Тайны Большого театра и ремонта — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тайны Большого театра и ремонта

2021-06-01 21
Тайны Большого театра и ремонта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Реконструкцию Большого театра уже окрестили стройкой века. По словам архитекторов, к 2008 году его будет не узнать. Но только изнутри. Внешний облик театра не претерпит изменений. В настоящее же время в Большом не все так гладко, как кажется.

Когда возникла идея реконструкции, в театре уже и не помнят. Говорят, тревогу забил гендиректор БТ Анатолий Иксанов, на голову которого начала падать штукатурка. Он запретил зрителям входить в центральный вход. Это было чревато неприятными последствиями: колонна в лицевой части театра накренилась до предела и могла рухнуть в любой момент. Что неудивительно – капитальная реконструкция театра проводилась в последний раз в 1958 году. На протекание крыши никто из старожилов уже и не жаловался. Основную опасность представляли стены, с каждым годом покрывавшиеся все новыми и новыми трещинами. А напряжение в сети в театре было 127 вольт вместо положенных 220. Больше всего от этого страдали заезжие гастролеры. В театре нельзя было включить в розетку ни один прибор. По словам главного архитектора Никиты Шангина, более 70 процентов здания находилось в аварийном состоянии. Затяни с реконструкцией еще немного – и Большой мог стать малыми Помпеями.

Тендер на реконструкцию театра выиграла компания «СУИ‑проект», которая на рынке стройуслуг уже более 16 лет. Офис «Газпрома» – ее рук дело.

 

//‑ Гастарбайтеры спят в театре – //

 

Со стороны Большой напоминает огромный муравейник. Здесь трудятся сотни строителей. На всех – робы с названием ремонтной организации. Все законно и официально. Но, как удалось узнать «Собеседнику», на реконструкции театра на подсобных работах активно задействованы гастарбайтеры, в основном из Молдавии и Таджикистана.

– Они превратили Большой в сарай, – призналась нам сотрудница театра, проработавшая там 40 лет и попросившая не называть ее имени, чтобы не лишиться работы. – Гастарбайтеры спят прямо в театре – они лежат на полу шеренгами.

Во время нашего визита у рабочих было обеденное время. Те, кто побогаче, шли обедать в город, остальные же раскладывали свои кулинарные запасы прямо на стройке. Между досками и цементом.

– Мне выделили комнату для занятий, – рассказывает нам сотрудница театра, представившаяся Людмилой. – Но я побоялась туда войти. Всю ее заполонили эти люди. Было ощущение, что они меня не выпустят обратно. Я писала в Минкультуры, в наш профсоюз. С горем пополам удалось выбить помещение для занятий.

– Все этажи Большого заняты администрацией, – подхватывает коллега. – Мы не можем добиться помещения для хора.

Официальные представители реконструкции факт работы гастарбайтеров отрицать не стали. Даже сообщили, что приезжих помощников не более 30 человек (на 500 официальных рабочих). Да, эти люди питаются и отдыхают (и не только? – Авт.) прямо в театре, но нас заверили: «В течение двух ближайших недель бытовой городок из 30 бытовок будет построен».

– И никто в театре не спит. Рабочие работают в две смены, после чего театр закрывается и передается на ночь охране, – заявили официальные лица.

 

//‑ Имущество театра пропадает? – //

 

Во время нашего визита в Большой мы стали свидетелями того, как, снимая одну из декораций, рабочие оступились и уронили ее.

– Да все в порядке, – нервно оправдывается ремонтник. – Мы сейчас все заделаем. Будет как новая.

Тут же последовало заявление официальной стороны, что все ценности вплоть до хрусталиков лампы уже вывезены из театра.

Цифры впечатляют: люстра зрительного зала 1863 г. – диаметр – 6,6 м, высота – 8,5 м, 15.000 хрустальных подвесок, площадь живописного плафона (роспись на потолке) – 1000 кв. м, аграмантика зрительного зала (бахрома и мишура) – 3000 погонных метров, предметов антиквариата – 1100 (мебель, вазы, светильники, в том числе люстры, бра, канделябры; штородержатели, вышитые панно, декоративные решетки и т. д.), площадь позолоты лепного декора (без мебели) – 1100 кв.м. Все это описали, сфотографировали и развезли по реставрационным центрам. Могло ли что‑то пропасть по пути?

