Для учащихся 1класса с тяжёлыми нарушениями речи — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Для учащихся 1класса с тяжёлыми нарушениями речи

2021-05-27 24
Для учащихся 1класса с тяжёлыми нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Срок реализации: 1 год

 

Учитель Попова В. С.

 

Учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно «Риторика» составлена на основе:

 - Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

 -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);

- Сан Пин 2.4.2. 2821 – «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189;

- постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 - приказа Минобрнауки России от 19.12. 2014г. №1598 «Об утверждении   Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Методическую основу программы составил сборник «Программы специальных (коррекционных) школ для детей с ТНР»; авторы: Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова и другие, 2013г.,а также - «Инструктивно-методическое письмо» А.В. Ястребовой и Т.Б. Бессоновой, «Коррекция устной и письменной печи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименковой, 2004г.,

Общая характеристика курса

Переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливает актуальность изучения данной проблемы и определяет необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по развитию речи. Логически четкая, доказательная, образная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. 

 Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

-бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений; - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.

Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы: звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.  Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Программой предусмотрена и такая коррекционная работа, как:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение

путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена также работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, понимать другого и самого себя, общаться.

 Цель коррекционно курса «Риторика» в 1 классе –создать условия для успешного усвоения общеобразовательных программ на основе повышения уровня владения обучающимися речью как средством обобщения и коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление знаний обучающихся об окружающем мире;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием

 родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-воспитание у учащихся веры в свои силы.

 Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:

 любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

 

Описание места курса в учебном плане

Коррекционный курс «Риторика» в первом классе, представленный в коррекционно-развивающей области учебного плана на 2019-2020 учебный год, реализуется в объёме 33 часов (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

На занятиях у обучающихся формируются правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение ими звуковой структуры слова, развивается навык звукового анализа - основа для овладения чтением и письмом.

Дети приучаются наблюдать, анализировать, обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях происходит обогащение и уточнение словарного запаса, практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, показателям общей культуры человека.

Планируемые результаты освоения курса

личностные УУД:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

-формирование духовных потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;

регулятивные УУД:

- умение повторить последовательность действий на уроке;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-формирование умения делать выводы в результате совместной работы всего класса;

коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до собеседника;

-умение оформить свою мысль в устной и форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-умение слушать и понимать высказывания собеседников;

-формирование умения пересказывать содержание текста.

 

Требования к уровню подготовки первоклассников в конце учебного года

Обучающиеся первого класса должны достигнуть оптимальных (максимально возможных для каждого учащегося) успехов по следующим показателям:

- знание понятий «слово», «словосочетание», «предложение»;

- умение устно составлять предложения на определенную тему;

-умение с помощью вопросов учителя делать устные сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня;

-знание профессий работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве;

-названия и краткая характеристика 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых растений;

-названия и краткая характеристика игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5);

-отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, их образ жизни, основы ухода;

-отличительная характеристика 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания;

-сходство и различия диких и домашних, зимующих и перелетных птиц;

- умение выделять и называть части некоторых предметов;

- умение распределять названия предметов по группам;

- умение пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;

- умение составлять предложения по моделям;

- умение выделять предмет, признак предмета и действие в предложении;

- умение различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? как вопросы о действии, осуществляемом в настоящем или прошедшем времени;

- умение образовывать формы множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и глаголов настоящего и прошедшего времени;

- умение согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа;

- умение формулировать вопросы;

- умение слушать рассказ (читаемый текст); воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации;

- умение составлять с помощью учителя устный рассказ с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией;

- умение пересказать знакомую сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);

- умение составлять по картинке или серии картинок определенное количество предложений (3-5), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;

- умение описывать предметы по цвету, размеру, назначению, месторасположению.

Содержание курса

Программой предусмотрена следующие разделы работы:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.