Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности.

2017-05-22 423
Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы: суд, прокуратура, следственный комитет, адвокатура, нотариат, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, интерпол, и т.д.

Эти органы (правоохранительные) осуществляют правоохранительную деятельность – один из видов государственной деятельности, который направлен на охрану прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, и государственных и общественных интересов.

Признаки правоохранительной деятельности:

· В процессе ее осуществления реализуется закон, т. е. применяется право

· Деятельность связана с восстановлением нарушенного права

· Деятельность осуществляется не в любой, а только в предусмотренной законодательством форме (судебное заседание проводится по четко установленным правилам

· Законные и обоснованные требования правоохранительных органов обязательны для исполнения всеми субъектами, в отношении которых они вынесены или предъявлены

 

3. Классификация нормативных правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов. По юридической силе источники подразделяются на следующие виды:

1) Конституция РБ — основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов;

2) кодексы, основным из которых для «Судоустройства» является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Также сюда относятся Уголовно-процессуальный кодекс РБ, Гражданско-процессуальный кодекс РБ, Хозяйственно-процессуальный кодекс РБ и др.;

3) законы: «О прокуратуре РБ», «Об органах внутренних дел», «Об органах государственной безопасности», «Об адвокатуре», «О Конституционном Суде в РБ», «О хозяйственных судах в РБ» и др.;

4) декреты и указы Президента РБ:. Декрет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РБ», Указ от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел РБ» и др.;

5) постановления Совета Министров РБ: постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено положение о Министерстве юстиции РБ, Постановлением Совета Министров от 6 февраля 2007 г. № 150 утверждена Инструкция о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяйственных судов РБ и др.;

6) нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе заключения Конституционного Суда РБ, постановления Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ).

К источникам судоустройства следует отнести и ведомственные нормативные акты, регулирующие делопроизводство, вопросы статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, положения и пр.

Конституционные основы судебной власти (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, презумпция невиновности, право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь).

Конституционные основы(принципы) судебной власти- основополагающие положения, руководящие идеи о том, как должна быть организована судебная власть в том или оном государстве.

Принципы:

· Принцип законности (Суд и судьи должны подчиняться закону)

· Осуществление правосудия только судом (Образование чрезвычайных судов запрещено

(3-ки, 4-ки как в СССР))

· Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел судом.

Судья единолично рассматривает большинство дел, но есть исключения, когда дела рассматриваются коллегией судей.

В РБ предусмотрено 2 варианта коллегиального рассмотрения дел:

1. Один профессиональный судья + 2 народных заседателя = судебная коллегия по рассмотрению уголовных дел, о преступлениях в которых обвиняемый является несовершеннолетним лицом. Уголовные дела за которые предусматривается наказание в виде лишения свыше 10 ЛЕТ.

2. Три и более профессиональных судьи. Пример: в суде кассационной инстанции дела рассматриваются в составе 3-х профессиональных судей. Дела в надзорной инстанции рассматриваются в составе 3-х и более профессиональных судей.

!!! Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиально, т к в составе Конституционного суда 12 судей и каждое дело рассматривается коллегиально.

· Язык судопроизводства. Рассматривание дел в суде может осуществляться на 2- х гос. языках РБ. Если какой-либо участник судопроизводства не владеет этими языками, то ему должны бесплатно предоставить переводчика.

· независимость судей и подчинение их только закону. Все судьи при осуществлении правосудия являются независимыми, в конституции и кодексе о судоустройстве и статусе судей предусматривается гарантия судебной независимости:

- особый порядок назначения судей на должность

- ответственность за нарушения порядка в судебном заседании

- надлежащие социальное и материальное обеспечение судей

- неприкосновенность судей

- тайна совещательной комнаты

Судьи назначаются Президентом РБ по представлению председателя Верховного Суда РБ – судьи общих судов, судьи Конст. суда РБ(6 През. РБ, 6 Советом Республики)

· презумпция невиновности – никто не может быть признав виновным в совершении преступления, до тех пор пока его вина не будет установлена приговором суда.

· Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон. Природа состязательности состоит в не совпадении интересов сторон.

· Гласность. Любой человек в праве присутствовать в судебном заседании(достигший 16 лет), но из этого правила есть исключение, когда судебное заседание является закрытым.