– Теоретически могло, – отвечают в театре. – Но генподрядчик, контролирующий эти вещи, понесет юридическую ответственность за пропажу даже самого маленького хрусталика. Все ценные вещи застрахованы.

– Здание является памятником. Как в целом, так и все его составляющие, – говорит зам. директора Центра прикладных коммуникаций Любовь Бушуева. – Даже эта деревянная балка 1856 года. Что это значит? Ее никто никуда не выкинет, а в числе прочих деревянных деталей присвоят инвентарный номер и положат в тихое место. Когда зал будет готов, балку вернут обратно.

Но в узких кругах стали появляться предложения о покупке антиквариата и других вещей из Большого.

– Можно, наверное, купить паркет. Но какой в этом смысл? – отвечает Любовь Бушуева. – Здесь находят иногда до пяти слоев паркета. Он же ломается, портится и часто меняется. Исторической ценности у верхних слоев паркета нет. Стулья тоже никто не собирается продавать. Восстановят их исторический облик. В 50‑е годы, когда стулья обновляли, туда положили обычный поролон. Сейчас восстановят наполнитель по историческим аналогам. То же с тканями. Организация по охране памятников следит за всем строго.

У рядовых сотрудников другое мнение.

– Мы с подругой зашли в буфет. Там стояли мешки, в которые были навалены канделябры и много чего другого, – рассказывает сотрудница театра. – На следующий день мешков не было. Мы спросили: «Куда они делись?» Нам ответили: «Исчезли». У бывшего директора на столе стояла хрустальная ладья. Ее след простыл. Когда моя подруга узнала о реконструкции, она взяла на работу фотоаппарат и каждый день снимала ценные вещи театра. Получилось 70 тысяч снимков. Будет ли столько вещей при открытии? Она хотела предоставить свои факты на телевидение, но побоялась. Убить же могут…

– Я вспоминаю наш шикарный театральный буфет, – говорит солистка хора. – Там были витрины во всю стену, изящные полочки, где стояла красивейшая расписная посуда из серебра. Где она сейчас? А заведующая буфетом теперь буфетчица в каких‑то мастерских.

 

//‑ На театре экономят все – //

 

Реконструкция Большого идет под девизом экономии. Первоначальная цена вопроса ‑30 миллиардов рублей. В Главгосэкспертизе цифру подтвердили. Но тут же заговорили, что сумма завышена. Большому пришлось отказаться от подземной стоянки. Это помогло сэкономить 6 млрд. Руководство театра планировало сделать автостоянку бесплатной для зрителей. И автостоянка будет. Но она окажется под контролем московских властей, а въезд станет платным. Большой не получит ни копейки.

Из экономии в Большом отложили и строительство художественно‑производственных мастерских. Костюмеры в шоке. Они задыхаются от пыли – в распоряжении театра находится более 50 тысяч костюмов. Но зато можно вычесть еще 3 млрд. Сэкономят и на отделке залов. От органа, возможно, откажутся вовсе.

 

Зрительный зал до реконструкции

Цену реконструкции сбили до 20 млрд. Сумму, считают специалисты, нужно распределить на три пункта: подземную часть театра, реставрацию и сценическое оборудование. Оборудование закупили немецкое. Реставрация идет. А вот к подземным работам строители приступят не раньше декабря, после укрепления существующих стен и фундаментов.

С помещением под Большим определились не сразу. Планировалось соединить театр с соседними зданиями стеклянной крышей, сделать пристройки, так называемые карманы, для хранения декораций, размещения механизации сцены (подъемники и другие машины), технических помещений, гримуборных. Но марать исторический облик здания не позволили. Тогда взгляды ушли под землю. Исследования показали: на глубине 24 метров залегает твердый известняк, на который можно опереться. Театр укрепят самым щадящим способом – задавливая под него сваи. Подземное пространство раскинется под сценой (там будет располагаться вся механизация сцены) и под Театральной площадью (гардеробы, буфеты, эскалаторы, концертный зал). Помещений под исторической частью – от колоннады с Аполлоном до сцены – то есть под главным фойе и зрительным залом – не будет.

