Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

2021-05-27 34
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

1. Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него

деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т. е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует! особый рынок — рынок труда. Рынком труда называют общественные механизмы, при помощи которых одни члены общества — работники — имеют возможность найти работу, соответствующую их] способностям, знаниям и умениям, а другие — работодатели, могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.

На рынке труда продается и покупается особый то-1 вар, называемый рабочей силой. Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции. Как и на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают I свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту це-1 ну, которую они готовы за нее заплатить.

Таким образом, на рынке труда, как и на иных! рынках, имеются предложение, спрос и цена, т. е.  заработная плата. Заработная плата — это вели чина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени. Объем предложения рабочей силы на рынке бывает разным и может определяться разнообразными факторами: удаленностью предполагаемого рабочего места, налоговой системой, социальными льготами  и, конечно, заработной платой. Чем выше заработная плата, которую требуют работники за свой труд,  тем меньшее их число смогут нанять работодатели, и, наоборот, чем меньше заработная плата, предлагаемая работодателями, тем меньшее количество

людей готово выполнять требуемую работу. Объем спроса на рабочую силу определяется потребностями работодателей, оснащением производства и общими потребностями экономики в целом.

На пересечении интересов работников и работодателей образуется равновесная цена товара (рабочей силы), т. е. зарплата. Она является показателем того, что число людей, готовых заниматься определенной работой, и количество мест, предоставляемых работодателем, совпадают. Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом. Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах.

1. Повременная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанных работником.

2. Сдельная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.

3. Смешанная форма зарплаты представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повременной, и сдельной оплаты. Подобная форма оплаты труда сегодня является одной из наиболее популярных. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником времени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.

Различают номинальную заработную плату и реальную. Номинальная заработная плата — это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег. Реальная

зарплата — это сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги.

Те, кому работодатели предоставляют  возможность трудиться, называются занятыми, а те, кто не смог найти работу, — безработными.

Безработицей считается такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям. В экономической науке существует много различных теорий, раскрывающих причины безработицы. Можно выделить три основные точки зрения на данный вопрос:

1) причиной безработицы является слишком высокая заработная плата;

2) безработица как результат слишком низкого! спроса на рабочую силу;

3) безработица предопределена негибкостью, характерной для рынка труда, что затрудняет установление необходимого соотношения между спросом и предложением.

Первое объяснение причин безработицы иногда называют классическим. Оно доминировало в экономической науке до появления работ Дж. Кейнса. Согласно сторонникам этой точки зрения, причиной безработицы являются завышенные требования самих I работников, предъявляемые к работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. При I подобной ситуации какой-либо специальной экономической политики вести не требуется, поскольку, как | утверждают классические экономисты, безработица в данном случае является добровольной: наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.

В 30-е гг. XX в., в период мирового экономического кризиса, ошибочность подобной позиции стала очевидной. Утверждать, что безработица не представляет собой серьезной проблемы или что она является добровольным выбором наемных работников, было уже невозможно. Поэтому господству взглядов экономистов классической школы пришел конец.

Новое объяснение проблемы предложил Дж. Кейнс. Согласно его взглядам, объемом производства в обществе управляет так называемый совокупный спрос, который определяет и спрос на рабочую силу. Следовательно, по мнению Кейнса, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Он утверждал, что традиционная политика невмешательства государства в решение проблемы безработицы неэффективна. Он доказывал, что государство должно бороться с безработицей при помощи активной финансовой политики. Повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем совокупного спроса в экономике. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и снизит уровень безработицы в обществе.

Третье объяснение причин безработицы сводится к тезису о том, что безработица является следствием негибкости, характерной для рынка труда. В основном сторонники этой точки зрения в своих выводах опираются на данные статистики. Согласно этим данным, на рынке труда постоянно происходит, с одной стороны, появление свободных рабочих мест, а с другой — приток рабочей силы. Предложение на рынке труда все время изменяется: кто-то находит работу, кто-то теряет, кто-то меняет свой социальный статус (например, становится пенсионером). Постоянно совершенствуются и требования, предъявляемые к квалификации людей, ищущих работу. Поэтому далеко не всегда наличие свободных рабочих мест может привести к уменьшению числа безработных. Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. Если говорить еще конкретнее, то на практике существует не единый рынок труда, а совокупность различных специализированных рынков той или иной профессии. В связи с этим на практике часто оказывается, что свободные места, существующие на каком-либо специализированном рынке труда, объективно не могут быть заполнены людьми, ищущими работу,

в силу того, что последние просто не имеют необходимого образования.

