Элементы внутреннего пространства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Элементы внутреннего пространства

2021-06-01 91
Элементы внутреннего пространства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элементы внутреннего пространства, отопительная система и в целом интерьер обладают чертами, которые выделяют корейское традиционное жилище среди жилищ других народов Восточной Азии. Далее рассматриваются элементы дизайна, формы и способов отделки, используемые в период Чосон преимущественно богатыми слоями населения.

Пол. Существует две основные формы пола: «ондоль» (теплый, в закрытых помещениях) и «мару» (холодный, в хорошо проветриваемых и открытых пространствах); оба типа противоположны друг другу, однако, оба являются типами полов, чувствительных к климату, предназначенных для многоцелевого использования и дополняют друг друга в создании комфортной и визуально приятной окружающей среды.

«Ондоль» (теплый пол, гипокауст). «Ондоль» является уникальной корейской системой отопления комнат с помощью теплого воздуха и дыма, перемещающегося от очага под полом в дымоходах. Камни в основании пола нагреваются от дыма. Распределение и распространение тепла было довольно эффективным. Предшественником «ондоль» был пол «чангган»(changgaeng) в период Когуре (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.)[92]. Поскольку, благодаря системе ондоль, нагревается поверхность, на которой сидят люди, она обеспечивает прямой тактильный контакт, и является главенствующей системой отопления.

«Ондоль» состоит из двух основных элементов: очага («агунг-и», agung-i) и системы дымоходов («кораэ», korae) (рис. 22)[92]. Нагретый воздух от очага поднимается снизу вверх во вход в систему дымоходов, которая тянет горячий воздух и дым через трубу. Типы системы разнообразны: в зависимости от различных конструкций дымоходов, отапливаемого объема, необходимого нагрева.

В интерьере очаг отличается очень крутым наклоном в передней части, который немного смягчается на возвышении, ведущем к дымоходу. Этот возвышение разработано для того, чтобы предотвращать выход тепла и огня назад через очаг. Дымоход, ведущий от этого возвышения к углублению для золоулавливания («каёэри», kaejari) рядом с основанием трубы, постепенно поднимается, и камни («кудулчан», kuduljang), расположенные над областью с дымоходом, часто устраивались с постепенным наклоном для облегчения излучения тепла от передней части комнаты к дальней. Таким образом, камни пола обычно имеют небольшой восходящий уклон. Именно поэтому пространство ближе к очагу было названо «аранмок» (в переводе с кор. «нижняя часть», aranmok), а пространства рядом с дымовой трубой – «вунмок» (в переводе с кор. «верхняя часть», wuinmok)[92].

На стыке между дымоходом и трубой располагается яма для дыма и пепла, она сдерживает их перед вылетом из трубы. В зависимости от конструкции каналов, дымоходы разделяются на несколько типов: без каналов («хотунгораэ», hot'ungorae), с прямолинейными каналами («чулгораэ», chulgorae), с веерообразными каналами («пучаэгораэ», puch'aegorae), с параллельными прямоугольными каналами, разделенными диагональным каналом («массонгораэ», massongorae), и с секционными каналами («кубунгораэ», kubungorae)[92].

В использовании отделочных материалов для пола корейцы демонстрируют изобретательность. Бедные слои населения не могли позволить себе специальные отделочные материалы для пола «ондоль». Они размещали бамбуковые или тростниковые циновки прямо на сухой глиняный пол в комнате. Но богатые слои населения выбрали более фантазийные, эстетичные и удобные покрытия, такие как: отделка пола промасленной бумагой; отделка тканью; отделка смолой сосновой шишки; отделка из листьев гинкго; отделка из порошка сосновой коры.

«Ондоль» с отделкой промасленной бумагой. Отделка пола промасленной бумагой была наиболее широко используемой. С начала на черном полу из камней равномерно распределялась глина. После высыхания глины, по всему полу наклеивался первый слой корейской рисовой бумаги низкого качества. Затем клеилась бумага более хорошего качества. Так как материалы укладывались внахлёст, по швам был виден небольшой подъем, создавая узор квадратной формы по всему полу. Кроме того, поскольку промасленная бумага состояла из двух слоев бумаги, склеенных между собой, мазки, сделанные при нанесении клея между листами, слегка проглядывались, создавая уникальные узоры из мазков кисти на полу. Следующим шагом было смазывание пола маслом сои или семян кунжута. Это делало поверхность пола гладкой и блестящей. Для окраски добавляли масло из семян гардении, которое давало богатый янтарный оттенок. Этот процесс также делал напольное покрытие водонепроницаемым.

