I .3.4 Кризис духовного развития — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

I .3.4 Кризис духовного развития

2021-05-28 30
I .3.4 Кризис духовного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие психологи относят кризис середины жизни не к просто возрастным, а к духовным. Происходящие во время кризиса процессы идут изнутри, а не извне, задействуют не рациональное мышление, а более глубокую, духовную сущность человека. Его результатом может стать глубокое душевное перерождение, расширение сознания, обретение нового видения мира и самого себя.

Духовный кризис - сложное и очень важное явление внутренней жизни человека. Если психологический кризис направлен на то, чтобы помочь личности приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, то кризис духовный может возникнуть на фоне размеренного, благополучного существования. Он порождается потребностью человека приобщиться к вечным истинам и ценностям.

Вопросы о смысле жизни и высших ценностях время от времени встают перед каждым человеком. Но многие предпочитают от них отмахнуться или найти какое-нибудь псевдорешение и подавить в себе все сомнения. Не случайно духовный кризис переживают далеко не все.

Переживания, которые испытывают люди в период кризиса, труднопередаваемы, потому человек часто сталкивается с непониманием, в том числе и со стороны самых близких. Духовный кризис - глубоко личное сокровенное событие.

В наше время количество людей, испытывающих психодуховные кризисы, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой - с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом. Психодуховный кризис является особым этапом в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции.

Феномен духовного кризиса универсален для любой личности, и если человек имеет сознание, то перед ним непременно возникают проблемы духовного самоопределения и он так или иначе вовлекается в переживание духовного кризиса.

Полноценное становление личности предполагает преодоление на протяжении всей жизни той стадии развития, которая ставит человека в уникальные условия, и предлагает проблемы духовного содержания, которые человек должен решить, чтобы развиваться дальше.[10, с.125]

Б.Ливехуд: Осознание «Я», переживание «Я» и осуществление «Я» могут пройти в средней фазе жизни дальнейшее развитие. Внешне они выражаются в духовно-душевных устремлениях человека, в нахождении норм, в образе жизни согласно нормам и использовании их в человеческих отношениях, в работе и в отношении к труду; они проявляются также в способности находить область интересов и вне чистой необходимости, это значит подняться над чистой ситуацией реакции на раздражение, характеризующей жизненно-душевный импульс.

Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, кто хотел все делать сам, исходил только из себя, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования послесорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом. [21, 149]

Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, и в начале сороковых годов находится на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека. Выбор, который человек делает теперь, определяет дальнейшее течение жизни. Теперь решается, возможно ли реализовать желанный лейтмотив, или лейтмотив погружается в темные глубины подсознательного, где он весь остаток жизни представляет собой постоянную угрозу чувству самооценки. Сомнение в ценности экспансивной жизненной позиции, ориентированной на «Я», становится проблемой существования. Это заявило о себе уже в конце тридцатых годов. Кто до этого момента еще не занимался нематериальными ценностями жизни, должен воспринимать эту ситуацию как в высшей степени угрожающую. Для ощущения «Я» и самооценки открытие, что жизненные силы уходят и что становится все труднее делать и планировать все самому, является жестким ударом. К этому прибавляется еще глубокая неудовлетворенность собственным положением. [21, с.179]

Волевой импульс становится слабее (требуется большее давление, чтобы иметь возможность сделать то же самое), прежде всего в работе с быстро меняющимся содержанием. Теперь больше интересуются работами, в которых играет роль знания, жизненный опыт и компетентность. В последние годы этой фазы ищут прежде всего творческой деятельности или большой работы комплексной духовной природы.

Достижение зрелости - это процесс развития, которого не минует никто, даже знающий. И все же знание о кризисе сороковых годов имеет большое преимущество. Зная, что речь идет исключительно о себе самом, человек не впадает в ошибку искать в своем окружении или обстоятельствах козлов отпущения или препятствия. [21, с.186]

По Р.Ассаджиоли, в наши дни число лиц, переживающих нарушения, имеющие духовное происхождение, быстро растет. Можно сказать, что этот рост идет в ногу с числом людей, сознательно или неосознанно нащупывающих путь к более полной жизни. Больше того, величайшая развитость и сложность личности современного человека, его крепнущий критический разум, обогащают духовное развитие, щедрее вознаграждают его, но в то же время сам процесс усложняется и затрудняется.

Для того, чтобы лучше понять переживания, которые нередко предшествуют пробуждению, придется пересмотреть обычные психологические характеристики «нормального» человека.

Про некоторых людей можно сказать, что они не живут, а «позволяют себе жить». Подобный человек воспринимает жизнь такой, какая она есть, не задавая вопросов о ее значении, ценности или целях. Он посвящает себя исполнению собственных желаний. Он ищет радости в чувственной жизни, эмоциональных наслаждениях, материальном благополучии или в удовлетворении личных амбиций. Если это человек более зрелый, он подчиняет личные запросы выполнению предписанного ему долга, семейного или социального. Но он и не пытается понять, какова основа этого долга или из какого источника он берет начало. «Нормальный» человек часто считает себя «религиозным» и верующим в Бога. Но его религиозность чисто внешняя, «из приличия». Если он соблюдает предписания своей церкви и участвует в ритуалах, значит, считает он, выполнил все, что от него требовалось. Одним словом, практически он верит только в ту реальность, которая представлена материальным миром, которую можно увидеть и потрогать, и поэтому такой индивид прочно привязан к земным благам. И во всех житейских обстоятельствах он считает, что жизнь сама по себе цель. Если он даже и верит в будущий «рай», то в чисто теоретическом и академическом плане. Доказательством этому служит тот факт, что человек очень болезненно воспринимает необходимость проститься с земным миром и старается надолго оттянуть расставание с его радостями.

