Реконструкция идет без документов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Реконструкция идет без документов

2021-06-01 22
Реконструкция идет без документов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одна из главных строек России – реконструкция Большого театра – недавно оказалась в центре громкого скандала. Сначала в августе Счетная палата заявила, что из‑за несогласованной корректировки документации проектные работы на объекте подорожали более чем в 16 раз, а затем в сентябре прокуратура возбудила уголовное дело о необоснованном расходовании средств при реконструкции театра.

Однако это далеко не первые проблемы, связанные с реконструкцией Большого театра. Само окончание реконструкции пришлось из‑за медленных темпов строительства перенести на 2011 год. За последние пять лет четыре раза менялся гендиректор ФГУ «Дирекция по строительству, реставрации и реконструкции», являющегося заказчиком проекта. Наконец, в середине лета у генподрядчика реставрации Большого театра – «СУИпроекта» – появился новый собственник: «СУИхолдинг», учредивший организацию, продал контрольный пакет акций в ней инвестиционной компании «Сумма Капитал».

О том, что происходит в котловане под главным театром страны, о качестве строительных работ и о том, кто виноват в отсутствии проектной документации и задержке сроков строительства, рассказал Давид Каплан, председатель совета директоров компании «Интэкс» («Сумма Капитал»).

– Давид Михайлович, с какой целью «Сумма Капитал» купила долю в «СУИпроекте», учитывая, что строительные работы на главном объекте компании – Большом театре – на момент покупки шли достаточно медленно и вызвали много нареканий со стороны властей?

– «Сумма Капитал» управляет активами в различных отраслях, в том числе в инжиниринге и строительстве. Большой театр – знаковый объект, одно из уникальных зданий не только в нашей стране, но и, пожалуй, во всем мире, поэтому, конечно, для нас это очень интересная строительная площадка. Акционер «Суммы Капитал» – Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра. Поэтому если акционер компании помогает театру собственными средствами, то, очевидно, нужно приложить усилия собственной профессиональной компании для скорейшего завершения строительства.

Да, конечно, мы знаем, что происходило до 2009 года, что менялись четыре директора ФГУ «Дирекция по строительству, реставрации и реконструкции», которое выступает заказчиком строительства. И несмотря на понимание того, что обстановка если не плачевная, то, по крайней мере, заказчик перестал понимать подрядчика, а подрядчик – заказчика, мы все же решили войти в проект.

– Когда вы приступили к работе?

– В начале лета этого года, и уже на 2 июля были совершенно другие статистические показатели по строительству, по объемам, по количеству рабочих на стройке. Это произошло в том числе и потому, что мы авансировали свои средства в реконструкцию, ведь кассовый разрыв на любом строительном объекте в Российской Федерации – это аксиома, и у подрядчика всегда должны быть свои собственные деньги на счетах.

– Вы, насколько я понимаю, получили лишь 50 % «СУИпроекта». Как тогда получается, что вы контролируете, как пишет деловая пресса, все финансовые потоки компании?

– Мы не контролируем все финансовые потоки «СУИпроекта», это не совсем так. Российское законодательство позволяет крупным компаниям создать обособленное подразделение, которое может открыть свой собственный счет. У обособленного подразделения консолидированный баланс с основной организацией, но фактически оно действует как отдельное юридическое лицо. Поэтому мы решили, чтобы старая команда «СУИпроекта» и наши люди не мешали друг другу, а на проекте Большого театра было четко введено управление от новых акционеров, создать подобное обособленное подразделение.

– То есть реконструкцией Большого театра сейчас занимается «СУИпроект» – обособленное подразделение?

‑ Да

– А остальные проекты «СУИпроекта», начатые до вашего вхождения в компанию, вас интересуют?

– Нет. Эти объекты другие акционеры заканчивают самостоятельно, мы вывели их в суббаланс и не претендуем как на прибыль, которая может получиться в результате их реализации, так и на противоположный результат.

Дело в том, что мы приобрели компанию с отрицательным балансом. Претензии, которые могут возникнуть к генподрядчику по его деятельности до начала лета, нас не касаются.

– То есть вы готовы к тому, что, возможно, прокуратура заинтересуется деятельностью «СУИпроекта», как заинтересовалась деятельностью заказчика и проектировщика?

