I . 2 периодизации развития взрослого человека — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I . 2 периодизации развития взрослого человека

2021-05-28 27
I . 2 периодизации развития взрослого человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни - от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. [6, с.8]

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.[22, с.43]

В книге «Детство и общество» Э.Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Средние годы жизни (от 26 до 64 лет) Эриксон объединяет в единую седьмую стадию. [28, с.219]

На первый взгляд теория Эриксона представляется еще одной стадиальной теорией развития, распространяющейся на период взрослости. Но в действительности сам Эриксон применяет ее более гибко, и поэтому ее можно считать моделью нормативных кризисов жизни. Полагают, что проблемы достижения идентичности и близости существуют на протяжении всей жизни. [11, с.673]

В классификации Д.Бромлей цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы: молодость - от 18 до 40 лет, зрелый возраст - от 40 до 65 лет.

Г. Крайг приводит периодизацию, близкую к вышеуказанной, но не совпадающую с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: ранняя взрослость - от 20 до 40 лет, средняя взрослость - от 40 до 60 лет. [22, с.43-44]

В возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г.Москве в 1965 году средний (зрелый) возраст состоит из двух периодов: Первый период - 22-35 лет для мужчин и 21-35 для женщин; 2 период - 36-60 для мужчин, и 36-55 для женщин.

По схеме периодизации индивидуального развития (В.В. Бунак, 1965) зрелый период: Первый возраст - 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин; второй возраст - 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин. [6, с.12-13]

Существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно. [22, с.45]

Однако сравнение приведенных классификаций позволяет предположить, что 36-40 лет - общепринятая своеобразная граница между разными периодами жизни взрослого человека; переход от одной стадии развития к другой, что у разных авторов определяется понятием «кризис середины жизни», «кризис взрослости» или «кризис зрелости».


I.3 ПОНЯТИЕ КРИЗИСА У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА И ВЗГЛЯДЫ НА ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

 

Согласно определению в словаре под ред. А В. Петровского и М.Г. Ярошевского, возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени, периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. В отличие от кризисов невротического или травматического характера возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Кризисы зрелых периодов жизни значительно менее изучены. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. [23, с.180]

Весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных по своей природе и своему значению противоречий. Человек испытывает напряженность всего своего поведения, которая возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Относительное социально-психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в основных видах деятельности (взрослый человек проецирует психологический дискомфорт на производственные дела, на общение с коллегами, друзьями, друг с другом). Далее - по нарастающей: происходит как бы «разрыв» жизни» (человек не может выполнять свои жизненные функции, пока не разрешит противоречие). Это жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела. Совсем не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: Как жить дальше? Для чего жить дальше? Зачем вообще жить дальше? Однако для возникновения социально-психологического противоречия необходимо наличие развитой структуры личности, ее «Я», достаточно высокого уровня развития системы высших чувств и ценностей человека. Перед взрослым человеком стоит ряд существенных задач по его самоактуализации: стать лучшим родителем для своих детей, достичь профессиональных высот, проявить себя в общественной жизни, быть преданным другом, быть интересным для окружающих в общении и т.п. Все это рождает потребность постоянно в постоянной кропотливой работе над собой, над изжитием недостатков в характере, потребность самосовершенствования.

Ближе к сорока годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодости планы. Время неумолимо движется вперед, и взрослый человек совсем не уверен, что он успеет сделать все, что хотелось бы, и что некогда казалось ему вполне по силам.

Кризис середины жизни предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. Нужна значительная гибкость в поведении, общении, манерах с тем, чтобы они соответствовали его возрасту. Уже неадекватными будут юношеский максимализм, излишняя эмоциональность; серьезные трудности в отношениях с людьми могут возникнуть, если человек средних лет будет проявлять умственную и поведенческую жесткость, неумение или нежелание адаптироваться, разумно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Количество проблем во взрослой жизни (по сравнению с периодами юности, молодости) не убавляется, а наоборот, нарастает - в том числе и таких, к которым взрослый человек совершенно не готов. И если он осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует старые, если предпочтет активно действовать, решать проблемы, а не сетовать бесконечно на невезение, коварство жизни, то он вполне благополучно преодолеет этот «перевал» и с новыми планами, с чувством оптимизма вступит в следующий период своей жизни. Специалисты утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И, напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период - период зрелости (40-45 - 55-60 лет), к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы.

Кризис взрослости (как и другие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям психики. Каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека.[6, с.36-40]

По Э.Эриксону каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент. Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. [28, с.220]

Хотя некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми, как тот «период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда», значительная часть исследований убедительно доказывает прямо противоположное. Собранные данные показывают, что большинство взрослых переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными, так и негативными событиями, связанными с процессом старения. В то время как модель кризиса привязывает нормативные возрастные изменения, имеющие место в этот период, к предсказуемым кризисам, модель перехода отвергает представление о том, что кризис середины жизни - это нормативное, связанное с возрастным развитием событие.

Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызвать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, большинство людей успешно к нему приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Понимая, что середина их жизни будет связана с переменами, скорее всего, не станут дожидаться, пока эти перемены застанут их врасплох, а начнут готовиться к ним заблаговременно, они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризиса середины жизни.

Модель кризиса имеет методологические недостатки, которые ограничивают ее привлекательность. Во многих исследованиях, предлагающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Кроме того, в ставших классическими исследованиях, фокусируют взгляд главным образом на белых, принадлежащих к среднему классу мужчинах, вместо того чтобы уделить равное внимание и мужчинам, и женщинам.

Тем не менее, середина жизни - это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей. Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Хотя такие нормативные возрастные факторы, как седина, увеличившаяся в размерах талия или менопауза, в сочетании с ненормативными событиями, например разводом или потерей работы, способны ввергнуть человека в кризис, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно уменьшается, если любые из предсказуемых влияний возраста антиципируются или рассматриваются как нормальные моменты жизни.

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни; он более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса. Очевидно, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста [11, с.747-751]. Хотя причина может крыться и в другом. Среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем образования, хорошими интеллектуальными способностями, которые вместе с тем считают, что жизнь у них не сложилась, а их способности в полной мере не реализованы.[22, с.153]

К 40 годам приходит осознание того, что продвижение вверх по лестнице успеха оказывается, в общем, не столь легким, как ожидалось. В большинстве сфер деятельности на вершине этой лестницы осталось очень мало места, поэтому разочарование - типичное чувство этого возраста. Первоначальные мечты оказываются несбыточными, происходит снижение уровня притязаний. На смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действие во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение». В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.

Кризис середины жизни - психологический феномен, заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто это переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.

По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость - это надежды, то середина жизни - это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни.

С точки зрения большинства современных исследователей, такое мнение ошибочно, а кризис середины жизни - это скорее исключение, чем правило. [22, с.151]

Напротив, по А.Толстых, возрастной кризис - некая универсальная характеристика возрастного развития человека, отражающая сломы этого развития, переломные моменты - моменты, в которые чаще всего происходит существенная перестройка личности.

Критические возрасты чаще всего открываются эмпирически и описываются на основании наблюдений. Их выделение существенно дополняет и конкретизирует картину возрастной динамики развития личности. Кризис психического развития - определенный водораздел между стабильными возрастными фазами развития личности и одновременно механизм их смены. Он выражает скачкообразный характер развития личности, фиксируя собственно момент скачка, перехода на новый уровень психического развития, в новый возраст. В нем с наибольшей силой аккумулированы процессы отмирания старого и возникновения пространства формирования нового. В этом смысле развитие не прекращает ни на минуту своей созидательной миссии конструктивной работы, поскольку разрушение психологических новообразований в кризисный период подвержено закону необходимости смены одних черт и свойств личности другими, отвечающими ее новому положению в мире. И негативные тенденции развития - разрушения есть не что иное, как обратная, теневая сторона позитивной работы: эти две стороны неразрывно связаны между собой.

Более того, кризис не только неизбежная и необходимая, но, если можно так выразиться, желательная форма развития. Установлено, что если кризис протекает вяло, невыразительно, то это может привести к задержкам в психическом развитии и отозваться в дальнейшем на всем ходе становления личности.

Многие люди испытывают на пороге зрелости глубокий внутренний кризис. Замечено, что частота смерти творческих работников (особенно поэтов, художников и артистов) между 35 и 40 годами ненормально возрастает. Не все оказываются способными к перестройке на водоразделе молодости и зрелости. Однако осилившие трудности, как правило, не только сохраняют творческий потенциал, но и достигают качественно новых высот.

С годами накопленный опыт, знания, умения, привычки не только исправно служат своему обладателю, но исподволь берут власть над ним. Объективно восприимчивость к новому падает. Человек, в том числе и против собственной воли, ощущает свою закрытость, консерватизм установок. Иногда это перерастает в нетерпимость, фанатизм, разновидность самодурства, ведет к неспособности оценить существо творческих решений, идущих от других.

Другой вид негибкости связан с эмоциональной сферой. Зрелого человека поджидают немалые испытания - смерть родных и знакомых, уход из родительского дома детей. Эмоциональные затраты растут с возрастом, а порой обрушиваются снежным комом, лавиной неприятностей, несчастий, бед, которые надо пережить. Черствость, эмоциональная тупость и глухота - не лучший выход из положения. Требуется умение сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить импульсы к осмыслению путей, вырабатывать в себе новые формы переживаний, эмоционального контакта с окружающими.

Результатом кризиса средних лет является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение коррекции во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни.

