На Западе нашли медный рудник? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

На Западе нашли медный рудник?

2021-06-02 22
На Западе нашли медный рудник? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как же может быть что‑то еще?

Дева Самбуддха

 

Я тоже говорю, что нужно жить здесь и сейчас, но когда я произношу эту фразу, у нее совсем другое значение. Это не то же утверждение, которое делают на Западе. Утверждение само по себе не имеет никакого собственного значения, ведь значение приходит через опыт.

Человек может жить на разных уровнях. Когда Гаутама Будда говорит: «Живи здесь и сейчас!», он использует те же самые слова, что и вы. Слова точно такие же, и словарное значение такое же, но экзистенциальное значение совсем иное, и, возможно, оно даже диаметрально противоположно вашему значению.

На Западе стало модно говорить, что нужно жить здесь и сейчас, что нам остается только жить в настоящем миге. Но люди, которые говорят это, не имеют понятия о медитативном состоянии, не имеют понятия об абсолютной тишине и осознанности без мыслей, они не пережили свидетельствование. Поэтому они говорят: «Живи здесь и сейчас», но эта фраза незначительна, поскольку она от ума.

Итак, если ваш ум полон похоти, тогда ваша установка «живи здесь и сейчас» будет только похотью и ничем более. Если ваш ум полон жадности, полон гнева, полон ревности, то как у вашей фразы «живи здесь и сейчас» может быть такое же значение, что и у фразы Чжуан‑цзы? Не может быть, чтобы значения совпадали. Значение исходит от человека, от его присутствия, от его понимания.

Запад скопировал эту фразу с Востока. Теперь на Западе вошел в моду дзен, но это не значит, что Запад уже способен понять дзен. Дзен, само слово «дзен» происходит от слова «дхьяна». Будда никогда не использовал санскрит. Он был первым просветленный человеком в Индии, который использовал простонародный язык. Отчасти именно поэтому к Будде так дурно стало относиться духовенство, брамины Индии. Санскрит, среди множества привилегий браминов, был одной из главных их привилегий, потому что священники Индии всегда пользовались санскритом в качестве собственного языка. И только ученые люди могли понимать его, а остальной народ не знал из него ни слова. Поэтому написанное в священных книгах было известно только немногим священникам, и они, конечно же, через это знание держали над людьми власть. Брамины никогда не хотели, чтобы санскрит стал известен народным массам, ведь тогда они потеряли бы свою власть, и они бы обанкротились.

Будда был первым человеком, который взорвал все учреждение браминов. Он пользовался простонародным языком, а этим языком во времени Будды был пали. На языке пали слово «дхьяна» произносится как «джхана». Поскольку Будда использовал слово «джхана», оно изменило свой оттенок. Когда оно достигло Китая через Бодхидхарму, оно стало звучать как «чьян», потому что на китайском языке невозможно написать «джхана», ведь у китайцев нет алфавита. Китайцы пишут иероглифами, поэтому ближайший их иероглиф, который мог выразить слово «джхана», был иероглиф «чьян» или «чьяна».

Из Китая этот иероглиф перебрался в Японию. Японцы используют тот же язык иероглифов, но произносят их иначе. В Японии дхьяна превратилась дзен. Так получилось, что слово стало звучать почти по‑прежнему. Оно стало ближе к дхьяне Будды, звуча как дзен.

Запад пока что еще не понял суть этого учения, но дзен привлекателен по той простой причине, что он очень абсурден, нелогичен и парадоксален. Запад пресытился логической философией: Кантом, Гегелем, Фихте, Расселом, Витгенштейном – все это надоело людям. От Аристотеля до Витгенштейна две тысячи лет логического размышления никуда не привели людей, кроме той точки, в которой Запад чувствует, что жизнь абсолютно бессмысленна и случайна. Стало быть, ничего странного в том, что какая‑то нелогичная философия стала модной.

Западная живопись стала нелогичной. Вы видите это в картинах Пикассо, Дали, Сезанна и других художников. Живопись стала абсолютно нелогичной, абсурдной. Поэзия стала нелогичной. Вспомните Эзру Паунд и других стихотворцев. Вы можете прочесть эти стихи, но вы не найдете в них смысл. Романы, пьесы и все другие художественные формы изменились и стали очень нелогичными. Эта нелогичность – результат двух тысяч лет логических усилий, которые потерпели сокрушительное поражение. Эти усилия не обеспечили жизнь человека смыслом и значением.

В этом же наводнении нелогичности дзен тоже стал влиятельным учением, но причины его влиятельности совсем другие. Не то чтобы Запад испытал медитацию – это просто реакция на логику, и дзен для этой цели очень привлекателен. Абсурдные случаи, абсурдные жизни мастеров дзен кажутся людям привлекательными, потому что они построены нелогично.