 

//‑ Больше душевых и туалетов – //

 

В театре, как и в XIX веке, будет 11 входов (4 под колоннами, остальные по бокам). Зрителей ожидает четырехступенчатая система безопасности, установят шлюзы, как в банках. Каждого посетителя станут фотографировать и сверять фото с билетом на входе и на выходе. Так гарантируется, что те, кто вошел в театр, покинут его по окончании спектакля. Такие меры безопасности вводят из‑за терактов. Пока непонятно, что будет с мобильниками. Либо создадут спецячейки, либо установят глушители.

Больше всего в театре рады увеличению числа душевых и туалетов. До реконструкции на 200 гримерок было 2 душевые и чуть больше туалетов.

Изменится президентская ложа. Ткань и пол восстановят по историческим аналогам. Все материалы – отечественные.

Во время реконструкции обнаружили пуленепробиваемую стену, которую сделали по указанию Сталина. Потребует ли таких мер безопасности нынешний президент – неизвестно.

К Путину в театре отношение особое. Все помнят, как он приезжал сюда в марте. Ему показали, до чего дошел Большой театр. После этого президент заявил, что открытие театра должно состояться в марте 2008 года. Многие тогда шутили, что Путину хотелось успеть еще разок побывать в Большом в качестве президента (напомним, что выборы президента намечены на март 2008 года). Но все оказалось прозаичнее. Говорят, перед тем, как Путин назвал дату открытия театра, его отвели в сторонку и пояснили, что стоит говорить, а что нет. Сейчас все специалисты, занятые на реконструкции театра, работают именно на эту дату. Пока успевают. Уже даже обдумывается спектакль, которым откроет новый сезон БТ.

После мартовского визита Путин в театре больше не появлялся. Самый частый властный гость здесь Михаил Швыдкой.

На мой вопрос, будут ли менять герб, руководство Большого ответило: «Как ТАМ решат».

Дмитрий Титоренко, «Собеседник«, 15.11.2005

 

Уголовное дело

 

 

//‑ Счетпалата: стоимость реконструкции Большого театра завышена в 16 раз – //

 

Стоимость реконструкции Большого театра из‑за грубых нарушений законодательства за период реализации проекта выросла в 16 раз относительно суммы, запланированной изначально, говорится в сообщении Счетной палаты по итогам проверки целевого и эффективного использования в 2007–2008 годах и с начала 2009 года средств федерального бюджета и внебюджетных источников, федерального имущества в области культуры и кинематографии в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

«С начала реализации проекта реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра России (ГАБТ России) государственными заказчиками утрачен контроль за стоимостными и натуральными показателями проекта, сроками его реализации. В результате несогласованная корректировка проектно‑сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ более чем в 16 раз», – констатирует Счетная палата РФ.

При исполнении договоров и контрактов имело место многократное увеличение стоимости работ по сравнению с первоначально согласованной суммой за счет повторной оплаты ранее выполненных работ, изменения объема и содержания работ. Только в 20082009 годах по этим причинам стоимость работ увеличена на сумму 943,9 миллиона рублей. Кроме того, определение цен госконтрактов систематически осуществлялось произвольно, без необходимого технико‑экономического обоснования, а определение стоимости работ в ряде случаев производилось при отсутствии проекта. Необоснованное увеличение стоимости работ в результате пересмотра начальных цен контрактов, предусмотренных аукционной документацией, составило только в 2008 году 158 миллионов рублей.

В материалах, представленных на коллегии Счетной палаты, отмечается, что санкции к нарушителям контрактных обязательств в части объемов и сроков выполнения работ Дирекцией не применялись. Материалы проверки будут направлены в Следственный комитет при прокуратуре РФ, а также в Администрацию президента РФ и палаты Федерального собрания.

РИА Новости, 17.08.2009

 

//‑ Кто виноват? – //

 

Следственный комитет завел уголовное дело по факту необоснованной траты многомиллионных сумм, выделенных для всемирно известного театра. Уголовная статья явно не театральная – злоупотребление должностными полномочиями.