«Ондоль» с отделкой тканью. В ходе этого процесса, выбрали одну разновидность шелка из множества красивых цветов и узоров, а после его смазывали и укладывали сверху на первое покрытие пола бумагой. Цвета и мягкие текстуры шелка добавляли тепло и уют в помещении. Иногда хлопок, который обеспечивал большую прочность, заменял место шелка.

«Ондоль» с отделкой смолой сосновой шишки. В этом типе отделки использовали смолу сосновых шишек. После размещения слоя глины на подложке из камней, в то время как глина твердеет, концы молодых сосновых шишек, еще немного зеленых, вырезали и вдавливали в глину, чтобы сформировать покрытие из сосновых шишек. Зажигался очаг, от тепла которого освобождающаяся из шишексмола, образовывала толстый, прозрачный слой пола с бледно-желтый оттенком. От многократных очисток и полировок пол сглаживался, и с большим износом окраска меняла свой цвет на глубокий тыквенный. Наряду с ароматом, узор из шишек просматривался через прозрачный пол и создавал самый привлекательный тип отделки.

«Ондоль» с отделкой из листьев гинкго. После избавления от стеблей и других нежелательных материалов, большое количество листьев гинкго, собранных осенью, растирали в ступе. Получившиеся однородное зеленое вещество замешивали до состояния теста и равномерно распределяли слоем около 3 сантиметров на полу в сухой день. Просушивали слой теплом от «ондоль», и в результате получалась толстая, жесткая, и гладкая поверхность зеленых и коричневых оттенков. Пол таким способом получался очень прочным, но процесс отделки весьма трудоемким.

«Ондоль» с отделкой из порошка сосновой коры. Для этого пола к порошку коры сосны добавлялся клей, сваренный из индийской муки и воды. Эта смесь выкладывалась толстым слоем сверху на слой глины. После пол полировался маслом из семян дикого кунжута и сушился теплом от очага, от этого процесса он становился твердым и приобретал цвет тыквы.

Корейцы демонстрируют изобретательность в применение отделочных природных материалов и производят не только прочный и практичный пол, но и эстетически привлекательный: и гладкий на ощупь, и теплый, и привлекательный визуально, и даже ароматный[92].

«Мару». Полы, отделанные деревянными досками, названы «мару»(marus). Такой деревянный пол иногда называют «маручан»(maruch'ang) и комната с таким полом также называется «маручан». Очень большая по площади комната с полом «мару» называется «тэчхон». Балка, на которую эти доски укладываются, называется «марутул» (marutul). Когда пол собран из длинных досок – это деревянный настил, он называется «чанмару» (changmaru), когда из коротких – «тонмару» (tongmaru), когда из широких – «нолпанмару» (nolp'anmaru), а когда доски пола нерегулярной ширины – «магнобинолмару» (magnobinolmaru).Доски, соединенные вместе в обширный участок называются «тхонгмаэ» (tchongmae), и, в зависимости от типа используемых досок, методы присоединения таких соединенных участков разнообразны. Таким образом, для названия досок, уложенных в полы «мару», использовались различные имена. Методы укладки такого пола и, как следствие узоры, разделяются на 2 типа: деревянный настил («чанмару») и форменные полы(«вумулмару», wumulmaru)[92].

Деревянный настил. Этот тип пола используется в основном на верандах («нумару», numaru) или для пола складских помещений, чердака. Для деревянного настила сначала создается основа из балок, а затем на них укладываются доски самого настила. В результате внешне такой пол состоит из прямых параллельных досок, собранных вместе с помощью нескольких перпендикулярных им балок.

Форменный деревянный пол. Такой пол широко применяется в больших по площади помещениях («тэчхон») и в кладовой. Каркас для такого пола образуют длинные и короткиебалки, а пространство между этими балками заполняется короткими и широкими досками. Длинные балки должны лежать в основании колонн по длинной стороне дома параллельно с основным брусом крыши. Короткие балки располагаются в середине рамы. В данном типе пола используется метод соединения шпунтовым замком[70], но последняя доска, расположенная возле двери, прибивается.

