Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания

2021-05-28 53
Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания

1.1 Феноменология детско-родительских отношений

1.2 Классификация стилей семейного воспитания

2. Стили воспитания и их отражение на развитие ребенка

2.1 Личность ребенка и его воспитание в семье

2.2 Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка

Резюме

Литература


Введение

 

Тема о влиянии и роли стиля родительских отношений на эмоционально-личностное развитие личности ребенка и на его эмоциональное состояние по-прежнему остается актуальной. Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушение взаимоотношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.

Отношения между родителями и ребенком представляют собой особую среду, которая формирует и сопровождает личностное становление и развитие каждого участника процесса. Тема родительской позиции, несмотря на непосредственную близость к возрастной психологии, является значимой и фундаментальной в психологии личности и в социальной психологии. Тема "социальной ситуации развития", формирующей и влияющей на развитие ребенка, появилась и получила продолжение еще в отечественной психологии (Л. С Выготский, В.С. Мухина, М.Ю. Кондратьев и т.д.) [13].

Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер. Под родительским отношением понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны, под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

Однако, несмотря на достаточную разработанность изучения влияния стилей родительских отношений на личность и эмоциональную сферу ребенка, актуальность данной темы неоспорима, т.к. от того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.

Объект исследования - эмоционально-личностное развитие ребенка на разных возрастных этапах.

Предметом исследования является взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.

Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.

Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка зависят от стиля семейных отношений.

Задачи исследования:

. изучить теоретические аспекты стилей родительского отношения в психолого-педагогической литературе,

. выявить особенности влияния стиля семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, резюме и списка литературы.


Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания

 

Стили воспитания и их отражение на развитие ребенка

 

Резюме

 

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Исследуя причины возникновения неожиданных черт характера у ребенка, его неадекватное реагирование и беспомощность в критических ситуациях, психологи делают акцент на влияние собственно воспитательных мер на поведение и развитие ребенка, т.е. заранее продуманных и сознательно совершаемых шагов в общении с детьми. Вместе с тем известно, что поведение родителей в семье и вне ее, их человеческие качества и отношение к жизни преломляются в сознании ребенка и становятся основой для развития его собственных личностных качеств, определения своей позиции в жизни и стратегии в общении с другими людьми.

Выделению и описанию черт личности родителей, способствующих или препятствующих адаптации ребенка в обществе и развитию у него благоприятных личностных качеств, посвящены в основном клинические исследования [10].

В настоящее время семейные отношения во многих слоях населения приобретают проблемный характер. Этому вопросу в современном мире уделяется много внимания. Обострению проблемы, способствует ряд причин, характеризующих в большей степени ситуацию в стране в целом. Со сменой политического строя отменены прежние идеалы, а новые еще толком не сформированы. Явное разделение населения на группы, различные по материальному достатку. Замена эмоционального общения с родителями на общение с техникой (компьютер, телевизор и т.д.). Формирование нового типа семьи как дружеской или товарищеской ассоциации, с новыми видами отношений. Недостаточная пропаганда важности семейных взаимоотношений. Эти причины указываются во многих работах современных психологов.

Так же нами было выявлено, что роль матери в воспитании детей имеет огромное значение из-за глубокой эмоциональной связи матери и ребенка.

Таким образом, мы выяснили, что интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества родителей, предпочитаемые ими типы поведения в неприятных ситуациях, а также их воспитательные позиции проявляются в особенностях развивающейся личности ребенка.


Литература

 

1.  Адлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом "БАХРАМ - М", 2003. - 106с.

2. Акулова Е.Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Вып. 8, ч. 2. - 222с.

.   Алатовцева Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка // Дошк. педагогика. - 2009. - № 4. - С. 58-59.

.   Баранова В.А. Повышение компетентности родителей в социальном воспитании подростков и гармонизации внутрисемейных отношений: программа и учеб. - метод. пособие по профессиональной подготовке родителей / В.А. Баранова, Г.И. Репринцева. - М.: Изд-во ФГНУ "Ин-т социал. педагогики" РАО, 2012. - 97 с.

.   Бережницкая О.Н. Ценностное воспитание подростков в современных педагогических концепциях // Науч. обозрение. - 2008. - № 5. - С. 136-138

.   Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс; [пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

.   Блинова Л.М. Легко ли быть молодым или проблемы современного подростка // Россия в красках. - 2011. - 26 сент.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ricolor.org/rus/5/por/1/

.   Булатова О.В. Влияние родительско-детских отношений на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и задержанным темпом развития / О.В. Булатова, С.А. Зайкова, Т.Н. Филютина; ГОУ ВПО Шадрин. гос. пед. ин-т, Фак. коррекц. педагогики и психологии. - Шадринск: Шадр. дом печати, 2008. - 270 с.

.   Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: "Когито-Центр", 2009. - 182 с.

.   Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка [Электронный ресурс] // Информ. - просветительский портал Ханты-Мансийского АО. - Ханты-Мансийск, 2003-2011. - Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/3920/24887

.   Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: "Академия", 2003. - 368с.

.   Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / Сост. инаучн. ред.В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624с.

.   Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.: Учпедгиз, 1935. - 223с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М: ЧеРо: Творческий центр "Сфера", 2001. - 172 с.

.   Добсон Д. Правильное воспитание подростка. - СПб.: Христианская Миссия, 2011. - 114 с.

.   Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в дет. саду. - 2006. - № 4. - С. 66-76.

.   Евтушенко И.В. Детская одаренность и родители // Дошк. воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.

.   Жигалин С.С. Родительские позиции как система отношений родителя. Сборник статей по материалам Пятого конгресса молодых ученых и специалистов "Науки о человеке" ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. Томск: Сиб. ГМУ, 2004. - 413 с.