– Прокуратура может заинтересоваться деятельностью любого лица, а там, где есть претензии к деятельности заказчика, может возникнуть необходимость проверить деятельность подрядчика и субподрядчика. В рамках своей собственной ответственности, начиная с 1 июля, мы готовы к любым проверкам. Но мы не несем никакой ответственности за то, что происходило до этой даты.

– В каком состоянии вы приняли дела по реконструкции Большого театра?

– Дела мы принимаем до сих пор. Вы можете представить себе 68 тысяч кубометров бетона, которые лили до нас? Это уникальное здание, которое имеет углы, рамы, колонны, стыки, старые стены и новое основание, на которое они перенесены. Поэтому формально принять дела у нас не получается: мы просто пытаемся сделать некую разделительную ведомость по тому, что было сделано до нас.

Но, к сожалению, хотя мы всеми силами стараемся отделить то, чтобы было до нас, от того, что делаем мы, некие долги по качеству проекта перед заказчиком все же остались нам по наследству от прежних владельцев. Мы их исправляем за свой счет, абсолютно не увеличивая стоимость строительства. И сейчас сумму, на которую приходится это доделывать, даже смысла называть нет.

– Как вы оцениваете то, что было сделано до вас?

– Я не могу сказать, что все было плохо. Единственное, чего я не понимаю, это как можно было строить без проектной, рабочей, сметной и разрешительной документации? Так строился Большой театр до нашего прихода. Это факт, и об этом знают сегодня все, кто задействован в данном проекте.

Конечно, у нас на руках есть некие дизайн‑чертежи, но для профессиональных строителей рабочая документация и конструкторские чертежи, которые можно осметить и отсортировать для субподрядных контрактов – это и есть суть стройки. А их нет на многие и многие разделы реконструкции – сделаны лишь отдельные части. Мы строим только те куски проекта, по которым есть вся документация. Любой другой подход противоречит закону.

В результате окончательной цифры стоимости реконструкции объекта нет и не будет, пока «Курортпроект» не закончит проектные работы, не осметит их и не пройдет госэкспертизу. А госэкспертизу он, видимо, в ближайшее время не пройдет в связи с появлением уголовного дела, потому что, как только возбуждается уголовное дело, госэкспертиза может приостановить процесс экспертизы.

– Как государство финансирует все это безобразие, если проекта, сметы нет – по какому принципу даются деньги?

– На уровне ТЭО проекта можно было примерно осметить на глаз, и в проекте бюджета просто выделили определенную сумму средств на реконструкцию театра, определив примерный объем работ по году – так было сделано в 2009 году и, видимо, будет сделано в 2010‑м. Получается, что поскольку, например, в этом году опаздывает рабочая документация, то выделенные бюджетные средства не успевают осваиваться и «сгорают».

– То есть опять во всем виноват проектировщик?

– Скорее, отсутствие общего подхода. Потому что, например, «Курортпроект» весьма резонно указывает, что они сегодня не успевают с рабочей документацией, так как много раз менялось техническое задание. В результате получается то, что получается: частая смена техзаданий, задержка с рабочей документацией, задержка со строительством. Причины тут более глубокие, чем просто некомпетентность или недобросовестность конкретной компании. У нас в стране нет ни одного инжинирингового центра, который в принципе был бы способен полностью самостоятельно провести все необходимые работы по проектированию объекта, подобного Большому театру. Все считается на коленке. При строительстве мы используем схемы, технологии и методы примерно столетней давности. Большой театр просто не надо было начинать реконструировать до тех пор, пока не было закончено его проектирование. Вот немцы, например, проектируют три года, зато строят год.

Есть и еще один нюанс. Сейчас «Курортпроект» обвиняют в том, что ему переплатили за проектные работы в три раза. Но существуют международные нормы, согласно которым стоимость проектных работ может составлять до 12 % от всей стоимости строительства. Цена работы в 9 % уже означает, что может возникнуть необходимость дополнительных проектных работ, потому что надо набрать достаточное количество проектировщиков, проделать все необходимые проектные изыскания и даже лабораторные исследования, чтобы проект стал корректным и по нему можно было строить без допработ.

Стоимость же проектных работ в рамках реконструкции Большого театра относительно полной стоимости работ, по предварительным оценкам, составляет всего 5–6%, согласно всем документам. Поэтому, по сути, уголовное дело, если и надо заводить, то за то, что проектные работы стоят 6 %, ане 12 %. За 6 % невозможно запроектировать такое сложное здание, как Большой театр.