Великий мастер дзен Рьекан, известный в Японии как Великий Дурак (а он по‑настоящему великий мастер, такого же значения, что и Будда), получил это прозвище по той простой причине, что вся его жизнь была абсурдна и непредсказуема. Если ему кто‑то задавал вопрос, Рьекан мог ударить его посохом по голове, и если человек ни о чем не спрашивал его, мастер тоже мог оглушить его посохом. Он часто говорил: «Задай мне вопрос, и я поколочу тебя, не задай мне вопрос, и я поколочу тебя!» Он имел обыкновение колотить учеников…

Однажды он отрезал ножом палец своему ученику, а когда палец отлетел, когда ученик впал в глубокое шоковое состояние, Рьекан крикнул: «Живи здесь и сейчас!» И этот ученик тотчас же стал просветленным, потому что он медитировал двадцать лет. Не забудьте об этих двадцати годах! На Западе эти двадцать лет забыли полностью. Эти двадцать лет принесли ученику высшее состояние. В нужный момент мастер подтолкнул ученика в последний раз. Он хотел привести его к настоящему, и, отрубив ему палец, причинил ему столь острую боль, что он уже не мог думать о прошлом, не мог думать о будущем, и он не мог больше фантазировать. На мгновение все остановилось. Это состояние похоже на удар током: вы неожиданно оказываетесь в том, что здесь и сейчас. Но эти двадцать лет медитации создали другое качество: шок превратился в сатори. Просто отрубив кому‑то палец, вы не сможете сделать его просветленным, но Рьекан сотворил чудо.

Рьекан жил так, что любой назвал бы его дураком, идиотом, и ему очень нравилось слово «идиот», он сам постоянно называл себя идиотом. Он забывал одеться и приходил на рынок голый, только в одних сандалиях! Он забывал все на свете.

Он составил список вещей, которые должны быть при нем, когда он выходит из дома, и приклеил этот список на дверь, чтобы смотреть на него, и там было записано все, что ему следовало вынести, то есть посох, одежду, сандалии, шапку. Там даже было написано: «Шапку нужно одевать на голову». В противном же случае он все забывал и мог положить сандалии на голову! Но все равно его чудачество продолжалось, потому что он забывал прочесть список.

Рьекан помог многим людям стать просветленными. Его нелогичные способы, его абсурдные методы оказались невероятно эффективными. Теперь на Западе люди любят Рьекана, они чувствуют себя с ним непринужденно. Они пресытились Аристотелем. Аристотель превратился в жуткую болезнь! Люди не хотят иметь дело с Аристотелем, они хотят нечто более живое, нечто более парадоксальное, потому что жизнь – это парадокс, она нелогична.

Помните о том, что жизнь нелогична, и ее невозможно понять только логикой. Жизнь гораздо больше логики, невероятно больше логики. Это не арифметика. Итак, вам нужно понять эти уровни.

Запад пока что не способен быть здесь и сейчас, он только услышал это слово. И есть разные побуждения, через которые западная молодежь, особенно новое поколение, стало сходить с ума по вещам в стиле дзен. Нам угрожает третья мировая война. Жизнь кажется очень хрупкой, прежде такого не бывало. Войны всегда были, и в течение трех тысячи лет мир пережил пять тысяч войн – стало быть, война нам не в новинку, но произошло новое явление. Третья мировая война будет последней войной, и она будет войной всех против всех. Она уничтожит не только человечество, но и всю земную жизнь. Тучи угрозы сгущаются, они с каждым днем все ближе к нам. Угроза порождает сильный страх. И новое поколение западной молодежи дурачится.

В наше время мир может погибнуть, поэтому дзен так привлекателен: живи здесь и сейчас, потому что будущего нет. Возможно, завтра так и не настанет. Запад заинтересовался в настоящем миге совсем по другой причине.

Самбуддха, тебе нужно помнить о том, что у Запада иное побуждение. Восточные мистики, от Будды Рьекана, говорили о красоте того, что есть здесь и сейчас, совсем по другим причинам. Это не значит, что будущего нет. Существует бесконечное будущее, вечность, но будущее никогда не настает. Все наступающее есть сейчас; и сейчас – это единственная реальность. Будущее, наступая, тоже принимает форму настоящего. Когда наступит завтрашний день, он станет сегодняшним днем, поэтому тебе нужно учиться искусству быть здесь, жить сегодня, потому что завтра придет, но оно будет еще одним сегодня. И если ты узнаешь, как жить этим днем, тогда ты узнаешь, как жить тем днем, который наступит. Это совсем другое понимание.

Это четыре уровня, которые необходимо понять. Первый уровень – это тело. Если человек, который живет на телесном уровне, отождествляя себя с телом, скажет: «Живи здесь и сейчас», он будет иметь в виду исключительно пищу и секс, и ничего больше. Его «живи здесь и сейчас» будет содержать только две вещи, то есть пищу и секс, которые не очень отличаются друг от друга. Еда питает вас, вы не можете выжить без нее. И секс питает будущие поколения, они не смогут выжить без секса. Сексуальное общение ваших родителей создало вас, а ваше сексуальное общение создаст ваших детей. Общество нуждается в сексе как в пище, он и есть пища, через которую общество выживает, секс подобен еде, через которую вы также выживаете.

