Белая Гора (8 ноября 1620 г.) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Белая Гора (8 ноября 1620 г.)

2021-06-01 20
Белая Гора (8 ноября 1620 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После смерти Матвея имперские курфюрсты избрали императором Фердинанда, что не изменило планов Матвея – подчинить Богемию. В его распоряжении – войска, поставленные Испанией и оплачиваемые папой и Великим герцогом Тосканским. Ему противостоит протестантская армия Директории Богемии и дополнительная армия курфюрста Пфальцского. Военные действия идут достаточно вяло, но постепенно конфликт становится международным. Протестантов поддерживают Соединенные провинции и князь Трансильвании. В католическом лагере Фердинанд получает помощь короля Польского, курфюрста Саксонского, Католической лиги и Франции.

Вчерашний враг Габсбургов, Франция сегодня их союзница и старшая дочь церкви. В Париже потирают руки нунций и посол Испании. Нет только Марии Медичи – самой крепкой опоры католицизма во Франции: она дуется у себя в губернаторстве Анжера и собирает туда всех недовольных и озлобленных дворян.

Но Пюизье удалось убедить короля не предоставлять военной помощи, а предложить посредничество. В Ульм направляется французское посольство, которое пытается, прежде всего, остановить разрастание конфликта и ограничить его только территорией Богемии. В июле 1620 года подписан договор, по которому Германию вывели из игры.

Но никто не предусмотрел последствий этого договора: Фердинанд повел свои войска на Прагу. 8 ноября 1620 г. произошло сражение, закончившееся разгромом протестантских войск. Курфюрст Пфальцский покинул город, который захватила армия Фердинанда. Битва при Белой Горе означала подавление мятежа и триумф католического дела.

В завоеванной Богемии Фердинанд провел жестокие репрессии: предводители были казнены, поместья мятежников конфискованы и распределены между приближенными императора, протестантский культ запрещен, а «Письмо Его Величества» отменено. Через несколько лет Фердинанд отменил передачу короны Богемии через выборы – теперь она переходила по наследству в семье Габсбургов. Он проводил политику германизации и обращения населения в католицизм.

Как император Фердинанд изгнал из страны немецких князей, которые воевали против него: в 1621 году он захватывает Пфальц, владения князей Анхальтского, Егерндорфа, Гогенлоэ.

 

Эта победа стала победой католицизма. Могущество Габсбургов значительно укрепилось, а французская дипломатия была дискредитирована в глазах своих протестантских союзников, оказавшись не в состоянии сохранить мир в Германии. Триумф Фердинанда толкал протестантские государства к войне. Битва при Белой Горе стала началом общего конфликта, который закончится только в 1648 году и войдет в историю как Тридцатилетняя война. А Франция, которая могла бы оказаться вне военных действий, окажется в них втянутой.

 

Вальтелина

 

Вальтелина – так называется долина реки Адды до впадения ее в озеро Комо на севере Италии. Долина имеет очень важное стратегическое значение, потому что дает возможность попасть из герцогства Миланского в Австрию через Тироль и открывает удобный путь сообщения между Северной Италией и Южной Германией. Прежде всего она необходима Габсбургам: Вальтелина – значит надежный проход между испанскими владениями в Италии, с одной стороны, а с другой – между Франш‑Конте и Испанскими Нидерландами. Чтобы ослабить испанское влияние в Северной Италии, Генрих IV заключил договор со швейцарцами.

Населявшие долину католики говорили на итальянском языке, но зависели от протестантского швейцарского кантона Граубюндена. В 1617 году вальтелинцы‑католики взбунтовались против своих сюзеренов из Граубюндена. Испанцы, которых они просили о помощи, не торопились вмешиваться, стремясь выяснить реакцию французов. Бывшие министры Генриха IV были сторонниками сюзеренной власти Граубюндена над долиной и не желали допускать туда испанцев.

 

Но Люиня это особенно не интересовало, он лишь время от времени делал угрожающие заявления. Но главное, внутренние осложнения – война с протестантами и Марией Медичи – поглощали все силы и энергию. Этим воспользовались испанцы и изгнали из Вальтелины лигу Граубюндена.

Французам оставалось только послать Бассомпьера для переговоров в Мадрид. Его миссия увенчалась успехом – 25 апреля 1621 года был подписан Мадридский договор, восстановивший сюзеренитет Граубюндена над Вальтелиной, взамен лига Граубюндена обязалась помиловать всех взбунтовавшихся подданных и не противиться отправлению католического культа.

