Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

2021-06-02 22
Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассматриваемый институт опеки и попечительства регулирует отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства. Данную группу отношений объединяет их общая цель – осуществление на временной основе индивидуального устройства лица, нуждающегося в получении социальной заботы.

Эта статья определяет пять основных задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

прежде чем заработает механизм назначения и официального признания человека опекуном или попечителем, государству в лице уполномоченных органов необходимо выявить тех лиц, кто нуждается в такой опеке и попечительстве. Соответственно, одной из важнейших задач государства является обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства. Эта задача носит организационный характер, и её выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке (попечительстве) лиц и поиске граждан, желающих принять над ними опеку (попечительство). Её осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетство, как правило, не позволяют ему самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство;

основной целью государства в этой сфере является не просто устройство беспризорных детей, детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской заботы, а защита их прав и законных интересов после установления опеки и попечительства над ними. Иными словами, преследуется цель не только не допустить ухудшения прав и свобод подопечных после установления над ними опеки и попечительства, но и соблюсти их законные права и свободы, обеспечить надлежащие правовые гарантии реализации прав и свобод. Эта задача должна быть признана центральной, основной. Все меры, предпринимаемые как опекунами (попечителями), так и органами опеки и попечительства и другими органами и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой (попечительством) гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов. Данная задача сейчас стоит перед институтом особенно остро, однако думается, что она будет актуальной всегда. Её исполнение состоит в финансовом, кадровом и техническом обеспечении деятельности органов опеки и попечительства. Игнорирование государством этой цели способно почти парализовать исполнение второй и четвёртой задачи, что наблюдается в настоящий период;

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных является одной из важнейших задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству. Поскольку смысл и значение установления над нуждающимися в том лицами опеки и попечительства заключается не только в создании для детей условий их воспитания в семье (забота о них), но и в соблюдении в отношении подопечных конституционных прав человека и гражданина на достойный уровень жизни и свободное развитие, личное достоинство, защиту чести и доброго имени;

Обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства, возложенных на них полномочий является ещё одной важнейшей задачей государственного регулирования деятельности по опеку и попечительству, которая тесно связана, во-первых, с реализацией прав и свобод самих опекунов и попечителей, во-вторых, с реализацией государственных гарантий по опеке и попечительству в форме законной деятельности уполномоченных государственных органов опеки и попечительства. Обеспечение государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей. В особенности актуальна эта задача в настоящий период, когда число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должны носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки. Безусловно, при возмездном осуществлении опеки (попечительства) в большей степени должны применяться положительные правовые последствия как имущественного, так и неимущественного характера. Такое поощрение может иметь и значение стимула для установления опеки (попечительства);

 согласно ст. 17, 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в России гарантируется государством. Это значит, что в случае их нарушения лицо вправе обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и свобод. Таким образом, осуществляется ещё одна важнейшая задача государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству – обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав м законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.[1]

В тоже время в круг отношений, являющихся предметом данного института, не могут быть включены все общественные связи по поводу осуществления социальной заботы. С момента выявления лица, нуждающегося в устройстве, осуществляется выбор подходящих для него видов социальной заботы. В этот период компетентные органы должны выявить фактические возможности предоставления ему помощи, а также определить, какая из форм устройства лучше всего отвечает индивидуальным характеристикам гражданина.

К сожалению, именно данный этап осуществления социальной заботы наименее урегулирован действующим законодательством – нет чёткой системы органов, ответственных за устройство граждан, не определены в достаточной степени их полномочия, недостаточен контроль в этой области. Тем не менее данные отношения (с участием суда, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, других органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и организаций) не входят в предмет рассматриваемого института, поскольку их реализация может привести не к установлению опеки (попечительства), а к устройству нуждающегося в социальной заботе лица в иной форме, например путём его помещения в специальное учреждение.

 Непосредственно сами правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства, и заканчиваются с её прекращением. Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующие установлению опеки, поскольку в задачи правового регулирования в данном случае входит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение их возникновения.

Таким образом, в предмет института опеки и попечительства входят следующие отношения:

1.    Отношения по установлению опеки и попечительства, возникшего с того момента, как в предусмотренном законе для нуждающегося в социальной заботе лица избрана необходимая форма устройства - опека (попечительство). Прежде всего, в этой группе присутствуют предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляем законом. На данном этапе правоотношения носят организационный характер. В них участвуют органы опеки и попечительства, иные органы и организации, а также граждане. В содержание правоотношений входят обязанности органа опеки и попечительства по подбору в кратчайшие сроки кандидатуры опекуна или попечителя, а также по проверке обстоятельств, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) конкретным лицам. Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем).

2.    Отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента установления опеки (попечительства) до момента её прекращения. Участниками данных отношения являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства – центральные в предмете института, в их рамках непосредственно осуществляется социальная забота. Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства. Тем не менее, цели установления доверительного управления имуществом подопечного близки к целям установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства. Ещё одним аргументом в пользу этого утверждения является то, что возникновение и прекращение договорного обязательства по поводу доверительного управления имуществом подопечного находятся в зависимости от существования опеки (попечительства). Доверительное управление имуществом подопечных приспособлено к задачам института, имеет, свои особенности, позволяющие определить его как разновидность доверительного управления, обладающую видовыми отличиями.

3. Отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства должны также присутствовать нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства является временной, необходимо определить те причины, по которым она прекратится. Если они связаны с действиями или бездействием опекуна (попечителя) или органа опеки и попечительства, то необходимо устранить последствия такого поведения. Нормы об ответственности за вред, причинённый подопечному, должны располагаться в рамках рассматриваемого института, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей. В круг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организации и лица, которым законом предоставлено право, осуществлять, контроль и надзор за опекой (попечительством) и инициировать её прекращение в необходимых случаях.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.