Пища и секс глубоко взаимосвязаны. Поэтому всегда случается так, что если кто‑то начинает управлять сексом, начинает практиковать половое воздержание, он ест больше, он возмещает свой сексуальный голод едой. Так почти всегда случается, что когда женщины выходят замуж, они начинают полнеть – по той простой причине, что перед браком они интересовались сексом, а после свадьбы они пресытились им. Они чувствуют, что мужчины эксплуатируют их тела. Они занимаются сексом неохотно, но они сыты им по горло. И тогда их интерес поворачивается в сторону еды.

И люди, которые морят себя голодом по какой‑либо причине (пусть это натуропатия, диета или какая‑то религиозная причина, пост) – эти голодающие люди наполнятся сексуальными фантазиями. Поэтому в джайнских монахах, из‑за их поста, больше сексуальных фантазий, чем в ком‑то другом. Это естественное изменение: их энергия начинает перемещаться от одного полюса к другому.

Самбуддха, у любого человека, которому известно только его тело, его «живи здесь и сейчас» означает просто пищу и секс. Именно это происходит в учебных институтах – там еда и секс. Именно это происходит по всей Америке. Самбуддха родом из США.

Второй уровень – это ум. С пищей и сексом вы можете получить удовольствие и боль. Когда вы находитесь на уровне тела, у вас будет приятное чувство, если ваше тело удовлетворено, и вы ощутите боль, если оно не удовлетворено. Второе явление выше тела – это ум. Ум идет немного выше удовольствия, он начинает испытывать счастье и несчастье. У тела есть только такая двойственность, как пища и секс – только два измерения, а у ума есть много измерений. Ум открывает более значительный мир: музыку, поэзию, живопись, танец и так далее, и тому подобное. Он открывает много измерений, и вы можете наслаждаться сильнее.

На первом уровне вы очень похожи на животное, и ваше «живи здесь и сейчас» будет преследовать только животные цели. На втором уровне, если вы узнаете о том, что вы больше тела, выше тела, тогда у вас будет много измерений, больше богатства. Вы становитесь людьми, вы поднимаетесь выше животных. Говоря «живи здесь и сейчас», на этот раз вы имеете в виду музыку, поэзию, живопись, танец. У этой установки будет совсем другое значение.

На третьем уровне находится душа, самость. У тела есть двойственность, у ума есть множественность, а у души есть только единство, и это медитация. Вы узнаете настоящее значение установки «живи здесь и сейчас» только когда достигнете третьей точки.

Что касается четвертого… На Востоке его назвали четвертым уровнем, просто «четвертым», то есть турийей.   Мы не дали ему никакого названия, потому что здесь невозможно никакое название, оно невыразимо. На четвертом уровне, в турийе,   нет ни двух, ни многих, ни одного. Вы можете называть его или цельностью, или ничем. Будда использовал слово «ничто», а Иша Упанишада использует слово «цельность», они означают одно и то же. Ноль символизирует оба понятия, то есть и ничто, и целое. Это состояние блаженства, экстаза.

На телесном уровне удовольствию противопоставлена боль, на умственном уровне счастью противопоставлено несчастье, на уровне души радости противопоставлено несчастье. Но на четвертом уровне блаженству ничего не противопоставлено, и у блаженства нет никакой полярной противоположности.

Все будет меняться в зависимости от того, на каком уровне из этих четырех вы находитесь. Когда я говорю: «Живите здесь и сейчас», я говорю с четвертого уровня. А когда в Америке, в учебных институтах люди говорят об установке «живи здесь и сейчас», они говорят о первом уровне, о теле.

Ты говоришь мне: «На Западе широко практикуют установку „живи здесь и сейчас“. Там считают, что нет ничего другого кроме того, что есть в настоящий миг!»  

Да, нет ничего другого, кроме того, что есть в настоящий миг, но ты же можешь измениться. Мир остается прежним для Будды, для просветленного человека, для непросветленного человека, но ты изменяешься, и это все меняет. Это изменение, которое создает изменение. Мир прежний: здесь ходит Будда, здесь ходишь ты, здесь живут боги, здесь живут собаки – это прежний мир. Но у всех этих существ разная осознанность, разная глубина и высота, поэтому их установка «живи здесь и сейчас» тоже будет исключительно своя, и их понятия о настоящем миге тоже будут различаться.

Итак, когда я говорю о настоящем миге, в моем понимании его присутствуют и то,   и это.   Когда же на Западе люди говорят о настоящем миге, в их понимании его присутствует только это.  

Помните, что говорит Иша Упанишада: «То есть Целое. Это есть Целое. Из цельности появляется цельность. Цельность, исходя из цельности, все равно остается цельностью».  

Это и есть четвертое состояние, турийя,   высшее состояние, за пределами которого уже ничего не происходит. Самбуддха, до тех пор, пока ты не достигнешь этого состояния, ты будешь жить в медном руднике. Тебе нужно идти к залежам серебра, потом к золотой жиле, а затем и к алмазным копям, и, в конечном итоге, за пределы всего этого.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.