Феноменология детско-родительских отношений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Феноменология детско-родительских отношений

2021-05-28 28
Феноменология детско-родительских отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Детско-родительские отношения представляют собой специфическую и многокомпонентную систему. Как известно, ребенок с первых месяцев осознает себя через отношения с родителями, и такое взаимодействие продолжается на протяжении всей жизни человека. Само по себе родительское отношение меняется с течением онтогенеза ребенка. Основным компонентом родительского отношения считается любовь к ребенку, формирующая доверительные отношения и определяющая удовольствие от общения с ним. При этом существует и обратная сторона этого отношения: требовательность и контроль, необходимые для воспитания социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе. Подобное разделение мы видим ещё на заре исследований родительского отношения: модель, предложенная Е.С. Шeфер и Р.А. Белл предполагает два основных фактора развития: - эмоциональный (любовь/ненависть) и поведенческий (автономия/контроль). Похожее разделение мы увидим, если будем подробнее разбирать более узкий и более распространенный термин - "родительская позиция", или "родительская установка" [54].

Понятие родительской позиции фигурирует в различных разделах психологии, но относится в первую очередь, на мой взгляд, к психологии развития и детско-родительским отношениям. В работе С.С. Жигалина [18] "Родительские позиции как система отношений родителя" мы видим выделенные автором особенности современного этапа исследования родительских позиций:

-   отсутствие диалектического подхода к трактовке родительских позиций (их связи с другими видами позиций - жизненная, личностная, социально - ролевая);

-   нечеткость в трактовке самого понятия "родительская позиция";

отсутствие общей классификации родительских позиций и слабое выделение специфики материнской и отцовской родительских позиций;

рассмотрение родительских позиций в статичном состоянии; - преобладание исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований родителей подростков;

отсутствие моделей формирования родительских позиций.

К списку этих проблем можно добавить и проблему небольшого количества исследований родительской позиции в сфере специальной психологии. Но чтобы рассуждать о родительской позиции, необходимо определить это понятие, и как следствие выстроить связи этой позиции с другими, в том числе с жизненной и с личностной. В этой работе мы постараемся выстроить логический мост от общего понятия родительской позиции к особенностям родительских позиций в семьях, где есть дети с нарушениями развития.

Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в области детско-родительских отношений осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками "систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним" [46]. А.С. Спиваковская уточнила данное определение: по её мнению, родительские позиции - это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [44]. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки, которым соответствовали определенные типы поведения:

-   принятие и любовь

-   явное отвержение

-   излишняя требовательность

-   чрезмерная опека.

Каждый из вышеперечисленных типов поведения родителей в той или иной мере формирует личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что сначала в качестве центральной, "базовой" причины тревожности детей выделялись факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений "мать - ребенок". В середине XX века исследователи поставили в центр проблему психопатологии родителей. Дэвид Леви выделил в качестве главной причины детских психологических проблем материнскую гиперопеку. В тот же период Фрида Фромм-Райхманн ввела в психиатрию понятие "шизофреногенная мать", которое создавало образ агрессивной, отвергающей деспотичной матери, приводящей своих детей к шизофрении. Впоследствии акцент переместился с материнского и обще родительского "вредного" влияния на проблемы в интеракции между ребенком и его родителями или другими значимыми людьми. Таким образом, стала решаться проблема взаимоотношений в семье, что и привело к развитию современной семейной психотерапии [12].

Среди других работ на тему родительских позиций можно выделить работу А.С. Макаренко [19], который выделил понятие родительского авторитета, указав на две его формы: истинный и ложный авторитет. Ложный авторитет, неустойчивый по своей структуре, возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие, а истинный авторитет формируется, если родители отдают себе полный отчет в своих действиях и поступках. При этом Макаренко выделил следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (информированность о жизни своего ребенка, об его интересах, друзьях и т.д.), авторитет помощи (помощь при затруднениях и одновременно предоставление возможности самому преодолевать их) и авторитет ответственности.

стиль семейное воспитание эмоциональный

Согласно концепции отношений В.Н. Мясищева, ядром личности является "индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения". Позиция личности человека представляет собой интеграцию его доминирующих избирательных отношений в каком-либо значимом вопросе. В.Н. Мясищев выделил три области проявления этих отношений: явления природы; люди и общественные явления; сам субъект - личность. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Отталкиваясь от этого положения, можно трактовать родительскую позицию как систему отношений родителя к своему ребенку, к себе как родителю, к родительской роли, к родительству и воспитанию, как к определенному роду деятельности. Родительская позиция, по сути, обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, а также систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание.

