфокусировать внимание – точно определить игровые точки. Если все это сделать на макете и «проиграть» все массовое зрелище, выстроить его динамику, композицию массовых сцен, их пластичный образ, определить основные опорные точки – это значительно упростит весь творческий процесс постановки.

Помимо радости творчества массовое представление несет в себе огромное количество трудностей, прежде всего организационного и экономического характера. В крупномасштабном мероприятии творческие идеи могут быть воплощены, только если они задумываются изначально в реальных организационно-экономических формах. На преодоление лавины организационно-экономических трудностей в стадии реализации замысла уходит сил и времени во многие десятки раз больше, чем на решение самых серьезных проблем творческого характера. Ни театр, ни кино как искусства постановочные не знают такой бросающейся в глаза диспропорции между творчеством и экономикой. Это связано с временностью постановочных групп массовых действ, разовостью мероприятий и полнейшим отсутствием какой-либо постоянной производственной базы. В этой области требуются большие перемены. Искусство массовых праздников должно обрести и постоянную постановочную организацию, и собственное производство. И совершенно необходимо и вполне реально сделать его финансово-рентабельным.

Анализируя методику организации и проведения массовых зрелищ можно отметить два наиболее распространенных вида недостатков. Прежде всего - недопонимание массового зрелища именно как явления искусства, недооценка его художественной стороны. Организаторы массовых зрелищ довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, а систематически перегружают его умственное восприятие. Они порой недооценивают тягу человека к красоте, образному мышлению, а то и просто к веселому, радостному общению, карнавальному веселью, шуткам, смеху.

При таком понимании своих задач массовое действо предстает в качестве некоего организационного комплекса с элементами стандартизации. Один становится похожим на другой. В качестве примера можно сослаться на некоторые праздники профессий, проводов в армию, последнего звонка, посвящения в специальность, чествования ветеранов. Непременным условием, которых стали такие элементы, как президиум, доклады, речи, сложившийся штамп деления на официально-торжественную, художественно-концертную и танцевально-игровую части. В результате массовые действа, посвященные ярким, значительным событиям, становятся шаблонными и безликими, вызывают у участников чувство неудовлетворенности, порой даже раздражения. Речь не идет, разумеется, об отрицании торжественного момента в празднике, об отказе от официальной церемонии по тому или иному случаю. Однако массовое празднество нельзя сводить только к ним, игнорируя его образное сценарно-режиссерское решение, воплощающееся в красочном зрелище, театрализованном митинге или массовом празднестве.

С другой стороны, чрезвычайно серьезным недостатком массового зрелища является, как это ни парадоксально, еще встречающийся подчас нетворческий, пренебрежительный подход сценаристов, режиссеров-постановщиков к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений. Необходимо предостеречь режиссеров и сценаристов от непонимания специфики массового праздника как художественного явления, требующего особой формы выражения. В результате такого непонимания ряд сценаристов и режиссеров стремится механически перенести в массовое зрелище опыт драматического театра с его «любовью» к большим диалогам и монологам, тогда как они должны создавать спектакли, в которых не следует увлекаться психологическими нюансами, а помнить, что они имеют дело с искусством большого действия - зримым, создающимся широкими мазками, похожим на плакат.

Также недочетом в искусстве массовых зрелищ и представлений является безвкусица некоторых режиссеров и сценаристов, бросающаяся в глаза гораздо чаще, чем в театре. Обычно безвкусица оборачивается в массовых праздниках эклектичным, похожим на мешанину бездумным сценарием, помпезностью и необоснованным нагромождением деталей, штампованными приемами.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие массового праздника как особого вида зрелищного искусства, синтезирующего все более расширяющийся комплекс идейно-эмоциональных выразительных средств, утверждающего свою особую драматургию и режиссуру как условие синтеза или как некое специфическое объединяющее начало, некую особую «художественную энергию», способную организовать возникающую сложную систему, связать все ее грани воедино.

Если же учесть, что в массовом театрализованном зрелище его тонкую психологическую разработку заменяет строгая логичность построения и развития темы, высокий эмоциональный накал и ритмическая контрастность каждого номера или эпизода, то становится ясным значение отдельных выразительных компонентов, когда, например, песня, танец, живая картина могут воплотить целый отрезок действия, заменить собой психологическое обоснование поведения героев.