 

Перила. Перила («ранган», rangans) устанавливаются для обеспечения безопасности в приподнятых пространствах. Но в традиционных домах, перила с самыми разнообразными формами и элементами также служат в качестве декоративных элементов. Перилавокруг веранды («нумару»)называются «нуран» (nurans). Перила, что находятся вокруг узкой стороны террасыза пределами столбов,называются «хонхам» (honham). В зависимости отформы, перила могут быть разделены на простые и изогнутые. Простые перила подразделяются в зависимости от формы столбов (рис. 34) [92].

Простые перила

Перила «кея» (keja). Опорные столбы (балясины) ограждения «кея» толстые и широко расставленные, сверху вырезаны так, что внешний край расширяется наружу. Поскольку верхняя грань опорных столбов и перила выступают, этот тип ограждения выглядит очень воздушно. Чтобы построить такой тип перил, сначала закладывается деревянный настил на базовой раме. Далее устанавливаются само скульптурное ограждение, состоящее из опорных стоек, нижней и верхней обвязок, балясин, поручней. Балясины, выполненные с завитками, похожими на облака, называются «ансан» (ansang). Завершение балясин выполнено в форме кувшинок. Поручни у такого ограждения закругленные[92].

Перила «керан» (kyoran). Этот тип ограждения с различными видами решетчатых конструкций между опорными столбами. В зависимости от конфигурации решетки делятся на решетки в форме символа «уа [71]», в форме символа «ван [72]», и наклонные решетки («писсал», pissal). Между верхними поручнями и деревянными решетчатыми конструкциями могли располагаться различные резные украшения, в том числе цветы лотоса, вазы, коровы или другие животные[92].

Изогнутые перилаконран», kongran).Поручни этого вида перил изогнуты в декоративные дуги. Иногда окончание поручней изогнуто вверх как крыло.

 

Стеныбиок», byoks).Стены каркасно-столбового жилища не принадлежат к несущим конструкциям. В корейском традиционном жилище элементы каркаса, окна, двери оставили мало свободного пространства для стен (рис. 35).

Основная стенасимбиок», simbyok). Основная стена заполняет свободное пространство, созданное между конструкциями окон и дверей. Чтобы построить основную стену, сначала возводятся опоры на гранитном основании. Далее, кладутся верхние перемычки на вершины колонн, затем средние и нижние перемычки на соответствующих высотах. Устанавливаются небольшие укрепляющие стержни вертикально через равные интервалы между столбами. На следующем этапе выполняется прокладка горизонтальных вспомогательных стержней между вертикальными штифтами. Бамбук, индийское просо, или различные ткани закладываются рядом друг с другом полосками в пространство, созданное стержнями. Затем смешанная с рубленымсеном глина распределяется по всей поверхности. В различных районах Кореи, в зависимости от доступности материала, для сооружения стен использовались смесь глины и соломы, дерево.

Декоративная отделка стен разнообразна: бумажная отделка; отделка тканью; отделка штукатуркой. Для бумажной отделки, как правило, применялось 3 слоя бумаги, которые клеились на стены друг за другом. Метод отделки тканью существовал в период Корё, стены, а иногда и пол покрывались шелком. Для отделки штукатуркой обычно используется известковая штукатурка, состоящая из равных частей известняка, белой глины и песка. В результате поверхность стен напоминала белую керамическую посуду, и тем самым заработала имя «припудренная стена» («пунбиок», punbyok).

Огнестойкие стеныпанхаян», panghwajang).Это противопожарныестены, выполненные из кирпича и камня, размещающиеся вдоль внешней стороны некоторых комнат. Часто используются на кухнях. Огнестойкие стены обычно покрывают всю наружную поверхность, а в некоторых случаях достигают только половины высоты стен[92].

 

Потолкичонян», ch'onjangs).В корейском традиционном доме существует три типа потолка: с открытыми стропилами, подвесной и конусообразный.

Потолок с открытыми стропиламиёндун», yondung).Это тип потолка, в котором стропила и балки остаются открытыми. Эстетической особенностью данного типа потолка является контраст между натуральным деревом и белой штукатуркой. Пространство между стропилами покрывается двумя слоями глины и облицовочным слоем штукатурки. Пространство между фронтонными стропилами иногда покрывают досками (рис. 36).

Подвесной потолокпан-я», panja).Различают бумажный, дощатый и форменный подвесные потолки. На раме, разделяющей межпотолочное пространство на нужной высоте, располагаются соответствующие материалы: рисовая бумага, настил из досок или доски, повторяющие узор шахматной доски. Бумажный потолок предпочтительней для комнат, отапливаемых системой отопления «ондоль». Сначала использовалась белая бумага для последнего облицовочного слоя, но со временем ее заменили пастельная или цветная бумага.