– То есть вы в принципе считаете качество работ проектировщика не очень хорошим?

– Любой инвестор в России вам скажет, что качество работы отечественных проектных институтов «аховое». Уже при строительстве постоянно приходится что‑то дописывать, дорисовывать и так далее. Возьмите все объекты, построенные в РФ за последние 18 лет, и найдите среди них хотя бы один, который был возведен без дополнительных проектных работ.

– Почему тогда нельзя сменить проектировщика?

– Потому что тогда мы точно не успеем достроить театр до 2011 года. Прекрасный выход в этом смысле предложил Лужков: он просто заставил проектировщика брать субпроектировщиков на все те работы, которые тот не успевает сделать в срок, усилив таким образом проектный институт.

В идеале, конечно, с самого начала нужно было брать не российский проектный институт, а международную архитектурную компанию, которая умело до этого выполняла проектные работы для объектов уровня «Ла Скала», и дополнять ее российским проектировщиком, который уже переводил бы все заграничные решения на наши СНИиПы.

– Можете ли вы оценить степень готовности Большого театра на сегодняшний день и сказать, что еще осталось сделать?

– Нет, не смогу, потому что я не знаю, сколько договоров заказчик подписал не с нами. Цена строительства не определена, а значит, нельзя сказать, сколько процентов приходится на нас.

Из беседы с Ольгой Салабай,

РИА Новости, 2.10.2009

 

//‑ Реконструкция или реставрация? – //

 

Большой театр считается одним из национальных символов России. В ходе реконструкции Большого театра решался вопрос, что важнее – здание театра или труппа.

В соответствии с первым, театр должен был быть восстановлен в его первозданном виде. Вторая точка зрения – перестроить театр в соответствии с современными требованиями. В первом случае театр становился музеем театрального искусства XIX века, во втором – терял свое значение как памятник архитектуры.

Одним из наиболее острых вопросов в данном контексте был вопрос о судьбе северной стены Большого театра – малой колоннады Бове, единственной части здания, сохранившейся от первого варианта постройки 1821–1825 гг. В результате было принято решение разобрать колоннаду на северной стене, скрытой за пристройкой, и перенести ее в подземный Камерный репетиционно‑концертный зал в качестве реликвии.

Накануне официального открытия ГАБТ после реконструкции было опубликовано интервью первого главного архитектора проекта Никиты Шангина, в котором он назвал подлогом роль малой колоннады Бове в решении дилеммы «реконструкция или реставрация» в начале осуществления проекта. Именно перенос колоннады обусловил возможность реконструкции, которая иначе была бы невозможна – законодательно Большой театр как памятник культуры федерального значения мог быть только реставрирован, реконструкция запрещена. По словам Шангина, реконструкция была утверждена только после того, как с вариантом сохранения колоннады согласился директор Института искусствознания Алексей Комеч, «самый жесткий противник реконструкции Большого театра». В результате же именно колоннада осталась неперенесенной.

Никита Шангин, главный архитектор реконструкции Большого театра:

 

Печально, что сегодня судьба колоннады так и осталась нерешенной: она распилена и брошена неизвестно где. На юридическом языке это называется подлог, поскольку не выполнено условие, при котором в виде исключения разрешалась реконструкция объекта, являющегося памятником культуры федерального значения. По закону такие здания можно только реставрировать. Подземному залу в результате придали псевдоисторические формы, что является, на мой взгляд, архитектурной пошлостью, демонстрирующей примитивные художественные вкусы недавнего московского руководства.

«Страна. ру», 27 октября 2011 года

 

//‑ За реставрацию – //

 

На памятнике федерального значения могут быть только одни работы – реставрационные. Нам говорят, что Большой театр должен развиваться, что надо превратить его в театр XXI века, а это требует реконструкции сценической части и сноса северной стены. Но Федеральный научно‑методический совет не занимается вопросами развития театра. Его дело – сохранение памятника.

Андрей Баталов, член Федерального научно‑методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) Министерства культуры и массовых коммуникаций России ПА «REGNUM», 10 июня 2005 года.

Реконструкция – понятие, запрещенное законом применительно к памятникам истории и культуры. В Большом театре происходила и происходит именно реконструкция, то есть превышение того объема работ, который допустим, когда речь идет о памятнике. Приспособление памятника к функции, а по закону именно так: «приспособление памятника», – это работы, которые позволяют ему функционировать как памятнику. Здесь есть коренное противоречие с тем, что происходит.

Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор» Радио «Свобода», 15 сентября 2009 года.

 

С грандиозной старой люстрой тоже не всё ясно: она ли вернулась на прежнее место?

 

//‑‑ За реконструкцию ‑‑//

 

А для меня как директора самое главное, чтобы в процессе реставрации сохранились уникальный творческий коллектив театра и его не менее уникальный репертуар, а не только театр как бесценный памятник архитектуры.

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра NewsRu.com,

5 марта 2005 года.

 

Мы взялись осуществить уникальный проект: историческое здание будет стоять на новом подземном здании, а новое подземное здание будет стоять на устойчивых материковых породах. По всему периметру мы делаем усиление сваями на глубину до 24 метров. Нигде в мире еще не приходилось применять такие методы укрепления зданий и освоения подземного пространства при полном сохранении всех несущих стен исторического здания.

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра, «Российская газета»,

19 июня 2006 года.

 

//‑ За компромисс – //

 

Мы считаем искусственно созданной и надуманной проблему якобы имеющегося конфликта интересов творческого коллектива театра, желающего увеличивать возможности сценической технологии и модернизировать инженерные системы театра, и общенациональных интересов сохранения исторического здания театра как памятника истории и культуры. Сумели же избежать подобного конфликта французы, построив здание Новой Оперы на площади Бастилии и одновременно бережно сохранив и модернизировав историческое здание Grand Opera. Справляются с подобной задачей и в Санкт‑Петербурге. Уже начато строительство нового здания Мариинского театра и одновременно реставрация и модернизация старого здания.

Из заявления Центрального Совета ВООПиК и сотрудников ЦНРПМ МК РФ HA «REGNUM»,

2 сентября 2005 года

 

Конечно, проще было бы все заменить новоделом, это было бы дешевле, но перед нами стоят две задачи – это сохранение исторического памятника и создание современного театра. [.] Мы уже и так отказались от многих элементов проекта, тем самым ухудшив ту комфортность, которую можно было создать. Бюджет – вещь строгая.

Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, HA «REGNUM»,

16 июня 2006 года

 

//‑ О сделанном – //

 

Сегодня, если говорить о реконструкции закулисной части театра, то это значит – говорить о преступлении против музыкального театра.

Я уверен, что, в конце концов, крики «караул!» начнутся после открытия. Люди начнут ходить в театр, выкладывать впечатления в интернет, в блоги. Журналисты пройдутся по зрительному залу, не все же они ангажированы?! Тогда и не один аудит придет в театр, и не одна передача будет снята про вандализм над историческим памятником. Я в этом уверен просто!

Николай Цискаридзе, премьер Большого театра, «Завтра», 26.10.2011

 

Главным итогом реконструкции Большого театра стало то, что он превратился в театр не для артистов и не для обычной публики, а для богатых людей. [.] Человек, заплативший три тысячи за билет, имеет шанс вообще ничего не увидеть.

Анна Гордеева, балетный обозреватель, «Взгляд», 30.12. 2011

 

Боль о Большом

 

//‑ Интервью с Николаем Цискаридзе – //

Николай Цискаридзе – любовь и ярость Большого театра. Не будет преувеличением сказать, что Николай Цискаридзе – единственное имя Большого театра, известное сегодня не только балетоману, но и широкой публике. Публика любит Цискаридзе, ходит на Цискаридзе в Большой театр и вот года два‑три уже волнуется за его судьбу. Едва открылся нынешний сезон, как моя подруга, врач по профессии, спросила меня под первые акты «Лебединого озера»: «А что с Цискаридзе? Где он?»

Николай Цискаридзе – принц и нищий (духом) Большого театра. Он выходит на сцену в главных партиях классического балета: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели». Эффектный, романтически настроенный, он уносит воображение зрителя в грезы о героях, которые, попадая к богам, угощались из волшебной чаши Грааля. Николай Цискаридзе – всегда в поиске. Он то ищет нечто важное для себя, танцуя современные балеты: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор», «Пиковая дама», – то погружается с головой в чтение легенд Эллады, поэм Пушкина и романов Достоевского.