Таким образом, умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

Анализируя вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Целями массовых зрелищ являются не только отдых и развлечения, но еще и стремление к одухотворенной личности, воспитание в ней нравственных, этических и эстетических качеств, творчески отражая, воспроизводя действительность в художественных образах.

Театрализация является неотъемлемым компонентом драматургии массовых зрелищ, позволяющая донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.

Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.

Каждый новый сценарий массового зрелища – это поиск нового решения темы, новых выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия.

Сценарий массового театрализованного зрелища является комплексным, в нем синтезирована работа драматурга, режиссера, художника, балетмейстера, композитора.

Монтаж является основным творческим приемом формирования и построения драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.

Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии массовых зрелищ выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.

Важной специфической чертой драматургии и режиссуры массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что массовое зрелище по своей сути и форме явление коллективное. Оно в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно – коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Массовые зрелища возникают только там, где существуют духовные связи между людьми. В жизни каждого народа массовые зрелища занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность зрелищ, заключающаяся в том, что народ здесь имеет удачную возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвующий в зрелищах.

В прошлом массовые зрелища были одним из главных источников творчества, двигателем культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, врядли может вполне заменить эту творческую функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать и обновлять зрелища в тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что массовые зрелища в будущем будут представлять собой фундаментальный институт человеческой культуры, а празднование – одну из основных и любимых форм коллективного поведения людей. Весь предшествующий опыт истории человеческой культуры подтверждает то, что потребность в массовых зрелищах является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм.

Акцентируя внимание на многоликости массовых зрелищ, в ходе научного исследования, мы определили их характерные черты:

Непрерывность, постоянная живая эстафета праздничности, начиная с древности и до нашего времени.

Связь зрелищ с закономерными ритмическими явлениями жизни: с ритмом природы, с мифологическим временем, с ходом истории, то есть относительная устойчивость массовых зрелищ и постоянное внутреннее изменение их содержания и формы.

Коллективный характер празднеств, отражающий не просто факт участия в них некой массы, а наличие вполне определенной единой общности, считающей зрелища своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей.

Культурная ценность массовых зрелищ, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.

В ходе исследования была раскрыта суть массовых зрелищ, она, на наш взгляд, сводиться к следующему:

Эволюция крупномасштабных зрительных образов, то есть категория сценографическая, творческое содружество сценариста, режиссера и художника приобретает крайне специфические формы. Как правило, художник вступает в работу на самых ранних стадиях - он задумывает праздник вместе со сценаристом и режиссером, являясь их полноправным соавтором.

Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует в нем над многими незаменимыми в театре средствами выражения идеи и сюжета произведения, иногда почти полностью вытесняя их.

Практически теряют свое значение такие привычные индивидуальные средства актерской выразительности, как нюансы мимики, интонации, жеста. Поэтому вообще вся система образов массовых форм зрелищ принципиально другая, нежели в обычном театре.

Действие развивается не как результат взаимоотношений «персонажей», воплощаемых отдельными актерами, а как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамических символических образов. Это связано с особыми условиями массовых постановок, особыми повышенными требованиями к организации зрительского внимания.

Для того чтобы удержать в состоянии сопереживания зрителя, удаленного от места действия на многие десятки, а иногда и сотни метров, необходимы особые художественные приемы, доходчивые, зрелищные по своей сути.

Используя комплексный подход в соединении сравнительно-описательного анализа с искусствоведческим художественно-стилистическим и историко-культурным анализом, в данном исследовании осуществлена попытка комплексного исследование массовых зрелищ со времен возникновения и до настоящего времени.

На основе анализа, обобщения и систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Сформулировано понятие «массовое зрелище», что помогло в дальнейшем изучении проблемы. Рассмотрены истоки и основные тенденции становления и развития массовых зрелищ, а также специфика каждого из этапов. Выявлены основные аспекты массовых зрелищ и особенности драматургии и режиссуры массовых зрелищ, а также методика организации и подготовки массовых зрелищ. Полученные результаты научного исследования определили практическое значение предложенного материала. В связи с этим, материалы, полученные во время работы, подлежат использованию при изложении учебного материала по курсу «Режиссура эстрады и массовых зрелищ» в высших учебных заведениях.

