У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания: — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:

2021-05-27 41
У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм». В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым». Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

 

1. Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова 81га1;ит — «слой, пласт». Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации сле-1 дует признать кастовый строй. Кастой называют] такую социальную группу (страту), членство в кото-] рой передается человеку только по рождению. Пере-^ ход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться» еще раз. Классическим примером кастового обществ^ является Индия. Там существуют четыре основные! касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы: а) брахманы — священнослужители; б) кшатрии — воины; в) вайшьи — куп-1 цы; г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту] и занимают низшую позицию.

Следующую систему стратификации составляют! сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.] Обычно в обществе существуют привилегированные! и непривилегированные сословия. Например, в За-1 падной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли —I первое сословие и второе сословие), ко второй — ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г., кроме привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство), существовали и полупривилегированные сословия' (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью за-| крепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам по-1 лучения и размерам той доли общественного богатст-| ва, которой они располагают». Классовый подход не-

редко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

• этническая структура (род, племя, народность, нация);

• демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

• поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

• классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

• профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев.

2. В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиант-ным) называют такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Социологи дают и другое опреде-

ление: отклоняющееся поведение — это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и» приводить к положительным последствиям. От деви-антного поведения следует отличать эксцентричность, под которой понимают индивидуальные особенности поведения, не приносящие вреда общественным от- I ношениям (например, особенности характера, тем- I перамента).

Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Оно может проявляться и у отдельных людей (аморальный проступок), и в малых группах (семейные конфликты), и в деятельности государственных органов (коррупция, бюрократизм).

Особую опасность представляет делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Раз- I личные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступления. Преступлением называется общественно опасное уголовно противоправное виновное деяние, за которое предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе РФ.

Вопрос о причинах девиантного поведения не нашел однозначного решения в науке. В конце XIX в. довольно популярными были различные биологиза-торские объяснительные модели. Так, известный итальянский ученый Ч. Ломброзо объяснял склон-

ность к преступлениям деградацией отдельного индивида до состояния, свойственного ранним стадиям человеческой эволюции. Для определения такой личности им было введено понятие «преступный человек», поведение которого объяснялось врожденными, биологическими особенностями. Наряду с такими трактовками девиации были сформулированы и иные объяснения. Известный французский социолог Э. Дюркгейм полагал, что объем негативного девиантного поведения резко возрастает в период кризисных ситуаций в развитии общества (революций, гражданских войн). В эти периоды социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения. Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей в обществе культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Современное обществознание исходит из плюралистической концепции причин возникновения отклоняющегося поведения индивида: в каждом конкретном случае ведущую роль могут сыграть и генетические отклонения, и сложные личные психологические обстоятельства, и внешние, т. е. существующие в обществе социальные явления и процессы. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от общепринятых норм, общество применяет социальные санкции. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

3. Известный французский мыслитель-рационалист Б. Паскаль (1623—1662) в своих афоризмах отразил утвердившееся в рационалистической философии новое представление о справедливости: в отличие от

античной и средневековой интерпретации, где она I обосновывалась авторитетом естественного закона и I божественной воли, справедливость оказывается за-1 висимой от воли человека. Соответственно утверж-1 дение справедливости того или иного общественного 1 порядка, учреждения, закона и т. д. в силу его «есте-1 ственного» или «божественного» происхождения I становилось невозможным. Именно в философии I Нового времени осознаны, с одной стороны, относи- I тельность всякого представления о справедливости, 1 а с другой — необходимость справедливости как не- I которой идеи, с точки зрения которой оценивается 1 то или иное общественное установление.

Таким образом, идея справедливости становится И необходимой для моральной оценки тех или иных I законов и учреждений. Такое понимание справедли- I вости связано с противопоставлением права и закона и позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Но нельзя сводить справедливость к мора- I ли: она столь же тесно связана с исполнением долга I и неуклонным следованием социальным нормам, I т. е. имеет и правовой аспект. Поиск возможностей совмещения справедливости и силы (такого положе- I ния вещей, когда закон соответствовал бы нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь I посредством закона) привел к формулированию ба- I зовых постулатов правового государства.

Билет № 17


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.