Категории дел закрытых судебных заседаний:

- дела о половых преступлениях.

- дела при которых может быть разглашена гос. тайна.

- дела при которых необходимо обеспечить безопасность кого-либо из участников.

- когда об этом ходатайствует(просит) сам участник процесса

· право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь

· доступ к правосудию

 

6. Конституционные основы судебной власти (состязательность и равенство сторон в процессе, выборность и назначение судей, коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах, язык судопроизводства).

Конституционные принципы (основы) судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти только судам

2) независимость судей и подчинение их только закону

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах

4) гласность рассмотрения дел в судах

5) Состязательность и равенство сторон в процессе

6) право граждан на судебную защиту

7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь

8) презумпция невиновности

9) выборность и назначаемость судей

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

3) смешанный

РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Витебский областной суд


Президиум Витебского областного суда:

Новополоцкий городской суд

3.Суды надзорной инстанции- пересматривают судебные решения, уже вступивших в законную силу.

Верховный Суд

Пленум

 
 


Президиум

 
 


По гражданским делам

По экономическим делам

Аттестация судей. Квалификационные классы судей и порядок их присвоения. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление, возобновление и прекращение полномочий

14.1Аттестация судей. Задачей аттестации судьи является объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия. Аттестация подразделяется на очередную и внеочередную. Очередная аттестация проводится:1) в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы; 2) при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе; 3) в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации. Внеочередная аттестация проводится:1) при назначении судьи на должность на новый срок; 2) при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; 3) при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд; 4) при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе; 5) при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.Заключение об оценке деятельности судьи принимается квалификационной коллегией судей в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер.По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

14.2Квалификационные классы судей и порядок их присвоения.. Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.Квалификационные классы присваиваются: высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов; второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда – четвертый квалификационный класс. При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются: в 5-м квалификационном классе – 2 года;в 4 квал.классе – 3 года;в 3 квал. классе – 4 года.Срок пребывания в 1 и 2 квалификационных классах не устанавливается.Присвоение очередного квал. класса производится после окончания установленного срока нахождения в предыдущем классе.

Порядок присвоения, понижения и лишения квалификационного класса Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего Хозяйственного Суда РБ) производятся Президентом РБ по совместному представлению Председателя Верховного Суда РБ и Министра юстиции РБ, Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ и Министра юстиции РБ.

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда РБ, председателям Верховного Суда РБ и Высшего Хозяйственного Суда Рб производится Президентом РБ при назначении (избрании) их на должность.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего Хозяйственного Суда РБ производятся Президентом РБ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ.

Представление вносится Президенту Республики Беларусь в установленном порядке. К представлению прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

Иные вопросы аттестации судей, присвоения и лишения квалификационного класса судьи

В случае принятия квалификационной коллегией судей заключения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного заключения.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Судья может быть лишен квалификационного класса в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи со вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора.

Дисциплинарная ответственность судей.

Основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности:за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.Виды дисциплинарных взысканий:замечание;выговор;предупреждение о неполном служебном соответствии;понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев;освобождение от должности.

При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а также по инициативе председателя соответствующего суда, наложившего дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.Если судья, имеющий дисциплинарное взыскание, будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то сроки, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, начинают течь со дня наложения последнего дисциплинарного взыскания.

Органы, осуществляющие дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов РБ за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) суд ов осуществляют дисциплинарное производство в отношении судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) и специализированных судов.

Квалификационная коллегия судей военных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов).

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов осуществляе т дисциплинарное производство в отношении судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь).

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов РБ за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

 

 

Осуществление надзора

Существует 5 отраслей прокурорского надзора.

Отрасли прокурорского надзора - это узкоспециализированные виды деятельности прокуратуры, которые обладают своим особенным объектом, предметом и пределами прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора - составляют те нпа за соблюдением которых осуществляется надзор.

Объекты прокурорского надзора - предприятия, учреждения, организации и другие

органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъекты прокурорского надзора – участники прокурорско надзорных отношений. Ими

являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо,

исполнение закона которым проверяется прокурором.

Пределы- это границы в рамках которых прокуратура осуществляет надзор.