«Самое интересное, – весело сказал мне Николай Цискаридзе при встрече, – что первая книга, которую я купил в Большом театре, была такая маленькая книжечка под названием «Когда выгоняют из Большого театра». Ее написал выдающийся оперный режиссер Борис Покровский. И вот теперь, листая эту книгу, я понимаю: она про меня». Интрига не без основания. 28 октября Большой театр откроет двери после шести лет реконструкции и 21 миллиарда вложений в эту самую реконструкцию. Грандиозное историческое событие! Большой театр даст гала‑концерт, в котором примут участие только «звезды» Большого. Имени Николая Цискаридзе среди «звезд» не окажется. Так решила администрация театра.

 

Николай Цискаридзе ‑ любовь и ярость Большого театра

Пока мы разговаривали с Николаем Цискаридзе за чашкой кофе, я вспомнила, что Антон Рубинштейн называл Шопена «мечтательным». То есть устремленным к идеальному и одновременно воплощающим собой самую высокую степень искренности. Если эпитет «мечтательный» заменить на «уверенный», то вот вам портрет Николая Цискаридзе и готов будет. Николай Цискаридзе уверен: Бог не в силе, а в правде.

«Завтра». Николай, какие эмоции переполняют вас в связи с предстоящим открытием театра после шести лет реконструкции?

Николай Цискаридзе. Какие эмоции? Прежде всего я хотел бы пояснить, что я – не оппозиция, я – не враг, я – обыкновенный служитель Большого театра, который за последние двадцать лет был вынужден стоять в авангарде, так как занимал положение премьера балета. В свое время меня не могла не радовать предстоящая реконструкция театра. Я понимал, что реконструкция необходима, что работа будет сложной. Но то, что работа окажется столь плачевной.

«Завтра». Что вы имеете в виду?

Н.Ц. Под словом «реконструкция» я понимал работы по восстановлению, по воспроизводству старого – того, что есть, – в свежий обновленный вид. Берется за основу оригинал, – предполагал я, – и, ничего не ломая, восстанавливают утраченные со временем краски, какие‑то детали.

«Завтра». И в чем проблема?

Н.Ц. Проблема в том, что театр не узнать. Я это не придумываю. Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины – пластмасса или папье‑маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. Захоти зритель повандальничать, он сможет отломить эту пластмассу и унести с собой в кармане. Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра. Каждый сможет потрогать пальцем новый канделябр и понять, что вместо бронзы – железяка, подкрашенная золотой красочкой. Все ручки на дверях театра тоже были бронзовыми, и теперь этих ручек нет. Куда подевалось все?

«Завтра». Ну, знаменитое сусальное золото‑то осталось?

Н.Ц. Маленькие полосочки сусального золота на фоне золотой краски. И это все видно невооруженным глазом любому человеку, который просто подойдет к росписи.

«Завтра». Вы рисуете мрачные картины!

Н.Ц. Я ничего не рисую, все это, повторяю, сможет увидеть каждый. Сегодня гордятся, к примеру, тем еще, что в фойе вместо дубового паркета сделали венецианское покрытие.

Но Россия – страна, где большая часть года либо снег, либо дождливая морось. Люди приходят в театр и переобуваются в вечернюю обувь, как правило, кожаные туфли. В этих туфлях невозможно будет идти нормально по покрытию, люди будут падать. Мы сейчас ходим в кроссовках и скользим!

«Завтра». Что позволяет вам говорить об этом?

Н.Ц. (пауза) Боль. и переживания. Вы знаете, в школе мы проходили «Болдинскую осень» Пушкина. И тогда мне, мальчику, «Пир во время чумы» казался страшным произведением. Но вот сегодня то, что я вижу.

«Завтра». Я помню закулисную часть театра. Открывался лифт, в лифте стоял пуфик с облупившейся краской, с выцветшим шелком. На нем сидел старослужащий театра, седовласый, в потертом сюртуке, он спрашивал, кому какой этаж, и «развозил» всех. В этом было что‑то удивительно трогательное.

Н.Ц. Сегодня, если говорить о реконструкции закулисной части театра, то это значит – говорить о преступлении против музыкального театра.

«Завтра». Почему так?