Происходит нечто вроде «терапии смыслом жизни», когда человек, осмысливая уже прожитое, обдумывая предстоящее, оказывается порой способным на самые радикальные шаги. Стали распространенными серьезные перемены образа жизни сорокалетних людей, вплоть до смены профессии, увлечений, досуга и т.д. [26, с.167-172]

По Кулагиной И.Ю. и Колюцкому В.Н., кризис в зрелом возрасте - «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.[12, с.402]

Р.Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития чувства сохранения рода. Во-первых, человек должен развить у себя уважение к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности. [7, с.45]

По Г. Шиихи, все, что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы, - все влияет на нас. Эти знаменательные события являются вехами в нашей жизни. Однако ступень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий.

Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей: работа, положение в обществе, семья и социальные роли.

Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?

Внутренний аспект проявляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития. Такие кардинальные перемены происходят в жизни повсеместно. Однако люди все равно отказываются признать, что у них есть система внутренней жизни. … Вероятно, менее 10% людей осознают, что их состояние не вызвано внешней причиной, и могут сказать: «Во мне происходит какое-то изменение, и, хотя это болезненно, я чувствую, что должен через это пройти».

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени - достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.

Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как и в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Каждый переход на новую ступень заставляет отказываться от какой-то магии, от какой-то иллюзии безопасности и удобного привычного чувства «эго» во имя развития нашей неординарности. …Во время перехода разрушающие или конструктивные изменения не только предсказуемы, но и желаемы. Они означают развитие.

Конечно, это не единственная возможность. Если работа над жизнью кажется взрослому человеку слишком жесткой, он всегда может создать «временный дом», окружить себя всеми жизненными ценностями, куда входят работа, школа для детей, общественная деятельность и все остальное. Затем, когда внутри начнутся изменения, свидетельствующие о приближении новой ступени развития, человек понимает невозможность изменений в этот момент.[21, с.127]

По мере того, как кризисное состояние личности и кризисная личность все более интегрируется в практику социальной и психологической работы, становится очевидно, что термин «кризис» употребляется в двух смыслах:

вероятностные кризисы, которые могут случиться, а могут и не случиться с любой личностью. К ним можно отнести такие неожиданные, непредсказуемые события, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др.;

закономерные кризисы, которые являются эволюционными этапами онтогенеза. К ним относятся возрастные кризисы, пенсионный кризис.[10, с.110]

Типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф.Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: 1) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления. Это все возрастные кризисы. 2) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы); невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты). Это все жизненные кризисы. [20, с.132]

I.3.1 Кризис рождения

По В.И. Слободчикову, система категорий психологии и развития одинаково пригодна и для детской психологии, и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным. Совместная деятельность, общение, взаимоотношения с другими остаются онтологическими основаниями жизни взрослого человека.

Ведущим видом деятельности при вступлении человека в самостоятельную жизнь становится деятельность трудовая, которая остается постоянной детерминантой развития личности и индивидуальности взрослого человека вплоть до его выхода на пенсию и во многом задает направление развития его личности.

Деятельность выступает основой построения социально-психологических связей и отношений в трудовом коллективе. Взаимоотношения с другими - как профессиональные, так и личные - являются второй детерминантой развития личности взрослого человека. На основе трудовой деятельности и социального статуса формируется новая социальная позиция человека: позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности. Он начинает самостоятельно принимать решения, активно регулировать свое поведение. Как субъект труда, человек оценивается обществом в соответствии с качеством выполнения им своих социально-трудовых функций.

Третьей составляющей психологического развития человека на ступенях его самостоятельной социальной и общественной жизни является семья. Встреча с будущим супругом, создание семьи, рождение и воспитание детей, взаимоотношения с выросшими детьми, события в жизни семьи и характер внутрисемейных взаимоотношений - все это «события со-бытия» в жизни молодого, взрослого, зрелого и пожилого человека. Еще одной сферой, в которой живет и развивается человек, является сфера досуга. Жизнь человека вне производства и вне семьи, его круг общения, интересы и увлечения, общественная деятельность и т.п. - составляет важную сторону индивидуальной жизни человека.

Вместе с тем с началом самостоятельной профессиональной деятельности в жизнь человека входит еще одна детерминанта развития - ценность саморазвития. У человека появляется возможность стать субъектом саморазвития. Это положение кардинально меняет суть и перспективы развития взрослого человека. Принципиальное изменение заключается в следующем. До вступления в самостоятельную жизнь все индивиды проживают (при нормальных условиях) одни и те же ступени и периоды развития, включаются в общие институты социализации (детсад, школа, внешкольные заведения и т.п.), приобретают примерно одинаковый круг способностей и умений. Все это характеризует преимущественно возрастное развитие. За порогом школьного обучения наряду с возрастной линией появляется индивидуальная линия жизни; эти линии могут совпадать, но могут и не совпадать.