В соответствии с Законом о прокуратуре деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением законодательства при производстве дознания и предварительного следствия;

- соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- исполнением законодательства в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Организационные формы осуществления адвокатской деятельности (юридические консультации, адвокатские бюро, индивидуальная адвокатская деятельность). 24.2Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально.Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность самостоятельно либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро (партнером), должен иметь стаж работы в качестве адвоката или лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее трех лет.

Юридические консультации.

Для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам территориальными коллегиями адвокатов создаются юридические консультации.Руководство деятельностью юридической консультации осуществляется заведующим, назначаемым из числа адвокатов юридической консультации советом соответствующей территориальной коллегии адвокатов. Полномочия заведующего:

1. организация работы по основной деятельности:

1.1. организует и планирует работу юридической консультации;

1.2. распределяет поручения между адвокатами с учетом их опыта, квалификации;

1.3. обеспечивает выполнение требований органов, ведущих уголовный процесс, о выделении адвокатов для осуществления защиты по уголовным делам;

1.4. осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки, обобщает положительный опыт работы адвокатов;

1.5. оформляет и направляет в совет соответствующей территориальной коллегии адвокатов заявки на прием граждан Республики Беларусь, намеревающихся стать адвокатами, в качестве стажеров;

1.6. проводит мероприятия по повышению квалификации адвокатов;

1.7. осуществляет выдачу ордеров для оказания отдельных видов юридической помощи;

1.8. обеспечивает соблюдение адвокатами и работниками юридических консультаций дисциплины в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

2. организация работы по приему граждан, рассмотрению обращений:

2.1. обеспечивают организацию личного приема в юридической консультации;

2.2. ведет личный прием, контролирует ведение приема дежурными адвокатами в установленные дни и часы;

2.3. отвечает за ведение и сохранность книги замечаний и предложений;

2.4. рассматривает жалобы в отношении адвокатов, стажеров и помощников;

2.5. контролирует соблюдение адвокатами правил профессиональной этики и делового стиля одежды.

3. организует работу по обобщению адвокатской практики и ведению статистики;

4. организует работу по укреплению материально-технической базы коллегии адвокатов;

5. освобождает граждан от оплаты юридической помощи и др.

На здании, где расположена юридическая консультация, должна быть помещена вывеска «Юридическая консультация» с указанием наименования коллегии адвокатов. В помещении юридической консультации на видном месте должно быть вывешено объявление с указанием перечня лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно и которые обслуживается вне очереди, а также другая информация.

Адвокатское бюро.

Адвокатское бюро является некоммерческой организацией, создаваемой в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи.

Адвокатское бюро вправе нанимать по трудовому договору адвокатов, помощников адвокатов и иных работников. Партнерами адвокатского бюро могут быть два и более адвоката, если иное не предусмотрено законодательными актами. Один и тот же адвокат не может быть партнером двух и более адвокатских бюро. Адвокатское бюро не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме организации оказания юридической помощи, а также выступать в качестве учредителя (участника) иных юридических лиц или собственника их имущества.Учредительным документом адвокатского бюро является его устав, который утверждается его учредителями.

Текущее руководство деятельностью адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, который представляет адвокатское бюро в отношениях с государственными органами, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатского бюро без доверенности, заключает сделки от имени адвокатского бюро, выдает доверенности на представление интересов адвокатского бюро перед третьими лицами, подписывает денежные и расчетные документы, выдает справки, осуществляет прием и увольнение работников адвокатского бюро, выполняет иные полномочия, предусмотренные уставом адвокатского бюро и трудовым договором, заключенным с ним собранием партнеров.

Правила

Законодательство четко регламентирует место совершения нотариального действия, сроки его совершения, требования к документам, как лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, так и к документам, исходящим от нотариальных органов, порядку их регистрации, основаниям и форме отказа в совершении нотариального действия в виде обоснованного постановления, содержащего ссылки на нормы материального и процессуального права. Совершение нотариального действия производится по общим правилам совершения нотариальных действий с учетом специфики отдельных нотариальных.