Н.Ц. Достаточно сказать, что в коридорах вместо деревянных полов положили кафель. Это значит, что перед выходом на сцену артисту балета нигде невозможно будет присесть, нигде невозможно погреться перед выходом на сцену. Нам предлагают репетиционный зал, где можно погреться и откуда бежать по кафельному полу на сцену! Но бывают ситуации, когда греться надо очень близко к выходу на сцену во время смены декорации. И раньше все это было предусмотрено. Дальше. В театре было четыре балетных репетиционных зала, два из которых были просто гениальными. Они были созданы в советское время. Все артисты мира, кто приезжал в Большой театр, говорили, что нет ничего более удобного, лучшего для репетиций. Сегодня они снесены. Сегодня в историческом здании три новых репетиционных балетных зала. Но каких! Вы знаете, наверное, что в Большом театре сцена с покатом. Так вот, из шести существующих залов на сегодняшний день только два с покатом, тогда как артист должен к нему привыкать. В одном из этих двух залов с покатом градус поката превышает допустимый. Построили два новых зала. В них нельзя поднять балерину, потому что она будет биться головой о потолок. В большом зале окно сделано в потолке, огромное окно. Как будто не в нашей стране снег, наст, не в нашей стране был «Трансвааль‑парк», к тому же сочетание естественного света, падающего сверху, и электрического противопоказано артистам балета во время работы. Зато окон вообще нет в гримуборных. Артисты в театре проводят по 8‑12 часов. Понимаете, находиться все время в замкнутом пространстве. Часто еще так бывает, что при работе вентиляции кто‑нибудь заболевает воспалением легких. А без вентиляции как можно будет находиться в гримуборной, в этом бункере, где собираются по двенадцать человек?! Артисты потеют, переодеваются, вы представляете, какая там будет душегубка, какой будет запах?

«Завтра». Кроме вас кто‑либо говорит об этих проблемах?

Н.Ц. Нет, никто не говорит.

«Завтра». Вы ведете себя так, как будто один в поле воин!

Н.Ц. Я уверен, что, в конце концов, крики «караул!» начнутся после открытия. Люди начнут ходить в театр, выкладывать впечатления в интернет, в блоги. Журналисты пройдутся по зрительному залу, не все же они ангажированы?! Тогда и не один аудит придет в театр, и не одна передача будет снята про вандализм над историческим памятником. Я в этом уверен просто!

«Завтра». Что вам в старом здании было особенно ценно, кроме сцены?

Н.Ц. Вы знаете, там было дорого все! Поймите, я туда пришел маленьким мальчиком. Я там вырос точно так же, как тысячи сотрудников Большого театра. По сей день, если мне снится сон, связанный с работой, то я всегда нахожусь в старом историческом здании.

«Завтра». Большой театр был парадной частью государства. Последнее время связь нарушилась?

Н.Ц. Нет, не очень она нарушилась. И за последние двадцать лет на спектакли приходили главы государства, приводили делегации.

«Завтра». Как‑то эта часть жизни прошла мимо моего внимания.

Н.Ц. Вы послушайте артиста, который танцевал все правительственные спектакли. Пока Владимир Владимирович Путин был президентом, он регулярно посещал Большой театр. Посещал гастроли Мариинского театра. Больше того, он приходил в кулисы, с нами, артистами, общался.

«Завтра». Вы не говорили Путину о проблемах реконструкции?

Н.Ц. Пока не говорил. Я очень надеюсь, я уверен, что он обратит внимание на них.

«Завтра». Николай, на заре реформ обещали новую систему оплаты артистам. Что‑то изменилось в лучшую для вас сторону?

Н.Ц. Опять же благодаря Путину Большой театр имеет грант. Но дальше он зависает на моменте распределения денег на огромном количестве людей. Изменилось и законодательство. Был отменен в свое время КЗоТ. В КЗоТе было четко прописано, что имеет право делать работник театра в зависимости от своего звания, были предусмотрены различные статьи увольнения, выхода на пенсию. Раньше звания давались для чего‑то, и это было гарантом чего‑то. Звание не давали каждому попавшемуся. Сейчас звание сведено просто к миленькой медали к пенсии, как утешение, не более того.

«Завтра». Вы на себе ощутили прелесть новой системы оплаты?

Н.Ц. Я на себе ощутил прелесть только одного. И я, и все артисты можем выезжать в театры, куда нас приглашают. Мы стали гораздо свободней. С другой стороны, за двадцать лет службы в Большом театре – мне не стыдно это сказать – Большой театр никогда ничего по отношению Цискаридзе не сделал. Единственное, и я очень благодарен за это, Попечительский совет театра оплатил лечение. У меня была серьезная травма, и я лечился в Биаррице в дорогой клинике. Это единственное, что было сделано для артиста Цискаридзе, и то Попечительским советом. Но танцевал я не только свои репертуарные спектакли, я много танцевал по заменам. Даже благодарности не прозвучало. Я не жалуюсь. Это факт. Администрация театра ведет себя, как местные царьки. Вот, мы хотим Петрова, Иванова, Сидорова погладить по шерстке – и погладим. Никакие заслуги перед искусством не учитываются.