Но бывает, что такой «нормальный» человек с удивлением и беспокойством замечает изменение, иногда внезапное, иногда постепенное, в своей внутренней жизни. Оно может наступить после полосы разочарований или после эмоционального шока, такого как потеря любимого родственника или очень близкого друга, но нередко происходит и без особых причин, в период наслаждения крепким здоровьем и благополучием. Оно начинается с чувства неудовлетворенности, неполноты, человеку кажется: «Что-то упущено». Это «упущенное что-то» нематериально и неопределенно, напротив, оно смутно и иллюзорно, его нельзя описать словами.

К подобному состоянию добавляется в разной степени чувство нереальности и пустоты обычной жизни. Личные дела, которые прежде поглощали все внимание и интерес, психологически будто отходят на задний план, теряют свои важность и ценность. Вырастают новые проблемы. Индивид пытается понять происхождение и цель жизни. Задается вопросом, почему раньше так много вещей он принимал на веру.

Когда человек достигает этой точки, он не понимает и неправильно истолковывает свое состояние. Многие, не уяснив себе, что с ними происходит, расценивают новое направление своего разума как аномальные выдумки и причуды. Встревоженные возможностью умственного расстройства, они всевозможными путями стремятся победить его, принимают энергичные усилия, чтобы вернуться в «реальную» или обычную жизнь, которая постепенно словно ускользает от них. Часто со всевозрастающим пылом они кидаются в водоворот внешней активности, иногда даже ищут новое занятие, новые стимулы и новые ощущения. На время теми или иными средствами им удается смягчить нарушенное внутреннее равновесие, но они не способны навсегда избавиться от него.

Нередко бывает, что состояние внутреннего брожения сопровождается моральным кризисом. Ценностное сознание пробуждается или становится более чувствительным, возникает новое чувство ответственности, и человек иногда бывает подавлен тяжелым чувством вины.

Вышесказанное - это общее описание подобных состояний. На практике существует самый широкий разброс внутренних переживаний и реакций. Одни никогда не достигают столь острых состояний, другие впадают в них почти с первого момента. Некоторые более погружены в интеллектуальные сомнения и метафизические проблемы, у других эмоциональная депрессия или моральный кризис - самая резко выраженная черта.

Очень важно распознавать различные проявления кризиса духовного развития, потому что они во многом похожи на некоторые симптомы, которыми характеризуются невротические или пограничные психотические состояния. В отдельных случаях стресс и напряжение кризиса вызывают и физические симптомы, такие как нервное напряжение, бессонница и другие психосоматические нарушения.

Для того чтобы правильно относиться к подобному состоянию существенно важно определить главный источник возникших затруднений. Симптомы, наблюдаемые изолированно, могут казаться идентичными, но внимательное раскрытие их причин, изучение личности индивида во всей полноте и, самое главное, понимание его истинной экзистенциальной ситуации, позволит выявить различную природу и различный уровень скрытых конфликтов. В обычных случаях конфликты происходят между «нормальными» стремлениями, или между этими стремлениями и сознательным Я, или между индивидом и внешним миром (в частности, между индивидом и близкими родственниками, родителями, товарищами или детьми). В тех же случаях, которые мы здесь рассматриваем, конфликт происходит между определенными аспектами личности и неожиданно возникающими прогрессивными тенденциями и стремлениями морального, религиозного, гуманистического или духовного характера. И совсем не трудно убедиться в присутствии этих тенденций, если признавать их реальность и полезность. Но чаще их просто отметают как фантазии и сублимацию. В широком плане появление духовных тенденций можно воспринимать как результат поворотного пункта в развитии, в росте личности.

Вполне вероятна и такая сложность: иногда вновь возникшие тенденции оживляют или усиливают старые или скрытые конфликты между элементами личности. Такие конфликты, сами по себе регрессивные, фактически играют прогрессивную роль, если происходят в широкой перспективе. Прогрессивную потому, что облегчают интеграцию личности, включающей в себя новое и на более высоком уровне, интеграцию личности, для которой путь вперед вымощен кризисом. Таким образом, духовные кризисы позитивны, естественны и часто выступают как неизбежные приготовления для прогресса личности. Они выносят на поверхность те ее элементы, которые необходимы для перемены, служащей интересам дальнейшего духовного роста человека.[21, с.517]

I.3.5 Кризис профессионального самоопределения. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными авторами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности. [20, с.113]

«Профессиональное самоопределение» уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Содержание деятельности, о котором ведется речь - это прежде всего образы желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межчеловеческих отношений. [11, с.812].

В последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное сознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека. [20, с.121]

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга: в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения. [20, с.350]

Переживаемый людьми среднего возраста переход середины жизни оказывается одним из факторов, который может вынуждать их резко изменить свое отношение к работе, да и саму работу. После 40 лет у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении направления своей профессиональной карьеры. Эти изменения объясняются возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью в той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого человеком высокого уровня профессионализма. [11, с.812]

Э.Ф Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях);

изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.[20, с.133]

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в числе факторов, обусловивших кризис социально-профессиональной актуализации (38-42 года) выделяют:

неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;

коррекция «Я-концепции», связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы;

недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом;

психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса:

переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). К этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему экспериментировать и рисковать без сильного ущерба делу.

сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремление своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.[20, с.139]

Несообразности в субъективной картине профессионального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации, построении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных ситуаций и поиск исхода из них, что в итоге дает эффекты развития профессионала.

В частности, Р.А. Ахмеров приводит варианты так называемых «биографических кризисов»:

Кризис нереализованности. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается, и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию.

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемы средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»).

Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего. Здесь полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личностные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Компетентные люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту, их возникновение и протекание очень индивидуально.[9, с.417]


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.