Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

2021-05-27 21
Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Важнейшими элементами общества являются социальные институты (лат. тегНийе — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

1) в воспроизводстве рода;

2) в безопасности и социальном порядке;

3) в средствах существования;

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера. Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Характерными чертами социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

28

29

2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;

5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней.

Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица.

Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом позна-п и я в узком смысле является познаваемый предмет, и широком — весь окружающий мир в тех границах, и которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. 11 роцесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие члены общества:шают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;

2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;

3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное(база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).

Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581—1626): «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.

3. Поскольку под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли наро- ' да источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власти всего народа — главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всех перед законом — неотъемлемое свойство демократического режима. Гласность, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа.

К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:

1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;

2) право меньшинства на оппозицию, при подчи- | нении решениям большинства;

3) политический плюрализм;

4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно не- |

.1.1НИСИМЫ и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;

5) выборность основных органов государственной к плети на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компе-I ситных в решениях местных проблем.

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

2. Понятие истины, ее критерии.

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас.<аложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

I. Совершенно очевидно, что исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовари-актен. В общественном развитии взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных интересами, ожиданиями и волей множества людей и их объединений. С одной стороны, исторические события, цепь которых и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Таким образом, в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива.

Исторической альтернативой является такая историческая ситуация, которая характеризуется борьбой общественных сил за реализацию существенно отличных возможностей общественного развития.

В любой исторической ситуации есть возможность выбора, и историческое развитие всегда ставит перед человеком альтернативу поведения. Это обусловлено тем, что абсолютной неизбежности именно данного хода событий, исключающей какие бы то ни было иные возможности развития, не существует: всегда имеется множество тенденций, которые при определенных условиях могут осуществиться. Многозначность (случайность) общественных явлений порождает вероятностный характер их осуществления. Игнорирование альтернативных ситуаций обедняет представления об исторической реальности. Изучение этих ситуаций позволяет более широко и глубоко охарактеризовать ход исторического развития.

Однако сам факт признания альтернативного характера развития многих исторических явлений не нарушает закономерности этого развития потому, что при ведущей роли субъективного фактора в складывании и разрешении альтернатив действие данного фактора ограничено объективными условиями. Альтернатива — это выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора. Но возникновение разных возможностей является объективным процессом.

При анализе вариантов общественного развития нужно прежде всего установить реальность альтернативной ситуации, ее действительное наличие в историческом процессе. Это приходится подчеркивать потому, что существует опасность увидеть такую ситуацию там, где ее в самой исторической реальности не было. Необходимо также различать понятия «альтернатива» и «вариант». Понятие «альтернатива» обозначает возможность и (или) результат реализации качественно различных путей развития. Понятие «вариант» предполагает количественные различия при единой качественной основе. И хотя грань между этими понятиями относительна и под-цпжна, не всякий выбор варианта поведения означает наличие альтернативной ситуации.

Условиями реализации исторической альтернати-Н1.1 являются: 1) наличие в действительности (а не и воображении субъектов исторического процесса или его исследователей) существенно различных возможностей (тенденций) последующего развития; 2) существование общественных сил, ведущих борь-Пу за реализацию этих возможностей.

Победа одной из альтернативных возможностей снимает противостоящую ей возможность, и альтернативная ситуация исчерпывает себя. В какой мере это понятие» является окончательным, зависит от того, насколько победившим силам удалось подавить противостоящие силы и устранить возможности альтернативного развития. Это определяется тем, насколько глубоки объективные исторические корни этой возможности и как велики силы, борющиеся за нее. Но возможны и такие альтернативные ситуации, когда ни одна из противоборствующих тенденций развития и стоящие за ними общественные силы не могут взять верх. Если такое противостояние длительно, то ход исторического развития может снять эти альтернативы в результате возникновения новых возможностей.

Ярким примером альтернативной ситуации, имевшей судьбоносное значение для нашей страны, являются события 1917 г., когда различные общественные силы вели борьбу за реализацию существенно отличных друг от друга вариантов дальнейшего развития.

2. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим считается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым является следующее определение: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Субъективная сторона истины указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека но взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

• О целенаправленность;

б) предметно-чувственный характер;

в) преобразование окружающей действительности.

целенаправленность проявляется в создании и людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, п рамках которой такого контакта не происходит). 1! как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание и мышление. Происходит взаимообогаще-и не индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С оДной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Помимо практики, существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Открытие истины — длительный процесс, занимающий десятилетия и даже столетия. Фактически истина находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

3. Речь идет о законах, которые закрепляют фактическое неравенство граждан, предоставляя отдельным категориям населения преимущества, льготы и привилегии перед другими. Разумеется, что подобные законы не могут считаться правовыми и не соответствуют идеологии правового государства, исходящей из принципов формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы для участников общественных отношений, всеобщей справедливости. Правовое государство основывается на принципе верховенства права, «связанности» государства правом. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом, и в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их. Необходимо различать право как объективный регулятор общественных отношений и закон как форму выражения права: законы не всегда адекватно выражают право, в связи с чем от правовых необходимо отличать не правовые законы, которые законодателем не должны приниматься, а судами — применяться.

Основанием для правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое

/ншснство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для ш-1-4 масштабу, общей норме. Там лее, где люди де-имтся на свободных и несвободных, последние отно-глгея не к субъектам, а к объектам права, и на них 111 > 11111 щпы правового равенства не распространяются.

Билет № 7


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.