Правовые ценности: понятие, виды. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Правовые ценности: понятие, виды.

2021-05-27 40
Правовые ценности: понятие, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По своему эйдетическому смыслу правовыми ценностями могут быть только положительные ценности. При этом следует различать правовые ценности эйдетические и социо-культурные.

Два вида правовых ценностей: Эйдетические правовые ценности и социокультурные правовые ценности.

1- Эйдетические правовые ценности (формальные) - это ценности самого права, неразрывно с ним связанные, вытекающие из его идеи. Но их выделение возможно только в рез-те феноменологической редукции. В социальной жизни права они всегда получают конкретную социо-культурную интерпретацию, и не только интеллектуальное, но и эмоциональное значение.Þ все социо-культурные ценности имеют ярко выраженный межличностный, коммуникативный хар-р, что соответствует коммуникативной природе самого права.

В праве можно выделить:

ценность объективного права (правовых норм);

ценность субъективного права (правовой свободы субъекта, направленной на достижение цели через реализацию соответствующего поведения другого субъекта);

ценность права как психосоциокультурной целостности.

   Результат действия любого права - установление определенного коммуникативного порядка. Право - это не беспорядок, не произвольные и случайные отношения между людьми хотя бы потому, что оно предполагает целенаправленное взаимодействие между субъектами права, упорядоченность их отношений, что создает необходимую безопасность. Þ правовой порядок - положительная ценность, в противоположность отрицательной ценности хаоса, беспорядка.

   Но правовой порядок ценен не сам по себе, а как условие возможности координированных правовых действий субъектов права и как рез-т таких действий. Независимо от содержания этих действий сама свобода их совершения в рамках права (возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант внешнего поведения и тем самым определять поведение других) является правовой ценностью. Право в этом ценностном контексте можно предварительно определить как упорядоченную свободу.

    Само субъективное право порождается правовой обязанностью, которая с аксиологической стороны выступает как ответственность. Ответственность в этом смысле можно определить как сознательную направленность действий субъекта на реализацию должного. Ответственность субъекта формируется как правовая установка на выполнение тех внешних требований, которые к нему предъявляет общ-во. Глубинным регулятором ответственного поведения служит совесть. Такая ответственность - есть правовая ценность.

   Правовой порядок - есть социально признанный порядок Þ любой правопорядок является и порядком справедливым. Справедливость явл-ся одним из модусов должного. Соответствие должному и есть справедливость. Недолжное справедливым быть не может. Правовой порядок, как порядок, основанный на социально признанных нормах должного поведения, есть в силу этого порядок справедливый.

2 - Социокультурные правовые ценности (содержательные) - те ценности, содержание которых отражает особенности социокультурного развития конкретного общ-ва. Культурные ценности не явл-ся универсальными и всегда отражают особенности бытия того или иного этноса, что не исключает наличия исторически общих базовых ценностей для родственных социальных систем. Чаще всего, социокультурные ценности лежат в основе какой-либо правовой идеологии.

  Так, например:

Правовая ценность свободы, рассмотренная не формально, а содержательно, сквозь призму различных правовых идеологий, приводит к давнишнему противостоянию индивидуализма и универсализма. В первом случае приоритетной призн-ся свобода человеческой личности, во втором - ценность свободы общ-ва.

  С точки зрения таких же критериев может рассм-ся и справедливость и цель правопорядка (справедливо то, что обеспечивает внешнюю свободу человеческой личности; справедливо то, что обеспечивает единство общ-ва и т.д.).

    Эйдетически равенство в праве может иметь значение только как формальное равенство. Субъекты равны постольку, поскольку они есть правовые субъекты, участники определенного правопорядка, носители взаимных прав и обязанностей. Формальное рав-во имеет место также там, где одни и те же субъекты подпадают под действие одних и тех же правовых норм. В данном смысле рав-во присутствует в любой правовой сис-ме, даже в такой, которая основана на социальном нерав-ве и на нерав-ве прав, т.е. оно имеет место и в рабовладельческом праве, и в сословно-кастовом. Иное значение идея правового рав-ва получает в случае ее идеологической интерпретации как необх-ти наделения всех людей равной правосубъектностью, т.е. равными правами и обяз-тями. Такое требование основ-ся на ценностном мировоззрении, в соотв-ии с которым все люди равны между собой, потому что все они, например, как твари Божьи, равноценны.

  Еще более неопределенное социокультурное значение имеет такая правовая ценность как справедливость. Социокультурные представления о справедливости в праве носят относительный, а не абсолютный характер. Это связано по крайней мере с двумя обстоятельствами:

- с отсутствием у самого права возмож-ти выступать носителем абсолютной справедливости;

- с отсутствием общих для всех представлений о справедливости.

   Социокультурные ценности, которые находят отражение в праве, не исчерпываются вышеперечисленными. Все, что, так или иначе, связано с правовой структурой, может выступать правовой ценностью (материальной или не~), формируя содержание правовых норм.

   Но при этом следует различать имманентные правовые ценности (т.е. присущие самому праву) и трансцендентные правовые ценности (выходящие за пределы самого права), которые отражают интересы и потребности людей и реализуются при помощи права. Это может быть здоровье, достоинство, безопасность, информация, деньги и т.д.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.