Конусообразный потолоксаткат», satkat). Такой тип потолка обычно применяется при соломенной крыше. Вместо глины, люди использовали тонкие переплетенные ивовые ветви, которые покрывали весь потолок и создавали аккуратную, упорядоченную поверхность. Если подвесной потолок покрывался досками, то принцип их расположения соответствовал устройству деревянного настила пола. Обычно досками покрывался потолок жилищ, расположенных в холодных климатических условиях[92].

 

Дверимун», mun).Двери позволяют людям и предметам получать доступ внутрь дома, в то время как окна дают возможность проникать внутрь свету и воздуху. Однако, в традиционных домах, показывающих большое разнообразие устройств доступа, строгое различие между окнами и дверьми не всегда на лицо. Именно по этой причине применяется определение «ханхо»(ch'angho), включающее в себя и окна, и двери. Следы такой практики по-прежнему остаются в слове «чанмун» («окна-двери» в дословном переводе, ch'angmun).

Конструкции и формы дверей отличаются в зависимости от их места и назначения. Кухонная дверь и задняя дверь в главном холле-террасе«тэчхон» выполняются из массивной доски, а двери в отдельных закрытых помещениях с выходом на главный холл имеют покрытие из рисовой бумаги и могут быть подняты и сложены. Двери, как правило, делались двойными («тонмун», tonmuns), и функционировали в качестве защиты от холода и злоумышленников. Между комнатами раздвижные двери исполняли роль ширм. Иногда дверь с толстым бумажным покрытием или "слепая" дверь («капчанги», kapchangji) заменяла раздвижные двери. Раздвижные двери были отделаны корейской рисовой бумагой, чтобы пропускать свет, и наиболее типичной решеткой в форме символа «ван», или символа «уа». Все двери, украшенные прутьями решетки, выполняли функции двойных или одинарных раздвижных дверей. 

Существует восемь различных типов дверей: простая деревянная дверь; каркасная деревянная дверь; «слепая» или непрозрачная ширма/дверь-окно; декорированная, украшенная дверь; дверь с решеткой посередине; межкомнатная раздвижная дверь; панельная подъемная дверь; раздвижная дверь, установленная внутрь стен[92].

Для отделки дверей используются дерево, ткань и бумага.

Простые деревянные дверипанянмун», p'anjangmun). Такие двери, как правило, размещаются на кухнях и в складских помещениях. Полотно таких дверей выполнено из широких досок, расположенных вертикально и скрепленных горизонтальными досками.

Каркасные деревянные двериколпанмун», kolp'anmun). Такой тип дверей служил в качестве двойных дверей для отдельных закрытых помещений или кладовых.

«Слепые» или непрозрачные ширмымаенянги», maengjangji). Такие ширмы используются в качестве межкомнатных дверей и дверей, ведущих из главного холла-террасы в отдельные помещения. Как внутренняя, так и внешняя стороны непрозрачных ширм покрыты несколькими слоями рисовой бумаги и внешне не отличаются от поверхности стен.

Декорированные, украшенные дверитодуммун», todummun). Двери этого типа непрозрачные с орнаментом или фантазийной отделкой, используются в качестве чердачных дверей, раздвижных или двойных дверей в стенах комнат.

Двери с решеткой посерединепулпалгимун», pulpalgimun). Двери этого типа непрозрачные, но посередине, на уровне взгляда человека, сидящего на полу, имеется отверстие квадратной, восьмиугольной или другой формы. Внутрь отверстий устанавливаются решетки различных конструкций: перекрестные, в форме символа «ван», или символа «чон [73]». Такой тип дверей характерен для дверей, которые используются между главным холлом-террасой и отдельными помещениями. Такие двери состоят из нескольких дверных полотен и, при необходимости, одно или несколько полотен можно поднять и подвесить на крюках.

Межкомнатные раздвижные дверичангимун», changjimun). Двери этого типа покрыты рисовой бумагой и декорированы решетками. Такие двери отражают сильный солнечный свет, а также служат для сохранения конфиденциальности, при использовании их в качестве межкомнатных дверей.

