Сотрудник ГИБДД как субъект коррупционных преступлений — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сотрудник ГИБДД как субъект коррупционных преступлений

2021-06-02 27
Сотрудник ГИБДД как субъект коррупционных преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711 инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения[46].

В соответствии со ст. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства[47].

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В п. 19 Приказа МВД от 2 марта 2009 г. № 185, утверждающего Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, указано, что взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений[48].

В примечании к статье 318 УК указано, что представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Данное законодательное определение представителя власти представляется не совсем удачным и вызывает определенные нарекания при его толковании. Так, А.Я. Аснис отмечал недостаточную полноту и точность определения понятия представителей власти в примечании к ст. 318 УК РФ, буквальное толкование которого исключает из их числа представителей законодательной власти[49].

Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» данная неточность устранена. В п. 3 данного постановления указано, что к представителям власти «следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности»*.

Стоит согласиться с мнением А.В. Иванисова о том, что, несмотря на то, что ГИБДД входит в систему МВД России, в действительности эта служба обособлена и имеет специфические задачи (например, деятельность регистрационно-экзаменационных подразделений, дорожных инспекций), поэтому преступления сотрудников ГИБДД имеют серьезные отличия от преступлений, совершаемых сотрудниками других служб МВД России[50]. В значительной мере это относится и к коррупционным преступлениям сотрудников данной службы.

Подразделения ГИБДД характеризуются разнообразием выполняемых задач, непосредственно осуществляют специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Их статус обусловлен принадлежностью к органам исполнительной власти, спецификой деятельности в сфере безопасности дорожного движения, особенностями целей, задач, полномочий и компетенцией, обеспечивающими безопасность дорожного движения на определенной территории.

Сотрудник ГИБДД, как субъект коррупционных преступлений, относится к категории должностных лиц, а именно является представителем власти. Особенностью представителей власти является то, что они вступают в государственно-властные правоотношения с гражданами и юридическими лицами в рамках внешней деятельности[51]. Эта деятельность строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в административном подчинении. Она включает неопределенно широкий круг лиц, в отношения с которыми представитель власти вступает в силу предоставленных ему и строго регламентированных полномочий для осуществления конкретных задач.

Специфика представителя власти состоит в том, что он наделен полномочиями публично-властного характера, содержание которых определяется направлениями деятельности того или иного органа власти[52].

Функции сотрудников органов внутренних дел как представителей власти состоят в осуществлении властной деятельности и реализации полномочий административно-правового, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального характера. Например, властные полномочия сотрудников ДПС ГИБДД реализуются в процессе привлечения лиц, нарушивших правила дорожного движения, к административной ответственности. Административно-правовое воздействие в данном случае связано с ограничением прав и свобод участников дорожного движения.

Деятельность представителей власти, особенно связанная с применением мер принуждения, находится под пристальным вниманием и оценкой граждан. Поэтому противоправное поведение представителей власти вызывает широкий общественный резонанс, подрывает авторитет государственной власти. Общественная опасность коррупционных действий представителей власти повышается за счет того, что потерпевшие от них защищены в меньшей степени, чем от других категорий должностных лиц, поскольку их взаимоотношения во внешней сфере деятельности происходят чаще, интенсивнее, более открыто, чем внутри самой системы государственной службы.

Будучи представителями власти, сотрудники ГИБДД совершают разноплановые коррупционные преступления, связанные со спецификой используемого ими для совершения преступления служебного положения и, как правило, сопряженные с извлечением имущественной выгоды.

Сфера совершения коррупционных преступлений в ГИБДД зависит от характера выполняемых ее сотрудниками служебных обязанностей и может затрагивать процесс исполнения административного законодательства, реализацию контрольных функций, возложенных на ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения, предоставления прав, выдачи разрешений и согласований, а также исполнения функций по руководству тем или иным подразделением ГИБДД. В последнем случае сотрудники ГИБДД, являющиеся руководителями, могут приобретать так называемые «организационно-распорядительные функции» должностного лица, связанные с совершением коррупционных преступлений в отношении подчиненных, сопряженные с покровительством или попустительством их незаконной деятельности.

Часто коррупционные преступления совершаются в составе группы сотрудников ГИБДД, где их руководителям отводится роль организаторов или подстрекателей, а рядовые сотрудники выступают в роли исполнителей или посредников данных преступлений.

Важным моментом в квалификации получения взятки является определение специфики периода выполнения лицом полномочий представителя власти. Так, например, при получении взятки практикантами, стажерами правоохранительных органов возникает вопрос о том, являются ли они лицами временно или по специальному полномочию выполняющими функции представителя власти.

Сложности связаны с определением их права самостоятельно применять к гражданам и организациям мер административного, уголовного и иного воздействия (принуждения).

Практика квалификации их действий по получению незаконного денежного вознаграждения складывается неоднозначно. В одних случаях они признаются должностными лицами, представителями власти и несут ответственность за получение взятки. В других ситуациях их действия квалифицируются как мошенничество.

А.В. Шнитенков считает, что внештатный сотрудник полиции при выполнении возложенных на него функций является представителем власти[53] и должен нести ответственность как должностное лицо.

В соответствии с п. 10 Приложения к Приказу МВД РФ от 15.08. 2011 г. № 942  «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию», при привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается поручать стажеру составление протоколов об административных правонарушениях. Тем самым стажер не является должностным лицом, уполномоченным привлекать виновных к административной ответственности. Отсутствие у стажера полномочий на составление протокола об административном правонарушении исключает его из числа представителей власти как субъектов получения взятки.

Пленум Верховного суда Российской Федерации отметил, что в том случае, если лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения[54].

В случаях, когда стажеры ГИБДД совершают служебный подлог или получают взятку от участников дорожного движения в зависимости от особенностей их действий, возможного сговора на совершение преступления с инспектором ГИБДД, квалификация их действий может осуществляться по нормам о мошенничестве, посредничестве или пособничестве во взяточничестве.

Для единообразного применения уголовного закона положение о признании представителями власти и соответственно субъектами получения взятки отдельных категорий сотрудников, на которых временно возложены выполнение функций представителя власти, должно быть разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Таким образом, важное значение в квалификации коррупционных составов имеет установление признаков сотрудников ГИБДД как их субъектов. Это требует особого внимания при оценке специфики конкретных функций должностного лица в момент совершения перступления, его компетенции и роли в совершенном преступлении.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.