«Завтра». Значит, только поманили миллионами Нуреева или Макаровой.

Н.Ц. Мы, простые артисты, конечно, миллионов не имеем.

«Завтра». Но у вас есть другое богатство! Вы были учеником Галины Улановой и Марины Семеновой. Что можете сказать об этих двух величайших балеринах?

Н.Ц. Это были очень сильные люди. Они умели держать удар. И Уланова, и Семенова видели в театре страшные вещи. Их предавали, против них писали доносы. Это была другая сторона жизни, полной радости успеха, восхождения. Вот вам пример. Великая Уланова скончалась. Прошло какое‑то время, и один работник нашего театра написал гадостную книгу, где пишет об Улановой нелицеприятные вещи.

«Завтра». А что была за история, когда Марина Тимофеевна Семенова без лифта поднималась на самый верх театра?

Н.Ц. Да, да. Это было в старом здании Большого театра, там был репетиционный зал на уровне четвертого яруса, на уровне Аполлона, а лифт сломался. Обычно Марина Тимофеевна всегда приходила вовремя, а тут ее нет. И мы не знали, придет она на репетицию, не придет? Ждем. И вот Семенова входит, запыхавшись, в наш зал и говорит: «Что‑то уставать стала». Ей было 95 лет!

 

Это традиция: каждый год 31 декабря, в свой день рождения, Николай Цискаридзе танцует в Большом театре Щелкунчика‑принца. Маша ‑ Елена Андриенко

Она родилась при Николае II и скончалась при Медведеве. Представьте себе этот временной отрезок. Она училась во время революции, когда праздновали 300‑летие дома Романовых, она стояла с флажком на улице во время парада. Она танцевала перед комиссарами, перед Лениным, перед Сталиным. Она была женой Карахана, он был сначала послом в Турции, потом замминистра иностранных дел. Она была женой врага народа, она и это постигла. Она была любимой ученицей Вагановой. Семеновой обязан советский балет фактом своего существования. Звание народной артистки Семеновой дали, когда ей было почти 60 лет. И вот, когда Марина Тимофеевна скончалась, Большой театр палец о палец не ударил для того, чтобы похоронить ее на Новодевичьем кладбище.

«Завтра». В интернете вас благодарили любители балета за участие.

Н.Ц. Слава богу, мне удалось связаться с администрацией Владимира Владимировича Путина. Я разговаривал с Игорем Ивановичем Шуваловым. И только вмешательство этих людей позволило великой Семеновой быть упокоенной на Новодевичьем кладбище.

«Завтра». Вы знали таких персон. На ваш взгляд: личность определяет историю или история выдвигает личность?

Н.Ц. Мне кажется, что это взаимосвязано. Семенова мне говорила: «Колечка, никогда ничего не подписывай. Твое дело танцевать, пока колонны стоят. Твой Бог – а она была очень верующим человеком. – видишь, Аполлон в кругу муз. Вот ему и служи». Я часто вспоминаю слова Марины Тимофеевны. Есть такие вещи, когда я понимаю, что временщики уйдут. Просто жалко потраченного времени. Помните: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»? К сожалению, моя жизнь – я выпустился в 1992 году – пришлась на эпоху перемен. И я эту эпоху, всю эту чехарду в Большом театре, несу на себе уже двадцатый сезон.

«Завтра». Петипа говорил: «Балет – серьезное искусство». Многие считают балет легкомысленной забавой. Ваше мнение?

Н.Ц. Балет – серьезное искусство, и прекрасное в одном случае: если оно качественное. Большой театр был эмблемой нашей страны. Во всяком случае, последние сто лет Большой театр был символом имперской власти и величия. Если мы это не будем понимать, если мы будем заниматься идолопоклонничеством перед Западом, мы, конечно, все это потеряем.

«Завтра». Ваше отношение к прокатам в Большом театре номеров западной хореографии?

Н.Ц. Это правильно. Большой театр как главный театр мира должен показывать шедевры. А люди, которые руководят Большим театром, должны быть профессионалами, имеющими отношение к музыкальному театру. К сожалению, последнее время в руководстве театра никто не имеет музыкального образования. Потому не всегда берутся шедевры. Берутся, скажем так, под личный вкус.