Как сообщил корреспонденту «РГ» официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, уголовное дело было заведено по результатам августовской проверки Счетной палаты. Были обнаружены многочисленные нарушения расходования бюджетных средств в ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

По мнению пресс‑секретаря мэра Москвы Сергея Цоя, возбуждение СКП данного уголовного дела – логичное завершение истории с той реконструкцией Большого театра, последствия которой московским строителям приходится расхлебывать до сих пор.

Он напомнил, что завышение стоимости предстоящих работ было как раз одной из главных причин выхода Юрия Лужкова из состава попечительского совета Большого театра в феврале 2006 года. «Я выхожу из состава совета, так как категорически не согласен со сметой его реконструкции и не хочу участвовать в дележе этих денег», – прямо заявил тогда мэр. По его мнению, к удорожанию могли привести два обстоятельства. Во‑первых, строительство под историческим зданием дополнительного подземного зрительного зала, во‑вторых, то, что к работам были привлечены непрофессионалы.

Как бы то ни было, но до июня 2009 года реконструкция главной сцены страны шла без участия столицы. Московский стройкомплекс подключился к этим работам только минувшим летом по прямому поручению президента страны Дмитрия Медведева, обеспокоенного тем, что реконструкция слишком затянулась, а здание театра, памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения, оказалось в опасной для него критической ситуации.

В конце июня Юрий Лужков впервые побывал на стройке, ознакомился с ходом работ и сразу же принял ряд решительных мер для наведения порядка. А буквально в августе его прежние высказывания о завышенной стоимости сметы подтвердила Счетная палата РФ, аудиторы которой огласили итоги проведенной проверки: бюджет ремонтных работ театра был необоснованно увеличен в 16 раз.

– Аудиторы Счетной палаты установили, что в августе 2003 года между этой дирекцией и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Большого театра России на сумму чуть больше 98 миллионов рублей. Согласно дополнительным соглашениям к контракту эта сумма составила уже 164 миллиона 329 тысяч рублей, – заявил Маркин.

По мнению проверяющих, до нынешнего года дирекция трижды оплатила «Курортпроекту» одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации по проекту второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения основного здания Большого театра. Всего же проектировщики получили около миллиарда рублей.

В заключении Счетной палаты говорилось, что государственные заказчики утратили контроль над расходованием средств, предназначенных для реконструкции Большого театра. В результате несогласованная корректировка проектно‑сметной документации, при отсутствии самого проекта, привела к удорожанию проектных работ.

По словам руководителя ФГУ Якова Саркисова, первоначальная стоимость выросла за счет увеличения самих проектных работ: их объем был уточнен после закрытия здания и проведения в нем дополнительных обследований. Помимо этого, подчеркивал Саркисов, за последние шесть лет изменились строительные нормативы. По его словам, точная стоимость работ станет известна ориентировочно в октябре, когда проект реконструкции театра пройдет повторную Главгосэкспертизу.

Однако в ведомстве Степашина приняли решение направить материалы проверки в Следственный комитет.

Как нам сообщили в пресс‑службе самого Большого театра, его дирекция к данным злоупотреблениям не имеет отношения.

«Российская газета», 15.09.2009

 

//‑ Прокуратура занялась Большим театром – //

 

Счетная палата, чей доклад о состоянии дел в Большом изначально и вызвал интерес прокуратуры, убеждена, что расходы были завышены умышленно. Проектировщик, ЗАО «Курортпроект», перекладывает всю ответственность на заказчика, ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», сам театр от финансовых вопросов открещивается, а мэр Москвы Юрий Лужков убежден, что следователи на правильном пути.

 

//‑ Посчитали – прослезились – //

 

По данным следствия, в августе 2003 года между дирекцией и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции театра на сумму около 164,329 миллиона рублей. Однако, по версии следователей, в 20032009 годах одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации оплачивались трижды, и все три раза получателем средств выступал «Курортпроект». В итоге, утверждает СКП, только за подготовку рабочей документации проектировщику выплатили почти 500 миллионов рублей.

Всего, добавляют в Счетной палате, расходы оказались завышены в 16 раз: изначально смета предусматривала освоение 98 миллионов рублей, что для такого здания крайне мало, а затем по дополнительным соглашениям подрядчикам было перечислено в общей сложности 1,608 миллиарда рублей.

