Личность ребенка и его воспитание в семье — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Личность ребенка и его воспитание в семье

2021-05-28 25
Личность ребенка и его воспитание в семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В психологии существует несколько исследований на тему влияния семейной ситуации, а точнее некоторых характеристик внутрисемейных отношений на различные личностные качества и особенности ребенка. Это касается непосредственно проявлений родительских позиций [10].

Личностное развитие ребенка начинается от рождения, и семье принадлежит весомая роль в обеспечении успеха этого процесса. Семья является той начальной социальной матрицей, которая есть необходимым условием формирования личности, где определяются социальный статус ребенка, возникает расположение к родным, закладывается почва для становления ее мировоззрения и убеждений, установок, морально-этических идеалов, вкусов, социального поведения. Занимая ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сути, семья является таким "эволюционным изобретением человечества, которое гармонично совмещает собственное существование с продолжением человеческого рода, и тем самым обеспечивает статусно-ролевым исполнителям другие социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом" [31].

Основная функция семьи - репродуктивная, функция продолжения рода. Однако, как утверждал Э. Фромм [47], приближаясь к раннему возрасту, ребенок начинает осознавать тот факт, что его мать и другие люди являются чем-то отдельным относительно его. Этому способствует возможность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и познавать умственно. С взрослением у ребенка развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе. Момент осознания ребенком своей индивидуальности в физическом и социальном пространстве является в то же время моментом осознания необходимости приспособления, адаптации к этому пространству со следующим активным вхождением в него.

В этом контексте актуализируется воспитательная функция семьи, которая реализуется в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей взрослых членов в отцовстве и материнстве, отношениях с детьми, их воспитании. Благодаря воспитательной функции семья обеспечивает подготовку молодого поколения к будущей самостоятельной жизни в условиях конкретного социума.

В то же время семья является сферой первичного социального контроля, то есть ее задание заключается в моральной регламентации членов семьи в разных сферах жизнедеятельности, а также регуляции ответственности и обязанностей в отношениях между супругами, родителями и детьми [2]. С этим связана социально статусная функция семьи - предоставление своим членам определенной социальной защиты, воссоздания социальной структуры. Кроме того, семья выполняет функцию духовного общения, направляя личностное развитие своих членов, их духовное взаимообогащение, а также эмоциональную функцию, обеспечивая психологическую защиту, эмоциональную поддержку своих членов.

Важность семьи в становление ребенка как личности вызывается тем, что семейная микросреда является главным "транслятором" культурных норм и ценностей. То есть ценности, которые культивируются в семье, или "ценностный релятивизм имеют тенденцию к непосредственному усвоению ребенком" [2].

Как "стержневую социальную ситуацию", которая связывает индивидуалистские аспекты личности с культурными схемами общества, рассматривал семью Т. Парсонс. В своих трудах он выдвигал на первый план роль символического процесса, благодаря которому "система личности" приобретает и интернализирует моральные ценности, определяет цели, делает выбор и, таким способом, организовывает свои мотивы в осознанные системы [10].

О. Мертон, опираясь на результаты экспериментальных исследований, доказывал, что ребенок активно вовлекается в выявление и изменение неявных образцов культурного оценивания, отнесенности людей и вещей к разным категориям и формированию достойного уважения в той мере, которой она усваивает имеющуюся культурную ориентацию своих родителей, что выражается в бесконечном потоке приказов, объяснений и предупреждений. Из этого научный работник делал предположение о том, что ребенок хранит "обнаруженные в ежедневном поведении родителей неявные образцы культурных ценностей даже в том случае, если они противоречат явным советам и предупреждениям старших" [27].


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.