«Завтра». На ваш взгляд, какие спектакли должны быть обязательно в Большом театре?

Н.Ц. Должна быть сохранена вся русская классика. Это касается и оперы, и балета. Должны быть самые важные спектакли западного репертуара, которые не умерли за последние 50–60 лет. Они развивают артистов.

«Завтра». А как быть со вкусом публики?

Н.Ц. Немаловажный фактор – это интерес публики. Мы работаем для зрителя. Русский зритель любит истории. Это так. Русский зритель плохо переносит спектакли абстрактные, недолго может смотреть их. Последнее время я часто думаю о том, что те же Чайковский, Мусоргский. были глубоко православными людьми. Они писали свои произведения, в которых наказывали своих героев по законам православной веры. В произведениях есть и мистика, и глубинные основы. Последнее время постановки Большого театра перечеркивают вообще все основы! А они важны очень. Не просто так композиторы писали свои вещи. Я считаю, что надо уважать глубинные национальные основы. Произведения русской классики очень духовны. Они идут рука об руку с верой.

«Завтра». Вы не боитесь, что вас назовут еще и ортодоксом?

Н.Ц. Я ни в коем случае не религиозный человек. Но я считаю, что религиозные основы надо уважать. Приведу пример. Я танцевал Меркуцио или графа Альберта. Я выходил на сцену с католическим крестом. Я танцевал индуса в «Баядерке», я выходил с третьим глазом на лбу. Я должен уважать культуру, к которой относится спектакль.

«Завтра». Николай, на сцене вы – романтический герой. Как связана вот эта поэтическая приподнятость образа с жесткой конкуренцией в театре?

Н.Ц. В детстве, в Тбилиси, я увидел передачу о Верико Анджапаридзе, замечательной актрисе советского театра. С ней было интервью. Она сказала интересную вещь, которая для меня оказалась ключевой. «Я могу сидеть рассказывать анекдот, – говорила Анджапаридзе, – и пойти и тут же умереть на сцене. Я не знаю, как это я делаю». Когда я переступаю порог сцены, что‑то меняется. Это ремесло. Очень сложное. Имеет свои нюансы. Но думаю, когда артист заигрывается в свою профессию, это неправильно. Всю эту артистическую спесь с меня сбила мама. В училище на вахте сидела тетя Нварт, она была армяночка. Она была вахтершей и мыла пол в парадном. И мама мне говорила: «Вот тетя Нварт – самый главный человек. Она гораздо важнее, чем ты. Ты создаешь хорошие эмоции, а она моет пол. И если ты позволишь себе не поздороваться с ней, я тебя накажу». Так что с тех пор артист я – только на сцене.

«Завтра». На ваш взгляд, как связаны гений и злодейство?

Н.Ц. Для меня уважение к артисту и к человеку – параллельные линии. Я могу обожать артиста, преклоняться перед его талантом и не здороваться с ним как с человеком, если он, на мой взгляд, человек непорядочный. Отрицать гениальность не буду.

«Завтра». Когда в 80‑х годах спрашивали у Нуреева, почему балет загибается, он отвечал: «Звезд нет! Я не танцую!», Ваше мнение.

Н.Ц. Во многом виноваты люди, которые управляют театром. Они не инициируют создание чего‑то масштабного, а выбирают для театра какие‑то местечковые вещи. Советский театр находил возможности заказывать партитуры таким композиторам, как Прокофьев, Шостакович, Андрей Петров. Другое дело – не каждый спектакль был успешным. Но сегодня не делается ни‑че‑го! Когда в прошлом году объявили, что наш театр инициирует создание балета «Мойдодыр», вы знаете, я думал: может быть, я это. «Аншлаг» смотрю? Большой театр говорит о балете – «Мойдодыр»! И это – все?! Не «Король Лир»! Не «Братья Карамазовы»!..

«Завтра». Николай, каждый год 31 декабря, в свой день рождения, вы танцуете в Большом театре «Щелкунчик». Что это? Дань традиции, балету?

Н.Ц. Подарок самому себе. Я мечтал танцевать в Большом театре, и самый большой подарок для меня был, если мама мне покупала билет в Большой театр на «Щелкунчик». Когда я впервые вышел на сцену в этом спектакле, я ощутил необыкновенную легкость. Полет души. И мне дорого это


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.