Регистрация морских судов в Германии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Регистрация морских судов в Германии

2021-05-27 27
Регистрация морских судов в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учитывая видовую принадлежность германской правовой системы, прежде всего отметим особенности подхода к регламентации вопроса о регистрации морских судов в странах континентальной системы права в целом. Примечательно, что там порядок укрепления прав на недвижимое имущество не предполагает регистрации прав в отношении морских судов, поскольку последние по законодательству указанных государств к категории недвижимого имущества вообще не относятся. В законодательстве стран континентальной системы права разработана специальная система регистрации прав на морские суда.

Мы подробно рассмотрели порядок укрепления прав на недвижимость, поскольку несомненно его сходство с порядком регистрации морских судов. Это обусловлено тем, что, регламентируя гражданский оборот этих специфических объектов, государство вынуждено решать те же задачи, что и в отношении недвижимого имущества. Еще Р. Саватье*(7) отмечал, ссылаясь на соответствующие положения ФГК, существование некоторых видов "макроимущества", не являющихся недвижимостью, но настолько важных по своему хозяйственному назначению и имеющих столь значительную стоимость, что становилось целесообразным создание системы, отмечающей перемещение таких объектов.

Позиция законодателя, оставившего морские суда за рамками категории недвижимого имущества и одновременно определившего для них правила регистрации, практически идентичные правилам регистрации недвижимости, позволила ему остаться верным классической трактовке недвижимости как категории, объединяющей объекты по их физическим качествам, и в то же время обеспечить особую надежность сделок с морскими судами, решать фискальные и статистические задачи по отношению к указанной категории имущества.

Сопоставив германские системы укрепления прав на морские суда и на недвижимость, мы можем убедиться в тождественности правовых основ их построения, что объясняется общими целями их создания и предназначенностью для решения аналогичных задач.

Вопрос об органах, на которые возложена обязанность вести реестры судов, в разных странах континентальной системы права решается неодинаково. В Италии эта функция осуществляется портовыми властями, во Франции - таможенными органами, в Германии - органами юрисдикционными. Примечательно, что во всех этих странах укреплением прав на объекты недвижимости и на морские суда ведают разные органы.

В Германии имеются два вида судовых реестров: для регистрации морских судов и для регистрации речных судов*(8). В первый заносятся такие торговые суда, которые совершают морские рейсы под флагом Германии. Во втором значатся суда, плавающие по рекам. Регистрации подлежат только те суда, грузоподъемность которых не менее 10 т и мощность двигателя не менее 50 лошадиных сил. Не подлежат обязательной регистрации суда, находящиеся в собственности федеральных органов власти или органов власти земель, а также публичной корпорации, учреждения, находящегося на территории, подпадающей под действие Конституции Германии.

Принцип внесения, действующий в германской системе укрепления прав на недвижимое имущество, проявляется при регистрации морских судов следующим образом. Регистрируемое право приобретается с момента подачи заявления на регистрацию, если же соглашение о приобретении права состоялось позднее регистрации, то с момента достижения соглашения.

Регистрация обычно производится на основе письменного заявления либо собственника судна, либо кредитора в адрес регистрационного учреждения. Заявление должно содержать всю информацию, необходимую для регистрации заявленного права. В случае отсутствия требуемых сведений заявителю отказывается в регистрации права.

В некоторых странах континентальной системы права для укрепления определенных видов прав на морское судно, например, ипотеки, помимо регистрации такого права в реестре морских судов требуется его индоссирование на судовых документах. Подобные нормы существуют в законодательстве Франции (ст. 18 Закона N 67967), Италии (ст. 567 КТМ).

В германском законодательстве, как и в российском, термин "регистрация морского судна" означает не фиксацию в установленной форме факта существования морского судна в качестве физической субстанции со всеми его техническими свойствами и характеристиками, а прежде всего объявление факта существования морского судна как объекта чьих-то прав. Регистрация морского судна по германскому законодательству не может быть произведена в отрыве от прав конкретных субъектов в отношении него, а технические характеристики судна, зафиксированные в реестре, служат лишь целям идентификации. Регистрируя морское судно, правообладатель (чаще всего собственник), в первую очередь, закрепляет собственные правомочия в форме, требуемой законом.

По немецкому праву регистрация судов в судовом реестре создает так называемую законную презумпцию. Так, абзац 1 § 15 Закона о правах относительно зарегистрированных судов и судовых верфей закрепляет положение, согласно которому собственником судна является то лицо, которое в качестве такового зарегистрировано в судовом реестре. Если в реестре в отношении данного судна зафиксировано иное вещное право, то вступает в силу презумпция, согласно которой такое право действительно принадлежит лицу, указанному в реестре в качестве его субъекта. В том случае, когда в судовом реестре сделана запись об аннулировании права на зарегистрированное судно, считается, что такое право уже не существует.