Поездка Бассомпьера в Мадрид стала поводом для забавного анекдота, рассказанного Тальманом де Рео. Возвратившись из Испании, Бассомпьер описал Людовику XIII, как торжественно он въезжал в Мадрид на великолепном маленьком муле, которого ему прислал король Испании. «О, это, наверное, было прекрасное зрелище, – засмеялся Людовик, – осел на муле!» – «Невероятно прекрасное, сир, – не остался в долгу Бассомпьер, – представлял‑то я вас».

 

Но надо было еще выполнить договор. Герцогство Миланское было слишком далеко от Испании, поэтому испанцы продолжали удерживать Вальтелину до сентября. Лига Граубюндена проявила самостоятельность и напала на испанцев. Но атака была отбита, а к концу года вся Вальтелина оказалась в руках испанских и австрийских армий. Великодушный герцог де Фериа предложил граубюнденцам союз с Испанией. Беспомощность Франции толкнула их принять это предложение, и в середине января 1622 года был заключен Миланский договор, по которому лига отказывалась от своего сюзеренитета на Вальтелину.

Это был провал французской внешней политики: занятый войной с протестантами внутри королевства Париж мог действовать только на словах и предал традиционных союзников Франции. Таким образом, германский и вальтелинский вопрос существенно нарушили равновесие в Европе.

 

В Беарне

 

Пробуждение католицизма привело к тому, что протестанты заняли оборонительные позиции. Многие из них, особенно дворяне, обращались в католичество, которое вошло в моду и развивалось, в то время как протестантство переживало упадок. Лишившись верхушки, протестанты были вынуждены яростно защищать свои права в тех регионах, где были особенно сильны: Пуату, Беарн (там католицизм оставался под запретом), Лангедок, и больших крепостях: Ла‑Рошель, Монтобан, Ним.

Беарн станет крепким орешком во взрывоопасной ситуации, которая приведет к религиозным войнам Людовика XIII: они будут продолжаться около десяти лет и окончатся только после взятия Ла‑Рошели 29 октября 1628 года и подписания «Эдикта милости» в Алесе 28 июня 1629 года.

Беарн – родовые земли Генриха IV – так и не был окончательно присоединен к Франции, несмотря на решение 1607 года. Получив папское прощение, Генрих обязался восстановить католический культ в Беарне и вернуть церкви захваченное имущество. Ни он, ни Мария Медичи не спешили выполнить эти обещания. Но когда власть перешла к благочестивому Людовику XIII, через два месяца после государственного переворота 25 июня 1617 года он издал указ о возвращении церковного имущества католическому духовенству. Король был готов заставить кальвинистов Беарна сделать это, применив силу. Но беарнские пасторы решительно воспротивились королевскому указу и в По начались волнения.

Король страдает – оскорблено Его Королевское Величество, но Люинь советует ему проявить терпение. В течение всего 1619 года не было принято никакого решения. Кроме того, Людовик был занят войной с Марией Медичи – второй войной Матери и Сына.

После ее успешного завершения во главе своей армии Людовик XIII отправляется в Пуату – оплот протестантов. Ришелье советует ему двигаться дальше – в Гиень. В Бордо губернатор Гиени маршал‑герцог де Ла Форс и президент Суверенного совета Беарна Казо призывают его к осторожности: они перечисляют Людовику XIII все опасности начала бунта в этой забытой Богом провинции с плохими дорогами, где уже пятьдесят лет безраздельно царит протестантство. Но Людовик намерен проявить твердость и лично отправиться в По: «Я не боюсь ни погоды, ни дорог, не боюсь верующих, а если вы считаете, что моя армия не сможет переправиться через реку за двенадцать дней, я покажу, как это делается за неделю».

7 октября 1620 года Людовик покидает Бордо без Люиня, который отказался участвовать в экспедиции, выразив таким образом свое неодобрение. 14 октября король прибывает в По. Члены Суверенного совета являются просить его о прощении. «Служите мне лучше в будущем, и я забуду прошлое», – говорит им Людовик. 19 октября он клянется уважать привилегии Беарна и Нижней Наварры, а взамен Суверенный совет По и Суверенный совет Наварры приносят ему клятву повиновения. Людовик распускает оба совета и создает парламент По.

20 октября Людовик XIII присутствует при торжественной процессии восстановления религиозного культа. В тот же день он приказывает вернуть имущество церкви.

Людовик XIII возвращается в Париж 7 ноября и первым делом навещает королеву‑мать, с которой он торжественно заключил перемирие. Король опьянен своим триумфом. Но долго он не продлится, потому что беарнское дело сыграет роль детонатора в разжигании религиозных войн.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.