По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, следователи, разбираясь с этим делом, вполне могут найти «кое‑что серьезное».

«Я не могу сказать, что я имею полный анализ тех расходов, которые там были до настоящего времени произведены. По моим хозяйственным оценкам, правоохранительным органам будет чем заняться. Есть основания для того, чтобы все это очень и очень серьезно проанализировать», – сказал столичный градоначальник.

Между тем еще в августе, комментируя заключения Счетной палаты, руководитель «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Яков Саркисов объяснил, что рост расходов связан с возросшим из‑за дополнительных обследований объемом проектных работ и с изменившимися с начала реконструкции строительными нормативами.

В заявлении Минкультуры, распространенном в то же время, говорится, что первоначально выделенной на реконструкцию театра суммы не хватило, поскольку определить истинное состояние здания до закрытия театра в 2003 году было невозможно. В результате в первоначальную смету не были заложены дополнительные обследования, реставрация, сооружение инженерных сетей, разработка противопожарных мер и так далее.

А главное, «стоимость строительно‑монтажных работ возросла в связи с проведением не предусмотренных проектом работ по ликвидации аварийного состояния здания в 2005‑2007 годах. В частности, более сложными, чем планировалось, оказались работы по укреплению фундамента здания».

Тогда же, в августе, заместитель министра культуры Павел Хорошилов сообщил, что окончательная стоимость реконструкции Большого театра будет известна только после окончания работы Главгосэкспертизы, то есть не ранее конца сентября.

 

//‑ Кто крайний? – //

 

В «Курортпроекте» отказались комментировать возбуждение уголовного дела, посоветовав со всеми вопросами обращаться к заказчику реконструкции Большого театра – ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

«Мы только исполнители, и мы выполняем те работы, которые нам заказали. Никаких заявлений от себя мы делать не будем, обращайтесь в дирекцию», – заявила представительница «Курортпроекта».

В Большом театре также предпочли устраниться от комментариев. «Руководству Большого театра сложно комментировать это уголовное дело, поскольку оно возбуждено против Дирекции по реконструкции, созданной при Министерстве культуры России», – сказала пресс‑атташе ГАБТа Екатерина Новикова, добавив, что первоначально заказчиком работ выступало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, главой которого был Михаил Швыдкой, а после его расформирования этими вопросами должно заниматься Минкультуры.

«Главной же задачей Большого театра является сохранение труппы и лучших спектаклей главного театра страны», – подчеркнула собеседница агентства.

Высоко сижу, далеко гляжу

Ход работ по реконструкции Большого театра очень волнует власти – и московские, и федеральные. Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно сетовал на медлительность реконструкции, а в Кремле даже была создана межведомственная рабочая группа под руководством замглавы администрации президента РФ Александра Беглова.

«После того, как комиссию по поручению президента РФ возглавил Беглов, по его инициативе был проведен ряд контрольных мероприятий. По их результатам были выявлены нарушения, в связи с чем следователями было возбуждено уголовное дело», – сообщил в понедельник источник в Кремле.

Вместе с тем, по мнению собеседника агентства, прошлые нарушения «не имеют отношения к текущим делам. Те работы, которые ведутся по реконструкции Большого театра сейчас, проходят под постоянным контролем главы комиссии. Беглов регулярно докладывает об их ходе лично президенту».

 

//‑ История вопроса – //

 

Государственный академический Большой театр России был закрыт на реконструкцию в связи с тем, что более 70 % здания пришло в негодность. Реконструкция театра началась в 2005 году и должна была закончиться в 2008 году, однако потом этот срок был отодвинут на 2011 год.

При этом по ходу дела в Большом театре фактически сменился генеральный подрядчик. Структуры бизнесмена Зиявудина Магомедова, который также является членом попечительского совета театра, приобрели у «СУИхолдинга» Азария Лапидуса 50 % плюс одну акцию ЗАО «СУИпроект», осуществляющего реконструкцию театра.

По информации газеты «Коммерсант», «СУИпроект» остался в проекте формально, но потерял контроль над управлением строительными работами и финансовыми потоками.

По материалам РИА Новости, 15.09.2009

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.