Согласно этой точке зрения, и свободные места, и безработица существуют постоянно. Причем это мо-| гут быть различные виды безработицы:

а) структурная, при которой трудоустройство является невозможным из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы и не существует средств, способных изменить данное положение;

б) фрикционная, когда уволенный работник сталкивается с необходимостью найти свободное место для работы по своей специальности;

в) застойная, когда работники не имеют возможности найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом. I В этом случае происходит сокращение общего количества рабочих мест, и единственным выходом для | работников является, как правило, переезд на новое место жительства;

г) скрытая, при которой работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства I по своей основной специальности.

Экономисты предлагают целый ряд мер, которые I способны смягчить проблему безработицы. Во-первых, государство должно позаботиться о создании в стране достаточно гибкой системы образования, которая была бы способна быстро реагировать на изменения в структуре спроса на рынке труда. Это касается как начального, так и высшего образования, а также системы переквалификации и переподготовки тех работников, которым реально грозит безработица. Во-вторых, большую помощь в борьбе с безработицей может оказать хорошо поставленная информационная служба. В ее задачу должно входить информирование, с одной стороны, работников о наличии вакансий, а с другой — работодателей об имеющихся предложениях рабочей силы. Наконец, стоит учитывать и фактор географической мобильности, т. е. склонность людей переезжать в те места, где есть работа. Государство должно поощрять переезжающих

людей и помогать им обустраиваться на новом месте. В то же время при помощи хорошо продуманной политики государство может обеспечить разумное приближение рабочих мест к безработным, что предотвратит процесс обезлюдевания экономически неблагополучных регионов.

Однако современная экономическая наука уже пришла к выводу о том, что полное искоренение безработицы невозможно. Более того стране полезно иметь небольшой, так называемый естественный уровень безработицы. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда, поскольку данный рынок, как и любой другой, в случае, если на нем отсутствует конкуренция, может прийти в состояние застоя. Но, если безработица в стране превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезных социальных конфликтов.

2. Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Родиной науки в Европе считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху Средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями наук»] являются:

а) познавательно-объяснительная — наука призвана познавать и объяснять устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая — наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и  многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не I только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут 1 показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, условно делятся на естественные, общественные и технические науки. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) изучают мир живой и неживой природы; общественные, или социально-гуманитарные (философия, история, социология, политология, этика, экономика, I право и др.) — общество; технические (материаловедение, сопротивление материалов, гидравлика | и др.) — технику и технологию производства.

Каждая из указанных наук отличается своим объектом, предметом и методами исследования. Под

объектом научных исследований понимают некую, не зависящую от ученого реальность (природную или социальную), на которую направлено познание. Предмет науки — те свойства, стороны, отношения и процессы в данной реальности, которые непосредственно подвергаются изучению. Метод — это способ достижения цели исследования, так называемая совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

В зависимости от степени связи с практикой науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания:

1) модель постепенного развития науки. Ее сущность выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников;

2) модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции, любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». Парадигмой. называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие со стороны последнего.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (напри- ' мер, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Например, существует закон «развития науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

3. Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

В современном обществе изменяются роль и место семьи в традиционном ее понимании. Уходит в прошлое патриархальная модель семьи с главенствующей ролью отца, растет число неполных семей, все большее количество детей рождается вне брака, легализуются однополые союзы, которые не в состоянии реализовать функцию репродукции. Конечно, неполная семья не может обеспечить должный уровень социализации детей, а следовательно, ограничена в выполнении одной из основных функций семьи. Для правильной социализации ребенка в семье действительно необходимы любящие друг друга и самого ребенка мужчина и женщина, и их союз должен быть устойчивым и долговременным. С ростом доступности информации, с все возрастающей информатизацией общественной жизни значение семьи в социализации подрастающего поколения сокращается, уступая место СМИ, Интернету и т. д. Отсутствие необходимости в совместной деятельности родителей и детей, переход от семьи производящей к семье потребляющей приводят к ослаблению родственных связей.

Однако все это свидетельствует не о кризисе семьи как таковой, а об упадке традиционной семьи (расширенной, т. е. состоящей из трех и более поколений, официально зарегистрированной, члены которой заняты совместной деятельностью).

Общество выработало новые формы семьи, обеспечивающие «прагматическое выживание», а вот универсальной модели семьи пока еще нет.

Билет № 10

Спрос и предложение.

2. Мораль, ее категории.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.