Еще одно важное изменение состоит в том, что с этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития - личные кризисы, кризисы индивидуальной жизни, которые могут и не совпадать с возрастно-нормативными критическими периодами. В реальной практике (деятельности, образования, психотерапии и т.д.) всякая конкретная жизненная ситуация конкретного человека должна каждый раз рассматриваться не только «здесь и теперь», но также в интервале предшествующего периода развития, который он уже прожил, и предстоящего - в пространство которого ему необходимо войти.[25, с.208-211]

В. И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни». Соответственно выделяются две группы кризисов:

) кризисы «рождения» («так жить нельзя»); 2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения.

В разработанной Слободчиковым В.И. и Исаевым Е.И. интегральной периодизации развития субъективной реальности кризис взрослости, протекающий в 39-45 лет, является кризисом рождения - переходом в новую общность:

Вхождение в новую общность подобно новому рождению (человек рождается не единожды!) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта. Поэтому период вхождения в новую общность и назван «кризисом рождения».

Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человеческих отношений, принципиальной сменой режима индивидуальной жизни. Человеческая общность, внутри которой живет индивид, рассматривается как место вынашивания определенной индивидуальной способности. Вызревание новой способности делает человека потенциально способным к вхождению в новую общность.

Разрыв, противоречие между наличной, сложившейся формой совместного бытия и деятельности и потенциальной возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса («так - по старому - жить нельзя»), когда ребенок (юноша, взрослый) к чему-то стремится, о чем-то томится, сам толком не ведая, что душе угодно (потребно, соразмерно).

Кризис рождения, таким образом, - это всегда кризис самости в ее конкретной, деятельно освоенной определенности и ожидание, поиск новых форм со-бытийности. Позитивное разрешение подобного кризиса всегда связано с наличием в культуре более масштабных форм предметности совместной жизнедеятельности субъектов со-бытия.[25, с.197]

Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. разделяют точку зрения исследователей, которые обозначают кризис взрослости как кризис ценностей и объясняют его поиском новых ценностных оснований жизни. В молодости и во взрослости человек успешно пользовался определенной системой ценностей: работа, семья, социальное и материальное благополучие и т.п. Эта система ценностных ориентаций казалась единственно возможной и действенной; все жизненные проблемы решались в рамках этой системы.

Вступление на ступень универсализации развития означает поиск новых ценностей, ради которых стоит жить. Это - поиск прежде всего духовных опор. Духовное развитие человека в конце тридцатых - начале сороковых годов находится на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека. Этот подъем приходится на вторую половину пятидесятых годов и продолжается в некоторых случаях до 70-х, хотя обычно после 65 отмечается явный спад. В это период жизни начинают доминировать «духовно - душевные стремления». Человек входит в совершенно новую и очень важную фазу своей жизни, в которой он вырастает для зрелого человеческого бытия.

В период кризиса взрослости человеку приходится производить переоценку собственных ценностей. Если такая переоценка произведена, человек начинает перестраивать и свой образ жизни в соответствии с ней. Если этого не сделано, взрослый человек сохраняет иллюзии о себе как о молодом человеке - в дальнейшем это может привести к отчаянию и разочарованию в жизни. В большинстве случаев для женщины это легче, чем для мужчины. [ 25, с.359]

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни любого человека.

Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые скорее всего никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, стабильный период зрелости.

В кризисе взрослости требуется серьезное осмысление своей жизни, взвешенная оценка жизненных целей и возможностей. [25, с.360]

Согласно другим исследованиям, в зрелые годы у многих людей наблюдается психологическое явление, которое можно назвать «кризисом идентичности».

I.3.2 Кризис идентичности

Представление о кризисе идентичности применялось главным образом для характеристики некоторых особенностей психического склада подростков, так как под «кризисом идентичности» понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место он занимает в определенной социальной группе, в обществе и т.д. Но если для характеристики подростков и юношей это понятие обладает достаточной объяснительной силой, то применение его к зрелой личности на первый взгляд выглядит парадоксальным.

Вместе с тем существуют убедительные аргументы в пользу применения понятия «кризиса идентичности» к взрослым. Ведь подобный феномен достаточно часто наблюдается в обыденной жизни, неоднократно описывался в художественной литературе, да и языком психологии нетрудно нарисовать типичную картину такого явления.

Появляется потеря чувства нового, ощущение «отставания от жизни», понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший считать себя способным, нужным, «специалистом», лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, мучительное чувство необходимости понимания своей самооценки; пропадает радостное ощущение полноты жизни, возникает состояние подавленности, причины которого осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д.

Наступление такого возрастного кризиса развития личности взрослого существенно зависит от индивидуальных особенностей жизни личности, и здесь велики различия как времени, так и интенсивности протекания указанных явлений. Причину возникновения «кризиса идентичности», «ипохондрии» у зрелого


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.