 

Список литературы

Айзенштадт В.Н. Режиссура и организация массовых зрелищ /

В. Н. Айзенштадт. - Харьков.: ХГИК, 1973 – 136 с.

Белоусов Я. П. Праздники старые и новые / Я.П. Белоусов. – Алма-Ата, 1974.

Бенифанд А. В. Праздники: сущность, история, современность /

А.В. Бенифанд. – Красноярск, 1986.

Беспятов Е. Театр под открытым небом / Е. Беспятов // Народный театр. – 1943. - № 3. – С. 12-15.

Большая советская энциклопедия. – М., 1933. - Т. 27. – С. 254

Борщ В. А. Специфика подготовки режиссера массовых зрелищ / Виктория Борщ // Информационно-культурологическое и искусствоведческое образование в контексте болонского процесса: Материалы научной конференции 13-14 декабря 2005г. – Х.: ХГАК. – С. 186-187.

Борщ В. А. Эволюция массовых зрелищ как составная часть развития общества / Виктория Борщ // Культура и информационное общество ХХI столетия: Материалы конференции молодых ученых, 25-26 апреля 2006г. – Х.: ХГАК. – С. 186-187.

Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров /Г. Бояджиев. – М.: Просвещение, 1969. – 336 с.

Бояджиева Л.В. Макс Рейнхардт / Л.В. Бояджиева. – Л.: Искусство, 1987, - 222 с.

Брабич В.М. Зрелища Древнего Мира / В.М. Брабич и Г.С. Плетнева. – Л.: Искусство, 1977. – 79 с.

Варнеке Б. Очерки из истории древнеримского театра / Б. Варнеке. – СПб., 1903. – С. 18-19.

Венедиктов Н. О праздниках улиц / Н. Венедиктов // Культурно-просветительская работа. - 1967. - № 1. - С. 15-16.

Виппер Р. Психология театра / Р. Виппер // Мир божий. – 1902. - № 2. – С. 11-18.

Волков Н. Искусство массового действа / Н. Волков. – Современный театр. - 1929. - №36.

Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом» / Б. Галеев. – Казань.: 1991. – 227 с.

Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств / Б.М. Галеев. – М.: Знание, 1982.

Гвоздев А. История европейского театра / А. Гвоздев, А. Пиотровский. – М., Л.: 1931. – 313 с.

Генкин Д.М. Театрализованные формы работы клуба / Д.М. Генкин. - Л.: ЛГИК, 1972.

Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975. – 140 с.

Генкин Д.М. Сценарное мастерство культпросветработника /Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М., 1984. – 127 с.

Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления /Е.П. Гершуни. – Л., 1962.

Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища / Б.Н. Глан. – М., 1961.

Глан Б. Н. Праздник всегда с нами / Б.Н. Глан. – М.: СТД, 1988.

Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища / Б.Н. Глан. – М.: Искусство, 1976. – 176 с.

Головня В. В. История античного театра / В.В. Головня. – М.: Искусство. - 1972.

Гордеев С. I. Методика органiзацii масових свят / С.I. Гордеев. – Х.: ХДАК. – 2003. – 9 с.

Гордеев С. I. Режисура свят та обрядiв / С.I. Гордеев. – Х.: ХДАК. – 1999. – 36 с.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: 1955. - Т. 1.

Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра /С.С. Данилов. – М., Л.: Искусство. – 1948. – 588 с.

Ершов П. М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. – М.: 1971.

Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.

Житницький А. З. Драматургiя масових театралiзованих заходiв / А.З. Житницький. – Х.: Тимченко. – 2005. – 128 с.

Зайцев В. П. Режисура естрады и масовых видовищ / В.П. Зайцев. – К.: Дакор, 2003. – 304 с.

История зарубежного театра (под редакцией Г.Н. Бояджиева). – М.: Просвещение, 1981.

Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1966. - Т. 1.

Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики /С.С. Клитин. - Л.: 1987. – 190 с.

Колязин В. Вокруг уличного театра / В. Колязин // Театр. - 1971. - № 12. - С. 143 -152.

Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович. - М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.

Кузнецов Е.М. Под открытым небом / Е.М. Кузнецов // Вестник театра. – 1920. - № 71. – С. 12-16.

Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке /А.В. Луначарский. - М.: Искусство, 1981. - 424 с.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. – 392 с.