Порядок возбуждения производства зависит от вида нотариального действия. Основанием для возбуждения служит либо сам факт обращения лица, либо заявление лица о совершении определенного действия, например, о выдаче свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака. На данной стадии проверяется соблюдение правил предметной и территориальной компетенции, происходит проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, полномочий представителей. Установление юридического и фактического состава совершаемого нотариального действия предполагает проверку юридических и фактических оснований для совершения определенного нотариального действия с учетом его специфики. Исходя из фактического состава, нотариус определяет документы, необходимые для совершения нотариального действия. И третья стадия – совершение нотариального действия или отказ в его совершении является следствием наличия законных оснований для возбуждения нотариального производства на первой стадии и установления конкретного юридического и фактического состава нотариального действия. Согласно ст. 62 Закона о нотариате и нотариальной деятельности нотариус, отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариального действия, по письменному заявлению этих гражданина или юридического лица должны в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования. Отказ в совершении нотариального действия оформляется нотариусом, путем вынесения постановления.

В качестве стадий нотариального производства выделяют:

1) предварительную подготовку к совершению нотариального действия, которая осуществляется при необходимости истребования нотариусом дополнительных сведений и документов либо направления документов на экспертизу;

2) исполнение нотариального акта;

3) обжалование нотариальных действий либо отказа в их совершении. Поскольку исполнение нотариального акта осуществляется за рамками нотариального производства и не входит в компетенцию нотариальных органов, то представляется, что выделение исполнения нотариального акта в качестве стадии нотариального производства неосновательно.

 

1. Предмет, система и значение дисциплины «Судоустройство».

2. Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности.

3. Классификация нормативных правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов.

4. Понятие, свойства и символы судебной власти. Соотношение понятий «правосудие», «судебная власть» и «судопроизводство».

5. Конституционные основы судебной власти (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, презумпция невиновности, право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь).

6. Конституционные основы судебной власти (состязательность и равенство сторон в процессе, выборность и назначение судей, коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах, язык судопроизводства).

7. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях, соотношение этих понятий.

8. Понятие и значение института обжалования решений суда, виды судебных инстанций.

9. Конституционный Суд Республики Беларусь: состав, порядок формирования, компетенция.

10. Районные (городские) и специализированные суды: образование, реорганизация и прекращение деятельности, состав, компетенция, компетенция председателя. Областные (Минский городской) суды: состав, компетенция, компетенция председателя. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, компетенция, компетенция председателя. 10.1Районный (городской) и специализированный суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.) 10.2 Областные (Минский городской) суды: состав, компетенция, компетенция председателя. 10.3Верховный Суд Республики Беларусь: состав, компетенция, компетенция председателя

11. Понятие, значение и принципы правового статуса судьи.

12. Основы культуры правосудия. Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

13. Требования к кандидатам на должность судьи, председателя, заместителя председателя общих судов и Конституционного Суда Республики Беларусь. Зачисление кандидатом в судьи. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи. 13.1 Требования к кандидатам на должность судьи, председателя, заместителя председателя общих судов и Конституционного Суда Республики Беларусь. 13.2 Зачисление кандидатом в судьи. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи.

14. Аттестация судей. Квалификационные классы судей и порядок их присвоения. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление, возобновление и прекращение полномочий судей. 14.1Аттестация судей. 14.2Квалификационные классы судей и порядок их присвоения 14.3Дисциплинарная ответственность судей. 14.4 Приостановление, возобновление и прекращение полномочий судей

15. Правовой и социальный статус народных заседателей. Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей.

16. Прокуратура Республики Беларусь: понятие, система, задачи, принципы организации и деятельности.

17. Основные направления деятельности прокуратуры в Республике Беларусь.

18. Отрасли прокурорского надзора.

19. Органы предварительного расследования: понятие, задачи, виды.

20. Органы предварительного следствия. Понятие и виды органов дознания.

21. Органы внутренних дел: понятие, задачи, система. Понятие, задачи и виды милиции.

22. Международная организация уголовной полиции. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь: понятие, задачи, полномочия.

23. Институт адвокатуры: понятие, особенности, задачи, принципы организации и деятельности.

24. Организационные формы осуществления адвокатской деятельности (юридические консультации, адвокатские бюро, индивидуальная адвокатская деятельность). Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. 24.1 Организационные формы осуществления адвокатской деятельности (юридические консультации, адвокатские бюро, индивидуальная адвокатская деятельность). 24.2Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

25. Институт нотариата: понятие, сущность, особенности, задачи, принципы организации и деятельности.

26. Понятие, виды и правила совершения нотариальных действий.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.