Шведовская А.А. [53] также выделяет среди компонентов особенности эмоциональной связи с ребенком, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций и способы социального контроля. Исследование, посвященное образу детско-родительских отношений, показало, что родители разделяют типы взаимодействия с детьми на 5 категорий: конфликтный тип, гармоничный тип, дистантный тип, "доминирующий родитель - подчиняющийся ребенок", "доминирующий ребенок - потворствующий родитель". Каждый тип взаимодействия предполагает свою позицию родителя и ребенка. Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации. Отношение к родительской роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении, как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли и роли партнера.

Отношение к себе как родителю во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии: уверенный - неуверенный, добросердечный - требовательный, уступчивый - доминантный, доверчивый - недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, с излишней концентрацией внимания на ребенке или отстраненным и равнодушным. Возможно и противоречивое отношение родителей к своему ребенку, что часто зависит от неудач или достижений последнего, от настроения родителей или других факторов.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей, последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка и в их воспитательной уверенности.

Все виды отношений родителя формируют родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента приводит к изменению других элементов и системы в целом. Другими словами, если меняется отношение к ребенку, то это отражается на отношении к родительской роли, родительству, воспитательной практике, себе как родителю и т.д.[53].

Неадекватные родительские позиции, в отличие от адекватных, подразумевающих эмоциональную уравновешенность и гордость за своих детей, предполагают отстранение и потакание. Существует ещё и неустойчивая позиция, которая характеризуется противоречивым отношением к ребенку, амбивалентностью в принятии своей роли, неуверенностью родителя и т.д.

Потакающая родительская позиция характеризует неуверенного, добросердечного, уступчивого, не доверяющего ребенку родителя она связана с гипертрофией родительской роли, приводит к излишней концентрации внимания на ребенке. В свою очередь требовательная родительская позиция связана с концентрацией внимания на ребенке, гипертрофией родительской роли, восприятием родительства как сферы самоутверждения, недоверчивостью, доминантностью.

Отстраненная родительская позиция характеризуется равнодушным отношением к ребенку, доминантностью и недоверчивостью родителя, отвержением родительской роли.

Адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности ребенка и родителей, самореализации в родительстве. Ее ведущими мотивами являются мотивы сохранения отношений с ребенком и другим родителем, мотивы помощи, сотрудничества. Главной ценностью является личность, а воспитательная практика семьи характеризуется позитивным настроем.

При неадекватной родительской позиции личность ребенка является сверхценностью для родителя при низкой ценности его собственного Я. Воспитательная практика семьи характеризуется гиперпротекцией, инфантилизацией ребенка.

Отстраненная родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Можно наблюдать конкуренцию ценностей: низкая ценность ребенка и сверхценность родителей.

Когда речь идет об эффективности родительских позиций, то одним из основных критериев считают их адекватность, причем как адекватность в конкретных воспитательных ситуациях, так и социально-ролевую адекватность. Главными характеристиками адекватности родительских позиций считают динамичность, гибкость, внутреннюю и внешнюю согласованность, комплиментарность и прогностичность [3].

Родительские позиции могут обозначаться и как стили общения, и как модели поведения, и как навязывание ребенку той или иной роли и т.д.

E. Шефер описывает две пары признаков родительского поведения: "неприятие - расположение", "гиперопека - гипоопека". Он отметил, что на полюсе "расположение (тепло, любовь)" находятся родители, которые полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, принимают их такими, какие они есть. На противоположном полюсе находятся родители, которые не расположены к своим детям, не получают удовольствие от общения с ними, видят в них много недостатков. На полюсе "гиперопека (сдерживание, контроль)" строгие родители предписывают своим детям множество запретов, держат под пристальным надзором. На другом полюсе - отсутствие контроля: маленькое число норм и минимальный контроль [54].

Если и дальше рассматривать проявление родительской позиции во взаимодействии родителя и ребенка, то у большинства авторов можно увидеть такие параметры, как: автономия - контроль (Е.С. Шефер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.