.   Зарубанян Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня // Профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 28-29

.   Иванова Н.Л. Психология современного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантности: метод. пособие / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, О.А. Коряковцева. - Ярославль: Аверс-пресс, 2001. - 56 с.

.   Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психологические проблемы современной российской семьи. - М., 2005. - Ч. 2; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10353. php

.   Кон И.С. Открытие Я / Игорь Семенович Кон. - М.: Просвещение, 1978. - 367 с.

.   Кравченко Т.В. Социализация детей школьного возраста и взаимодействие в школе: монография / Тамара Владимировна Кравченко. - К.: Фешкс, 2009. - 416 с.

.   Кушнерчук М. Влияние родительских сценариев на экономическое сознание / Мария Кушнерчук // Социальная психология. - 2006. - № 5. - С. 40 - 44.

.   Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.

.   Литвинова А.В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников // Психолог в дет. саду. - 2004. - № 1. - С. 103-108.

.   Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон; Ин-т социологии НАН Украины. - К.: Абрис, 1996. - 108 с.

.   Мид М. Культура и мир детства / Маргарет Мид: пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост., авт. послесл. и отв. ред. И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

.   Насонова О.Б. Становление детской личности в семейных взаимоотношениях / Насонова О.Б. // Воспитателю о психологии и педагогики сексуального развития ребенка. - К., 1996. - С. 73-81.

.   Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский пед. журнал. - 2009. - № 7. - С. 121-125

.   Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Учебное пособие. - М: Жизнь и мысль, 1999. - 166с.

.   Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Высшая школа, 1996 - 122с.

.   Особенности воспитания и формирования современных подростков [Электронный ресурс] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: [сайт]. - М, 2012. - Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru

.   Проблемы воспитания подростков - родителям и педагогам [Электронный ресурс] // "Защитница Багира - Безопасность детей": онлайн энциклопедия: [сайт]. - [Б. м.], 2013. - Режим доступа: http://bezopasnost-detej.ru/problemy-podrostkov/235-problemy-vospitaniya-podrostkov

.   Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2004. - 144 с.

.   Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368с.

.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин, Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.google.ru/books

.   Реан А.А. Подросток и семейное воспитание [Электронный ресурс] // NarCom.ru: рус. нар. сервер против наркотиков: [сайт]. - [Б. м.], 1998-2012. - Режим доступа: http://www.narcom.ru

.   Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Роджерс Карл; пер. с англ.М. М. Есениной. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

.   Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации / Сергей Иванович Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

.   Роль семьи в воспитании детей [Электронный ресурс] // Наш класс: [сайт] - [Б. м.] 2002-2011. - Режим доступа: http://ourcoolclass. narod.ru/tutor. files/3. htm

.   Семейная психотерапия. /Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.: Питер,2000.

.   Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред.Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

.   Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО"АпрельПресс, ЗАО Изд-во ЭККСМО - Пресс,2000. - 464 с.

.   Спок Б. Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок: пер. с англ. - М.: Современный литератор, 2004. - 576 с.

.   Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред.А. А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989. - №3

.   Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм. - М.: ЭСТ, 1990

.   Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 106-112.

.   Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: автореф. дис.. канд. психол. наук / Черевач Галина Борисовна. - Томск, 2006. - 18 с.

.   Черевч Г.Б. Условия формирования и развития ценностно-потребностной сферы личности современных дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 32-37.

.   Черемхова Г.П. Влияние родительских установок на развитие детей [Электронный ресурс] // Слово: [сайт]. - [Б. м.], 2011. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38160. php.

.   Чернигина Е.В. К вопросу о влиянии детско-родительского взаимодействия и семейной ситуации на развитие личности и социализацию ребенка раннего возраста в детском саду // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 42-50.

.   Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах "ребенок-мать" // Психолог в детском саду. 2005, №4, с. 115-123

.   Шефер Е.С., Белл Р.А. Методика "Измерение родительских установок и реакций", 1958 Психологический словарь [Электронный ресурс] /Схема отношений Родители-дети: Психологический словарь 2000. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic. nsf/psihologic/1783

Содержание

Введение

1. Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания

1.1 Феноменология детско-родительских отношений

1.2 Классификация стилей семейного воспитания

2. Стили воспитания и их отражение на развитие ребенка

2.1 Личность ребенка и его воспитание в семье

2.2 Влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка

Резюме

Литература


Введение

 

Тема о влиянии и роли стиля родительских отношений на эмоционально-личностное развитие личности ребенка и на его эмоциональное состояние по-прежнему остается актуальной. Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушение взаимоотношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.

Отношения между родителями и ребенком представляют собой особую среду, которая формирует и сопровождает личностное становление и развитие каждого участника процесса. Тема родительской позиции, несмотря на непосредственную близость к возрастной психологии, является значимой и фундаментальной в психологии личности и в социальной психологии. Тема "социальной ситуации развития", формирующей и влияющей на развитие ребенка, появилась и получила продолжение еще в отечественной психологии (Л. С Выготский, В.С. Мухина, М.Ю. Кондратьев и т.д.) [13].

Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер. Под родительским отношением понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны, под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

Однако, несмотря на достаточную разработанность изучения влияния стилей родительских отношений на личность и эмоциональную сферу ребенка, актуальность данной темы неоспорима, т.к. от того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.

Объект исследования - эмоционально-личностное развитие ребенка на разных возрастных этапах.

Предметом исследования является взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.

Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития ребенка и стилей родительских отношений.

Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка зависят от стиля семейных отношений.

Задачи исследования:

. изучить теоретические аспекты стилей родительского отношения в психолого-педагогической литературе,

. выявить особенности влияния стиля семейного воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, резюме и списка литературы.


Научно-теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.