Если какое-либо из указанных прав ограничено, то в отношении приобретателя такое ограничение действительно только в том случае, если этот факт был очевидным исходя из содержания судового реестра или сам приобретатель знал о таком ограничении.

Указанные нормы закона представляют собой законодательное воплощение рассмотренного нами ранее принципа публичной достоверности, положенного в основу любой системы укрепления прав на недвижимое имущество, в том числе германской.

Примечательно то, что упомянутая презумпция не является абсолютной, она может быть оспорена с использованием соответствующих документов и доказательств. Вопрос об осуществлении права на исправление содержания судового реестра в немецком праве регламентируется § 18 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи. Норма этого параграфа закрепляет право лица, чье право не зарегистрировано, неправильно зарегистрировано или праву которого нанесен ущерб зарегистрированным, но не существующим правом, требовать исправления содержания судового реестра от того лица, чье право может быть изменено в результате исправления. Границы исправления очерчиваются добросовестностью того, чье право затрагивается таким исправлением: оно не может применяться против добросовестных третьих лиц, приобретающих вещное право от субъектов, права которых зарегистрированы вопреки действительному положению дел, т.е. при отсутствии материально-правовых оснований. Лицо, требующее исправления содержания судового реестра, несет все расходы, связанные с осуществлением этой процедуры, если иное не установлено соглашением между лицом, требующим исправления, и лицом, чье право подлежит исправлению. Лицо, по требованию которого была проведена регистрация соответствующего права, виновное в предоставлении сведений, не соответствующих действительности, обязано возместить ущерб лицу, руководствовавшемуся в своих действиях информацией, содержащейся в регистрационной записи.

Применение сроков исковой давности в отношении требований по исправлению записей в судовых реестрах запрещается (§ 20 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи).

Очевидно, что нормы об исправлении судового реестра созвучны правилам об исправлении, положенным в основу ведения поземельных книг. Данное обстоятельство является еще одним свидетельством того, что системы укрепления прав на недвижимое имущество и морские суда строятся по единым канонам.

Принцип публичной достоверности в системе укрепления прав на морские суда воплощен также в норме § 16 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи. Согласно данному положению право собственности на судно, ипотека судна, вещное право на него, установленные в результате заключения гражданско-правовой сделки или в силу закона и зарегистрированные в судовом реестре, считаются действительными, несмотря на то что имеются возражения относительно правильности записи.

Значение этого правила становится понятным из содержания предоставленного другой нормой Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи правомочия регистрировать в судовом реестре возражения относительно верности произведенной записи. Регистрация возражения осуществляется на основании заявления лица, требующего исправления данной записи, а также по решению суда. Право, зарегистрированное в судовом реестре, несмотря на зарегистрированные возражения остается действительным, однако делает невозможной ссылку на публичную достоверность судового реестра для третьих лиц, приобретающих права на данное имущество после внесения возражения. Это означает, что лицо, приобретающее право на судно, в отношении которого в реестре зарегистрированы возражения, не считается добросовестным приобретателем в случае возникновения спора относительно этого объекта, а значит, может лишиться своих прав на него.

Указанные положения закона о возможности регистрации возражений практически идентичны нормам вотчинного законодательства Германии о протестации.

В нормах немецкого законодательства о регистрации морских судов обнаруживается и аналог предварительной отметки, предусмотренной вотчинным законодательством Германии. Так, § 10 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи упоминает о предварительной регистрации. Такая регистрация используется в качестве меры обеспечения требований об ограничении, изменении или прекращении прав в отношении судна, а также об изменении содержания или порядка осуществления этих прав. Предварительная регистрация соотносится только с будущими или условными требованиями. Юридические последствия регистрации очень серьезны: даже решение суда, принятое после предварительной регистрации, может быть отменено, если этим решением наносится ущерб обеспеченному предварительной регистрацией требованию.

Значение государственной регистрации прав в отношении морских судов состоит в том, что благодаря ей определенный факт объективной действительности (а именно факт совершения регистрационной записи в специальных реестрах) превращается во внешний знак наличия или отсутствия права на морское судно. А такие знаки, как было отмечено, являются необходимой предпосылкой функционирования гражданского оборота, поскольку позволяют исходить из наличия прав у лица, зарегистрированного в качестве правообладателя.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.