Мальков А. Театр под открытым небом / А. Мальков. – М.: Сов. художник. - 1990. – 400 с.

Мосина М. Театр под открытым небом / М. Мосина // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 6. – С. 4-5.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.

Немиро О. В. В город приходит праздник / О.В. Немиро. – Л., 1973. – 260 с.

Немиро О. В. Праздничный город / О.В. Немиро. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 232 с.

Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.

Орлов О. Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. - СПб., 2001. – 160 с.

Пави П. Словарь театра / П. Пави. – М.: Прогресс. - 1991. – 504 с.

Петербургские гуляния // Декоративное искусство. – 1986. - № 8. – С. 34-35.

Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. – Л., 1987.

Петров Н. В. 50 и 500 / Н.В. Петров. – М., 1960.

Пискатор Э. Политический театр / Э. Пискатор. - М., 1939.

Платонова Н. Театральный карнавал на улицах Москвы / Н. Платонова // Юный художник. – 2001. - № 11. - С. 8-9.

Политический театр в массовой культурно-просветительной работе. - Л., 1987.

Радлов С.Э. Театр площадей и набережных / С.Э Радлов // Рабочий театр. – 1936. - №8.

Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. – М., 1979. - 135 с.

Розовский М. Театр живой газеты / М. Розовский. - М., 1970.

Ростоцкий Б.И. О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда / Б.И. Ростоцкий. – М.: ВТО, 1960. - 100 с.

Рюмин Е. Н. Массовые празднества / Е.Н. Рюмин. – М., Л., 1972.

Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. - М., 1977.

Силин А.Д. Площади - наши палитры / А.Д. Силин. – М., 1982.

Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987. - 117 с.

Силин А.Д. Театр на улицах мира / А.Д. Силин // Декоративное искусство. – 1990. - № 6. - С. 9-12.

Синицына В. Г Массовые праздники и зрелища / В.Г. Синицына. - М.: Политиздат, 1977. – 168 с.

Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 170 с.

Солдаткин С. Сомкнулась связь времен / С. Солдаткин // Праздник. – 2000. - № 9. - С. 22-23.

Театральная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1963. - Т. 2.

Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений /Д.В. Тихомиров. - М.: Сов. Россия 1977. - 126 с.

Толстых А.В. Психология юного зрителя / А.В. Толстых. – М.: Знание, 1986. - 80 с.

Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений /А.В. Триадский. - М.: МГИК, 1985. - 73 с.

Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР /Л.А. Тульцева. – М., 1985. – 235 с.

Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. –Л., 1974. - 95 с.

Устинов Б. Театр и пространство / Б. Устинов // Декоративное искусство. - 1986. - № 7. – С. 20-21.

Хмелев К. Театр на площади / К. Хмелев // Сов. Искусство. – 1937. - № 8. – С. 22-27.

Ходасевич В. Город – театр, народ – актер: [Об оформлении массовых театрализованных зрелищ 20-х годов. Из воспоминаний художницы] /В. Ходасевич // Декоративное искусство СССР. – 1979. - № 11. - С. 34-37.

Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и представления /В. Ходасевич // Театр. - 1967. - № 4. - С. 12-19.

Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. – М., 1981.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка /Г.П. Цыганенко. – К.: Рад. Школа, 1989. – 551 с.

Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – 224 с.

Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976. – 117 с.

Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. – М.: Сов. Россия, 1988. – 136 с.

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981. – 102 с.

Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979. - 105 с.

Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992. – 480 с.

Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978. – 196 с.

Шубина И. Б. Организация досуга и шоу-программ / И.Б. Шубина. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003.

Щукин Ю. Оформление массового празднества и демонстраций / Ю. Щукин, А. Магидеон. – М., 1932.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон / (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). – СПб.: Типо-литография. - 1894. - Т. 12. – 960 с.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон / (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). – СПб.: Типо-литография. - 1898. – Т. 47. – 474 с.

Энциклопедический словарь / (под редакцией Б.А. Введенского). - М.: Советская энциклопедия. - 1963.

Энциклопедический словарь русского языка (под редакцией С.И. Ожегова). – М.: Сов. энциклопедия. – 1975. – 846 с.

Энциклопедический словарь. – М.: Издательство товарищества «Братьев А. и И. Гранат». – 1913. - Т. 33. - 688 с.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.