Панельные подъемные дверипунхапмун», punhapmun). Такие двери функционируют в качестве перегородок, но будучи поднятыми, они превращают несколько комнат в одно большое пространство. Обычно устанавливается между главным холлом-террасой и комнатами. Количество дверных панелей составляет от четырех до восьми. Для проникновения солнечного света в середине панелей могут размещаться решетчатые окна («пулпалги», pulpalgi).

Раздвижные двери, установленные внутрь стентуккоптагимун», tukkoptajimun). Такие двери состоят израмы ипанелис толстымпокрытиемиз рисовой бумаги и установлены только на деревянных настенных панелях[92].

 

Окна («чан», ch'angs).Окон, в европейском понимании, в традиционном корейском доме не было. Если отверстия в доме были установлены выше порога и были меньшего размера, они считались окнами, даже если они были оформлены и обработаны так же, как двери. Поскольку окна должны были пропускать свет и воздух, как правило, они состояли только из одного слоя покрытия корейской рисовой бумагой. В типах домов, принадлежавших богатым слоям населения, окна не только демонстрировали множество вариантов украшения решеткой, но и приобретали различные формы: квадратные, прямоугольные, круглые или форму полумесяца, но, возможно, в связи с тем, что последние две фигуры дисгармонировали с прямоугольной структурой линий здания, они редко использовались. Также как и для дверей, для отделки окон используются дерево, ткань и бумага.

Существуют различные типы окон: безрамные окна; выпускные/выводные окна; глухие окна внутри стен; окна с перекрестной решеткой; смотровое окно/глазок; прямолинейные решетчатые окна; двойная прозрачная ширма/окно-дверь [92].

Безрамные окнабончан», bongch’angs). Безрамные фиксированные окна – это отверстия, пробитые в стенах, которые можно назвать предшественниками окон. Зачастую в такие отверстия устанавливались деревянные прутья, выполняющие роль решеток, которые служили для освещения и вентиляции. Помещения, такие как кухня, которая требует максимальной вентиляции, отличались окнами с длинными горизонтальными прутьями.

Выпускные/выводные окнахвачан», hwach'angs). Эти окна устанавливались в верхней части стены кухни и предназначались для вентиляции дыма из камина и пара от приготовления пищи, а так же для наилучшего освещения.

Глухие окна внутри стенкванчан», kwangch'angs). Этот тип эволюционировал из безрамных окон. Эти окна не открываются и размещаются в верней части стен или над дверьми комнат. Для украшения глухих окон характерны решетки с прямыми прутьями.

Окна с перекрестными решеткамикечан», kyoch'ang). Такой тип окон преимущественно используется на кухне и в кладовой, или над межкомнатными окнами и дверьми. Форма проемов прямоугольная, декорированная тонкими деревянными прутьями решетки, перекрещенными под 45 градусов. Иногда перекрестные решетки имеют более сложную форму, включая в себя элементы в форме символа «ван», символа «уа» или символа «чон».

Смотровое окно/глазокнунгопчегичан», nungopchaegich'ang). Изначально, окна небольшого размера, располагающиеся рядом с дверью и служащие в качестве глазка, назывались смотровыми окнами. Позже, любой кусок стекла, установленный в дверь, любое безрамное или глухое окно, служившие для подобных целей, получили это же название. Даже различные по формам отверстия в деревянных кухонных дверях стали считаться смотровыми глазками. 

Окна с прямыми решеткамисалчан», salch'ang). Окна с решеткой из тонких вертикальных прутьев, расположенных с равным интервалом, преимущественно используются для вентиляции на кухне.

Двойная прозрачная ширма/окно-дверькапчан», kapch'ang). Эти двойные ширмы, расположенные с внутренней стороны окон или раздвижных мансардных дверей, призваны повысить эффективность системы отопления. Ширмы открываются благодаря деревянным колесикам. Нижние секции выполнены из дерева, а верхние – бумажные. Иногда верхняя часть таких ширм украшалась картинами или каллиграфией[92].

 

Решетки. Помимо отделки рисовой бумагой, для окон и дверей в корейском доме присуще наличие решеток. В зависимости от конфигурации решетки делятся на решетки в форме символа «уа», в форме символа «ван», и наклонные решетки (рис. 37, 38). Интересную закономерность показывают различные стили решетки, чем дальше путешествуешь на север, тем проще форма решетки. Это имеет непосредственное отношение к тому, что световой день на севере короче, люди выполняли окна и двери так для максимального получения солнечного света. С другой стороны, на юге, с более плотным дизайном решетки жители пытались сократить воздействие света и тепла.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.